Достопримечательности Московского Кремля
История, соборы и музеи сердца страныМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
История Московского Кремля
Начинается с XII века, когда великий князь Юрий Долгорукий повелел выстроить на Боровицком холме крепость. Первый деревянный кремль получился совсем небольшим, но уже к концу XIV века его расширили практически до современных размеров и возвели новые неприступные стены и башни из белого камня. Так Москву стали называть Белокаменной.
Привычный для нас облик Московского Кремля сформировался к концу XV века. Для строительства новой крепости и княжеского двора Иван III пригласил итальянских архитекторов. Вместе с русскими зодчими они возвели новую стену из красного кирпича (два километра в длину), Великокняжеский дворец, Благовещенский храм. Успенский и Архангельский соборы.
Для дополнительной защиты Кремля в начале XVI века вокруг каменных стен крепости был вырыт фортификационный ров шириной 36 метров и глубиной порядка 12. Таким образом, Кремль превратился в остров: вода окружала его со всех сторон, к проездным башням были перекинуты мосты. К 1814 году необходимость в обороне отпала, и ров осушили.
Позже Кремль не раз перестраивался. Башни украсили кирпичными шатрами, на месте обветшалых царских палат возвели Теремной дворец. В XVIII веке появились здания Сената и Большой Кремлёвский дворец, а в середине XIX века — Оружейная палата.
В советское время на территории Кремля были разрушены Вознесенский и Чудов монастыри, на месте которых построили Военную школу. А в 1960‑х появилось новое здание — Дворец съездов.
Стена и башни Московского Кремля
Неприступная и величественная стена протянулась на 2335 метров и охватила территорию практически в 28 гектаров. Её высота на разных участках колеблется от 8 до 19 метров в зависимости от рельефа, а ширина достигает шести метров.
По форме Кремлёвская стена напоминает неправильный треугольник, по углам которого возвышаются круглые башни, а на рёбрах — прямоугольные. Всего в Кремле 20 башен, в том числе отводная Кутафья, служившая для защиты моста и ворот, и самая молодая и миниатюрная — Царская, построенная в 1680‑х в качестве царской смотровой площадки. Самой старинной считается Тайницкая (1485 год), расположенная в центре стены со стороны Кремлёвской набережной. Своё название она получила из‑за потайного выхода к Москве‑реке и скрытого колодца с водой на случай осады.
Часы на Спасской башне Московского Кремля
Самая известная башня с курантами и шпилем‑звездой была такой не всегда. Сначала она представляла собой невысокие ворота, служившие парадным въездом со стороны Красной площади. В XVII веке над воротами надстроили многоярусную башню и украсили её необычными часами по проекту Христофора Галовея (с неподвижной стрелкой и движущимся циферблатом). Следующими часами стали голландские с музыкой, а затем — английские, напевающие «Ах, мой милый Августин». Некоторые из них погибли в пожарах, а другие пришли негодность.
Современные музыкальные куранты украсили башню в середине XIX века. Со Спасской башни попеременно звучали то «Марш Преображенского полка», то «Коль славен наш Господь в Сионе». После Октябрьской революции часы запели «Интернационал», а двуглавых орлов, венчающих башню, заменили пятиконечной звездой. В 1990‑х старинные часы снова перенастроили, теперь они проигрывают официальный гимн Российской Федерации.
Памятники и достопримечательности
На территории Московского Кремля сохранились памятники разных эпох. Здесь можно сфотографироваться с легендарным Царь‑колоколом, посмотреть на внушительную коллекцию старинных пушек и увидеть воссозданный памятник‑крест по эскизам художника В. М. Васнецова. Расскажем подробнее, что ещё находится в Кремле и заслуживает внимания путешественников.
Царь‑пушка
Считается уникальным творением оружейного мастерства XVI века. Огромную пушку весом около 40 тонн и пятиметровым дулом изготовили на московском Пушечном дворе в 1586 году.
Бронзовое дуло украшено цветочными орнаментами, надписями и небольшой фигурой царя Фёдора Ивановича на коне. А вот лафет изначально был деревянным. В 1835 году его заменили чугунным, спроектированным по рисункам архитектора А. П. Брюллова. Пушечный станок тоже щедро украсили узорами и добавили два изображения по бокам: львиную голову и сцену борьбы льва со змеем. Тогда же отлили декоративные ядра, дополняющие композицию.
