Форты Кронштадта

4 янв 2023, обновлено 1 ноя 2024
Форты Кронштадта

Найти экскурсию

Показать
Кронштадтские форты — легендарная достопримечательность Санкт-Петербурга. Они не раз останавливали неприятеля на подступах к городу, и, хотя их военная жизнь осталась в прошлом, они и сегодня остаются уникальными памятниками фортификации. Рассказываем, куда пойти за приключениями, где почувствовать себя смотрителем маяка и при чём тут немецкая разведка.

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Виктор

    Очень любит Санкт‑Петербург и разрабатывает нестандартные маршруты, чтобы показывать путешественникам малоизвестные уголки города и окрестностей.

  • Лера

    Физик в прошлом и лирик в настоящем. С большим энтузиазмом знакомит приезжающих с Санкт‑Петербургом.

Карта фортов Кронштадта с названиями

История

Кронштадт не зря называют «островом фортов». Первые укрепления начали возводить вокруг города в XVIII веке по указу Петра I для защиты Санкт‑Петербурга от нападения шведов и продолжали строить вплоть до XIX века. Форты делились на морские (построенные в Финском заливе на искусственных островах) и береговые — между некоторыми из них даже были проложены железнодорожные пути.

Укрепления перекрывали морские подступы к Кронштадту и Санкт‑Петербургу и были настолько грамотно размещены, что с момента их появления по морю за линию обороны неприятелю ни разу не удалось прорваться.

Свою военную значимость фортификационные сооружения не утратили даже в XX веке, когда часть фортов принимала активное участие в Великой Отечественной войне. К сожалению, сегодня многие укрепления заброшены и разрушаются, хотя по‑прежнему притягивают сотни путешественников.

1855 год. Аксонометрический план Кронштадта • 1904 год. Форт «Император Павел I», молебен перед отправкой добровольцев на Дальний восток • Фильм 1936 года о Кронштадтском восстании 1919 года. Красная Армия атакует, подходя по льду Финского залива

Ещё по теме
 

Интересные факты

У фортов Кронштадта непростая судьба. Они не раз были складами, лабораториями и даже съёмочными площадками. Вот несколько интересных фактов из их истории:

  • Строительство фортов требовало огромных средств. Например, форт «Император Павел I» обошёлся примерно в 3 миллиона рублей серебром. Есть версия, что Николай I во время визита в строящийся кронштадтский форт отметил: «Судя по стоимости, я думал, что он будет сложен из ассигнаций!» Но рабочих, несмотря на это, похвалил и приказал наградить.
  • Большинство фортов Кронштадта строились из дерева и в результате страшного наводнения 1824 года оказались практически разрушены. После этого укрепления перестроили в камне, хоть это и оказалось сильно дороже.
  • По одной из версий, деревянный макет первого укрепления «Кроншлот» сделал сам Пётр I.
  • Форты Кронштадта не раз становились съёмочными площадками. Например, в 1985 году в фортах «Император Александр I» и «Константин» снимали кинофильм «Порох». А, например, в 2016–2017 годах «Шанц» стал местом съёмок эпизода из скандального фильма о возлюбленной императора Николая II «Матильда».
Кадр со съёмок фильма «Адмирал», сцена у памятника С. О. Макарову в Кронштадте
Новое место

Недавно в старинном здании под названием «Голландская кухня» на берегу Итальянского пруда в Кронштадте появился очень интересный интерактивный музей «Форты Кронштадта». Там можно узнать не только много интересного об истории каждого форта, но и увидеть их макеты, созданные по архивным чертежам.

Лера, гид в Санкт-Петербурге
Форты Кронштадта
«Голландская кухня». Фото: группа ВК музея

Основные кронштадтские форты

Всего вокруг города насчитывается 19 укреплений: 17 в море и два на берегу. Какие‑то почти полностью разрушены, а некоторые ждёт новая жизнь в составе исторического кластера «Остров фортов». Рассказываем о наиболее интересных укреплениях — от их создания до современного состояния.

