Главные шедевры Пушкинского музея: 11 самых известных картин

Главные шедевры Пушкинского музея: 11 самых известных картин

Найти экскурсию

Показать
Более 21 000 экскурсий и туров по всему миру
Пушкинский музей изобразительных искусств — один из самых интересных музеев Москвы с обширной коллекцией знаменитых картин европейских мастеров, скульптур и гипсовых слепков античного искусства. Здесь хранится более 600 тысяч уникальных экспонатов. Рассказываем про самые знаменитые полотна в коллекции.
СодержаниеКоллекция искусства в Главном здании музеяСандро Боттичелли, «Благовещение» (1495–1498 годы)Лукас Кранах Старший, «Мадонна с младенцем» (1522–1523 годы)Рембрандт ван Рейн, «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год)Питер Пауль Рубенс, «Вакханалия» (1615 год)Коллекция искусства в Галерее стран Европы и Америки XIX–XX вековКлод Моне, «Завтрак на траве» (1866 год)Пьер Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877 год)Винсент Ван Гог, «Красные виноградники в Арле» (1888 год)Поль Гоген, «А, ты ревнуешь?» (1892 год)Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы» (около 1898 года)Пабло Пикассо, «Девочка на шаре» (1905 год)Анри Матисс, «Красные рыбы (Золотые рыбки)» (1912 год)Заключение
Пушкинский музей в Москве
Фото: Shutterstock

Коллекция искусства в Главном здании музея

На Волхонке, 12 можно познакомиться с античным искусством, увидеть слепки известнейших скульптур Средних веков и эпохи Возрождения и, конечно, посмотреть на полотна знаменитых европейских художников VIII–XVIII веков — сокровищ у Пушкинского не так много как в Эрмитаже, конечно, но и здесь есть на что посмотреть.

Сандро Боттичелли, «Благовещение» (1495–1498 годы)

Зал №7

Боттичелли — один из самых ярких представителей флорентийской школы Возрождения, известный всему миру. Его стиль — это грация, изящество и пластичность, а образы выглядят живыми и очень чувственными. Главные шедевры Боттичелли, которые знает весь мир («Рождение Венеры» и «Весна») выставлены в галерее Уффици во Флоренции, а в Москве хранится одна из его поздних работ.

Изначально картина «Благовещение» представляла собой четырёхстворчатый переносной алтарь, который принадлежал к коллекции графа А. С. Строганова. После революции две створки алтаря оказались в Эрмитаже, а две другие — с изображением архангела Гавриила и Девы Марии — находятся в ГМИИ имени Пушкина.

Фото: сайт Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Изображение сцены Благовещения трактуется художником как драматическое событие. Фигура ангела как бы парит над землёй навстречу Деве Марии, выражая трепет и сострадание. В изображении Марии читается смирение и покорность. Она слегка склонила голову, будто предвидя будущую жертву Божьего Сына.

Лукас Кранах Старший, «Мадонна с младенцем» (1522–1523 годы)

Зал №31

Картина «Мадонна с младенцем» перешла в коллекцию Пушкинского музея из Эрмитажа в 1930 году. А в Санкт‑Петербург её привезли ещё при Николае I — в 1825‑м. Делиться с вновь провозглашённой в советские годы столицей в Москве главный музей западного искусства России обязало правительство. Тогда из Эрмитажа увезли около 200 картин художников первого ряда: Буше, Ватто, Пуссена, Рубенса, Рембрандта и в том числе Кранаха.

Новатор
В этой картине художник отходит от иконографических канонов: Мадонна здесь изображена как красивая земная женщина с очаровательным младенцем, у неё нет традиционного нимба над головой и золотого фона, символизирующего божественный свет. Вместо него — хвойный лес, традиционный немецкий пейзаж, струя воды, бьющая из скалы, — источник новой жизни, которую несёт христианская вера.
Марина, гид в Москве
10 экскурсий на Трипстере
1522–1523 годы. «Мадонна с младенцем» • Фрагмент картины

Лукас Кранах — один из самых знаменитых немецких художников, который соединил в своём творчестве традиционный для своего времени готический стиль и художественные приёмы Ренессанса. Его творчество наполнено поэтичностью и романтическим видением мира. Через изображение природы он пытался передать эмоции и состояние души.

На картине Кранаха — женственный и одухотворённый образ Богоматери с яркими символичными деталями. Например, гроздь винограда символизирует жертву, которую принесёт Христос, горы — силу и непоколебимость веры, а озеро обозначает жизненное обновление, исходящее от христианства.