Царь‑пушка — боевая. Исследователи предполагают, что стрелять она должна была не ядрами, а картечью. Правда, ни одного выстрела она так и не произвела. После отливки её установили на Красной площади у Спасских ворот, а в XVIII веке перенесли к Арсеналу. Сейчас Царь‑пушка находится у церкви Двенадцати Апостолов.
Царь‑колокол
Отлитый в первой трети XVIII века, он до сих пор считается самым тяжёлым в мире. Его вес составляет 202 тонны, а высота и диаметр достигают шести метров. Работами руководили мастера литейного дела И. Ф. Моторин вместе с сыном Михаилом, а в общей сложности в отливке участвовали 400 человек.
Временный литейный цех устроили прямо на территории Московского Кремля рядом с колокольней Ивана Великого. Для формовки и отливки рядом вырыли 10‑метровую яму. Первая попытка прошла неудачно: случилась авария, и расплавленный металл растёкся. Но уже через год грандиозный план был реализован. Для отливки использовали сплав металлов, состоящий из меди и олова, а для лучшего звучания добавили 72 килограмма золота и больше 500 килограммов серебра.
Очередные сложности возникли из‑за Троицкого пожара 1737 года. Огонь охватил деревянные конструкции над памятником, а из‑за перепада температур от него откололся 11‑тонный кусок. Достать колокол из литейной яму получилось только спустя сто лет. В 1836 году с помощью подъёмного устройства французского архитектора Огюста Монферрана колокол достали и поместили на каменный постамент около Успенской колокольни, где колокол находится по сей день.
Артиллерийские орудия
В Кремле хранится обширная коллекция — около 800 стволов, созданных европейскими и отечественными мастерами в ХVI‑ХIХ веках. Её начал собирать ещё Пётр I, желая создать в Арсенале музей оружия. К концу XVIII века на Ивановской площади уже стояла целая батарея боевых орудий.
В 1819 году в Кремль привезли больше 800 европейских пушек, оставленных в России разгромленной армией Наполеона. Сегодня вдоль стен Арсенала по‑прежнему выставлено практически всё богатейшее собрание артиллерийских орудий. Самые интересные — старинные русские пушки ХVI‑ХVII веков. Каждая имеет своё имя и красиво украшена орнаментами.
А на Ивановской площади рядом с Царь‑пушкой можно увидеть 14 стволов артиллерийских орудий XVII-XVIII веков, украшенных барельефами.
Памятник великому князю С. А. Романову
Посвящён гибели московского градоначальника, дяди императора Николая II, от взрыва бомбы, подброшенной террористами‑эсерами. В 1908 году, через три года после трагедии, на месте убийства у Никольской башни возвели памятник — поклонный крест в древнерусском стиле. Над его созданием работал художник В. М. Васнецов.
Четырёхметровый бронзовый крест украшали золочёные изображения распятия и образ плачущей Богоматери, символизирующий очищение и прощение. У подножия памятника художник расположил надпись «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят».
Через десять лет великолепный памятник разрушили пришедшие к власти большевики, а в 1990‑х начались работы по воссозданию мемориального креста по сохранившимся эскизам Васнецова. В 2017 году памятник торжественно открыли у Никольской башни.
Соборы и церкви
В Кремле находится сразу несколько великолепных соборов‑музеев, самые древние из которых построили в XIV веке. А также с десяток церквей с роскошным убранством и уникальным собранием старинных икон. Рассказываем, что посмотреть в главных храмах сердца столицы.
Благовещенский собор
Считается одним из старейших храмов Соборной площади Московского Кремля. Его возвели в 1480‑х годах псковские мастера по проекту итальянских архитекторов. Украшенный полукруглыми нишами, кокошниками и тремя золотыми куполами, он производил ошеломляющее впечатление.
Зимой 1238 года Москва была разграблена и сожжена полчищами Батыя. Именно тогда, во время трёхдневной обороны города, и были спрятаны клады с серебряными ювелирными изделиями XII-XIII веков. В конце 1980‑х — начале 1990‑х драгоценности обнаружили археологи. Среди прочих предметов особенно впечатляют колты — шестилучевые звёзды‑подвески к головному убору с наколотыми на них тысячами серебряных зёрнышек. Эту поразительно тонкую работу выполнили мастера XII века!
В 1560‑х храм приобрёл современный облик. По указу Ивана Грозного его расширили и сделали девятиглавым. На протяжении столетий Благовещенский собор оставался главным храмом царского двора. Здесь хранили святые мощи, почитаемые иконы и старинные книги.
