Эйфелева башня

20 июля 2023, обновлено 2 ноя 2024
Эйфелева башня

Найти экскурсию

Показать
Визитная карточка Парижа — одно из самых узнаваемых строений в мире. Рассказываем о нём всё самое важное и интересное: кто на самом деле построил Эйфелеву башню, в каком году, почему её должны были разобрать и по какой причине её нельзя фотографировать ночью.

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Александр

    Уехал из холодной Норвегии в романтический Париж, окончил Сорбонну и так увлёкся историей французской столицы, что теперь сам водит по ней экскурсии и влюбляет в город путешественников.

  • Анастасия

    Несколько лет работала гидом в Эрмитаже, где рассказывала о французском искусстве. Четыре года назад перебралась в Париж, с тех пор каждый день изучает город сама и делится знаниями и впечатлениями с путешественниками.

Вид со смотровой площадки Эйфелевой башни
Вид со смотровой площадки Эйфелевой башни

Размеры

Одно из самых знаменитых сооружений в мире. Высота Эйфелевой башни 330 метров (с телевизионными антеннами), а общий вес металлоконструкций — 7300 тонн. Длина каждой стороны её основания — 125 метров.

Ещё по теме
 
Эйфелева башня
Самые высокие сооружения мира. Фото: сайт SiteStak System

Особенности конструкции и форма

Эйфелева башня состоит из 18 тысяч железных деталей, которые соединяют два с половиной миллиона заклёпок (интересно, что именно эта технология использовалась в начале ХХ века при строительстве Большеохтинского моста в Санкт‑Петербурге).

Доисторический прототип

Для создания прочного каркаса башни с надёжными креплениями, которые смогли бы выдержать давление веса всей конструкции, команда инженеров изучала строение скелетов динозавров.

Александр, гид в Париже
Грандиозный конструктор

Интересно, что Эйфелеву башню строили по принципу конструктора лего: детальки делали на заводе, а собирали на месте. Поэтому на строительство башни потребовалось менее двух лет.

Анастасия, гид в Париже
Эйфелева башня

Она имеет форму удлинённой пирамиды, образованной из четырёх наклонных колонн (у каждой из них — свой фундамент). Опорная площадь этой громады — 500 м². Эйфелевой башне не страшен сильный ветер, а вот от палящего солнца её каркас расширяется и, как следствие, верхушка кренится на 18 сантиметров.

История строительства Эйфелевой башни

В 1887 году на Марсовом поле началось возведение 300‑метровой башни по проекту инженерного бюро Гюстава Эйфеля. Она должна была стать главным монументом парижской Всемирной выставки 1889 года. Организаторы мероприятия выбрали «футуристическую вышку» из 107 проектов (на конкурс, кстати, прислали и эскиз монумента гигантской гильотины — в честь 100‑летия Великой французской революции).

На тот момент в послужной список Эйфеля входили и здание Западного вокзала в Будапеште, и изящный арочный мост в португальском Порту, и даже каркас статуи Свободы (главный символ США — подарок французского правительства американскому народу). Самое интересное, что над строением, которое прославило фамилию инженера на весь мир, работали ещё три человека — два сотрудника бюро: Морис Кёхлин и Эмиль Нугье (именно они представили самый первый рисунок башни) и архитектор Стефан Совестр.

1884 год. Первоначальный эскиз башни Мориса Кёшлена • Строительство фундамента башни

Важная деталь: по требованиям организаторов выставки, проект‑победитель не только должен был выглядеть оригинально, после окончания экспозиции его можно было бы без проблем демонтировать. Эйфель получил разрешение на эксплуатацию башни в коммерческих целях на целых 20 лет. Существует предположение: с ним подписали этот контракт потому, что инженер решил стать и одним из спонсоров этой дорогостоящей постройки. Как бы там ни было, но в 1909‑м башню в любом случае должны были разобрать и пустить на металлолом.

300‑метровое сооружение построили за рекордные для конца XIX столетия сроки — два года и два месяца. Произошло это и благодаря хорошо организованному рабочему процессу (на строительной площадке круглосуточно трудились не менее 150 человек), и благодаря использованию передовых технологий. Все детали сделали на заводе металлоконструкций на окраине Парижа, а для их транспортировки на высоту использовали специальные подъёмники, которые передвигались по рельсам.

Процесс строительства Эйфелевой башни

Возведение 300‑метровой башни в самом центре французской столицы вызвало широкий резонанс. Особенно громко звучали голоса некоторых представителей творческих кругов — их, в отличие от организаторов выставки, проект команды Эйфеля нисколько не радовал. Они считали, что «неэстетичная» вышка совершенно не вписывается в архитектурный ансамбль одного из самых красивых городов мира — из‑за неё целых 20 лет будут страдать как парижане, так и гости. В начале 1887 года в газете Le Temps был опубликован «протест против башни», подписанный деятелями культуры и искусства, включая Эмиля Золя и Александра Дюма‑младшего.

