Булгаковская Москва: по местам романа «Мастер и Маргарита»
Патриаршие пруды, «нехорошая квартира» и другие локации из книгиМеста романа «Мастер и Маргарита» на карте Москвы
«Нехорошая квартира»
Адрес: улица Большая Садовая, 10
Музей Булгакова и по совместительству прототип мистической квартиры №50 на Большой Садовой 302‑бис — любимое место почитателей творчества писателя. В маленькой комнатке московской коммуналки Булгаков прожил три года — с 1921‑го по 1924‑й.
Своё пристанище писатель называл «гнусной комнатой в гнусном доме», сетуя на перебои с электричеством, протекающий потолок и скандальных соседей. Неудивительно, что злополучная коммуналка послужила прототипом «нехорошей квартиры», в которой обосновался Воланд со своей свитой и где прогремел бал сатаны.
Сейчас в знаменитой квартире находится музей Булгакова, где царит атмосфера коммунального быта начала ХХ века и воссоздана комната писателя. А ещё здесь можно познакомиться с интерактивным макетом легендарного дома №10 и узнать историю его жителей.
Патриаршие пруды
Неподалёку от «нехорошей квартиры» расположилось ещё одно мистическое место из булгаковского романа — Патриаршие пруды, где впервые появляется чёрный маг Воланд. Здесь одним знойным вечером, укрывшись в тени зеленеющих лип, молодой поэт Иван Бездомный и редактор Михаил Берлиоз заговаривают с «таинственным незнакомцем», а после один сходит с ума, а другой исполняет страшное пророчество Воланда — попадает под трамвай и лишается головы.
Правда, трамвайных путей на Патриарших никогда не было, как и не было турникета, у которого Аннушка разлила масло. Зато исследователям удалось установить, что в 30‑х годах ХХ века на углу Малой Бронной и Большого Патриаршего переулка находилась бакалея, где как раз продавалось злополучное масло.
Сейчас на аллее у пруда можно встретить знак с изображением силуэтов Воланда, Коровьева и Бегемота, предостерегающий от разговоров с незнакомцами.
Театр Варьете
Адрес: Триумфальная площадь, 2
Вымышленный театр, в котором Воланд со своей свитой устраивает сеанс чёрной магии. Именно здесь во время представления с потолка сыплются деньги, конферансье отрывают голову, а Воланд произносит знаменитую фразу о том, что квартирный вопрос испортил москвичей.
Театр варьете имеет вполне реальный прототип — популярный в 30‑х годах ХХ века московский «Мюзик‑холл», в здании которого до 1924 года находился цирк братьев Никитиных. Здесь выступали гимнасты на лошадях и фокусники на вращающемся манеже. Позже здание перестроили, и теперь в нём находится Московский театр сатиры с большим куполом, напоминающим о цирковом прошлом.
Кстати, театр и дом Булгакова отделяет сад «Аквариум». Он тоже упоминается в романе «Мастер и Маргарита». Здесь поджидала администратора театра Варенуху дьявольская свита, чтобы наказать за хамство и проданные в обход кассы контрамарки.
Место встречи Мастера и Маргариты
Адрес: Большой Гнездниковский переулок
Переулок, где любовь поразила героев, тоже весьма реален, а описанная Булгаковым встреча во многом автобиографична. Исследователи считают, что знакомство главных героев романа случилось в Большом Гнездниковском переулке, где писатель впервые увидел Е. С. Шиловскую, ставшую впоследствии его третьей женой.
Будущие супруги познакомились в 1929 году в доме №10 на приёме у общих знакомых — художников Моисеенко. И хотя к моменту знакомства и Булгаков, и Шиловская были в браке, чувства между ними вспыхнули моментально. А Елена Сергеевна всю жизнь считала эту встречу судьбоносной.
