7 городов России, где есть метро

23 янв 2023, обновлено 8 ноя 2024
7 городов России, где есть метро

Найти экскурсию

Показать
Московский и санкт‑петербургский метрополитен — это целые города под землёй со множеством станций, линий и пересадочных узлов. При этом в некоторых других городах России метро выглядит куда более скромно, например состоит из одной ветки. Кстати, омская подземка, где с 1992 года полностью завершена только одна станция, вообще стала поводом для шуток.

Разбираемся, где находится самое маленькое метро, в каком городе России выкопана самая глубокая станция и что ещё интересного таят в себе подземки.

Московский метрополитен

Столичная подземка — самая большая в России. Метро Москвы на начало 2023 года насчитывает 14 линий и более 270 станций (число которых всё время увеличивается). И это без учёта Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД), вошедших в систему городского транспорта за последние годы. Суммарно на них ещё почти 200 станций. Но московское метро активно развивается, поэтому новые станции (и даже ветки) открываются в столице постоянно.

Где в России есть метро
Между 15–20 мая 1935 года (сразу после открытия метрополитена). Станция «Сокольники»

История у Московского метрополитена долгая и насыщенная. Его начали строить и открыли первым в стране, и с момента запуска в 1935 году он полностью закрывался только однажды, 16 октября 1941 года. Во время Великой Отечественной войны партизаны устраивали под землёй сходки, а москвичи пережидали бомбёжки. Так, известно, что во время воздушных тревог на станциях родилось более 200 детей.

Ещё по теме
 
«Римская» • «Пражская» • Фото: Георгий Петрусов, Gennady Grachev, CC BY 2.0, Antares 610, CC0

Метрополитен в Москве — не просто вид транспорта, а отдельная до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть города. Почти каждая станция здесь с историей. Причём не только в центре. Интересны, например, истории международных названий станций. Например, в строительстве «Римской», где в нижнем вестибюле можно увидеть скульптуры младенцев Ромула и Рема и единственный в столичной подземке фонтан, участвовали итальянские архитекторы. А «Пражскую» в 1985 году проектировали специалисты из Чехословакии, в то время как советские строители параллельно возводили станцию «Московскую» в Праге. Получился своеобразный обмен подарками между метрополитенами.

Санкт‑Петербургский метрополитен

Он состоит из 72 станций на пяти линиях, которые тянутся почти на 125 километров. Это второй по размерам российский метрополитен. Однако подземка Санкт‑Петербурга интересна не длиной тоннелей, а своими уникальными достижениями. Например, станция «Адмиралтейская» считается рекордно глубокой во всей стране (86 метров). А платформа «Автово» с мозаичными панно и стеклянной отделкой колонн под хрусталь официально входит в десятку самых красивых в мире!

Помимо прочих, отдельного внимания в Санкт‑Петербурге заслуживает станция «Площадь Александра Невского 2», которая находится рядом с Александро‑Невской лаврой. Её оформили по образу древнерусской крепости: мраморные арочные галереи выглядят как укрепления, решётки светильников — как бойницы, а «чешуйки» кольчуги на путевых стенах имитируют доспехи воинов.

1950 год. Строительство эскалаторного тоннеля станции метро «Технологический институт» • «Автово» • «Площадь Александра Невского 2»

Кстати, у метро Санкт‑Петербурга есть свой музей. Он находится на улице Одоевского, 29, рядом со станцией «Приморская». Здесь получится увидеть старинные вагоны разных лет, посидеть в кабине машиниста и посмотреть на движение мини‑поездов по тоннелям на детальном макете.

Ещё по теме
 

Нижегородский метрополитен

Третье по величине метро в России, хотя в нём лишь 15 станций на двух линиях. При этом в некоторых вещах метрополитен Нижнего Новгорода, открытый в 1985 году, даже опередил столичные. Например, здесь впервые в России появилась четырёхпутная станция — «Московская», украшенная мозаиками с видами Златоглавой. А в 2017‑м нижегородское метро стало одним из первых в мире и первым в стране с возможностью оплатить проезд бесконтактным способом. А вот назвать скоростным этот вид транспорта в городе не получится: интервалы движения поездов тут очень большие — 10‑12 минут.

Оформление станций здесь не такое богатое, как в Москве или Санкт‑Петербурге, но есть интересные детали. Например, «Ленинскую» украшает первый и пока единственный в России памятник рабочему-метростроевцу. А на «Чкаловской» получится увидеть необычное освещение: лампы изображают белый след от самолета на синем небе‑потолке. А ещё на этой станции заложена капсула времени с посланием будущим комсомольцам — откроют её только в 2087 году.

