Где стоит изучать стили храмовой архитектуры в России

Где стоит изучать стили храмовой архитектуры в России

Найти экскурсию

Показать
Русская церковная архитектура невероятно многогранна, а её история насчитывает не одно тысячелетие. За это время она впитала множество течений и при этом искала собственный почерк. Рассказываем, как менялся стиль православных храмов в России в разные века и куда отправиться, чтобы увидеть лучшие образцы.
СодержаниеВизантийский стильСофийский собор в Великом НовгородеЗеленчукские храмы в Нижнем АрхызеХрам Петра и Павла в СмоленскеДревнерусский стильЦерковь Бориса и Глеба в КидекшеУспенский кафедральный собор во ВладимиреЦерковь Спаса Преображения в Великом НовгородеРусская деревянная архитектураЦерковь Преображения Господня в КижахШатровое зодчествоПокровская церковь в АлександровеЦерковь Вознесения Господня в Коломенском в МосквеРусское узорочьеЦерковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках в МосквеРусское бароккоХрам Покрова Пресвятой Богородицы в Филях в МосквеПетропавловский собор в Санкт‑ПетербургеРусский классицизмТроицкий собор Александро‑Невской лавры в Санкт‑ПетербургеСобор Казанской иконы Божьей Матери в ЯрославлеРусский модернЦерковь Спаса Нерукотворного Образа в селе АбрамцевоХрам Спаса Нерукотворного Образа в КлязьмеИсторизмАлександро‑Невский Новоярмарочный собор в Нижнем НовгородеХрам Спаса на Крови в Санкт‑ПетербургеЗаключение

Византийский стиль

Период существования: Х–ХI века

Древняя Русь после крещения стала не только идейным и политическим союзником Византии — вместе с религией государство переняло и христианскую культуру. Поэтому и архитектурные формы для первых русских храмов заимствовали у византийцев.

Изначально в Византии строили храмы на античный манер базилики. Но в течение нескольких веков империя отходила от устоявшихся форм и создавала свой почерк в архитектуре — так их сменили крестово‑купольные храмы. В плане они представляют собой крест, как главный символ христианства, с мощным куполом или посводной кровлей в центре и апсидами (полукруглыми пристройками с алтарём). Самый яркий пример такого стиля — собор Святой Софии в Стамбуле. Он стал образцовым храмом архитектуры Византийской империи.

Собор Святой Софии в Стамбуле • Десятинная церковь в Киеве, фрагмент диорамы «Город Владимира» • Макет‑реконструкция первоначального облика Софийского собора в Киеве • Фото: Shutterstock, Voevoda, CC BY-SA 4.0, Качанов Сергій, CC BY-SA 4.0

На Руси в Х веке взяли за основу именно крестово‑купольные храмы (отличались у них только главы: они были луковичные или шлемовидные), а строили их сами византийцы. Так, с помощью константинопольских мастеров в Киеве появились Десятинная церковь — первый православный храм на Руси (был разрушен) — и знаменитый Софийский собор (позже перестроен в стиле украинского барокко). Православные святыни также строили в Новгороде, Полоцке, Смоленске, Витебске, Чернигове и других городах.

Софийский собор в Великом Новгороде

Считается старейшим сохранившимся древнерусским храмом на территории современной России и включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его построили примерно в 1050 году при сыне Ярослава Мудрого — князе Владимире. Храм возводили киевские и византийские мастера по константинопольским образцам — изменили только галереи, которые пришлось сделать закрытыми из‑за холодного климата. Внутри даже осталась одна оригинальная фреска того времени под названием «Константин и Елена».

Софийский собор • Интерьер храма • Фреска «Константин и Елена» • Фото: Shutterstock, сайт «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…»

Сегодня Софийский собор — часть музейного комплекса «Новгородский кремль» и действующий храм. Во время оккупации города в Великую Отечественную войну здание сильно пострадало, и до 1980‑х его кропотливо восстанавливали.