Рембрандт ван Рейн, «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год)

Зал №11

По иронии судьбы самые знаковые картины голландского живописца («Даная», «Блудный сын»), не считая масштабного полотна «Ночной дозор», которое выставлено в Рейксмузеуме на родине Рембрандта, находятся в России. Много его картин в коллекцию Эрмитажа закупала у французского коллекционера Луи‑Антуана Кроза Екатерина II в 1770‑х.

Скрытый смысл
На золотом блюде перед героями картины лежит яблоко (символ греха) и виноград (символ жизни и искупления). Художник выразил отношение к персонажам неочевидным образом: разместил ближе к коварному Аману яблоко, а перед Артаксерксом и Эсфирью — по грозди винограда.
Марина, гид в Москве
10 экскурсий на Трипстере
«Артаксеркс, Аман и Эсфирь»
1660 год. «Артаксеркс, Аман и Эсфирь»

Новаторство Рембрандта в том, что через свои работы он стремился выразить внутренний мир человека, что было не свойственно живописи XVII века. Художник умело играл со светом и тенью, создавал живые образы, передающие тончайшие оттенки переживаний и уделял большое внимание мельчайшим деталям.

В основе картины — библейский сюжет о спасении еврейского народа иудейкой Эсфирь. Художник изобразил драматичную сцену пира, на котором Эсфирь открывает царю Артаксерксу своё происхождение и обвиняет придворного любимца Амана в истреблении её народа.

Рембрандт в деталях передаёт внутреннее напряжение героев: Аман изображён на полотне обречённым, он отделён от царя и царицы большим расстоянием. Артаксеркс гневно сжимает губы, а облик Эсфирь озарён золотистым светом, символизирующим победу.

Детали картины. Фото: блог Пушкинского музея

Питер Пауль Рубенс, «Вакханалия» (1615 год)

Зал №10

Картина также переехала из Эрмитажа в Пушкинский в 1930‑м, а в Санкт‑Петербург её привезли из собрания парижского коллекционера Сильвана Бодуэна в 1781 году.

Рубенс — яркий представитель барочной живописи, основными чертами которой являются нарочитая эмоциональность, символизм, яркость и даже помпезность. Художник создаёт пышные, объёмные фигуры в движении, его герои достигают эмоционального апофеоза, существуя на пределе чувств.

Картина «Вакханалия», представленная в Пушкинском музее, изображает мифический сюжет праздника в честь бога виноделия, растительности и плодородия Диониса (Вакха). На полотне во всём сквозит движение: пьяный Силен вот‑вот упадёт, его поддерживает прекрасная сатиресса, которая, кажется, лишь на секунду развернулась к зрителю, а в центре рогатый сатир замахивается дубинкой. Очень живо и естественно переданы различные оттенки кожи, а пышные тучные тела раскрывают идею полноты жизни, наслаждения и удовольствия.

Шедевры Пушкинского музея
1615 год. «Вакханалия»

Коллекция искусства в Галерее стран Европы и Америки XIX–XX веков

Соседнее здание с Главным — на Волхонке, 14. Здесь можно увидеть шедевры знаменитых во всём мире импрессионистов и постимпрессионистов. Многие из выставленных сегодня картин были в собственности известных русских коллекционеров С. И. Щукина и И. А. Морозова. Рассказываем про самые выдающиеся картины ХIX‑ХХ веков.

Клод Моне, «Завтрак на траве» (1866 год)

Зал №14

Один из родоначальников импрессионизма, прошедший весьма тернистый путь к признанию. Его работы подвергали жёсткой критике и насмешкам, но упорная работа и особое видение сделали его одной из самых узнаваемых фигур в мировой живописи. Картины Клода Моне наполнены светом, передают ощущение воздушности, будто фиксируют ускользающий момент. Он разработал новую технику письма размашистыми мазками, а работать предпочитал на открытом воздухе.