А чуть ли не главным ненавистником проекта Эйфеля считался Ги де Мопассан, однажды назвавший новую парижскую до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть «скелетом на основании». Согласно легенде, писатель постоянно обедал в ресторане башни (в деревянном павильоне на первом этаже), так как отсюда было «не видно этого уродства».

Ещё по теме
 
История создания Эйфелевой башни, посетители на первом уровне
1889 год. Всемирная выставка. Посетители на первом уровне

Но после открытия Всемирной выставки критики умолкли: творение бюро Эйфеля привело в восторг не только парижан, но и многочисленных гостей города. Затраты на возведение башни (почти 8 миллионов франков) окупились довольно быстро: только за год её посетили почти два миллиона человек. Вплоть до 1899‑го, когда наконец подключили лифты, для восхождения на самый верх нужно было преодолеть 1710 ступеней.

Почему Эйфелеву башню решили не сносить

Считается, что от запланированного демонтажа строение спасли… достижения научно‑технического прогресса. Ещё в 1898‑м на башне был установлен передатчик и проведён первый сеанс телеграфной связи. В 1909‑м на ней появилась военная радиотелеграфная станция, и в январе 1910‑го власти Парижа продлили контракт с Эйфелем ещё на 70 лет. С 1921‑го с башни началась трансляция радио, а ещё через 14 лет — регулярных телепередач.

Сегодня главный символ столицы Франции — ретранслятор для многочисленных радиостанций и телеканалов Парижа и региона Иль‑де‑Франс. На ней установлено несколько антенн — именно из‑за них к 2022 году строение выросло до 330 метров.

Эйфелева башня
1955 год. Марка, выпущенная в честь достяжений в развитии телевидения

Цвет Эйфелевой башни

За все годы своего существования она меняла цвет как минимум восемь раз. Когда в 1889‑м открылась Всемирная выставка, строение было красным, потом оно стало охрово‑жёлтым, на смену которому пришёл просто жёлтый, потом — жёлто‑коричневый, а ещё через годы — красно‑коричневый. Свой фирменный «бронзовый» цвет Эйфелева башня получила только в 1968‑м. По мнению флористов, он идеально сочетается и с городским ландшафтом, и с небом.

Ещё по теме
 
Цвет Эйфелевой башни
Фото: сайт об Эйфелевой башне

Цвет главной парижской до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти обновляют каждые 5-7 лет. На первом этапе команда опытных специалистов счищает с поверхности башни слой старой краски, потом на неё наносят антикоррозийное покрытие и только затем красят.

Но покраска — процесс небыстрый и может растянуться на пару лет (постройку при этом не закрывают для посетителей). Общая площадь работ — 250 000 м², для которых требуется более 60 тонн краски.

Подсветка Эйфелевой башни

В год своего открытия освещение 300‑метрового сооружения состояло из 10 тысяч газовых фонарей, которые в начале ХХ столетия заменили на электрические лампочки.

Целых девять лет — с 1925‑го по 1934‑й — с наступлением темноты грандиозная парижская до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть выглядела как самый большой в мире рекламный щит. Всё дело в том, что по заказу промышленника Андре Ситроена на символе французской столицы разместили более сотни тысяч лампочек для иллюминации «Эйфелева башня в огне». Это было невероятно эффектное для своего времени зрелище: на башне вспыхивали изображения фонтанов, падающих звёзд, знаков зодиака, а заодно и название автомобильного концерна.

1889 год. Хромолитография подсветки башни во время Всемирной выставки • 1925 год. Реклама автомобильного концерна Citroën

Её сегодняшнее «золотистое» освещение появилось ещё в 1985‑м, а с 2003‑го на главном символе Парижа ежечасно включается дополнительная подсветка — трёхминутное феерическое шоу мерцающих огоньков (правда, после часа ночи никакой подмигивающей иллюминации можно не ждать).

Иногда творение Эйфеля окрашивается и в другие цвета. Например, в 2008‑м, когда Франция председательствовала в ЕС, башню украшала синяя подсветка с кругом из золотых звёзд. А 22 марта 2016‑го её окрасили в цвета флага Бельгии — так французы выразили свою солидарность с гражданами соседней страны, которая подверглась терактам.

Ещё одна интересная деталь: на самом верху главного символа Парижа установлены четыре прожектора — их лучи видны на расстоянии до 80 километров.

Эйфелева башня

Почему Эйфелеву башню нельзя фотографировать ночью

Как это ни парадоксально, фотосъёмка одного из самых узнаваемых сооружений мира после наступления темноты может считаться незаконной. Всё дело в том, что знаменитая подсветка башни, которую в 1985‑м создал художник Пьер Бидо, — защищённое авторским правом произведение искусства. Именно поэтому для публикации ночных фотографий символа Парижа в СМИ и даже в соцсетях нужно получить специальное разрешение. Правда, этим правилом многие, разумеется, пренебрегают.

