Царь‑вещи: история самых грандиозных предметов в России

Царь‑вещи: история самых грандиозных предметов в России

Найти экскурсию

Показать
Приставка «царь» не всегда обозначает принадлежность кому‑то из царской династии. Иногда её добавляют из‑за выдающихся размеров или огромного веса. Собрали шесть предметов-рекордсменов, созданных в прошлом, и рассказываем, где они находятся.

Царь‑книга

Где находится: Москва, Государственный исторический музей

Это не один, а целых 10 томов, которые существуют в единственном экземпляре. Изготовили их по заказу Ивана Грозного для легендарной царской библиотеки во второй половине XVI века. Сегодня несколько томов хранятся в Библиотеке РАН, Российской национальной библиотеке и в Государственном историческом музее.

Полное название Царь‑книги — Лицевой летописный свод, а над его созданием трудились порядка 15 писцов и 10 художников. Говорят, Иван Грозный лично следил за работой и регулярно вносил правки. Всего тома содержат около 10 тысяч листов тряпичной бумаги, которая сделана из волокон хлопка, льна и целлюлозы, и больше 17 тысяч миниатюр.

Царь‑книга — своеобразная иллюстрированная историческая энциклопедия древней Руси и всего мира. В 10 томах авторы описали и проиллюстрировали период от первых дней сотворения мира до событий из древнегреческой истории, Римской и Византийской империй. На страницах Царь‑книги рассказывается и о самых важных событиях в истории нашей страны с 1114 по 1567 год.

Лицевой Летописный свод • Фото: shakko, CC BY-SA 4.0, сайт ГИМ

Сегодня одна из частей Летописного свода выставлена в Государственном историческом музее в Москве. Это последний том под названием Царственная книга, где подробно описывается венчание на царство Ивана Грозного. Если присмотреться повнимательнее, на полях можно обнаружить многочисленные приписки и правки — учёные полагают, что их сделал лично русский правитель.

Царь‑пушка

Где находится: Москва, Ивановская площадь Кремля

Огромное орудие весом почти 40 тонн гордо красуется на площади за стенами Московского Кремля. Отлили его в 1586 году, а по одной из версий, приставку «царь» орудие получило в честь правителя Фёдора Иоанновича, который и приказал его изготовить.

После отливки пушку установили на Красной площади, а под ней оборудовали винный погреб. Говорят, перебравшие москвичи нередко засыпали прямо в стволе огромного орудия. Позже пушку несколько раз перевозили, в итоге установив у Ивановских ворот Кремля.

Ещё по теме
 
1870 год. Орудие на металлической опоре • Царь‑пушка у Ивановских ворот Кремля в наше время. Фото: Shutterstock

Несмотря на своё предназначение, орудие ни разу не стреляло. В 1980‑х годах после ряда экспертиз учёные установили, что Царь‑пушку даже не доделали: внутренняя часть ствола была не отшлифована. А вот реставрировали её по старинным фотографиям и чертежам несколько раз: очищали от ржавчины и покрывали специальными защитными материалами, чтобы сохранить исторический облик.

Царь‑колокол

Где находится: Москва, Ивановская площадь Кремля

Ещё один памятник искусству русских мастеров, который, как и Царь‑пушка, никогда не использовался по назначению. Исполинский колокол отлили в 1735 году по указу императрицы Анны Иоанновны, вырыв для этого огромный котлован.

Есть легенда, что, когда начали плавить металл для отливки, богатые москвичи бросали в котлы серебряные украшения и другие драгоценности — как пожертвование на благое дело. Исторических подтверждений этому нет, но экспертиза показала: в составе материала Царь‑колокола около 500 килограммов серебра и примерно 75 килограммов золота.

Ещё по теме
 
1836 год. «Поднятие Царь‑колокола». Художник: В. С. Садовников • 1905 год • В наши дни • Фото: Shutterstock

После отливки колокол ещё 100 лет оставался в котловане. Сначала во время большого пожара из‑за перегрева и попадания воды от колокола откололся огромный кусок. Велись разговоры о переплавке, но стоимость работ оказалась слишком высокой, и исполина так и оставили в яме. Достали колокол только в 1836 году благодаря архитектору Огюсту Монферрану. Он спроектировал специальный подъёмный механизм и построил для медного исполина прочное основание из камня. Правда, отколовшийся кусок на место так и не приварили — из‑за риска повредить старинные орнаменты. Фрагмент просто приложили рядом при установке Царь‑колокола на постамент возле колокольни Иван Великий.

Царь‑фонарь

Где находится: Суздаль, Суздальский кремль

Так жители Суздальской области прозвали огромный светильник, который в XVII веке по заказу митрополита Иллариона изготовили мастера из села Холмогоры Архангельской области.