«Кроншлот»

Самый первый форт Кронштадта, который всего на год младше Санкт‑Петербурга: город был основан в 1703-м, а укрепление — в 1704 году. Есть версия, что деревянный макет «Кроншлота» изготовил сам Пётр I во время своего пребывания в Воронеже. Считается, что с открытия форта 18 мая 1704 года началась история Кронштадта — в наши дни эту дату отмечают как день рождения города.

Инженерная мысль

Чтобы создать форт «Кроншлот», по замёрзшему мелководью залива на лошадях притаскивали огромные брёвна. Из них делали срубы — ряжи. Внутрь каждого насыпали камни, землю и затем обкалывали по периметру сруба лёд. Проваливаясь на дно, ряжи образовывали рукотворный ряжевый остров.

Лера, гид в Санкт-Петербурге

Знаменит «Кроншлот» и тем, что в 1705 году по указу Петра I на территории форта был сформирован первый в империи Морской полк. Историки считают, что именно с этого момента начинается отсчёт существования российской морской пехоты.

Укрепление много раз перестраивалось. Например, в 1824 году, когда из‑за сильного наводнения форт оказался практически разрушен, или с 1850 по 1863 год — в этот период здесь была возведена Николаевская батарея.

Маяк в «Кроншлоте»
Маяк в «Кроншлоте»

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда на территории «Кроншлота» размещалась база малых «морских охотников» — военных кораблей, которые предназначались для поиска и уничтожения вражеских подлодок. А в 1945 году здесь появилась первая в СССР станция для размагничивания кораблей — она сохранилась и сегодня, правда, в нерабочем состоянии.

В наше время «Кроншлот» закрыт для посещения и как большинство кронштадтских фортов ожидает реставрации.

«Император Пётр I»

Был построен в 1724 году и первоначально назывался «Цитадель». На протяжении почти ста лет форт обрастал новыми постройками и наращивал военную мощь, и к 1818 году здесь было установлено 120 пушек — самое большое количество орудий на всех кронштадтских укреплениях.

«Цитадель» была практически уничтожена наводнением 1824 года. Восстановление заняло семь лет (с 1827 по 1834 год), а после завершения работ форт получил имя «Пётр I».

К концу XX века укрепление потеряло своё военное значение. В разное время в форте находились лаборатории по производству взрывчатки, склады для изготовления боеприпасов. Так, в Великую Отечественную войну здесь было произведено около трёх тысяч мин.

С 2000-х «Император Пётр I» является базой, где хранится арсенал, поэтому он закрыт для посетителей. С островом Котлин укрепление соединяет насыпная дамба через Финский залив, по которой проходила узкоколейная железная дорога — частично она сохранилась и сегодня.

«Император Александр I»

Самый загадочный форт Кронштадта, который называют «Чумным». Его строительство началось в 1838 году по проекту инженера Михаила фон дер Вейде. Для форта в Финском заливе создали целый искусственный остров: сначала в дно забили более пяти тысяч 12-метровых свай, потом пустые пространства заполнили бетоном, а на получившейся площадке заложили основание из гранитных плит. В общей сложности на строительство ушло семь лет (с 1838 по 1845 год), а ход работ контролировал лично Николай I.

Запретный плод

Форт «Император Александр I» известен не только своей оборонительной функцией и чумной лабораторией. В новейшую историю он войдёт ещё и как место проведения рейв‑вечеринок. С 2000-го по 2008-й тут проходил танцевальный фестиваль FortDance. О внутреннем содержимом этих фестивалей широко распространяться не будем :)

Виктор, гид в Санкт-Петербурге

Несмотря на то что «Император Александр I» был отлично укреплён и его трижды приводили в боевую готовность, в военных действиях он никогда не участвовал. Некоторые историки утверждают: форт был настолько хорошо вооружён, что, когда английские корабли во время Крымской войны вошли в Финский залив, они не сделали ни единого выстрела. Они просто увидели грандиозное сооружение, развернулись и ушли обратно. Видимо, впечатлились масштабом.

