Главные художественные усадьбы России
Где жили и творили Левитан, Петров‑Водкин, Суриков и другиеМузей‑усадьба В. И. Сурикова
Адрес: Красноярск, улица Ленина, 98
Художественно‑мемориальный комплекс, связанный с именем одного из самых известных в мире живописцев, работавших в историческом жанре.
Главное украшение усадьбы художника — двухэтажный дом, построенный в начале 1830‑х. Здесь 12 января 1848‑го и родился будущий создатель «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой». В 20 лет Суриков поступил в петербургскую Академию художеств и покинул отчий дом, однако в усадьбе продолжали жить его родные.
В 1930‑х дочери художника передали постройку в дар Красноярску, а в 1948‑м — в год столетия живописца — в ней заработал музей. Впоследствии он значительно разросся: в состав комплекса вошёл флигель, который прежде занимали арендаторы, были реконструированы конюшня и баня. Таким образом, облик имения был полностью восстановлен.
Зайдя в главный усадебный дом, посетители переносятся во вторую половину XIX столетия: в комнатах родных живописца сохранена подлинная обстановка. На втором этаже — мастерская художника и экспозиция его работ. Среди них этюды к «Взятию снежного городка» и «Перехода Суворова через Альпы», акварель «Плоты на Енисее», автопортрет в красном казакине. Не менее интересна и коллекция личных вещей живописца: этюдник, привезённый из Крыма камень, или самоучитель игры на гитаре, на страницах которого художник набросал эскиз к полотну «Боярыня Морозова».
Дом‑музей Б. М. Кустодиева
Адрес: Астрахань, улица Калинина, 26
Он находится в кирпичной одноэтажной постройке, возведённой на рубеже XIX и ХХ столетий. Сам Кустодиев в этом доме не жил (в 18 лет он уехал из Астрахани в Санкт‑Петербург), но какое‑то время проживали его родственники.
Сегодня в залах музея можно увидеть картины и фотографии из семейного архива, а также личные вещи живописца, которые сюда передала его внучка — искусствовед Татьяна Кустодиева. Среди них — открытка, отправленная в 1904‑м из Мадрида, факсимильное издание рассказа Лескова «Штопальщик» с иллюстрациями художника или, например, кольцо матери живописца, переделанное из броши.
Есть здесь и уголок, воспроизводящий атмосферу мастерской Кустодиева, — с мольбертом, вазой для кистей, старинными часами. А один из залов дома‑музея посвящён творчеству графика и живописца Павла Власова — учителя и наставника художника.
Дом‑музей И. И. Левитана
Адрес: Ивановская область, Плёс, улица Луначарского, 4/1
В этом доме на берегу Волги, построенном в 1835‑м по заказу купца Солодовникова, крупнейший русский пейзажист и его друзья — художники Алексей Степанов и Софья Кувшинникова — впервые остановились летом 1888‑го. Ровно через год они вернулись в Плёс и вновь поселились здесь же. А уже во второй половине ХХ столетия в доме открылся посвящённый Левитану музей.
Экспозиция состоит из трёх отделов. Первый рассказывает о пребывании Левитана в Плёсе, где он создал около 200 полотен. Среди экспонатов — палитра живописца, мастихин (лопатка для нанесения масляной краски на холст) и наконечник трости художника. Во втором зале можно полюбоваться картинами Левитана (среди них — «Полустанок» и «Крымский пейзаж») и его компаньонов. Наконец, в мезонине воссозданы интерьеры комнат, которые снимали художники. Здесь выставлены личные вещи именитых постояльцев: охотничья сумка Левитана, этюдник Степанова, чайная пара Кувшинниковой.
После визита в музей прогуляйтесь до Левитановой горы — холма, откуда открывается красивый вид на городок и реку. По легенде, именно эта панорама вдохновила художника на создание одного из самых известных произведений — «Над вечным покоем». С 2012‑го на этом месте красуется скульптурная композиция, посвящённая пейзажисту. Левитан изображён за работой: замерев с кистью над полотном, он, кажется, вот‑вот сделает очередной мазок — именно таким его часто видели местные жители в позапрошлом веке.