Светильник выполнен в виде мини‑копии суздальского собора Рождества Пресвятой Богородицы. Для полного сходства холмогорские мастера даже «увенчали» его пятью главками‑куполами с крестами. Высота фонаря — больше двух метров, а вес — порядка 160 килограммов: неудивительно, что он тоже вошёл в список «царских» предметов. Чтобы нести его, требовалось 10–12 сильных мужчин. В специальные петли в нижней части фонаря продевались крепкие жерди, которые переносчики укладывали себе на плечи. Внутри фонаря зажигались свечи, и во время крестного хода казалось, будто над землёй плывёт маленький храм.

Царь‑фонарь • Фото: Shutterstock

Светильник изготовлен из меди, а вместо стёкол вставлены тончайшие слюдяные пластинки. Интересно, что в 1970‑х годах, когда фонарю потребовалась реставрация, мастер Вячеслав Басов специально ездил за слюдой в Карелию, чтобы в точности сохранить облик редкой вещи.

Сегодня оценить размеры Царь‑фонаря может каждый. Он находится в Суздале, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы на территории Суздальского кремля.

Царь‑монета

Где находится: Санкт‑Петербург, Эрмитаж

Редкий, дорогой и тяжёлый — всё это о сестрорецком рубле, который весил около килограмма. Отчеканили Царь‑монету во времена Екатерины II: императрица приказала выпустить таких «великанов» в качестве обеспечения бумажных ассигнаций.

Чеканили рубли‑гиганты на Сестрорецком оружейном заводе — отсюда и название. По сравнению с обычными деньгами они были действительно огромными: диаметр медной монеты был около 72–76 миллиметров. На одной стороне был изображён двуглавый орёл, а на другую нанесён номинал.

Царь‑монета — сестрорецкий рубль • Аверс • Реверс • Фото: сайт ФГБУК «Государственный Эрмитаж»

Для изготовления таких монет спроектировали и построили специальные станки. Первые четыре экземпляра представили императрице в 1770 году, но они оказались низкого качества. Несмотря на это, было решено продолжить эксперименты по выпуску новых рублей. Но в 1774 году из‑за высоких цен на медь и дорогостоящего процесса чеканки изготовление сестрорецких рублей прекратили.

В обращение медные гиганты никогда не поступали, но посмотреть на одну из самых больших монет России сегодня можно в Зале нумизматики в Государственном Эрмитаже.

Царь‑ваза

Где находится: Санкт‑Петербург, Эрмитаж

В начале XIX века во время добычи камня на Алтае рабочие обнаружили большую глыбу зелёной яшмы. Её переправили на Колыванскую шлифовальную фабрику и, ввиду огромности монолита, сведения о нём передали лично императору. Было решено изготовить декоративную вазу. Процесс разработки эскиза занял несколько лет, считается, что сам Александр I приложил к нему руку. Над обработкой камня мастера трудились 11 лет: с 1831 по 1843 год. Ваза получилась просто огромной (размерами 5,04 на 3,22 метра, а весом — около 19 тонн), а назвать её было решено Колыванской — в честь места изготовления.

Большая Колыванская ваза
Большая Колыванская ваза. Фото: Shutterstock

Готовый экспонат сначала перевезли в Барнаул, потом в Екатеринбург, а оттуда водным путём в Санкт‑Петербург. В городе на Неве такая громадина вызвала смущение и переполох: никто не знал, куда её ставить. Решение нашлось — проезд между старым и новым зданиями Эрмитажа закрыли крышей, положили пол и укрепили фундамент, сделав таким образом «дом» для вазы. Позже из‑за своих размеров она оказалась одним из немногих экспонатов, который не покинул музей даже во время Великой Отечественной войны. Работникам Эрмитажа приходилось обкладывать её мешками с песком, чтобы защитить от бомб и снарядов.

Сегодня Колыванская ваза украшает собрание Нового Эрмитажа и является одним из символов на гербе Алтайского края, где и добыли яшму для её изготовления.

Заключение

Царь‑вещей в России не так много, но каждая из них по‑своему удивительна. Исследовать эти реликвии можно точечно или в рамках знакомства с городом и его историческим и культурным наследием. Но в любом случае с опытным проводником это будет делать куда интереснее и познавательнее. Предложения местных гидов, которые с радостью покажут вам богатства Суздаля, Москвы или Санкт‑Петербурга, можно найти на сайте и в приложении Tripster. 

Автор: Анастасия Рыбина

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Исаак Левитан: судьба и творчество великого пейзажистаИсаак Левитан: судьба и творчество великого пейзажиста Биография, особенности стиля, главные шедевры

Еще экскурсии по теме