Зеленчукские храмы в Нижнем Архызе

В Карачаево‑Черкесии можно увидеть сразу три храма, возведение которых датируется Х–ХI веками: Средний, Северный и Южный. В те времена они находились на территории древнего городища, считавшегося духовным и экономическим центром Древней Алании. Средневековое государство приняло христианство раньше Руси, поэтому опередило её в строительстве православных храмов, и так же заимствовало византийские формы. Дошедшие до наших дней церкви представляют собой образцовые крестово‑купольные сооружения с посводной кровлей вместо типичных куполов.

Северный храм • Средний • Южный • Фото: Shutterstock

Во все храмы сегодня можно зайти, чтобы оценить аскетичность внутреннего убранства. Здесь очень хорошо сохранился дух Средневековья, ощущавшийся на заре распространения христианства по миру. А рядом с отреставрированными храмами любители археологии увидят основания разрушенных церквей. В результате раскопок удалось найти руины ещё 11 сооружений.

Храм Петра и Павла в Смоленске

В городе сохранилось целых три храма, построенных в Древней Руси. Петропавловский возвели в 1146 году по приказу внука Владимира Мономаха, князя Ростислава Мстиславовича. В здании отразились главные черты византийского стиля: крестово‑купольная планировка с круглым куполом на высоком барабане посередине.

Храм Петра и Павла: 1919 год • Современный вид • Интерьер храма • Фото: Shutterstock, Krassotkin, CC0

За годы существования храм перестраивался, но смог сохранить узнаваемые черты стиля. Внутри сегодня можно увидеть остатки цветных фресок на стенах и процарапанные надписи‑граффити. Считается, что среди них есть и принадлежащие руке главного заказчика — Ростислава Мстиславовича.

Древнерусский стиль

Период существования: ХI–ХV века

Со временем на Руси появлялось всё больше местных мастеров, а влияние византийцев и их помощь в возведении храмов уменьшалась. В итоге на рубеже ХI–ХII веков древнерусское зодчество стало самостоятельным направлением с собственными архитектурными традициями, а разделение на княжества повлияло на разнообразие форм. Каждый из новых центров создал свою архитектурную школу, а ярче всего проявились новгородско‑псковская и владимиро‑суздальская.

стили храмов
Храм Покрова на Нерли. Фото: Shutterstock

Типичные древнерусские храмы стали более структурированными и напоминали большой куб (четверик) с апсидами. Такие аскетичные белокаменные церкви с изящным декором представляют собой чистую форму крестово‑купольных храмов и являются визитной карточкой древнерусской архитектуры.

В них отразились и европейские традиции, а именно влияние романского стиля и готики. Прежде всего в использовании натурального камня — до этого церкви строили из кирпича. А первым в государстве природные материалы для храмов и приёмы оформления — аркатуры и орнаментальную кладку — стал использовать Юрий Долгорукий. Именно с его правлением связано появление древнерусской церковной архитектуры как целостного направления.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Храм находится в пригороде Суздаля — селе Кидекша, где в древности располагалась резиденция Юрия Долгорукого. Поэтому тут возвели один из первых храмов, заложивших основу владимиро‑суздальского стиля. Церковь построили в 1152 году и освятили в честь сыновей киевского князя Владимира Святославича — Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом в междоусобной войне. Они первыми на Руси были причислены к лику святых.

Церковь Бориса и Глеба • Фреска XII века — святые жёны среди райского сада • Фрески по низу алтарных стен • Фото: Shutterstock, Nikolay Omonov, CC BY-SA 4.0, Bogdanov-62, CC BY-SA 4.0

Образцовый средневековый русский храм дошёл до нас в виде белоснежного четверика с одной главкой по центру, папертью и тремя апсидами. Монументальный и сдержанный храм украшает только изящный аркатурный пояс по периметру. Внутри сохранились артефакты ХII века: фрески с изображением волхвов и райского сада и омфалий — специальное место епископа посередине храма для чтения Священного Писания. Также в церкви находятся гробницы сына Юрия Долгорукого, Бориса, и его семьи. Сегодня храм включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и работает как музей древнерусского зодчества.