В соборе сохранились древние настенные росписи, фрески, пол с вкраплениями агата и яшмы, а также красивые фигурные лампады и светильники. Но главная его достопримечательность — огромный многоярусный иконостас, включающий около ста икон с шедеврами, которые приписывают Андрею Рублёву, Феофану Греку и Прохору из Городца.
В подклете храма можно увидеть экспозицию с археологическими находками: ювелирными украшениями, оружием и древними кладами монет и платёжных слитков XI-XIV веков.
Церковь Ризоположения
Храм, посвящённый празднику Положения ризы Богородицы, был возведён в 1485 году псковскими мастерами. Небольшая изящная церковь из белого камня украшена фигурными столбиками и поясом с растительным орнаментом, венчает храм всего одна глава с куполом, напоминающим шлем.
Внутри церкви сохранился иконостас 1627 года с работами придворного художника Назария Истомина Савина, расписные подсвечники и стенопись XVII века с изображениями преданий о жизни Богоматери, святых русских князей и митрополитов.
В северной галерее церкви находится главная достопримечательность храма — собрание деревянной резьбы XV-XIX веков. Здесь представлены резные и складные иконы, фигуры святых, памятные кресты, надгробные рельефы и даже небольшие иконостасы. Всего в коллекции — около 80 произведений мастеров из разных уголков России.
Ансамбль колокольни «Иван Великий»
Создавался на протяжении трёх веков. Состоит из столпа колокольни, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.
В начале 1500‑х возвели огромную колокольню под руководством итальянского архитектора Бона Фрязина. Её украсили фигурными карнизами и кокошниками, а под самым куполом — золочёной надписью, свидетельствующей о строительстве ещё одного яруса, уже при князе Борисе Годунове. Высота колокольни — 81 метр. Она получилась настолько прочной, что когда наполеоновские войска взорвали весь ансамбль, колокольня единственная уцелела. Звонницу и Филаретову пристройку восстановили в 1814–1815 годах.
Кстати, на колокольню можно подняться. Внутри разместились археологические находки, повествующие об истории строительства Московского Кремля. Например, фрагмент фасада первого Успенского собора (XIV век) или старинные порталы уничтоженного Чудова монастыря. Особенно впечатляет открытый ярус со старинными колоколами XVI-XIX веков, к тому же отсюда открывается прекрасный вид.
Архангельский собор
Храм‑усыпальница великих московских князей и царей. Его построили в начале XVI века на месте белокаменной Архангельской церкви, возведённой в период правления Ивана Калиты (XIV век).
Архангельский собор проектировал венецианский архитектор Алевиз Новый. Это объясняет, почему храм напоминает итальянское палаццо. Фасад собора украшен арками, пилястрами с растительными орнаментами и рельефными морскими раковинами, а венчает храм пять глав.
Внутри собора сохранилось несколько десятков гробниц великих князей, первых царей и их родственников. Здесь можно увидеть живописную настенную роспись XVII века с портретами всех князей, погребённых в соборе, а также с изображением воинских побед и религиозных сюжетов. А ещё посмотреть на старинный иконостас с образами XIV-XVII веков, украшенный золочёной резьбой.
Собор Спаса Нерукотворного Образа (Верхоспасский собор) и теремные церкви
11 золочёных куполов с ажурными крестами и изящными барабанами привлекают внимание издалека. Со стороны сооружение выглядит как многоглавый собор, однако здесь, под одной кровлей, объединены сразу несколько домовых церквей, возведённых при Теремном дворце в XVII веке. Самая древняя, Екатерининская (1627 год), устроена на первом этаже, выше — церковь Воскресения Словущего (1654 год), севернее — Верхоспасский собор (1636) и крохотная Распятская церковь (1681). Единая кровля у храмов появилась в конце XVII века, её увенчали три крупных и восемь маленьких куполов, основания которых украсили цветными изразцами.
Собор Спаса Нерукотворного (Верхоспасский собор), как и другие домовые храмы, совсем небольшой. Предназначался для молитв мужской половины царской семьи. А вот церковь Екатерины считалась женской. Храм Воскресения Словущего украшает резной иконостас с распятием и иконами кисти Симона Ушакова. А Распятскую церковь — иконостас из меди с образами, выполненными в необычной тафтяной технике (совмещение живописных изображений с аппликациями из тканей).
Патриаршие палаты и церковь Двенадцати Апостолов
В середине XVII века по указу патриарха Никона в Кремле возвели трёхэтажные каменные палаты с пятиглавой домовой церковью. Два здания соединили в одно, украшенное порталами, большими проездными арками и полуколоннами. А внутреннее убранство палат не уступало царскому дворцу.