Дом‑музей И. И. Шишкина
Адрес: Республика Татарстан, Елабуга, Набережная улица, 12
В двухэтажном каменном особняке на берегу реки Тоймы прошли детские и юношеские годы одного из основателей Товарищества передвижников. Отец Шишкина — потомственный купец‑хлеботорговец — возвёл этот дом в 1835‑м. Родным художника он принадлежал почти до середины 1930‑х. А в начале 1960‑х здесь открылся мемориальный музей художника.
Экспозиция обширная: целых 16 залов. В музее воссоздан кабинет отца художника, дорожная комната, столовая и, конечно, мастерская Шишкина. Быт купеческой семьи среднего достатка ярко живописуют детали интерьера: дубовая мебель, кузнецовский фарфор, бронзовые люстры, музыкальные инструменты.
Два зала отведены под картинную галерею, где можно увидеть живописные и графические работы мастера. Среди них и самая ранняя его картина — «Жатва», написанная в 1850‑е. Любопытно, что обнаружили её совершенно случайно, во время реставрации здания, в перекрытиях между этажами.
Музей‑усадьба И. Е. Репина «Пенаты»
Адрес: Санкт‑Петербург, посёлок Репино, Приморское шоссе, 411
Один из самых известных художественно‑мемориальных комплексов в нашей стране находится на берегу Финского залива — в 44 километрах от центра Северной столицы. Знаменитый живописец приобрёл имение в 1899‑м и дал ему поэтическое название — Пенаты (в честь богов‑хранителей домашнего очага у древних римлян). Здесь он прожил три десятилетия и был похоронен — на холме в усадебном парке.
Мемориальный музей, посвящённый творчеству Репина, появился ещё в 1940‑м. Хотя оригинальная постройка, в которой жил художник, полностью сгорела в годы Великой Отечественной войны, музейные экспонаты — работы и личные вещи — успели эвакуировать. В 1962‑м восстановленные «Пенаты» приняли своих первых посетителей.
Главные комнаты дома — мастерская, столовая, кабинет — сохранили исторический облик. Среди музейных экспонатов — круглый обеденный стол; ящик с увеличительным стеклом в рамке, с помощью которого художник рассматривал фотографии; керамическая ваза для кистей, созданная Михаилом Врубелем; диван, сидя на котором, хозяину усадьбы позировал Фёдор Шаляпин.
В художественной коллекции «Пенат» — около 600 произведений живописи и графики. Среди них — портреты членов семьи, эскизы к «Торжественному заседанию Государственного совета», работа «Пушкин на набережной Невы. 1835 год» и последний автопортрет мастера: Репин написал его в 76 лет.
Дом‑музей В. М. Васнецова
Адрес: Москва, переулок Васнецова, 13
Памятник архитектуры в псевдорусском стиле в историческом центре столицы. Именно в стенах этого «теремка» художник работал над «Богатырями» — одним из своих самых известных полотен.
Дом был возведён в 1894‑м по проекту самого Васнецова. Первый этаж предназначался для проживания, а весь второй занимала мастерская. Мебель, что интересно, делали на заказ — по древнерусским образцам.
Музей тут заработал в 1951‑м. Некоторые комнаты, например, детская и классная, теперь используются как экспозиционные пространства. А часть помещений сохранили свой исконный облик: среди них оформленная в боярском стиле гостиная и стилизованная под крестьянскую горницу столовая. Мастерская тоже выглядит как и столетие назад: на столике — кисти, на мольбертах — картины. Кроме хорошо всем знакомых «сказочных» полотен (среди них — «Сивка‑Бурка» и «Ковёр‑самолёт»), в музейной коллекции есть портреты родных живописца, пейзажи и эскизы.