Ещё по теме
 

Успенский кафедральный собор во Владимире

После смерти Юрия Долгорукого его дело продолжил князь Андрей Боголюбский, при нём также возводились здания в характерном для северо‑востока страны стиле. Одним из главных сооружений стал Успенский собор во Владимире. Князь приказал построить главный городской храм в 1158 году, его возведением занимались европейские мастера, специально присланные из Священной Римской империи. От прежних храмов его отличают закомары и более выразительный декор — аркатурно‑колончатый пояс и лепнина с растительными мотивами.

1873 год. Успенский собор до реставрации в 1880‑х годах • Современный вид • Фото: Shutterstock

Долгое время собор считался главным храмом всея Руси, где венчались на княжество все великие русские князья до Ивана III. Он даже стал прообразом Успенского собора Московского Кремля. А сегодня признан одним из ярчайших образцов древнерусского зодчества и включён в Список ЮНЕСКО. Ценен он не только своей архитектурной формой. Внутри сохранилось важнейшее историческое и художественное наследие Средних веков. Здесь находится самый древний русский некрополь, в котором больше 40 захоронений: в нём упокоены владимирские главные священники и князья, например Всеволод Большое Гнездо и Андрей Боголюбский.

Интерьер храма тоже представляет большую ценность: его стены расписаны знаменитым иконописцем Андреем Рублёвым. При этом Успенский собор считается единственным памятником, в котором точно подтверждено авторство великого мастера. Он создал масштабную роспись (фрески занимают более 300 м²) в 1408 году. Сегодня в действующем соборе полюбоваться на потрясающую живопись может любой желающий.

Иконостас • Подкупольное пространство • Фрески Андрея Рублёва • Фото: Shutterstock

Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

Один из выдающихся памятников новгородско‑псковской школы. Церковь построили в 1374 году — древний архитектурный памятник представляет собой канонический русский храм в виде четверика. Сооружение имеет всего одну главу и апсиду — у него даже нет типичной паперти, отчего он выглядит особенно сдержанно и аскетично. Выразительность ему придаёт необычное трёхлопастное завершение фасадов со скатной кровлей и лепные украшения в виде ажурных прясел и голгофских крестов на камне.

Сегодня храм тоже находится в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется Новгородским музеем‑заповедником. Церковь Спаса Преображения не только сама по себе архитектурный шедевр, но и хранит в себе ценнейший художественный артефакт — фрески Феофана Грека, знаменитого византийско‑русского иконописца того времени. Он украсил интерьеры храма в 1378 году — это считается его первой работой на Руси и одной из немногих дошедших до наших дней.

Церковь Спаса Преображения • Фрески купола • Изображения столпников • Фото: Shutterstock

Русская деревянная архитектура

Период существования: XV–XVIII века

Из дерева на Руси строили испокон веков всё — от жилых построек до церквей и царских теремов. Славянские народы всегда селились вблизи лесов, поэтому благодаря доступности материала деревянные постройки встречались на всей территории Руси — от центральной её части до Сибири. Но расцвет стиля связывают с XV–XVIII веками и Русским Севером. Здешние мастера, хоть и взяли многое у новгородских плотников, строили самобытно и с уникальным почерком.

Архитектура этого периода отличается особенной изобретательностью и разнообразием форм. Строили от самых простых клетских церквей со скатной крышей, похожих на обычные жилые избы, до многоярусных, в виде восьмериков на четверике, со множеством куполов. А завершали постройки шатровой крышей, луковичными куполами и бочечной кровлей. Церкви дополняли трапезными, колокольнями, прирубами и галереями, отчего сооружения приобретали пышные формы.

Церковь Димитрия Солунского, Старая Ладога • Воскресенская и Преображенская церкви в Музее деревянного зодчества в Суздале • Фото: Shutterstock

Церковь Преображения Господня в Кижах

Выдающийся образец русского деревянного зодчества находится на карельском острове на территории музея‑заповедника и входит в Список ЮНЕСКО. Преображенскую церковь построили в 1714 году на месте сгоревшей. Сегодня она признана эталонным сооружением народного деревянного зодчества и считается самым сложным бревенчатым сооружением в мире. 37‑метровое здание состоит из трёх восьмериков, стоящих друг на друге, и построена без единого гвоздя (кроме куполов). Эту необычную по форме церковь украшают целых 22 главы, оформленные лемехом — черепицей из осины, которая придаёт им необычный чешуйчатый вид.

