Главные шедевры Пушкинского музея: 11 самых известных картин
Что смотреть в главном московском хранилище зарубежного искусства

Коллекция искусства в Главном здании музея
На Волхонке, 12 можно познакомиться с античным искусством, увидеть слепки известнейших скульптур Средних веков и эпохи Возрождения и, конечно, посмотреть на полотна знаменитых европейских художников VIII–XVIII веков — сокровищ у Пушкинского не так много как в Эрмитаже, конечно, но и здесь есть на что посмотреть.
Сандро Боттичелли, «Благовещение» (1495–1498 годы)
Зал №7
Боттичелли — один из самых ярких представителей флорентийской школы Возрождения, известный всему миру. Его стиль — это грация, изящество и пластичность, а образы выглядят живыми и очень чувственными. Главные шедевры Боттичелли, которые знает весь мир («Рождение Венеры» и «Весна») выставлены в галерее Уффици во Флоренции, а в Москве хранится одна из его поздних работ.
Изначально картина «Благовещение» представляла собой четырёхстворчатый переносной алтарь, который принадлежал к коллекции графа А. С. Строганова. После революции две створки алтаря оказались в Эрмитаже, а две другие — с изображением архангела Гавриила и Девы Марии — находятся в ГМИИ имени Пушкина.



Изображение сцены Благовещения трактуется художником как драматическое событие. Фигура ангела как бы парит над землёй навстречу Деве Марии, выражая трепет и сострадание. В изображении Марии читается смирение и покорность. Она слегка склонила голову, будто предвидя будущую жертву Божьего Сына.
Лукас Кранах Старший, «Мадонна с младенцем» (1522–1523 годы)
Зал №31
Картина «Мадонна с младенцем» перешла в коллекцию Пушкинского музея из Эрмитажа в 1930 году. А в Санкт‑Петербург её привезли ещё при Николае I — в 1825‑м. Делиться с вновь провозглашённой в советские годы столицей в Москве главный музей западного искусства России обязало правительство. Тогда из Эрмитажа увезли около 200 картин художников первого ряда: Буше, Ватто, Пуссена, Рубенса, Рембрандта и в том числе Кранаха.



Лукас Кранах — один из самых знаменитых немецких художников, который соединил в своём творчестве традиционный для своего времени готический стиль и художественные приёмы Ренессанса. Его творчество наполнено поэтичностью и романтическим видением мира. Через изображение природы он пытался передать эмоции и состояние души.
На картине Кранаха — женственный и одухотворённый образ Богоматери с яркими символичными деталями. Например, гроздь винограда символизирует жертву, которую принесёт Христос, горы — силу и непоколебимость веры, а озеро обозначает жизненное обновление, исходящее от христианства.
Рембрандт ван Рейн, «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год)
Зал №11
По иронии судьбы самые знаковые картины голландского живописца («Даная», «Блудный сын»), не считая масштабного полотна «Ночной дозор», которое выставлено в Рейксмузеуме на родине Рембрандта, находятся в России. Много его картин в коллекцию Эрмитажа закупала у французского коллекционера Луи‑Антуана Кроза Екатерина II в 1770‑х.


Новаторство Рембрандта в том, что через свои работы он стремился выразить внутренний мир человека, что было не свойственно живописи XVII века. Художник умело играл со светом и тенью, создавал живые образы, передающие тончайшие оттенки переживаний и уделял большое внимание мельчайшим деталям.
В основе картины — библейский сюжет о спасении еврейского народа иудейкой Эсфирь. Художник изобразил драматичную сцену пира, на котором Эсфирь открывает царю Артаксерксу своё происхождение и обвиняет придворного любимца Амана в истреблении её народа.
Рембрандт в деталях передаёт внутреннее напряжение героев: Аман изображён на полотне обречённым, он отделён от царя и царицы большим расстоянием. Артаксеркс гневно сжимает губы, а облик Эсфирь озарён золотистым светом, символизирующим победу.



Питер Пауль Рубенс, «Вакханалия» (1615 год)
Зал №10
Картина также переехала из Эрмитажа в Пушкинский в 1930‑м, а в Санкт‑Петербург её привезли из собрания парижского коллекционера Сильвана Бодуэна в 1781 году.
Рубенс — яркий представитель барочной живописи, основными чертами которой являются нарочитая эмоциональность, символизм, яркость и даже помпезность. Художник создаёт пышные, объёмные фигуры в движении, его герои достигают эмоционального апофеоза, существуя на пределе чувств.
Картина «Вакханалия», представленная в Пушкинском музее, изображает мифический сюжет праздника в честь бога виноделия, растительности и плодородия Диониса (Вакха). На полотне во всём сквозит движение: пьяный Силен вот‑вот упадёт, его поддерживает прекрасная сатиресса, которая, кажется, лишь на секунду развернулась к зрителю, а в центре рогатый сатир замахивается дубинкой. Очень живо и естественно переданы различные оттенки кожи, а пышные тучные тела раскрывают идею полноты жизни, наслаждения и удовольствия.