С 1899 года в форте открылась первая в России противочумная лаборатория — отсюда и неофициальное название «Чумной». Здесь разрабатывали вакцину от чумы, и ходили жуткие слухи, что испытывали её на заключённых. На самом деле все тесты проводили на животных, а от чумы за всё время существования лаборатории умерло только два врача. Форт делился на заразную (где работали непосредственно с возбудителем болезни) и незаразную части, а грузы и провизию сюда доставлял пароход с говорящим именем «Микроб».

К началу 1980-х годов «Император Александр I» был заброшен. Сегодня он закрыт на реконструкцию. Обещают, что после окончания работ здесь появится не только музей, но даже канатная дорога, которая соединит форт с Кронштадтом.

«Император Павел I»

Первое деревянное укрепление было построено в 1801 году. Сначала оно называлось «Рисбанк», что в переводе с немецкого означает «отметка на отмели». В годы Крымской войны укрепление сыграло важную роль в защите Санкт‑Петербурга — между ним и фортом «Император Александр I» было установлено первое в мире заграждение из морских мин. В это же время «Рисбанк» был переименован в честь императора Павла I.

Сегодня от форта остались одни руины, с которыми связана грустная история. В 1923 году к нему пришвартовался баркас «Парижская коммуна» с пьяными матросами. В это время в форте находился склад мин и других боеприпасов. Пьяные матросы решили проверить качество тротила в одной из мин и подожгли её. Когда всё заполыхало, зачинщики ретировались. Пожар пытались потушить моряки с легендарного крейсера «Аврора», но безуспешно. Сдетонировали все остальные мины, а взрывы были настолько мощными, что части стен разметало по всей акватории залива — пострадало даже несколько судов.

«Риф»

Береговой форт в самой западной точке Кронштадта, откуда открывается классный вид на Толбухин маяк и Тюленью гряду — место, где любят отдыхать морские котики.

«Риф» был построен в 1889 году как испытательный полигон. По укреплениям из бетона стреляли из пушек, а результаты тщательно записывали и изучали. Например, благодаря таким обстрелам в других фортах стали строить сквозники — защитные галереи перед входом.

Использовали укрепление и для испытаний различных механизмов. Так, в 1891 году здесь построили скрывающуюся башню со скорострельной пушкой. Орудие находилось под землёй, а наверх поднималось при помощи гидравлических механизмов. Сама башня неплохо сохранилась, хотя орудие и подъёмник были давно демонтированы.

Сегодня попасть в «Риф» может каждый путешественник. Спуститься в подземелья, посмотреть казематы, где взрывали снаряды, заглянуть в скрывающуюся башню — здесь просто рай для любителей военной истории. А ещё форт находится на территории природного заказника «Западный Котлин», поэтому можно совместить посещение «Рифа» и прогулку по живописному морскому побережью.

«Шанц»

Ещё одно береговое укрепление. Находится всего в 2,5 километра от форта «Риф», а между ними курсирует гольфкар.

Первоначально на этой территории были земляные укрепления «Александр-шанц» и «Николай‑шанц». Возведение бетонных построек началось в 1897 году и продолжалось пять лет. К 1930 году форт утратил своё военное значение, а все орудия сняли и вывезли.

Тут был Вася

Прогуливаясь по форту, можно найти следы присутствия военнослужащих на нём ещё в 1950-1960-е годы. Так моряки‑дембеля оставляли свой след в истории.

Виктор, гид в Санкт-Петербурге

Во время Великой Отечественной войны «Шанц» и «Риф» были соединены железнодорожной веткой. По ней курсировала передвижная артиллерийская батарея, а стационарных орудий в форте не было.

«Шанц» неплохо сохранился, хоть и остаётся в полузаброшенном состоянии. Сегодня его можно посетить самостоятельно и погулять по территории. Здесь частично сохранились подземные галереи, лестницы к основаниям мортир, наблюдательные пункты. При прогулке важно внимательно смотреть под ноги: в некоторых местах можно встретить открытые прожекторные шахты, куда легко упасть.