На первом этаже располагались хозяйственные помещения, на втором и третьем — парадные залы, домовая церковь и покои патриарха. Сейчас для посетителей открыты залы второго этажа.
Крестовая палата — самый большой зал (280 м²), где проходили торжественные приёмы и праздничные обеды. Главное его украшение — мраморная печь XVIII века для варки церковного масла миро, украшенная резной золочёной сенью. Здесь же можно увидеть коллекцию древнерусской посуды из дерева, керамики, золота и серебра. Многие из выставленных предметов принадлежали патриархам и царским особам.
В храме Двенадцати Апостолов выставлена коллекция икон XVII века, которые украшали кремлёвские соборы (особенно выделяются яркие и реалистичные работы Симона Ушакова и Фёдора Зубова). Здесь же хранится старинный иконостас с искусной резьбой в виде виноградной лозы, перенесённый из несохранившегося Вознесенского собора.
Дворцы и палаты
В XVII веке после разрушений Смутного времени Кремль начали застраивать пышными палатами для царей и их приближённых. Позже здесь появился строгий Сенатский дворец, а в XIX веке — внушительный Большой Кремлёвский, в который органично вписали старинные палаты.
Грановитая палата
Каменную палату построили во второй половине XV века в качестве тронного зала для новой великокняжеской резиденции Ивана III. Своё название она получила благодаря облицовке главного фасада гранёным камнем.
Строгое прямоугольное здание украшают роскошные наличники с лепниной и растительным орнаментом. Не меньше внимания привлекает и парадная лестница. Красное крыльцо с ажурной решёткой и двумя каменными арками венчают фигуры двуглавых орлов, а на лестнице восседают скульптуры львов.
Внутри палата выглядит ещё великолепнее. Огромный зал площадью 495 м² перекрыт сводами, опирающимися на стены и колонну в центре. Изначально стены и своды были расписаны фресками, которые до наших дней не сохранились.
В XIX веке палату включили в комплекс Большого Кремлёвского дворца, а по описи, составленной Симоном Ушаковым, воссоздали старинные изображения. Росписи включают библейские сюжеты, иллюстрации к «Сказанию о князьях Владимирских» и образы великих князей.
Сейчас Грановитая палата входит в состав президентской резиденции.
Теремной дворец
В 1635 году в Кремле начали строительство каменного трёхэтажного дворца на подклете старых построек, возведённых итальянскими архитекторами в XV-XVI веках. В XVII веке Теремной дворец считался самой высокой жилой постройкой Москвы.
Ступенчатое здание визуально разделено ярусами с гульбищами — крытыми галереями, а венчает постройку небольшой теремок. Фасады дворца пышно украшены резными каменными наличниками с двойными арками и гирьками в центре, фигурами мифологических существ, пилястрами и растительными орнаментами.
А вот внутреннее убранство, к сожалению, не сохранилось. Царские палаты заново расписали в стилистике XVII века в 1837 году. Тогда же Теремной дворец вошёл в ансамбль нового Большого Кремлёвского дворца, построенного по указу Николая I.
Сейчас в Теремном дворце сохранилось несколько царских палат. Самые интересные — думная палата с ярким растительным орнаментом на сводах и витражными цветными окнами, а также царский кабинет с изразцовыми печами и старинным троном.
Арсенал
Внушительный двухэтажный комплекс из нескольких корпусов построили на углу Кремлёвской стены между Троицкой и Никольской башнями в первой половине XVIII века. Пётр I хотел открыть здесь музей древнего оружия и военных трофеев и даже издал указ о сборе пушек и воинских знаков, добытых в боях.
Арсенал строили долгих 34 года. Из‑за войны со шведами денег на строительство не хватало, стройку несколько раз замораживали, а завершили лишь в 1736 году. А уже через год здание пострадало от пожара, восстановить его смогли только к концу XVIII века. На этом злоключения творения Петровской эпохи не закончились. Во время Отечественной войны 1812 года Арсенал взорвали уходившие из Москвы наполеоновские войска. Северо‑восточная часть здания была разрушена до основания, а остальные фасады — сильно повреждены. Но уже к 1828 году Арсенал восстановили.
Несмотря на перестройки, здание сохранило задуманные размер и форму. Два корпуса вплотную прилегают к Кремлёвским стенам и, соединяясь с другими, образуют просторный внутренний двор. А вот внутренняя отделка и украшения на фасадах менялись: здание украшено рельефными изображениями знамён и оружия, широкими арочными наличниками и портиками с пилястрами.