Церковь Преображения Господня • Главы церкви • Четырёхъярусный иконостас XVIII века • Фото: Shutterstock

Шедевр деревянного зодчества реставрировали в 2009 году. Чтобы спасти памятник, его пришлось поднять над землёй и залить фундамент. А затем пересобрать по брёвнышку заново, чтобы заменить только отдельные ветхие элементы храма — так удалось сохранить около 70% исходного материала. Внутри этого архитектурного чуда сохранился оригинальный четырёхъярусный иконостас XVIII века: удивительная работа состоит из 102 икон.

Шатровое зодчество

Период существования: XVI–XVII века

Освобождение от татаро‑монгольского гнёта стало не только поворотным событием истории, но и вехой в русской архитектуре. Новую эпоху сопровождало каменное шатровое зодчество, которое получило своё название по типу кровли: вместо типичных куполов храмы стали венчать шатры. Подобные церкви носили торжественный характер и возводились по особым случаям, например после побед в сражениях или на рождение наследника.

Сретенско‑Михайловская церковь в селе Красная Ляга • Церковь Спаса Преображения в селе Остров • Фото: Shutterstock, Ludvig14, CC BY-SA 4.0

Пирамидальные вершины уже встречались в деревянных постройках, но особую оригинальность приобрели именно в каменном исполнении. Их украшали резьбой, лепниной, росписью, кокошниками и даже луковичными куполами. Так сооружения приобретали праздничный и уникальный вид, несмотря на то что за основу шатровой церкви брали типичный восьмерик на четверике. Такие храмы получили большое распространение в Москве и её области, но также встречаются в Суздале, Нижнем Новгороде, Ярославле и других городах Центральной России.

Покровская церковь в Александрове

Первая шатровая каменная церковь на Руси находится во Владимирской области в городе Александрове на территории бывшей резиденции князя Василия III — Александровской слободе. Царские хоромы возвели в 1505 году, а позже, в 1510‑х, появилась домовая церковь, к которой примыкали дворцовые палаты. Именно её небольшой приземистый шатёр, покрытый лемехом, считается прообразом других шатровых архитектурных сооружений. Основной объём церкви имеет немного вытянутую форму и стоит на подклете: в цокольном этаже находятся гробницы, в которых по предположениям похоронены в том числе внебрачные дочери Ивана Грозного.

Покровская церковь • Роспись шатра • Фото: Shutterstock, Vash Alex kun, CC BY-SA 4.0, CC BY-SA 4.0

В древности церковь имела очень яркое убранство: она была декорирована росписью в чёрном, жёлтом, белом и золотом цветах, а внутри богато украшена фресками — некоторые сохранившиеся фрагменты можно увидеть в храме и сегодня. Позже к церкви пристроили трапезную, придел, три крыльца и колокольню — тоже с шатровым завершением. На звоннице установили девять колоколов и необычные часы — они исчисляли время по восходу и заходу солнца. При колокольне даже жили монахини, которые следили за исправностью механизма. Сейчас удивительные часы хранятся в местном музее.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском в Москве

Один из первых каменных шатровых храмов в стране находится в бывшей царской резиденции в Коломенском. Это одна из московских до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей, уникальность которой подтверждена внесением в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО — таким статусом в столице обладают ещё только Кремль с Красной площадью и Новодевичий монастырь. Архитектурный памятник возвели в 1532 году по приказу Василия III в честь рождения долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного. Был выбран проект авторства Пьетро Аннибале.