Музей‑заповедник В. Д. Поленова
Адрес: Тульская область, село Страхово
Купив в 1890‑м имение на живописном берегу Оки, знаменитый художник превратил его в культурно‑просветительский центр. Здесь Поленов не только творил и принимал друзей, но и устраивал выставки для жителей близлежащих деревень и городов. Полотнами мастера и его коллег любовались и гимназисты, и крестьяне.
Поленовский музей‑заповедник — это несколько построек на территории усадьбы и за её пределами. Приехав сюда, прежде всего загляните в Большой дом, возведённый по проекту самого художника. Асимметричное, с разными фасадами, сложной кровлей и несколькими балкончиками здание эстетически тяготеет к модерну, хотя сам Поленов называл стиль скандинавским.
В уютных комнатах можно не только погрузиться в творческую атмосферу, царившую здесь в начале прошлого столетия, но и полюбоваться собранием предметов интерьера и обширной художественной коллекцией. Кроме работ самого хозяина, здесь есть полотна его друзей и учеников — Ивана Шишкина и Константина Коровина, Исаака Левитана и Сергея Малютина. А также предметы, принадлежавшие семье Поленова. Среди них — визитка Тургенева с автографом и бумажные птички, сделанные Львом Толстым для детей Поленова.
После посещения дома художника загляните в «Аббатство» — мастерскую. Здание построили по проекту самого Поленова, экспериментировавшего с архитектурными стилями разных эпох. То, что получилось, по мнению мастера, напоминало средневековый монастырь — отсюда и название постройки.
Ещё одно интересное место — «Адмиралтейство»: фахверк, где когда‑то «зимовали» хозяйские лодки. У художника их была целая коллекция, а своих шестерых детей он с пелёнок приучал к водным сплавам, и у каждого был для этого свой транспорт. У самых маленьких — плоскодонки, а у ребят от семи лет — килевые лодки. В тёплое время года вся эта флотилия, возглавляемая капитаном — самим живописцем, пускалась в плавание по Оке.
Сегодня в «Адмиралтействе» расположен выставочный зал, а его главный экспонат — диорама «Вокруг света». Это серия объёмных картин, на которых в зависимости от освещения сменяются день и ночь.
Прикоснувшись к прекрасному, погуляйте по приусадебной территории — живописному парку. Многие из местных деревьев посадил сам хозяин: дубы и берёзы здесь соседствуют с «иностранцами» — американскими клёнами и кедрами.
Музей‑усадьба Н. К. Рериха
Адрес: Ленинградская область, деревня Извара, 15а
Именно в Изваре, принадлежавшей Рерихам с 1872‑го по 1900‑й, прошла большая часть детства и юности будущего художника, мыслителя и путешественника. Здесь, в родном гнезде, он увлёкся археологией и начал рисовать.
Работы по восстановлению исторической усадьбы начались в 1974‑м — в год столетия художника. До наших дней сохранились украшенный башенками с флюгерами главный дом, несколько хозяйственных построек и сад.
Музей заработал в 1984‑м. Среди его экспонатов — личные вещи Рериха, фотографии и картины — этюд «Папоротники» и эскиз фрески «Вечер богатырства киевского». Вокруг усадьбы разбит живописный парк с липовой аллеей и родниковыми озёрами, где начинающий художник черпал вдохновение. Эта зелёная зона — идеальное место и для атмосферных селфи, и для уединённых прогулок.
Дом‑музей К. С. Петрова‑Водкина
Адрес: Саратовская область, город Хвалынск, улица Ленина, 208
В 1905‑м, получив гонорар за майоликовое панно «Богоматерь с младенцем», 27‑летний художник решил сделать подарок родителям: купил им дом в родном Хвалынске. Сам Петров‑Водкин провёл в этих стенах не одно лето — именно здесь он работал над своими самыми известными полотнами, включая «Купание красного коня» и «Мать», и принимал именитых гостей: художника Виктора Борисова‑Мусатова, архитектора Владимира Суслова и композитора Дмитрия Шостаковича. Постройка принадлежала родным Петрова‑Водкина вплоть до 1943‑го. За свою долгую историю она сменила немало хозяев, пока в 1990‑м не стала собственностью города. В 1995‑м, после многолетней реставрации, тут заработал музей художника.