Курьёзный случай
Эдуард Мане и Клод Моне познакомились на скандальном салоне 1865 года. Мане отправил на главную французскую выставку свою новую картину «Олимпия». Проходя по Большому дворцу, он слышал со всех сторон поздравления и одобрительные отзывы, но… Почему его хвалят за пейзажи и какие‑то марины? Мане был в бешенстве. Рядом с его «Олимпией» висели два пейзажа никому не известного Клода Моне, который в этом году дебютировал на салоне. Уже позже художники стали близкими друзьями.
Марина, гид в Москве
10 экскурсий на Трипстере
«Завтрак на траве» в Пушкинском музее
866 год. «Завтрак на траве»

Картина «Завтрак на траве» — это своеобразный знак уважения одноимённой работе Эдуарда Мане, которая наделала много шума в Париже. И если в работе Мане внимание приковывает обнажённая женщина в окружении одетых мужчин, то у Моне главными героями полотна становится тонкая игра света. Художник изображает сияющие на солнце листья, тонкие блики на скатерти и одежде. Всё это создаёт радостное и счастливое ощущение.

Кстати, огромная (130×180 см) картина, хранящаяся в Пушкинском музее изобразительных искусств, всего лишь набросок более масштабного полотна (4×6 метров), которое впоследствии сильно пострадало и его фрагмент сейчас находится в парижском Музее Орсе.

Шедевры Пушкинского музея
Зал искусства XIX-XX веков. Фото: Netelo, CC BY-SA 4.0

Пьер Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877 год)

Зал №11

Ещё один известнейший французский импрессионист, которому посчастливилось обрести успех и признание при жизни. Его увлекала красота повседневности, а многие работы пропитаны ощущением счастья и душевной гармонии. Как говорят искусствоведы, главным объектом и источником вдохновения Пьера Ренуара были люди, поэтому его творчество изобилует портретами в эффектной цветовой палитре.

Картины Ренуара для своей коллекции западного искусства Морозов купил одни из первых и, кстати, очень долго не выставлял свои сокровища для публичного осмотра. В его дом на Пречистенке, 21 попадали только избранные гости.

1877 год. «Портрет актрисы Жанны Самари» • Фотография Жанны Самари

«Портрет актрисы Жанны Самари» коллекционер купил в 1903 году. Можно сказать, что эта работа художника — «Мона Лиза» XX века. Как и великий Леонардо, Ренуар сумел запечатлеть не просто юную обворожительную девушку, но поймать и отразить неуловимое мгновение красоты, идущей откуда‑то изнутри. Еле заметная улыбка, слегка влажные глаза и задумчивый вид — всё это соединяется в едином воплощении притягательной женственности, молодости и шарма.

Винсент Ван Гог, «Красные виноградники в Арле» (1888 год)

Зал №16

Сегодня имя Ван Гога — почти бренд. Его стилем восхищаются, а стоимость его работ достигает космических цифр. Однако современники критиковали его за яркий и местами резкий стиль. Его работы были крайне необычными для своего времени, а техника настолько новаторской, что мастера нередко обвиняли в безумии. При этом у Ван Гога действительно были проблемы с психикой, но именно этот взгляд «безумца» сделал его картины настолько выдающимися.

Картина «Красные виноградники в Арле» была одной из немногих работ, проданных ещё при жизни автора. Её приобрела за 350 франков (немалые для Ван Гога деньги) художница Анна Бош в 1890 году. А через 16 лет полотно попало в Россию: его, по совету художника В. А. Серова, так же приобрёл для своей коллекции Морозов.

Шедевры Пушкинского музея: «Виноградники» Ван Гога
1888 год. «Красные виноградники в Арле»

«Виноградники» Ван Гога не похожи на типичный пейзаж. Линия горизонта поднята очень высоко, как в японских гравюрах, густые красно‑багровые мазки напоминают колыхание пламени, а солнце изображено и вовсе как на детских рисунках. Тем не менее это абсолютно поражающее своей натуралистичностью полотно, которое буквально пышет знойным летним жаром.

Поль Гоген, «А, ты ревнуешь?» (1892 год)

Зал №17

Пришёл в искусство зрелым человеком: в 35 лет он отказался от карьеры, бросил семью и увлёкся живописью. Сначала его привлёк импрессионизм, но позже художник отправился на поиски нового искусства. Вдохновение он нашёл на Таити, где написал лучшие свои работы: «Женщина с цветком», «Когда свадьба?». Они очень простые и немного напоминают детские рисунки, с экзотическими сюжетами и очень яркими красками.

Сам Гоген считал своей лучшей работой картину «А, ты ревнуешь?» В начале ХХ века её приобрёл Щукин. Он поместил картину в отдельном зале своего особняка, среди других работ «гогеновского иконостаса». Позже полотно попало в коллекцию Пушкинского музея.

Гоген в Пушкинском музее
1892 год. «А, ты ревнуешь?»

