Андрей Рублёв: где увидеть шедевры легендарного мастера

10 апр 2023, обновлено 28 окт 2024
Андрей Рублёв: где увидеть шедевры легендарного мастера

Найти экскурсию

Показать
Шесть веков назад Андрей Рублёв совершил переворот в иконописи: отказался от византийской суровости и драматизма и положил начало русской традиции. Многие шедевры мастера безвозвратно утрачены, но уцелевшие вызывают трепет. Они словно излучают внутренний свет и гармонию. Разбираемся, где находится «Троица» Рублёва и другие его работы.

Троице‑Сергиева лавра: чудо‑образ «Троицы»

Андрей Рублёв написал знаменитую икону для Троицкого собора — главного храма лавры в Сергиевом Посаде. Иконописец работал здесь вместе с Даниилом Чёрным и артелью мастеров в 1422–1427 годах.

Впервые в истории иконописи Рублёв изобразил Святую Троицу без Авраама и Сарры, еды на столе и заколотого тельца — на рисунке только три ангела‑путника, чаша и Мамврийский дуб. Этот образ, символизирующий единство, стал новым церковным каноном и достоянием русской культуры.

16 июля 2022 года. Первый «визит» иконы в Свято‑Троицкую Сергиеву Лавру на празднование 600‑летия обретения мощей преп. Сергия Радонежского. Фото: сайт отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Фрагменты истории. Почти 500 лет икона Святой Троицы находилась в иконостасе Троицкого собора лавры, а после Великой Октябрьской революции уникальный памятник истории и культуры передали на хранение в Третьяковскую галерею. Там о реликвии заботились около ста лет.

Весной 2023 года президент России В. В. Путин, по многочисленным просьбам верующих, принял решение вернуть икону Русской православной церкви. Специалистов Третьяковки это решение не порадовало: даже временная передача иконы для проведения богослужений плохо влияла на состояние шедевра.

Тем не менее, после реставрации в центре имени Грабаря «Троица» заняла своё историческое место в Троице‑Сергиевой лавре. Это случилось 23 июня 2024 года, в День Святой Троицы.

Ещё по теме
 
Троицкий собор • Троицкий собор, иконостас. Здесь есть иконы, написанные и самим Рублёвым, и его старшими современниками, и молодыми мастерами

Интересная деталь. До сих пор неясно, где на иконе Бог Отец, где Иисус Христос, а где Святой Дух. Дело в том, что Рублёв не подписал ипостаси Троицы. По одной из версий, Сын Божий в центре: на это указывает клав — вертикальная полоса на одежде от плеча до низа, которая символизирует чистоту и совершенство. По другой версии, Христос справа, поскольку гиматий (плащ) перепоясан у него, как у мужчины‑покойника, справа налево. Загадка не разгадана.

Благовещенский собор: уникальные иконы от чернеца

Известно, что иконостас храма на Соборной площади Московского Кремля в 1405 году расписывали три мастера: Андрей Рублёв, Прохор с Городца и корифей иконописи — Феофан Грек.

Фрагменты истории. Рублёв тогда был чернецом — так называли на Руси монахов. Именно благодаря работе над украшением Благовещенского собора его имя впервые упоминают в летописях.

Авторитетные реставраторы считают, что кисти Рублёва принадлежат шесть икон левой половины праздничного ряда иконостаса: от «Благовещения Пресвятой Богородицы» до «Входа Господня в Иерусалим». Их можно увидеть в третьем ряду снизу. Но авторство образов Благовещенского собора спорно: в 1547 году, когда Иван Грозный стал венчанным царём всея Руси, храм горел. Есть мнение, что после пожара образы написали заново.

Иконостас Благовещенского собора. Фото: Анна Струкова • «Благовещение» • «Крещение» • «Сретение» • «Рождество Христово» • «Преображение» • «Вход в Иерусалим» • «Воскрешение Лазаря»

Интересная деталь. Приглядитесь к Благовещенской иконе, где Архангел Гавриил сообщает Деве Марии, что она станет матерью Бога. Икона наполнена цветовыми символами. Одежды Марии тревожно‑красные — они напоминают о жертвенности Богородицы и будущем распятии Христа. Одеяния ангела умиротворяюще‑зелёные — это цвет жизни и символ того, что Сын Божий воскреснет и спасёт мир.

Ещё по теме
 

Спасо‑Андроников монастырь: от обители до музея

Спасо‑Андроников монастырь на берегу Яузы — ещё одно притягательное место для почитателей творчества Рублёва. Здесь, по одной из версий, он принял иночество. Тут его и похоронили.

Сейчас монастырь не действует. На его территории находится Музей имени Андрея Рублёва, Спасский собор XV века, в котором проходят богослужения, и другие монастырские сооружения.

Собор Спаса Нерукотворного • Памятник Рублёву • Фото: Фёдор Вяземский

Собор Спаса Нерукотворного — самый древний белокаменный храм Москвы за пределами Кремля. Именно его ориентировочно в 1425 году расписывал мастер. До сегодняшнего дня сохранились только два фрагмента росписи на двух откосах окон в алтарной части, так что увидеть их простым посетителям не удастся. Но прийти сюда всё равно стоит: в будни посетителей в церкви мало, так что получится побыть наедине с древними иконами и почувствовать здесь дух прошлого.