Церковь Вознесения Господня • Иконостас • Внутренний вид шатра • Фото: Shutterstock, A.Savin, FAL, FAL

Сооружение имеет необычную по меркам времени форму и сочетает в себе черты ренессанса, готики и русской архитектуры. Основная часть церкви и её шатёр представляют единый объём, отчего сооружение напоминает средневековую устремлённую вверх башню. До 1600 года церковь была самым высоким зданием во всём государстве — её высота составляет 62 метра. По периметру храм окружает гульбище и крыльца — традиционные элементы деревянного дворца. Также типичные черты русского зодчества отразились в оформлении: основание шатра церкви украшают кокошники.

Русское узорочье

Период существования: XVII век

Ещё один вычурный стиль в русском зодчестве появился чуть позже шатровых храмов. Хоть их и роднит нарядность и одно время развития, о происхождении русского узорочья идут споры до сих пор. Учёные чаще всего сходятся в его самобытности и первичности, но также отмечают влияние европейского маньеризма и гражданской русской архитектуры.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках • Церковь Рождества Богородицы в Путинках • Фото: Shutterstock

Русское узорочье действительно выглядит необычно и уникально. Оно отличается богатым и даже чрезмерным декором: церкви пестрят многоярусными кокошниками над сводами, десятками слуховых окошек в шатрах, яркой росписью и изобилием лепнины. Композиционно чаще всего такие церкви сложные, имеют несколько приделов, трапезную, колокольню, подклет и крыльцо. А в основе сооружений — бесстолпный храм с сомкнутым сводом. Церкви, напоминающие роскошные терема, можно встретить в Москве и области, а также в центральных регионах страны.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках в Москве

Храм, ставший образцом в московской церковной архитектуре XVII века. Яркий памятник в стиле русского узорочья находится в одном из самых коротких московских переулков — в Никитниковом в Китай‑городе. Он назван по фамилии ярославского купца Григория Никитникова, который оплатил возведение роскошной церкви в 1650‑х годах. Это был не только приходской храм, но и придомовой — церковь соединялась с домом Никитникова переходом. Он даже хранил на цокольном этаже свои товары, а в южном приделе и сегодня находится усыпальница всей купеческой семьи.

Фото: Shutterstock

Нарядное сооружение богато украшено декором: рядами кокошников, резными наличниками (на некоторых изображены попугаи) и поливной керамикой. А его конструкция напоминает Теремной дворец в Кремле. Вполне возможно, богатый купец нанимал именитых зодчих, работавших для царя, под строительство церкви — её авторство, к сожалению, не установлено, но зато точно известно, что расписывали её известные московские мастера Симон Ушаков и Иосиф Владимиров, а иконостас изготовили в Оружейной палате.

Русское барокко

Период существования: XVII–XVIII века

Этот пышный стиль ознаменовал новую эпоху в истории государства. Архитектурное направление, несмотря на свои европейские корни, многое почерпнуло из узорочья и зародилось в Москве. А своему появлению обязано дворянскому роду Нарышкиных: впервые здания с характерными чертами появились по заказу родственников Петра Великого в конце XVII — начале XVIII века. Поэтому архитектурный стиль назвали по их имени — нарышкинское барокко.

Нарышкинское барокко. Храм Троицы Живоначальной в Троице‑Лыкове • Голицынское барокко. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах • Фото: Shutterstock

За ним последовали строгановское и голицынское барокко, сформировавшиеся по тому же принципу. Чаще всего они объединяются под термином московское барокко. Благодаря смешению древнерусских традиций и европейских черт оно стало одним из самых оригинальных в истории русского зодчества. В стиле сочетаются изящность, детализированный декор фасадов с прямолинейными и монументальными формами русского зодчества. Также в оформлении зданий начали использовать античную ордерную систему.

Русское барокко приобрело европейский облик во времена строительства Петербурга и стало характерным градостроительным почерком Петра. Его также называют по имени заказчика: петровское барокко стало первым архитектурным стилем, украсившим город на Неве. Эти здания выглядели гораздо сдержаннее и утончённей и имели мало общего с древнерусскими храмами. Следом за отцом направление поддержала и Елизавета Петровна, при которой русское барокко приобрело более пышный и нарядный облик, хотя и оставалось по‑прежнему в рамках европейских традиций.