Коллекция искусства в Галерее стран Европы и Америки XIX–XX веков
Соседнее здание с Главным — на Волхонке, 14. Здесь можно увидеть шедевры знаменитых во всём мире импрессионистов и постимпрессионистов. Многие из выставленных сегодня картин были в собственности известных русских коллекционеров С. И. Щукина и И. А. Морозова. Рассказываем про самые выдающиеся картины ХIX‑ХХ веков.
Клод Моне, «Завтрак на траве» (1866 год)
Зал №14
Один из родоначальников импрессионизма, прошедший весьма тернистый путь к признанию. Его работы подвергали жёсткой критике и насмешкам, но упорная работа и особое видение сделали его одной из самых узнаваемых фигур в мировой живописи. Картины Клода Моне наполнены светом, передают ощущение воздушности, будто фиксируют ускользающий момент. Он разработал новую технику письма размашистыми мазками, а работать предпочитал на открытом воздухе.


Картина «Завтрак на траве» — это своеобразный знак уважения одноимённой работе Эдуарда Мане, которая наделала много шума в Париже. И если в работе Мане внимание приковывает обнажённая женщина в окружении одетых мужчин, то у Моне главными героями полотна становится тонкая игра света. Художник изображает сияющие на солнце листья, тонкие блики на скатерти и одежде. Всё это создаёт радостное и счастливое ощущение.
Кстати, огромная (130×180 см) картина, хранящаяся в Пушкинском музее изобразительных искусств, всего лишь набросок более масштабного полотна (4×6 метров), которое впоследствии сильно пострадало и его фрагмент сейчас находится в парижском Музее Орсе.

Пьер Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877 год)
Зал №11
Ещё один известнейший французский импрессионист, которому посчастливилось обрести успех и признание при жизни. Его увлекала красота повседневности, а многие работы пропитаны ощущением счастья и душевной гармонии. Как говорят искусствоведы, главным объектом и источником вдохновения Пьера Ренуара были люди, поэтому его творчество изобилует портретами в эффектной цветовой палитре.
Картины Ренуара для своей коллекции западного искусства Морозов купил одни из первых и, кстати, очень долго не выставлял свои сокровища для публичного осмотра. В его дом на Пречистенке, 21 попадали только избранные гости.


«Портрет актрисы Жанны Самари» коллекционер купил в 1903 году. Можно сказать, что эта работа художника — «Мона Лиза» XX века. Как и великий Леонардо, Ренуар сумел запечатлеть не просто юную обворожительную девушку, но поймать и отразить неуловимое мгновение красоты, идущей откуда‑то изнутри. Еле заметная улыбка, слегка влажные глаза и задумчивый вид — всё это соединяется в едином воплощении притягательной женственности, молодости и шарма.
Винсент Ван Гог, «Красные виноградники в Арле» (1888 год)
Зал №16
Сегодня имя Ван Гога — почти бренд. Его стилем восхищаются, а стоимость его работ достигает космических цифр. Однако современники критиковали его за яркий и местами резкий стиль. Его работы были крайне необычными для своего времени, а техника настолько новаторской, что мастера нередко обвиняли в безумии. При этом у Ван Гога действительно были проблемы с психикой, но именно этот взгляд «безумца» сделал его картины настолько выдающимися.
Картина «Красные виноградники в Арле» была одной из немногих работ, проданных ещё при жизни автора. Её приобрела за 350 франков (немалые для Ван Гога деньги) художница Анна Бош в 1890 году. А через 16 лет полотно попало в Россию: его, по совету художника В. А. Серова, так же приобрёл для своей коллекции Морозов.

«Виноградники» Ван Гога не похожи на типичный пейзаж. Линия горизонта поднята очень высоко, как в японских гравюрах, густые красно‑багровые мазки напоминают колыхание пламени, а солнце изображено и вовсе как на детских рисунках. Тем не менее это абсолютно поражающее своей натуралистичностью полотно, которое буквально пышет знойным летним жаром.
Поль Гоген, «А, ты ревнуешь?» (1892 год)
Зал №17
Пришёл в искусство зрелым человеком: в 35 лет он отказался от карьеры, бросил семью и увлёкся живописью. Сначала его привлёк импрессионизм, но позже художник отправился на поиски нового искусства. Вдохновение он нашёл на Таити, где написал лучшие свои работы: «Женщина с цветком», «Когда свадьба?». Они очень простые и немного напоминают детские рисунки, с экзотическими сюжетами и очень яркими красками.
Сам Гоген считал своей лучшей работой картину «А, ты ревнуешь?» В начале ХХ века её приобрёл Щукин. Он поместил картину в отдельном зале своего особняка, среди других работ «гогеновского иконостаса». Позже полотно попало в коллекцию Пушкинского музея.