«Шанц», как и «Риф», находится на острове Котлин, а не на искусственной насыпи в море. Сюда можно добраться на машине из Кронштадта или Питера. Для автомобилей перед входом в форт есть парковка.

Визитная карточка «Шанца» — его береговая линия. Плавный вход в воду, небольшая глубина у берега и песок сделали местные пляжи любимыми у петербуржцев.

Батарея «Князь Меншиков»

Одноэтажное укрепление с большими белыми цифрами видно со многих судов на кронштадтском рейде. Это — остатки батареи «Князь Меншиков», которую разобрали в 1920-х годах. А цифры были необходимы штурманам кораблей, чтобы точно определять местоположение судна и идти по фарватеру.

Не перепутайте

Интересно, что название батарее дали не в честь Александра Даниловича Меншикова, которому Кронштадт обязан своим появлением, а в честь Александра Сергеевича Меншикова — морского министра Российской империи в 1836–1855 годах.

Виктор, гид в Санкт-Петербурге

Первая батарея из дерева появилась в 1826 году. Позже было решено выстроить каменное укрепление для более эффективной защиты Кронштадта от кораблей противника. Строительство шло семь лет, а после завершения батарея была названа в честь А. С. Меншикова — адмирала и морского министра Российской империи.

За всю историю укрепление ни разу не принимало участия в военных действиях. К началу 1880-х стало понятно, что батарея утратила своё оборонительное значение. Современные тяжёлые орудия здесь без серьёзной перестройки установить было нельзя. Да и делать это не имело смысла: существующие форты Кронштадта надёжно защищали город.

После разоружения батареи была мысль переоборудовать помещения в тюрьму. Но проект потребовал бы слишком больших вложений и в итоге внутри остались части никому не нужных орудий. В 1920-е годы обследование батареи выявило трещины из‑за подвижек грунта, поэтому остатки вооружения вывезли на переплавку, а два верхних этажа разобрали.

Ещё по теме
 

«Константин»

На карте фортов Кронштадта это одно из немногих укреплений, которое доступно для посещения.

История «Константина» начинается зимой 1808 года, когда было выбрано место для строительства деревянной батареи. Каменное укрепление здесь возвели в 1861 году, а через два года его усилили первыми в мире артиллерийскими позициями с бронированием.

Музей маяков. Фото: Tote Licht

Для солдат и низших чинов служба в кронштадтском форте была настолько тяжёлой, что «Константин» назвали «матросским Сахалином» и даже «каторгой». Они не могли свободно передвигаться по территории (во многие места доступ им был запрещён), а оторванность от материка, холодная и сырая погода только ухудшали положение. Не зря же в форте произошло сразу несколько восстаний. Например, в 1906 году, когда мятежники подняли чёрный флаг и выстрелили в сторону Кронштадта. Правда, всего один раз, потом восстание было подавлено.

Сегодня «Константин» — крупный культурно-исторический центр. Здесь есть единственный в России Музей маяков с уникальными экспонатами, многие из которых в рабочем состоянии. Можно почувствовать себя настоящим маячником: например, подать сигнал в специальный туманный горн.

Музей маяков. Фото: Tote Licht

Есть в форте и музей «Пушкарь» с необычной экспозицией — почти все предметы здесь можно трогать — идеальное место для оригинальных фото. Нет доступа только к особо ценным экспонатам, которые находятся под стеклом.

Летом на территории форта работает масса водных аттракционов. Например, здесь можно освоить гидрофойлинг (катание на доске с подводными крыльями) или научиться управлять вейкбордом.

«Тотлебен»

Его начали строить в 1897 году и модернизировали аж до 1913 года. Сначала укрепление называлось скромно — просто форт «А». Имя в честь генерала и военного инженера Э. И. Тотлебена он получил только в 1910 году.

