Азулежу: история знаменитой португальской плитки

30 сен 2024
Азулежу: история знаменитой португальской плитки

Найти экскурсию

Показать
Плитка с орнаментом синего цвета — неотъемлемая часть культуры Португалии. В статье рассказываем, что такое азулежу, как керамические изразцы стали одной из визитных карточек страны и где искать самые красивые произведения этого традиционного португальского искусства.
СодержаниеЧто такое азулежуИсторияИстокиЭволюцияГде искать португальские изразцыЛиссабонПортуЗаключение

Что такое азулежу

Азулежу — это узорчатая керамическая плитка, которая встречается в Португалии повсеместно. Традиционно она выдержана в сине‑белой гамме, и из неё, как из кусочков пазла, создают масштабные панно, которые украшают фасады зданий, интерьеры старинных церквей и даже станции метро. Сине‑голубые изразцы в наше время стали настолько прочно ассоциироваться с Португалией, что наряду с местным портвейном, музыкой фаду и архитектурным стилем мануэлино считаются национальным достоянием страны.

Стоит отметить, что здания в Португалии отделаны плиткой азулежу не только ради украшения. Она также прекрасно защищает дома от высокой влажности зимой и сильной жары летом.

Керамическая плитка азулежу
Азулежу на Капелле Душ в Порту. Фото: Shutterstock

История

В некоторых источниках говорится, что слово «азулежу» происходит от португальского azul — «‎лазурный»‎. Действительно, многие португальские изразцы выполнены в бело‑голубой гамме. Но, скорее всего, это лишь совпадение: большинство исследователей считает, что термин имеет арабское происхождение и переводится как «полированный камешек».

Истоки

Традиция покрывать жилые здания плиткой издревле существовала на Востоке. В период мавританского завоевания Пиренейского полуострова в VIII веке она распространилась в Испании, а в Португалию впервые пришла из Севильи уже в XV веке. Причём поначалу позволить себе отделку плиткой азулежу могла только знать.

Начало XV века. Капелла Сан Бартоломе, Кордоба • Конец XV — начало XVI века. Casa de Pilatos, или дом Пилата, Севилья • Конец XIV века. Королевский Алькасар • Фото: Shutterstock, José Luis Filpo Cabana, CC BY-SA 4.0

Эволюция

Первые изразцы португальских мастеров сильно отличались от тех, что мы видим сейчас. Техника изготовления азулежу была простой: каждая плитка обжигалась в печи, расписывалась вручную, затем снова помещалась в печь, после чего приобретала характерный глянцевый блеск.

При росписи использовали белые, жёлтые, зелёные и голубые цвета. Орнаменты и узоры, как принято в исламской традиции, были геометрическими. А сами плитки делали рельефными, чтобы избежать смешения красок.

XV век. Национальный дворец Синтры • Золотая Палата • Плитка азулежу в одном из залов • Фото: Shutterstock

На протяжении нескольких столетий вид азулежу неоднократно менялся. В XVI веке на изразцах изображали уже библейские и мифологические сюжеты, а также сценки из жизни святых. Цветовая гамма уже на этом этапе стала менее богатой, однако, помимо белого и синего оттенков, в этот период использовались ещё и жёлтые. Тогда же расписную глазурованную плитку впервые стали использовать в отделке церковных алтарей, где изразцовые панно имитировали дорогие ткани.

В начале XVIII столетия начался «золотой век азулежу». Лиссабон стал центром производства узорной плитки в Португалии, а в моду прочно вошёл бело‑голубой цвет. Заказы местным мастерам в тот период поступали в основном на бытовые и исторические композиции.

В 1755 году произошло страшное землетрясение, уничтожившее почти 85% строений Лиссабона. Город после катаклизма пришлось строить практически заново. Тогда по повелению влиятельного португальского политика маркиза Помбала, многие здания отделали цветной плиткой. Особой популярностью пользовались небольшие азулежу с изображениями святых: горожане верили, что они защитят их от новых катастроф.

1755 год. Землетрясение в Лиссабоне. Гравюра • Дом с панно, на котором изображена Дарохранительница и ангелы • Дом в районе Алфама • Фото: Shutterstock, Pesp, CC BY-SA 4.0

К середине XIX века изразцы производили в Португалии повсеместно. И если поначалу ими отделывали в основном дворцы и церкви, то теперь азулежу ушли в массы: сине‑белой плиткой стали оформлять дома обычные горожане. Возможно, поэтому к началу XX века популярность этого вида декора заметно снизилась: плиточная отделка зданий отныне ассоциировалась с бедностью.

Новую жизнь в национальный промысел, который к XX веку почти забыли, вдохнули в 1950‑х годах, когда в Лиссабоне начали строить первую линию метро. Португальские власти сделали большой заказ на азулежу для облицовки стен вестибюлей. В оформлении станций участвовали знаменитые местные художники, а их произведения стали новой классикой. Например, панно Марии Кейл, которыми украшены стены сразу 19 станций, несмотря на свою новизну, признаны шедеврами традиционного португальского керамического искусства.

Работы Марии Кейл в лиссабонском метро: Alvalade • Rossio • Martim Moniz • Фото: GualdimG, CC BY-SA 4.0, Manuelvbotelho, CC BY-SA 3.0

Где искать португальские изразцы

Проще всего азулежу найти в крупных городах, где плиткой отделаны не только интерьеры дворцов, фасады домов и церквей, но даже фонтаны и парковые скамейки. Ниже расскажем, где искать самые интересные панно.

Лиссабон

В столице Португалии на стенах зданий можно увидеть не только старинные плиточные панно в бело‑голубой цветовой гамме, но и произведения современного искусства, выполненные в традиционной технике.