Сенатский дворец
Построили по указу Екатерины II, которая решила дополнить архитектурный ансамбль Кремля современным дворцом. Первый проект разработал архитектор В. И. Баженов. Он планировал полностью преобразить Кремль: чтобы вписать новый дворец в стиле классицизм в ансамбль, предложил снести несколько старинных построек и разобрать часть крепостной стены.
Всё, что осталось от грандиозной задумки Баженова, — макет дворца. На него можно посмотреть в архитектурном музее им. А. В. Щусева.
К счастью, грандиозный проект так и не был доведён до конца: выбранное место признали непригодным для строительства, снесённую к тому моменту часть кремлёвской стены со стороны набережной восстановили, а работу над дворцом поручили другому архитектору — М. Ф. Казакову.
В 1776 году Казаков начал разрабатывать новый, менее масштабный проект — Сенатский дворец. Здание решили разместить на треугольном участке рядом со стилистически похожим Арсеналом. Строительство дворца с корпусами в форме равнобедренного треугольника и внутренним двором завершилось в 1787 году.
Здание получилось строгим и лаконичным. Фасады украшены пилястрами, арками и портиками с ионическими колоннами. А главная жемчужина дворца — купольный зал‑ротонда, скрытый от глаз внутренним двориком. Круглый зал с окнами в три яруса, колоннадой и барельефами настолько впечатлил современников, что его прозвали русским Пантеоном.
Сегодня в Сенатском дворце находятся кабинеты президента и его помощников.
Музеи
Помимо уникальных экспозиций в старинных соборах‑музеях, Московский Кремль славится богатой коллекцией царских сокровищ в Оружейной палате, а любителям древностей понравится рассматривать фрагменты старинных построек, найденные во время археологических раскопок.
Оружейная палата
Её прообраз упоминается в документах ещё в XVII веке. Тогда Оружейная палата служила казнохранилищем, кроме того, на её территории работали мастерские, где изготавливали оружие и утварь для царского двора. Одноимённый музей в Кремле открылся уже при императоре Александре I. Он построил для ценностей из царской казны новое здание и сделал его открытым для публичного посещения.
Сегодня собрание музея насчитывает около четырёх тысяч драгоценных предметов и занимает девять залов на двух этажах. Здесь можно увидеть ювелирные украшения, золотые и серебряные монеты, церковную утварь XII-XVII веков и крышки рак с чеканным изображением усопших в полный рост. В коллекции также представлены царские троны, венцы, скипетры и державы XIII-XVII веков, образцы холодного и огнестрельного оружия и старинные доспехи. Гордость музея — коллекция российских и западноевропейских царских экипажей.
Алмазный фонд
Экспозиция ценностей в здании Оружейной палаты. В двух залах выставлены украшения разных эпох, императорские регалии и драгоценные камни. Коллекцию собирали с XVIII века и продолжают пополнять по сей день.
Среди самых впечатляющих экспонатов — корона Екатерины II, украшенная пятью тысячами бриллиантов, индийским жемчугом и драгоценным минералом розовато‑красного оттенка — шпинелью весом почти в 400 карат. А главная гордость музея — коллекция «Семь великих камней». Это три алмаза и четыре самоцвета огромных размеров. К ним относится уже упомянутая шпинель, украшающая императорскую корону, исполинский алмаз «Орлов», инкрустированный в царский скипетр, а также гигантский сапфир (около 260 карат) редкой выделки — он обточен на 100 граней!
Археологические окна
Самая молодая достопримечательность Московского Кремля.
В 2017 году во время раскопок обнаружили фундаменты уничтоженных древних сооружений. Теперь на Ивановской площади через прочное стекло можно рассмотреть фрагменты разрушенных в советские годы Екатерининской церкви Вознесенского монастыря, трапезной и церквей Чудова монастыря (XVII век).
Здесь же находится фундамент Малого Николаевского дворца (1776 год), в котором родился император Александр II. В 1930‑е дворец, как и монастыри, разобрали для строительства Военной школы.
Заключение
Московский Кремль — комплекс архитектурных памятников, охватывающих сразу несколько эпох. Здесь можно увидеть средневековые башни и храмы, царские палаты в древнерусском стиле и строгие дворцы классицизма. А в музеях Кремля — посмотреть на бесценные реликвии. Узнать всё самое интересное и превратить прогулку в настоящее приключение, полное тайн, загадок и неожиданных открытий, помогут гиды Трипстера.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Прогуляться по территории монастыря и некрополя и услышать непростые истории о жизни и смерти
Увидеть главные достопримечательности и посетить лучшие смотровые площадки