Фрагменты истории. Музей Рублёва в стенах бывшего монастыря открыли музей в 1947 году. Экспозиции располагаются в трапезной палате, настоятельном корпусе и церкви Архангела Михаила. В собрании свыше 15 тысяч живописных и рельефных икон XIII — начала XX веков, а также средневековые фрески, скульптуры, старопечатные книги, изразцы и другие экспонаты. Гордость коллекции — икона неизвестного мастера «Спас Вседержитель», которую датируют первой половиной XIII века.

Внутреннее убранство собора Спаса Нерукотворного. Фото: сайт храма

Интересная деталь. Среди раритетов нет ни одной иконы Рублёва. Музей носит его имя только потому, что находится в стенах обители, где мастер жил и творил.

Тут же, у стен Спасо‑Андроникова монастыря, можно возложить цветы к самому известному памятнику Андрею Рублёву. Всего их в России три: два в столице (здесь и в Новоспасском монастыре) и на Соборной площади во Владимире.

Успенский собор во Владимире: масштабные фрески и «Богоматерь»

Злесь можно увидеть самые обширные фрески Андрея Рублёва, дошедшие до нашего времени: «Держащий свиток ангел», «Шествие праведных в рай», «Страшный суд» и другие — площадь росписей более 300 м².

Фрагменты истории. Андрей Рублёв украшал стены храма в 1408 году вместе с Даниилом Чёрным. Рублёвские фрески легко найти и узнать: они располагаются на центральном своде, а от ярких и пёстрых картин XIX века отличаются приглушёнными цветами, лаконичностью и идеальными пропорциями.

Успенский собор во Владимире

Также вместе с учениками Рублёв создал иконы для иконостаса Успенского собора. Некоторые из них хранятся в собрании Владимиро-Суздальского музея‑заповедника. Например, икону «Богоматерь» получится увидеть в здании Палат, что рядом с Успенским собором.

Ещё по теме
 
Фото: Владимир д'Ар

Интересная деталь. «Богоматерь» кисти Рублёва — самая древняя копия чудотворной Владимирской иконы, которую Андрей Боголюбский доставил из опального Киева ещё в 1169 году. Во время нашествия Тамерлана, в 1395‑м, подлинник перенесли в Москву, а Рублёва попросили создать для Владимира список.

Иконописец внёс коррективы: так, Дева Мария смотрит не прямо на зрителя, а куда‑то вглубь себя, словно умиляется счастливому настоящему и одновременно чувствует печаль за будущее своего Сына.

Третьяковская галерея: по следам гениального иконописца

Стоит отметить, что, после того как из Третьяковки забрали «Троицу», в собрании музея ещё остались работы, приписываемые мастеру: например «Спас в силах» и прочие иконы, которые были созданы в 1408–1410 годах для иконостаса Успенского собора во Владимире.

Фрагменты истории. Когда Екатерина II в 1767 году посетила Владимир, её огорчило запущенное состояние Успенского собора. Императрица велела отреставрировать древний храм, и мастера рьяно взялись за дело: поставили новый иконостас «в итальянском вкусе», а от обветшавшего решили избавиться. Иконы артели Андрея Рублёва выкупили крестьяне села Васильевское и развесили в своих местных храмах.

Иконы Рублёва в Третьяковской галерее
Фото: Владимир Замятин

Интересная деталь. Если приглядеться к иконе «Спас в силах», то по углам красного полотна можно разглядеть изображения ангела и трёх животных. Это символы Евангелистов: ангел — Матфея, лев — Марка, орёл — Иоанна, а телец — Луки.

Где ещё находятся иконы Рублёва

Знаменитый монах не только расписывал храмы по всей Руси и создавал крупные иконы для церквей. Он также иллюстрировал богослужебные книги. В фондах отдела рукописей Российской государственной библиотеки хранят «Евангелие Хитрово», созданное в конце XIV — начале XV века.

Семь миниатюр в рукописной книге, на которых изображены евангелисты и их символы, приписывают Рублёву. Один из самых проникновенных образов (так называемый «Ангел Рублёва») — крылатый кудрявый юноша, фигура которого замкнута в символ вечности — круг.

«Апостол Иоанн Богослов со своим учеником Прохором» • «Ангел Рублёва» • «Символ евангелиста Марка — лев»

Последний раз Евангелие показывали на выставке «Вы — свет мира», которая проходила в 2018 году. Сейчас раритет находится на хранении в отделе рукописей, но можно полюбоваться его оцифрованной версией — в Национальной электронной библиотеке в разделе «Книжные памятники».

Заключение

Иконописное творчество Рублёва по глубине мысли, тонкости исполнения и гуманизму сравнивают с литературными произведениями Пушкина. Работы наполнены такой гармонией и ясностью, что рассматривать их можно очень долго. И хотя наследие мастера небольшое, прикоснуться к его гению может каждый желающий — достаточно приехать в Москву, Владимир или Сергиев Посад.

Автор: Анна Пыльцына

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Где стоит изучать стили храмовой архитектуры в РоссииГде стоит изучать стили храмовой архитектуры в России Деревянное зодчество Русского Севера, московское барокко и другие выдающиеся направления

Еще экскурсии по теме