Кроме того, многие исследователи полагают, что образ Маргариты во многом был вдохновлён третьей женой писателя. Сильная и волевая, как и главная героиня книги, она помогала Булгакову завершить роман: перепечатывала рукописи на машинке, вносила правки и практически 20 лет пыталась добиться публикации уже после смерти мужа.
Дом Грибоедова
Адрес: Тверской бульвар, 25
В романе в двухэтажном старинном доме размещается крупное объединение литераторов МАССОЛИТа под руководством Берлиоза, с роскошным рестораном на открытой веранде. Сюда прибегает обезумевший после встречи с дьяволом Иван Бездомный, здесь же устраивают страшный пожар Бегемот и Коровьев.
Дом Грибоедова — это пародия на дом Герцена на Тверском бульваре, где в 1920‑е годы располагались различные литературные организации. Сам Булгаков, кстати, числился во Всероссийском союзе писателей, но в 1929 году вышел из членства в знак протеста против травли Е. И. Замятина.
У ресторана в доме Грибоедова из книги тоже был реальный прототип — модный ресторан Клуба театральных работников, который в летнее время открывался в саду у дома С. И. Елагина (Страстной бульвар, 11). По вечерам здесь играл джаз‑оркестр, а пускали сюда только по пропускам.
Сейчас в доме Герцена находится Литературный институт имени Горького, а в доме Елагина — магазины и офисы.
Дом Маргариты
Адрес: улица Спиридоновка, 17
На сегодняшний день исследователи творчества Булгакова насчитывают не меньше шести зданий, схожих с готическим особняком, где жила Маргарита с мужем. Самый известный — Дом приёмов МИД.
Здание было построено для жены богатейшего предпринимателя Российской империи С. Т. Морозова в 1898 году. Двухэтажный особняк в неоготическом стиле с угловой башней, стрельчатыми окнами и парадным крыльцом напоминает старый замок. Украшают фасад каменные химеры и расписные витражи, над созданием которых трудился только набиравший в те годы популярность М. А. Врубель.
В начале ХХ века после смерти мужа З. Г. Морозова продала особняк предпринимателю и коллекционеру М. П. Рябушинскому. Он полностью сохранил облик дома, украсив интерьеры богатой коллекцией живописи, в которую к тому времени входило около 100 картин русских и западноевропейских художников.
После революции в особняке открыли приют для сирот, в начале 1930‑х передали дом в распоряжение Наркома иностранных дел, а затем Министерства иностранных дел, в ведении которого здание находится до сих пор.
Резиденция Воланда (каменная терраса)
Адрес: улица Воздвиженка, 3/5, строение 1
В романе здание названо самым красивым дворцом в Москве. Здесь разворачивается одна из самых пронзительных сцен: ученик Иешуа передаёт сатане просьбу своего учителя — подарить Мастеру и Маргарите вечный покой.
Прототип здания, на террасе которого в романе встречаются Воланд и Левий Матвей, был построен в конце XVIII века для богатого московского откупщика Петра Пашкова. Величественный особняк в стиле классицизм до сих пор считается одной из самых красивых построек в Москве. В разные годы во дворце находились дворянский институт, Румянцевский музей, а во времена Булгакова — Государственная библиотека. Последняя жена Михаила Афанасьевича вспоминала, что дом Пашкова был любимым местом писателя.
Сейчас в бывшем дворце по‑прежнему работает Российская государственная библиотека с внушительным собранием книг и рукописей. Здесь проводят книжные выставки и экскурсии по воссозданным интерьерам старинного дома.
Дом Драмлита
Адрес: Лаврушинский переулок, 17, строение 2
В одной из глав романа Маргарита, обернувшись ведьмой, беспощадно громит квартиру критика Латунского. Считается, что прообраз того самого дома находится в Лаврушинском переулке.
Девятиэтажку для членов Союза писателей возвели в 1937 году по указу И. В. Сталина. Получить здесь квартиру считалось исключительной привилегией. Просторные комнаты, ванная, телефон и даже газовая плита с холодильником — всё было создано для максимального комфорта жильцов.