«Московская» • «Ленинская» • «Чкаловская» • Фото: Florstein, Алексей Трефилов, CC BY-SA 4.0, CC BY-SA 4.0

У нижегородского метро тоже есть свой музей — он находится в первом вестибюле «Комсомольской». Посетителей экспозиции ждут архивные фотографии, мини‑модели поездов и уникальные раритеты, например специальная машина для подсчёта монет и жетонов.

Ещё по теме
 

Новосибирский метрополитен

Открылся в 1986 году и стал самым восточным в России. Как и в Нижнем Новгороде, здесь тоже две линии. Но станций на начало 2023 года меньше — 13. Некоторые имеют очень интересное оформление, например: стены «Речного вокзала» украшены цветными витражами с изображениями сибирских городов, на «Октябрьской» можно увидеть сюжетное панно со штурмом Зимнего дворца во время революции, а на «Гагаринской» колонны имитируют летящие в космос ракеты.

«Речной вокзал». Фото: Руслан Левиев • Метромост

Однако главная гордость метро Новосибирска — крытый метромост через Обь. Он тянется на 2145 метров и считается одним из самых длинных подобных сооружений в мире. Благодаря специальному температурному шву, который может расширяться и сокращаться в пределах 50 сантиметров, конструкция выдерживает очень низкие и очень высокие температуры.

Казанский метрополитен

Первая подземка из нашего списка, которая имеет всего одну линию. Она тянется через весь город почти на 17 километров и включает в себя 11 станций. А ещё метро в Казани очень молодое: его открыли только в 2005 году, но в ближайшие годы планируют расширять.

Самое красивое оформление досталось двум центральным станциям. «Кремлёвская» стилизована под Казанский кремль и украшена изображением Зиланта — татарского мифического существа в облике дракона. А на путевых стенах «Площади Габдуллы Тукая» можно увидеть изображения героев различных татарских сказок. Из других примечательных деталей в оформлении станций казанского метро — необычные люстры в виде салютов на «Проспекте Победы» и светильники‑деревья на «Дубравной».

Ещё по теме
 
«Кремлёвская» • «Площадь Габдуллы Тукая • «Проспекте Победы» • Фото: A.Savin, FAL, Юкатан, CC BY-SA 4.0

Самарский метрополитен

На его единственной линии работают 10 станций. Самая первая станция, «Юнгородок», была открыта в 1987 году вблизи авиационного завода. Последняя станция ветки — «Алабинская», расположенная недалеко от набережной Волги, — заработала в 2015 году и названа в честь городского главы Самары конца XIX века П. В. Алабина, которому город обязан мощным инфраструктурным развитием и появлением историко-краеведческого музея.

Некоторые платформы самарской подземки имеют тематическое оформление. Например, на станции «Победа» над путями красуются крупные военные ордена и подсвеченные витражи с салютами, на «Гагаринской» можно увидеть колонны в виде ракет в окружении тёмно‑синих стен, напоминающих о звёздном небе. Вышеупомянутая «Алабинская» оформлена в духе XIX века — с изящными коваными фонарями и панно, изображающим Самару позапрошлого столетия. Так архитекторы станции отдали дань уважения одному из выдающихся городских управленцев.

«Победа» • «Гагаринская» • «Алабинская». Фото: GamesDiscussion, CC BY-SA 4.0

Екатеринбургский метрополитен

На сегодняшний день подземка уральской столицы — это девять станций. Метрополитен открыли в апреле 1991 года, и первое время он назывался Свердловским. Историческое название Екатеринбургу вернули уже через несколько месяцев — когда распался СССР. После этого переименовали и метро. Интересный факт: поначалу из‑за небольшого количества пассажиров в составах из четырёх вагонов использовали всего два — первый и последний, — а остальные просто возили пустыми.

Ещё по теме
 
«Уралмаш» • «Геологическая» • «Ботаническая» • Фото: A.Savin, FAL

Почти все станции подземки Екатеринбурга отличаются тематическими интерьерами. Например, станция «Уралмаш» воспевает труд уральских рабочих: на её сводчатом потолке сделаны диагональные «прорези» для ламп, которые внешне напоминают резьбу винта. А на путевых стенах «Геологической» можно увидеть панно из разных сортов камня с изображением земной коры в разрезе — в честь богатства природных недр Урала.

Заключение

Увлекательно провести время в метрополитенах разных городов и познакомиться с их особенностями можно на экскурсиях Tripster. Например, местные опытные гиды из Санкт‑Петербурга во время подземной прогулки научат быстро определять тип станции по нескольким главным признакам. А в Москве получится организовать прямо в метро развлекательную игру‑квест.

Автор: Никита Показанников

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

10 самых интересных городов‑миллионников России10 самых интересных городов‑миллионников России Варианты для путешествий: куда поехать и что посмотреть за пару дней

Еще экскурсии по теме