Сюжет картины построен вокруг двух обнажённых таитянок, которые лежат на пляже, беседуя о любви. Вдруг лицо одной из девушек озаряет искра ревности. Гогену удалось запечатлеть момент мимолётного яркого чувства посреди атмосферы спокойствия и неги. Вкупе с насыщенным фоном полотно приобретает фантастический характер.
Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы» (около 1898 года)
Зал №10
Его творчество наполнено экспериментами с композицией, поиском необычных ракурсов и фиксацией быстрых, едва уловимых движений. Художника отличали от других большой педантизм и скрупулёзность. К одной и той же работе он мог возвращаться снова и снова, добавляя новые детали и стараясь довести её до совершенства. Одним из главных источников вдохновения Эдгара Дега стал балет. Именно в танце мастер нашёл обилие новых интересных ракурсов, необычных поз и ярких мимолётных движений.
«Голубые танцовщицы» — одна из самых известных его картин, увидеть которую можно в Пушкинском музее. Её приобрёл для своей коллекции Щукин, правда собирателю не понравилась оригинальная рама. Он заменил её более помпезной, в стиле Людовика XV, в которой картина выставлена и сегодня.


Художник изображает балерин как бы в расфокусе, их лиц не видно, а силуэты плавно перетекают один в другой. Кажется, будто кружится всего одна танцовщица, репетируя движения перед очередным выступлением. Картина, выполненная пастелью, напоминает скорее размытый, случайно сделанный фотографический кадр, чем кропотливую работу живописца. Собственно, в этом и состоит главный гений Дега.
Пабло Пикассо, «Девочка на шаре» (1905 год)
Зал №22
Картина «Девочка на шаре» поступила в Пушкинский музей из коллекции Морозова, который приобрёл её в 1913 году за колоссальную сумму — 16 тысяч франков.
К тому времени Пикассо уже привнёс новое революционное слово в изобразительное искусство, а его творческая карьера считалась одной из самых успешных и плодотворных. Сегодня исследователи выделяют целых 11 периодов в его творчестве, которые включают более шести тысяч работ.


«Девочка на шаре» — один из шедевров «розового периода» художника. Картина соединяет сразу два противоположных образа и настроения, но в то же время они гармонично сосуществуют рядом, как бы дополняя друг друга. Изображение юной гимнастки, балансирующей на шаре, символизирует всё прекрасное и поэтическое в жизни. А атлет рядом с ней — как бы воплощает устойчивость и защиту от суровой реальности.
Анри Матисс, «Красные рыбы (Золотые рыбки)» (1912 год)
Зал №20
Главный представитель одного из течений постимпрессионизма — фовизма (от французского слова fauve — «дикий»). Матисс, работы которого поражают необычными яркими цветовыми решениями, всю жизнь искал идеальные приёмы передачи чувств и ощущений через именно через цвет. И эта игра цвета иногда действительно оказывалась ничем не ограниченной.



Большими поклонниками его творчества были и Щукин, и Морозов. В общей сложности оба коллекционера приобрели 48 картин художника, которые сегодня находятся в Эрмитаже и Пушкинском музее.
В картине «Красные рыбы» Матиссу удалось передать умиротворение и чувство безмятежного созерцания, близкое к медитативному состоянию. Это ощущение достигается благодаря яркому цвету рыб и округлённым формам окружающих предметов. И, совсем как за живыми, за этими рыбками тоже хочется очень долго наблюдать.
Заключение
Богатая коллекция картин в Пушкинском музее в Москве способна удивить даже самого взыскательного ценителя искусства. Нередко здесь можно встретить посетителя, застывшего перед поразившей его картиной. Среди огромного количества экспонатов Пушкинского музея обязательно найдётся тот, что по‑настоящему тронет и ваше сердце.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий





Ещё экскурсии по теме

На автобусе прокатиться по центру и к Воробьёвым горам, узнавая мегаполис

Увидеть главные достопримечательности и посетить лучшие смотровые площадки

Пройти потайными улочками, увидеть старину и современность и получить кадры в необычных локациях

Знакомство с уникальным архитектурным стилем на прогулке по Старой Конюшенной