Сегодня здесь можно увидеть личные вещи и предметы быта родных живописца, фотографии, а также работы Петрова‑Водкина. Среди них — «Семья художника» и «Портрет Лёнушки». А в получасе ходьбы от достопримечательности находится картинная галерея имени Петрова‑Водкина (улица Ленина, 89). В её залах можно полюбоваться произведениями Аристарха Лентулова, Владимира Фаворского, а также иконами из хвалынских старообрядческих монастырей.
Дача К. А. Коровина
Адрес: Ярославская область, деревня Охотино, улица Центральная, 34
Земельный участок, на котором в 1903‑м был возведён дом, знаменитый художник купил у своего у своего приятеля — Саввы Мамонтова. А автором проекта дачи выступил известный архитектор Виктор Мазырин: по его же чертежам построено одно из самых необычных зданий Москвы — неомавританский особняк Морозова на Воздвиженке.
Здесь — на берегу реки Нерли в окружении величавых сосен — Коровин жил и творил на протяжении двух десятилетий: на даче было написано около 150 полотен. Стены дома помнят и когда‑то гостивших тут друзей художника — Валентина Серова и Фёдора Шаляпина, Сергея Рахманинова и Максима Горького. Вскоре после отъезда хозяина во Францию дачу национализировали: вначале здесь располагалась школа, позже — база отдыха. Увы, к середине 1990‑х постройка была в плачевном состоянии: бывший дом знаменитого живописца восстановили только в 2010‑х.
Музейная экспозиция рассказывает о творчестве Коровина. И хотя оригинальных полотен мастера русского импрессионизма здесь нет, сохранились некоторые его личные вещи, бережно хранимые музейными сотрудниками: например, зеркало и замок, на который Коровин запирал дом.
Дом‑музей В. А. Серова в Домотканове
Адрес: Тверская область, деревня Красная Новь, 8а
На самом деле этой живописной усадьбой всего в 17 километрах от Твери владел не Серов, а художник и правовед Владимир фон Дервиз. Но создатель «Девочки с персиками», будучи его родственником, часто приезжал сюда отдыхать и работать.
История появления усадьбы в Домотканове уходит корнями в XVI век. В разные годы её хозяевами были дворяне Давыдовы и Головины. Дервиз приобрёл её в 1886‑м. Кстати, кроме Серова, здесь отдыхали и другие известные художники — Иван Билибин и Владимир Фаворский. А ещё в усадьбе традиционно проводили праздники для крестьянских детей и карнавалы.
В 1965‑м — в год 100‑летия Серова — в Домотканове был открыт народный музей живописца, который в 1970‑х получил статус филиала Тверской областной картинной галереи.
Музей знакомит посетителей с биографией хозяина усадьбы и рассказывает о жизни Серова. Экспозиция погружает в творческую атмосферу, царившую в доме на рубеже XIX‑XX столетий. И всё же главный «экспонат» этой живописной локации — природа. Местные пейзажи неоднократно становились источником вдохновения для Серова: именно здесь он написал картины «Девушка, освещённая солнцем», «Заросший пруд» и «В. Д. Дервиз на скамье».
Заключение
Посещение домов‑музеев помогает по‑новому взглянуть на творчество любимых художников: узнать, что сформировало их представления о прекрасном или что вдохновило на создание великих шедевров. И хотя самые известные работы мастеров обычно находятся в фондах ведущих художественных музеев России, в коллекциях усадеб часто хранятся этюды и эскизы к прославленным полотнам, изучать которые — особое удовольствие.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Нескучное знакомство с «самоварной столицей» России
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения