Балтийская коса: небанальное место для отдыха на море
Всё о самой западной точке РоссииГде находится Балтийская коса
Этот песчаный участок суши омывают воды Гданьского, Вислинского и Калининградского заливов, а также Балтийский пролив, ширина которого составляет всего 400 метров. По водам последнего проходит паромная переправа из материковой части региона.
Длина Балтийской косы — 65 километров, а ширина — от 500 метров до двух километров. Большая часть территории (35 километров) принадлежит России, однако небольшой юго‑западный отрезок, соединяющийся с материком, относится к Польше. Именно поэтому это место называют самой западной точкой России. Кстати, в Европе для обозначения Балтийской косы используют другое название — Вислинская коса.
История
Песчаная коса, образованная волнами Балтийского моря и ветром, во все времена была сложным местом для освоения человеком. Участок суши на протяжении многих веков то уходил под воду, то снова появлялся. В 1756 году территория вошла в состав Российской империи, но всего через семь лет была присоединена к Восточной Пруссии. В этот период коса не была населена.
Первое постоянное поселение появилось здесь только в XIX веке, причём в приоритете было возведение военных построек, предназначенных для защиты города Пиллау (Балтийска), расположенного на противоположном берегу Балтийского пролива. А основным мирным промыслом местных жителей стала рыбалка. Ловили здесь осетра, салаку, камбалу, лосося, треску и другие ценные виды рыб.
В 1901 году у берегов Пиллау проложили судоходный канал и часть косы затопили, чтобы корабли могли беспрепятственно попадать в Балтийское море. Территория стала меньше, но посёлок продолжил расти, и к началу второго десятилетия XX века на Фрише‑Нерунг (так называли косу немцы) проживало около двухсот человек.
С началом Великой Отечественной войны Балтийская коса стала важнейшим пунктом немецкой обороны, ведь для советской армии победа была невозможна без взятия Кёнигсберга и уничтожения ближайших вражеских баз. На Фрише‑Нерунг тогда находился крупный аэродром. Его советским войскам удалось взять под контроль 26 апреля 1945 года. А уже осенью большая часть Восточной Пруссии вошла в состав СССР. Вскоре на косу вновь отправились советские солдаты, но уже для охраны новых границ государства.
В качестве буферной зоны, закрытой для посторонних, территория использовалась до середины 1990‑х. И лишь в последние годы Балтийская коса набирает популярность у путешественников. Сюда едут, чтобы посмотреть, как живут посёлки Коса и Рыбацкий, насладиться морскими пейзажами и увидеть старые немецкие военные сооружения.
Как добраться
Путь к Балтийской косе состоит из двух этапов. Сначала нужно доехать до Балтийска. Вот несколько способов, как это сделать.
На поезде
В городе есть железнодорожная станция, куда приходят составы из Калининграда. Зимой это не самый удобный вариант: рейсов слишком мало, зато летом их предостаточно: можно уехать из Калининграда в восемь утра и вернуться на вечернем поезде. Время в пути — чуть больше часа.
На автобусе
Автобусы в Балтийск с автовокзала Калининграда ходят ежедневно с раннего утра и до позднего вечера. Сесть на них можно и на других остановках по пути следования. Конечная точка в Балтийске — «Вокзал». На поездку уйдёт около 1,5 часа.
На автомобиле
К городу ведёт трасса Е77, которая проходит через Калининград и Приморск. В черте Балтийска трасса переходит в проспект Ленина, простирающийся почти до самого побережья. Расстояние между городами около 50 километров.
Паром из Балтийска
Добраться до косы можно только на водном транспорте, который стартует от пристани на Морском бульваре. Паромы отправляются ежедневно при благоприятных погодных условиях. С собой можно взять велосипед или мотоцикл, также на судах есть машино‑места. Актуальное расписание опубликовано на сайте перевозчика, а билеты можно купить в кассе перед поездкой.
Достопримечательности
Балтийская коса — не самое туристическое место, поэтому здесь почти нет привычных развлечений для путешественников. Зато есть красивая природа и аутентичные исторические достопримечательности. Вот те, что стоит посетить.
Южный мол
Эта 650-метровая узкая бетонная конструкция у самой северной точки косы была построена на рубеже XVIII–XIX веков для защиты прибрежной полосы от размывания волнами. Само по себе строение ничем не примечательно, сегодня его используют в качестве смотровой площадки, и именно сюда путешественники приходят за яркими фотографиями на фоне морских пейзажей.
В самом конце мола стоит старый маяк, на который можно подняться. Сверху виды особенно хороши: со стороны Балтийска на горизонте виднеется Северный мол, а с другой — бесконечные синие волны. Мимо проплывают корабли и пролетают чайки, в прозрачной воде плещутся рыбы и плавают прекрасные белые лебеди.
Форт «Западный»
Был возведён в 1869 году, когда Балтийская коса принадлежала Восточной Пруссии. Укрепление служило поддержкой Восточному форту, который в то время уже действовал на противоположном берегу Балтийского пролива. Вместе они должны были защищать портовый город Пиллау (Балтийск) от нападений.
Немцы построили форт на совесть: сооружение из красного кирпича со стенами шириной в метр отделили от косы глубоким рвом, попасть внутрь можно было только через перекидной мост. Военные подразделения базировались здесь вплоть до 1960‑х. В советское время форт занимал артиллерийский полк. Однако после перевода подразделения в Неман укрепление оказалось ненужным. Форт начал ветшать, в результате от него остались лишь полуразрушенные стены, в которых с трудом угадываются очертания некогда монументального сооружения.
Несмотря на плачевное состояние укрепления, локация всё ещё привлекает путешественников. Приходить сюда лучше всего во время заката, когда кирпичная постройка словно полыхает огнём, а морские волны шумно разбиваются об обломки стен. Печальная, но впечатляющая картина!
Инфомузей «Старый Люнет»
Один из туристических центров притяжения располагается в постройке, служившей в XIX веке точкой круговой обороны. В 2017 году в здании открылся музей, посвящённый истории косы. Благодаря этому люнет удалось сохранить в хорошем состоянии.
Внутри работает кинозал, где показывают фильмы о прошлом Калининградской области, есть гостиная с камином, в ней собираются краеведы и любители истории. Местные жители помогли обставить помещения мебелью начала XX века и передали в фонд раритетные экспонаты. К примеру, здесь есть работающие часы, изготовленные более столетия назад.
Коллекцию музея нельзя назвать обширной. Но приходят сюда и не ради разглядывания старинных вещиц. «Старый Люнет» — скорее информационный центр, где можно познакомиться с архивными документами, рассмотреть старые фотографии Балтийской косы и послушать истории о героическом прошлом этого места. А ещё сотрудники музея с удовольствием рассказывают о достопримечательностях Калининградской области и проводят игровые программы для детей.
Аэродром Нойтиф
Эта необычная достопримечательность Балтийской косы находится недалеко от Малой набережной. Аэродром Нойтиф — немецкая военная база, построенная в 1939 году. Этот важный стратегический объект немцы оснастили по последнему слову техники. На берегу залива оборудовали две подогреваемые посадочные полосы для самолётов, а также гавань для гидросамолётов. Кроме того, на базе построили шесть ангаров для хранения и ремонта авиатехники.
Аналогов этому аэродрому не было ни в России, ни в Европе, поэтому после окончания Великой Отечественной войны комплекс продолжал использоваться советскими, а затем российскими военными и работал до 1995 года. А после утраты Балтийской косой стратегического значения это место, как и другие военные сооружения, пришло в запустение.
Сегодня Нойтиф, как и Западный форт, полуразрушен и заброшен. Время здесь словно остановилось: всё те же ангары и вышки сороковых, и никакого отпечатка современности, кроме разве что редких граффити на стенах. Посетить аэродром стоит, чтобы оценить масштабы немецкого сооружения и познакомиться с его обустройством, пока здания окончательно не демонтировали.
Пляж и зелёная зона
Балтийская коса славится великолепной природой. Северное побережье — это огромный пляж с мягким белым песком. Оборудованная территория находится рядом с Западным фортом. Здесь есть необходимый минимум удобств для пляжного отдыха: деревянные зонтики, раздевалки, туалеты и летний душ. А посетителей немного даже летом. Но если хочется ещё больше уединения, стоит пройти дальше по побережью. На территории длиной в три километра точно найдётся безлюдное место.
Сразу за заселённым участком косы начинается обширная зелёная зона, переходящая в Морской лес, который тянется до границы с Польшей. Стоит только пройти до конца Курортной улицы, и вы окажетесь в прекрасном месте, где пахнет соснами, растёт дикая малина, можжевельник и бузина. По пути, если повезёт, встретится лисица или заяц. И не забывайте почаще смотреть на небо: не исключено, что над вами пролетит краснокнижный орлан‑белохвост, чёрный коршун или сапсан.
На чём передвигаться по Балтийской косе
Общественного транспорта в косе нет, но он и не нужен: большинство интересных мест расположено неподалёку от причала, и их можно обойти пешком. Если вы ограничены во времени, арендуйте велосипед (станции проката есть на набережной) или переправьте собственный транспорт на пароме. Автомобиль понадобится тем, кто хочет добраться до отдалённых диких пляжей, мысов и бухт.
Заключение
Самостоятельное исследование Балтийской косы — занятие увлекательное. Просто прогуливаясь по улицам, легко наткнуться на военные артефакты, а местная природа завораживает! Для тех, кто не хочет заморачиваться с маршрутом, экскурсию с удовольствием проведут местные гиды. Например, на Трипстере есть варианты путешествия на Балтийскую косу из Калининграда с заездом в другие популярные приморские локации — Светлогорск и посёлок Янтарный.
Автор: Мария Фёдорова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Побывать в красивейших точках национального парка на утренней групповой экскурсии
Услышать о добыче камня, сделать отличные снимки побережья и понять очарование двух городков
Посетить главные достопримечательности Калининградской области на групповой экскурсии
Комфортно исследовать город и рассмотреть его достопримечательности с выгодного ракурса