Булгаков несколько раз обращался с просьбой выделить ему квартиру в роскошной девятиэтажке, но получал отказы. Зато в Доме писателей поселился критик О. С. Литовский, изводивший литератора едкими замечаниями. Он же стал прототипом критика Латунского из романа, который «до сих пор бледнеет, вспоминая тот вечер», когда в его квартиру ворвалась разъярённая Маргарита.
Подвал Мастера
Адрес: Мансуровский переулок, 9
Существует несколько версий о местонахождении квартирки в подвале. Исследователи считают, что наиболее вероятным местом жительства Мастера стал дом друзей Булгакова — братьев Топлениновых в Мансуровском переулке.
Небольшой деревянный дом был построен ещё до революции, предположительно в 1830‑х годах. Несколько комнат первого этажа занимал старший брат В. С. Топленинов с семьёй, другую часть снимал драматург С. А. Ермолинский. В подвальных комнатах жил С. С. Топленинов, служивший в театре художником.
В 1930‑е годы, начав работать над «Мастером и Маргаритой», Булгаков часто бывал здесь в гостях. Ермолинский вспоминал, что в подвальчике для друга была отведена комната с печкой, где писатель часто оставался ночевать. Здесь же Булгаков работал над первыми главами романа и даже устраивал чтения для друзей.
В 2000‑х дом получил статус объекта культурного наследия, а на фасаде появилась мемориальная табличка с именами прежних владельцев и их знаменитого гостя.
Смоленский рынок
Адрес: улица Арбат, 54/2, строение 1
Ещё одно место, прославившееся скандальными выходками Коровьева и Бегемота. В торгсине на Смоленском рынке разворачивается комическая сцена, когда Бегемот поедает мандарины прямо с кожурой, а следом заглатывает целиковые селёдки.
Торгсинами называли магазины, которые продавали товар исключительно за иностранную валюту или меняли его на драгоценности. Здесь можно было купить практически всё — от деликатесов до автомобилей. Такие магазины появились в Москве в начале 1930‑х годов, и, по воспоминаниям жены Булгакова, писатель бывал там, когда удавалось получить гонорар в валюте.
Прообраз булгаковского торгсина — элитный магазин на Арбате, который существовал до 1936 года. Сейчас на его месте находится «Смоленский гастроном», в очертаниях которого всё ещё угадывается описанное в романе место.
Воробьёвы горы
В финале романа перед тем, как отправиться на вечный покой, Мастер и Маргарита прощаются здесь с Москвой. Здесь же свершается последняя шутка свиты Воланда — оглушительный свист Фагота, от которого земля покрывается трещинами, а Москва‑река закипает и выходит из берегов.
Любопытно, что в булгаковские времена Воробьёвы горы считались окраиной столицы. Сюда приезжали отдохнуть от городской суеты, насладиться пикниками и полюбоваться панорамными видами. Кроме того, в 1920‑е годы один из семи московских холмов был довольно популярным местом для катания на лыжах. Здесь был установлен трамплин, а наверх поднимал кресельный подъёмник.
Сегодня на Воробьёвых горах оборудована смотровая площадка, с которой открываются завораживающие виды на центр Москвы.
Заключение
«Мастер и Маргарита», без сомнения, — одно из величайших произведений русской литературы, ставшее настоящим путеводителем по мистической столице 20-30‑х годов ХХ века. И хотя с момента описываемых событий прошло почти сто лет, на тематических экскурсиях по булгаковской Москве погружаешься в атмосферу того самого города со страниц книги — полного тайн, курьёзов и драматических случайностей.
Автор: Дарья Савина
Заглавное фото: Фёдор Вяземский
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Прогуляться по территории монастыря и некрополя и услышать непростые истории о жизни и смерти
Увидеть главные достопримечательности и посетить лучшие смотровые площадки