Петровское барокко. Петропавловская церковь в Ярославле • Елизаветинское барокко. Воскресенский собор Смольного монастыря • Фото: Shutterstock

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях в Москве

Яркий образец московского барокко построили по заказу родного дяди Петра I, Льва Нарышкина, в 1694 году. Возвести здание он задумал ещё в 1682 году, правда при трагических обстоятельствах. Во время Стрелецкого бунта, когда решалось, какая из династий займёт престол (Нарышкины или Милославские), погибли братья Льва Кирилловича — Иван и Афанасий. Лев выжил: Наталья Кирилловна спрятала его в женских покоях. Там он молился образу Спаса Нерукотворного и пообещал Господу, что если спасётся, то построит храм.

Своё обещание он сдержал и возвёл церковь в селе Фили, которое пожаловал ему Пётр. По приказу Льва Кирилловича разобрали деревянную ветхую церковь, а на её месте возвели роскошный каменный храм. Он построен в виде восьмерика на четверике с подклетом и гульбищем. А оригинальность придаёт ему розовый цвет и ажурный декор — изящное убранство в сочетании с традициями древнерусского деревянного зодчества положило начало оригинальному московскому стилю.

Фото: Shutterstock

Петропавловский собор в Санкт‑Петербурге

Главный храм Северной столицы Пётр I приказал возвести в стиле барокко — сооружение должно было отражать дух времени и намерения самого императора сделать город по‑настоящему великим. Каменный собор заложили в сердце Петропавловской крепости в 1712 году, а возведением занялся первый архитектор столицы — Доменико Трезини. Закончили собор только спустя 20 лет — в 1732 году. Стройный силуэт классической европейской базилики и высокий шпиль колокольни, взмывающей на 122 метра, до сих пор считаются важнейшими символами города.

В первом храме Санкт‑Петербурга Пётр использовал и другие нововведения: у алтаря появилась кафедра для проповеди, которых раньше не было в православных храмах, а также специальный подиум, который император занимал во время службы. Кроме того, по приказу Петра построили великокняжескую усыпальницу, где похоронены члены династии Романовых. Сегодня в Петропавловском соборе можно полюбоваться на роскошное убранство, увидеть гробницы всех русских императоров начиная с Петра I, а ещё подняться на знаменитую колокольню.

Петропавловский собор • Царские врата • Царские саркофаги • Фото: Shutterstock

Ещё по теме
 

Русский классицизм

Период существования: XVIII–XIX века

В Российской империи всё большее распространение получала европейская архитектура. В период правления Екатерины II ведущим направлением стал классицизм: императрица отказалась от пышного барокко, но продолжила идеи Петра. Европейский стиль теперь не только господствовал в столице, но вышел за её пределы и придал совершенно новый облик уездным городам.

Екатерина провела градостроительную реформу, по которой требовалось перестроить города в соответствии с новыми стандартами: они должны были защитить жителей от пожаров и сделать городскую инфраструктуру более удобной. В основе градостроительных планов лежали классические принципы — структурированность и прямолинейность, а называли их регулярными.

стили православных храмов
Казанский собор, Санкт‑Петербург. Фото: Shutterstock

Поэтому классицизм ярко отразился и в гражданском, и в церковном строительстве: перестраивали даже существующие храмы. Стиль отличается симметричностью и пропорциональностью, а в основе лежит ордерная система — такие сооружения напоминают античные храмы. Убранство строгое и сдержанное, в отличие от роскошного предшественника: церкви украшают аккуратными карнизами, наличниками и главными элементами — портиком и колоннами.

Троицкий собор Александро‑Невской лавры в Санкт‑Петербурге

Изначально монастырь здесь приказал обустроить Пётр I в 1712‑м. Постройки начали возводить по проекту Доменико Трезини. Позже за реализацию и доработку образа главного храма взялся Теодор Швертфегер, а закончили стройку в 1731 году. Но в готовом сооружении из‑за усадки грунта появились трещины, и его пришлось разобрать до основания.