Форт стал одним из самых мощных укреплений в обороне Кронштадта. Во время Великой Отечественной войны «Тотлебен» поддерживал огнём советскую армию, которая обороняла Сестрорецк. Некоторые историки говорят, что постоянные обстрелы вражеских частей настолько мешали немцам, что в абвере (отделе немецкой военной разведки) было создано специальное бюро Целлариуса, одной из приоритетных задач которого было уничтожение форта. В Сестрорецк даже прислали специального агента, который должен был получить планы укреплений. Но затея немцев провалилась, и «Тотлебен» остался стоять.

Последние орудия отсюда вывезли в 1950-х, после этого форт опустел и стал медленно разрушаться. Сегодня он заброшен, но неплохо сохранился.

Интересно, что у кронштадтского укрепления есть тёзка — форт «Тотлебен» в Керчи. Правда, построен он был чуть раньше — в 1857–1865 годах.

«Обручев»

Практически брат‑близнец «Тотлебена». Оба этих форта стали последними вокруг Котлина. «Обручев» не только построен по одинаковому с «Тотлебеном» проекту, но и практически полностью повторяет его судьбу.

Строить его начали в 1897 году, а последние орудия разместили в 1925–1927 годах после многочисленных модернизаций. Артиллерия «Обручева» принимала активное участие в Великой Отечественной войне, не давая войскам подойти к Санкт‑Петербургу.

В 1950-х отсюда было вывезено всё вооружение, а почти все металлические конструкции срезаны и сданы в металлолом. Сегодня «Обручев» заброшен.

«Граф Милютин»

Для своего времени считался одним из самых передовых и современных фортов Кронштадта. Название «Граф Милютин» укреплению дал Александр II — в честь Д. А. Милютина, военного министра Российской империи.

Форт построен в 1855–1856 годах, затем неоднократно перестраивался. Во второй половине XIX века «Граф Милютин» превратился в одно из самых мощных укреплений. Здесь было установлено шесть скрывающихся бронированных башен с орудиями, которые поднимались из шахт при помощи паровых машин. Это были очень мощные механизмы, ведь полный вес одной конструкции составлял 500 тонн!

Во время Великой Отечественной войны в форте размещались зенитные орудия, которые принимали активное участие в обороне Кронштадта. Но, несмотря на своё героическое прошлое, в 1950-х укрепление опустело и стало ненужным.

Сейчас «Граф Милютин» постепенно реставрируется. В ходе работ здесь обнаруживаются уникальные находки: например, огромная цистерна для хранения пресной воды и чудом сохранившийся механизм XIX века для подъёма снарядов. В процессе реставрации его почистили и привели в рабочее состояние. Планируется, что он станет музейным объектом.

Как попасть на форты Кронштадта

Большинство укреплений находятся в открытом море, поэтому добраться до них можно либо на катере, либо зимой по льду. Исключение — береговые форты, до которых можно доехать на машине.

Собираясь в форты, помните — большинство из них заброшены и не подходят для самостоятельных прогулок. Точного описания и карт опасных участков укреплений нет, а многие конструкции с каждым годом разрушаются всё сильнее.

Для собственной безопасности самые интересные кронштадтские укрепления проще всего посетить на экскурсии с местными гидами. Они точно знают, в какие форты стоит зайти и что обязательно нужно посмотреть.

Вид на Финский залив и форт «Тотлебен»

А можно совместить посещение самых знаменитых укреплений и прогулку по Финскому заливу. Например, прокатиться на катере по акватории, заглянуть на остров Котлин и прогуляться по экотропе природного заказника до форта «Шанц».

Заключение

Кронштадтские форты — не только легендарная до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть Санкт‑Петербурга, но и живые свидетели военной истории России. Здесь испытывали новые системы обороны, устраивали лаборатории и даже строили железные дороги. Гиды‑петербуржцы с радостью расскажут об этом и многом другом во время увлекательных прогулок по здешним фортификациям.

Автор: Анастасия Рыбина

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Куда можно съездить из Санкт‑ПетербургаКуда можно съездить из Санкт‑Петербурга Императорские резиденции, курорт начала XX века и писательский посёлок на берегу Финского залива

Еще экскурсии по теме