Уровни Эйфелевой башни

Знакомство с этой до­сто­при­ме­ча­тель­но­стью обычно начинается с эспланады — площадкой под строением. На ней находятся и билетные кассы, и сувенирные лавки, и кафе, и бюст Эйфеля, который создал знаменитый скульптор Эмиль Антуан Бурдель (именно у него училась знаменитая советская скульптор Вера Мухина). Но, пожалуй, самая интересная до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть эспланады — механизмы гидравлических лифтов 1899 года, способных и сегодня доставить посетителей на самый верх за каких‑то пять минут.

Лифты на бараньем жире

На башне установлены лифты, которые функционируют ещё со времён Эйфеля. В то время не существовало масла для смазки гидравлических насосов, которые толкали лифты вверх. Потому предприимчивый Эйфель предложил смазывать насосы бараньим жиром. Так что можете представить, какой запах стоял у основания Эйфелевой башни, особенно в жару.

Анастасия, гид в Париже
Лифт в Эйфелевой башне
Фото: kilchichakov

Первый уровень

Находится на высоте 57 метров и оборудован стеклянным полом. Подняться сюда можно не только на лифте, но и по лестнице. Здесь есть и посвящённая истории создания башни экспозиция, и большой сувенирный магазин, и кинотеатр, где транслируют видео о строительстве творения Эйфеля, и ресторан. Один из самых интересных объектов этого уровня — четырёхметровый фрагмент оригинальной винтовой лестницы (её демонтировали в 1983‑м).

Эйфелева башня
Кинотеатр на первом уровне. Фото: проект «Путеводитель по Парижу»

Второй уровень

Расположен на высоте 115 метров. И сюда можно подняться как пешком, так и на лифте. Здесь есть отличная смотровая площадка, а также сувенирный магазин и кафе.

Вид со смотрвой площадки второго уровня • Интерьер ресторана Жюль Верн. Фото: проект «Путеводитель по Парижу»

Третий уровень

Самое популярное место на башне, расположенное на высоте 276 метров. Подняться сюда получится исключительно на лифте. Здесь посетители могут полюбоваться роскошным панорамным видом на столицу Франции со смотровой площадки, заглянуть в башенные апартаменты Эйфеля (именно здесь инженер построил кабинет для приёма гостей, среди которых, например, был Томас Эдисон) или, наслаждаясь красотами Парижа, в баре выпить бокал шампанского.

Смотровая площадка третьего уровня • Бар на Эйфелевой башне • Кабинет Гюстава Эйфеля. Фото: проект «Путеводитель по Парижу»

Режим работы Эйфелевой башни

С 20‑х чисел июня и до начала сентября главная до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть Парижа открыта с 9:00 до 00:45, а в остальное время года — с 09:30 и до полуночи.

Билеты на Эйфелеву башню

Цены на них варьируются. Можно купить базовый билет, а можно — только для посещения второго уровня. Причём если вы решите подняться туда по лестнице, а не на лифте, то сэкономите несколько евро. Можно купить билет, который позволит вам попасть на второй этаж пешком, а потом доехать до верха на лифте. А для тех, кто любит путешествовать с шиком, есть спецпредложение — с бокалом шампанского из бара на третьем уровне.

Обратите внимание на то, что башню ежедневно посещают тысячи людей (особенно много путешественников в тёплое время года), поэтому билет стоит купить заранее (его можно оформить на нашем сайте). Это как минимум избавит вас от необходимости стоять в кассу — летом в очереди за билетами можно провести не один час.

Париж, Эйфелева башня

Как добраться до Эйфелевой башни

Она расположена по адресу: 5 Avenue Anatole France. Проще и быстрее всего сюда добраться на метро. От станции Bir-Hakeim (шестая линия) до места — 10 минут ходьбы, а от École Militaire (восьмая линия) — 15. Кстати, седьмой округ Парижа, где находится Эйфелева башня, — одна из самых популярных городских локаций с богатой историей. Здесь также расположены Дом Инвалидов и музей Орсе.

Заключение

Эйфелева башня — это не только главный символ одного из самых красивых городов мира, но и роскошный архитектурный памятник «прекрасной эпохи» (так называется период в европейской истории на стыке XIX и XX столетий). Узнать, как выглядит Париж с 276‑метровой высоты, стремятся многие путешественники — с 1889‑го на «футуристической вышке» побывало 300 миллионов человек. Но любоваться великолепным творением Эйфеля можно и с земли. В тёплое время года Марсово поле — одна из самых популярных парижских локаций для пикника. А зимой можно сделать роскошные фото башни с двухэтажного моста Бир‑Акейм: отсюда она выглядит особенно романтично.

Автор: Максим Тувим

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

13 самых живописных стран мира13 самых живописных стран мира Вдохновляющий список мест, куда нужно попасть хотя бы однажды

Еще экскурсии по теме