Троицкий собор Александро‑Невской лавры • Интерьер • Купол собора • Фото: Shutterstock

Построить заново храм на этом месте приказала императрица Екатерина II. Она назначила архитектором Ивана Старова, который и возвёл грандиозное здание в стиле классицизм — его закончили в 1786 году. Сооружение отсылает и к византийским традициям (крестово‑купольная конструкция), и выражает основные приёмы европейского направления: храм украшен фронтоном и колоннами по периметру здания и купольного барабана.

Собор Казанской иконы Божьей Матери в Ярославле

Храм в самом сердце города принадлежит Казанскому женскому монастырю — и, как и всё историческое ядро города, находится в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Появление старинной обители связано с явлением иконы Божьей Матери под Казанью — отсюда и название. Затем святыня была перевезена в Романов, а потом — в Ярославль. Ей приписывали чудотворные свойства, поэтому она стала покровительницей города.

стили храмов
Фото: Shutterstock

Так, в её честь в начале XVII века возвели первый деревянный храм. А в 1845 году по проекту Авраама Мельникова построили на его месте Казанский собор. В советские годы он был разрушен, но восстановлен с сохранением оригинального облика. Сегодня собор представляет собой монументальное здание в стиле позднего классицизма: украшен портиком и оформлен колоннадой и зубчатыми карнизами по периметру.

Русский модерн

Период существования: XIX–XX века

В Европе на рубеже XIX–XX веков большую популярность получил модерн. Романтичный, богатый на орнаментальность и природные мотивы стиль вырос из усадебной архитектуры, а потому считается практически манифестом индивидуальности от строительства: заказчик возводил сооружения исключительно на свой вкус. Каждое отдельное здание не было похоже на другое, но объединялись они общим настроением.

Церковь Святого Духа в Талашкино • Собор Марфо‑Мариинской обители на Ордынке в Москве • Собор Фёдоровского городка в Царском Селе • Фото: Shutterstock

В Российской империи модерн тоже получил достаточно яркое выражение — прежде всего в гражданской застройке. Его полюбили купцы, меценаты и деятели искусства, которые могли позволить себе построить собственный дом. Но также модерн проявился и в церковном строительстве: часто собственники жертвовали на постройку или возводили приусадебные церкви.

Храмы в стиле модерн выглядят причудливыми, оригинальными и запоминающимися. Их украшали мозаикой, лепниной, коваными деталями, а за основу брали другие течения — например, готику или русский стиль, — обыгрывая их в фантазийной манере.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Абрамцево

Подмосковный храм построили в 1882 году по заказу знаменитого мецената Саввы Мамонтова на территории его усадьбы. Мысль о возведении пришла предпринимателю после того, как местная речка разлилась и жители села не смогли добраться до ближайшей церкви. Так на участке по проекту художника Василия Поленова построили небольшую церковь, прообразом которой стал новгородский храм XII века Спаса на Нередице. В работе приняли участие другие известные художники: Виктор Васнецов, Илья Репин и Михаил Врубель, которые создали изящную роспись, изразцы, мозаику и лепнину для оформления фасада и интерьера храма.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа • Интерьер • Фото: Shutterstock

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме

Ещё один подмосковный храм построили на средства купца Ивана Александренко по рисункам ученика Виктора Васнецова — Сергея Вашкова, а за возведение отвечал архитектор Василий Мотылёв. Сооружение представляет собой простой четверик с приделом и с удивительным акцентным возвышением из нескольких рядов килевидных кокошников. Издалека конструкция напоминает гигантский шатёр, увенчанный главой на световом барабане. Передние закомары искусно оформлены расписными керамическими панно.

Храм Спаса Нерукотворного Образа • Наличники в стиле модерн • Мозаика • Фото: Shutterstock

Историзм

Период существования: XIX — начало XX века

Модерн зародился в эпоху, когда архитекторы и художники искали новые способы для выражения своих идей. Они прибегали к смешению разных стилей и поиску оригинальных форм — так возникла эклектика, которая позже переродилась в историзм. Архитекторы стали переосмыслять каждый отдельный стиль, поэтому в искусстве появился целый ряд ретроспективных направлений, например неоренессанс, необарокко и неоклассицизм.