Национальный музей азулежу

Это лучшее место для знакомства с историей португальской керамики: в Национальном музее собрана крупнейшая в мире коллекция азулежу. Экспозиция работает в здании XVI века, которое когда‑то принадлежало монастырю Божьей Матери. Здесь можно пронаблюдать, как на протяжении пяти веков изразцы менялись под влиянием моды.

Фото: Vitor Oliveira, Shutterstock

На витринах представлены образцы португальской керамики, старейшие из которых относятся к XV веку, но наиболее эффектные экспонаты — сами стены залов, отделанные цветной плиткой. Одно из наиболее впечатляющих и ценных панно — масштабная панорама Лиссабона до землетрясения 1755 года.

В состав музейного комплекса входит и атмосферная часовенка — сюда обязательно стоит зайти. В её внутренней отделке использованы бело‑голубые изразцы, которые эффектно сочетаются с украшенным резьбой деревянным потолком и позолоченной лепниной.

Церковь Святого Роха

Одна из самых старых иезуитских церквей в городе была построена в XVI веке. Снаружи это скромное здание без избыточного декора: строгое и лаконичное. Главные сокровища прячутся за аскетичным фасадом: стены внутренних помещений украшены позолоченной резьбой, мрамором и изразцами. Именно в этом храме расположено древнейшее панно азулежу в Лиссабоне. Оно датировано 1584 годом, а его автор — один из первых португальских мастеров Франсишку ди Матушу.

Церковь Святого Роха • Часовня Св. Антония • Часовня Св. Роха • Фото: Shutterstock

Лиссабонское метро

В подземке португальской столицы можно застрять на несколько часов. И дело не в задержке поездов, а в удивительной отделке плиточными панно, которые хочется подолгу рассматривать.

Многие композиции повествуют об истории Португалии. Так, станция Parque посвящена эпохе Великих географических открытий, и на её стенах изображены старинные карты. В декоре станции Oriente прослеживается морская тематика: здесь красуются панно с изображением кораблей и фигур первых португальских мореплавателей.

Станции лиссабонского метро: Parque • Oriente • Olaias • Фото: Shutterstock, Elemmaciltur

Ну а самая знаменитая станция лиссабонской подземки — Olaias. В 2014 году она попала в топ-10 красивейших в мире по версии журнала The Guardian. Дизайн здесь необычный: настенные плитки складываются в абстрактную композицию, а дополняют эффектный узор колонны в стиле стимпанк и большие цветные витражи под потолком.

Кстати, азулежу украшает и одну станцию московского метро — «Белорусскую‑кольцевую». Панно современной художницы Грасы Мораиш в честь 850‑летия городу подарил Лиссабонский муниципалитет.

Азулежу в Москве
Панно Грасы Мораиш на станции метро «Белорусская‑кольцевая» в Москве. Фото: сайт московского метрополитена

Парк Наций

Сюда стоит ехать любителям современного искусства и поп‑арт‑культуры. В этом относительно новом районе города (его построили на месте промзоны к открытию международной выставки Expo-98) можно увидеть современные плиточные панно. Например, стену с изображением популярных супергероев: Супермена и Флэша.

Фото: Shutterstock

Порту

Этот город пострадал от землетрясения 1755 года гораздо меньше, чем Лиссабон: его исторический центр уцелел и сейчас находится под охраной ЮНЕСКО. Расскажем о самых впечатляющих зданиях, украшенных азулежу.

Кафедральный собор Порту

Одна из наиболее популярных и старейших до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей города находится на вершине холма, откуда открывается живописный вид на исторический центр с красными черепичными крышами.

Строительство собора началось в XII веке, однако с тех пор он неоднократно перестраивался и видоизменялся. Самая интересная часть для ценителей азулежу — крытая галерея внутреннего двора, построенная в XIV веке в готическом стиле. В XVIII столетии её украсили бело‑синим панно со сценами из Ветхого Завета, которое прекрасно сохранилось до наших дней.

Кафедральный собор Порту • Внутренний двор • Крытая галерея • Фото: Shutterstock

Железнодорожный вокзал Сан‑Бенту

Одна из главных до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей Порту была построена в начале XX века в неоклассическом стиле по проекту знаменитого португальского архитектора Жозе Маркеса да Сильвы. Холлы и центральный зал здания украшает не менее 20 тысяч плиток работы знаменитого португальского художника Жоржи Коласу.

Железнодорожный вокзал Сан‑Бенту • Интерьеры вокзала • Фото: Shutterstock

Капелла Душ (Капелла‑дас‑Алмас)

Эта симпатичная церковь начала XVIII века расположена в оживлённом районе Санто‑Ильдефонсо. Религиозное сооружение мгновенно обращает на себя внимание: его фасады украшены почти 16 тысячами изразцов бело‑голубого цвета, которые можно разглядывать часами.

На монументальных панно изображены сцены из жизни святых Франциска Ассизского и Екатерины. Поэтому другое название церкви — часовня Санта‑Катерина. Один из её фасадов также украшен узорами и растительными мотивами, которые отдалённо напоминают русскую гжель.

Капелла Душ. Фото: Shutterstock

Заключение

Кажется, нет ничего проще, чем увидеть азулежу в Португалии: часто и искать не надо, достаточно прогуляться по центральным улочкам Лиссабона или Порту. Но, если хочется ещё и узнать об истории знаменитой плитки и зданий, которые она украшает, стоит отправляться на такую прогулку в компании местного проводника. Знающий гид покажет самые красивые образцы португальской архитектуры и расскажет интересные факты про азулежу.

Автор: Алина Соломаха

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Визитные карточки Европы: топ самых красивых городовВизитные карточки Европы: топ самых красивых городов 10 мест, куда хочется возвращаться снова и снова

Еще экскурсии по теме