Сюжет картины построен вокруг двух обнажённых таитянок, которые лежат на пляже, беседуя о любви. Вдруг лицо одной из девушек озаряет искра ревности. Гогену удалось запечатлеть момент мимолётного яркого чувства посреди атмосферы спокойствия и неги. Вкупе с насыщенным фоном полотно приобретает фантастический характер.

Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы» (около 1898 года)

Зал №10

Его творчество наполнено экспериментами с композицией, поиском необычных ракурсов и фиксацией быстрых, едва уловимых движений. Художника отличали от других большой педантизм и скрупулёзность. К одной и той же работе он мог возвращаться снова и снова, добавляя новые детали и стараясь довести её до совершенства. Одним из главных источников вдохновения Эдгара Дега стал балет. Именно в танце мастер нашёл обилие новых интересных ракурсов, необычных поз и ярких мимолётных движений.

«Голубые танцовщицы» — одна из самых известных его картин, увидеть которую можно в Пушкинском музее. Её приобрёл для своей коллекции Щукин, правда собирателю не понравилась оригинальная рама. Он заменил её более помпезной, в стиле Людовика XV, в которой картина выставлена и сегодня.

Около 1898 года. «Голубые танцовщицы» • Зал №10

Художник изображает балерин как бы в расфокусе, их лиц не видно, а силуэты плавно перетекают один в другой. Кажется, будто кружится всего одна танцовщица, репетируя движения перед очередным выступлением. Картина, выполненная пастелью, напоминает скорее размытый, случайно сделанный фотографический кадр, чем кропотливую работу живописца. Собственно, в этом и состоит главный гений Дега.

Пабло Пикассо, «Девочка на шаре» (1905 год)

Зал №22

Картина «Девочка на шаре» поступила в Пушкинский музей из коллекции Морозова, который приобрёл её в 1913 году за колоссальную сумму — 16 тысяч франков.

К тому времени Пикассо уже привнёс новое революционное слово в изобразительное искусство, а его творческая карьера считалась одной из самых успешных и плодотворных. Сегодня исследователи выделяют целых 11 периодов в его творчестве, которые включают более шести тысяч работ.

1905 год. «Девочка на шаре» • Зал Пикассо. Фото: сайт Пушкинского музея

«Девочка на шаре» — один из шедевров «розового периода» художника. Картина соединяет сразу два противоположных образа и настроения, но в то же время они гармонично сосуществуют рядом, как бы дополняя друг друга. Изображение юной гимнастки, балансирующей на шаре, символизирует всё прекрасное и поэтическое в жизни. А атлет рядом с ней — как бы воплощает устойчивость и защиту от суровой реальности.

Анри Матисс, «Красные рыбы (Золотые рыбки)» (1912 год)

Зал №20

Главный представитель одного из течений постимпрессионизма — фовизма (от французского слова fauve — «дикий»). Матисс, работы которого поражают необычными яркими цветовыми решениями, всю жизнь искал идеальные приёмы передачи чувств и ощущений через именно через цвет. И эта игра цвета иногда действительно оказывалась ничем не ограниченной.

Ушла без торгов
Матисс писал картину к приезду своего московского покровителя Сергея Щукина, который во время визита в Париж в июле 1912 сразу приобрел её и немедленно увёз в Москву.
Марина, гид в Москве
10 экскурсий на Трипстере
1912 год. «Красные рыбы (Золотые рыбки)» • Зал №20

Большими поклонниками его творчества были и Щукин, и Морозов. В общей сложности оба коллекционера приобрели 48 картин художника, которые сегодня находятся в Эрмитаже и Пушкинском музее.

В картине «Красные рыбы» Матиссу удалось передать умиротворение и чувство безмятежного созерцания, близкое к медитативному состоянию. Это ощущение достигается благодаря яркому цвету рыб и округлённым формам окружающих предметов. И, совсем как за живыми, за этими рыбками тоже хочется очень долго наблюдать.

Заключение

Богатая коллекция картин в Пушкинском музее в Москве способна удивить даже самого взыскательного ценителя искусства. Нередко здесь можно встретить посетителя, застывшего перед поразившей его картиной. Среди огромного количества экспонатов Пушкинского музея обязательно найдётся тот, что по‑настоящему тронет и ваше сердце.

Автор: Дарья Савина

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать
Более 21 000 экскурсий и туров по всему миру

Ещё на тему путешествий

Как добраться до Переславля-Залесского из МосквыКак добраться до Переславля-Залесского из Москвы Машина, автобус и поезд — что лучше выбрать

Ещё экскурсии по теме