В Российской империи в это время произошёл поворот в сторону допетровского времени и древнерусского искусства. Архитекторы черпали вдохновение в исконных традициях и тем самым отражали общие настроения — страна находилась в поиске себя и дискутировала о национальной независимости.

стили храмов
Храм Христа Спасителя в Москве. Фото: Shutterstock

В российском строительстве итогом такого поиска стал русско‑византийский стиль. Его создателем считают Константина Тона, известного архитектора и главного зодчего Российской империи, — по его проектам строились знаковые сооружения, прежде всего церкви (ему, например, принадлежит проект разрушенного советской властью храма Христа Спасителя). За основу стиля были взяты традиционные храмы начала христианства на Руси, а также приёмы классицизма. Этот стиль используют и по сей день при восстановлении церквей, утраченных в советское время.

Его продолжением стали русский и псевдорусский (или неорусский) стили, которые обращались не только к ранним христианским постройкам, но к традиционному национальному наследию в целом. Так, в сооружениях в этих стилях можно найти отсылки к деревянному зодчеству и декоративно‑прикладному искусству, пышное убранство, напоминающее русское узорочье и шатровую архитектуру.

Александро‑Невский Новоярмарочный собор в Нижнем Новгороде

Новоярмарочный собор заложили в 1868 году по заказу местных купцов в память о приезде Александра II на Нижегородскую ярмарку — самый крупный на тот момент торговый район в Российской империи. Автором храма стал архитектор Лев Даль. Он разработал проект на основе Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге авторства Константина Тона (до наших дней не сохранилась).

Александро‑Невский Новоярмарочный собор • Интерьер • Купол собора • Фото: Shutterstock

Величественное сооружение стало одним из самых оригинальных храмов эпохи. В нём переплелись черты византийской архитектуры, романского стиля и русского зодчества. Он представляет собой крестово‑купольный храм с пятью геометрическими шатрами‑восьмигранниками, резными карнизами и кокошниками. Собор в те времена ещё был необычен тем, что не имел собственного прихода: его посещали обычно купцы, приехавшие на ярмарку.

Храм Спаса на Крови в Санкт‑Петербурге

Храм в псевдорусском стиле построен на месте, где получил смертельное ранение Александр II в 1881 году. Император возвращался в кортеже с развода караула в Михайловском манеже — он проводил смотры каждое воскресенье. Хотя маршрут следования кортежа был изменён, на набережной Екатерининского канала (ныне — Грибоедова) в карету бросил бомбу один из ярых противников реформ императора. Тот не пострадал и пожелал выйти и посмотреть на место происшествия — в этот момент ему под ноги бросили вторую бомбу. После чего императора увезли в Зимний дворец, где он и скончался.

Храм Спаса на Крови • Интерьер храма • Фото: Shutterstock

Уже через день после его гибели взошедший на престол Александр III решил увековечить память отца. На проект храма провели два конкурса, победителем стал вариант, предложенный архитектором Альфредом Парландом и настоятелем Троице‑Сергиевой пустыни Игнатием. Храм заложили точно на месте трагедии, поэтому его фасад выступает на несколько метров в воду канала. Несмотря на историю здания, выглядит оно нарядным и праздничным. Построенный в псевдорусском стиле храм богато украшен кокошниками, мозаикой, росписью и другими декоративными элементами.

Заключение

Русское церковное зодчество — сложное и многогранное, в нём отразились все этапы становления государства, настроения общества и его взгляды на мир. Сегодня богатое архитектурное наследие, разбросанное по городам страны, напоминает об этом пути. А изучать художественные особенности стилей лучше всего в компании местных гидов на архитектурных прогулках.

Автор: Милита Герберсаген

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

10 самых красивых теремов России10 самых красивых теремов России Нарядные деревянные дома от Смоленска до Томска

Еще экскурсии по теме