Хохлома, гжель, палех и другие русские традиционные росписи
Что такое огненное письмо и зачем художникам волчьи клыкиВиды художественной росписи
В России насчитывается почти два десятка разновидностей графических (то есть минималистских, где используются простые геометрические формы, линии, штрихи) и более 30 живописных (с богатым декоративным орнаментом или с сюжетными композициями) росписей. В этой статье расскажем о десяти самых узнаваемых и ярких.
Хохломская
Где появилась: город Семёнов Нижегородской области
Главное: растительный узор на золотом или чёрном фоне
Кухонную утварь с нарядной красно‑чёрно‑золотой росписью делали во многих сёлах Нижегородской губернии. В селе Хохлома работал большой базар, куда мастера со всей округи привозили товар — отсюда пошло название стиля росписи и промысла. Крупнейшим центром производства был город Семёнов.
Не имея на первый взгляд ничего общего с церковной живописью, хохлома обязана происхождением иконописцам. После реформ патриарха Никона многие художники‑староверы ушли в заволжские леса. Они владели редким ремеслом: умели придавать святым образам золотой блеск, не используя самого драгоценного металла. Позднее мастера не только расписывали иконы, но и начали производить деревянную посуду по тому же методу.
Технология создания хохломы за два века существования почти не поменялась. Всё начинается с того, что на деревянные заготовки наносят масляный грунт и они становятся похожими на глиняные. Пару часов сушат в печи. Потом в поверхность каждого предмета втирают серебристый алюминиевый порошок (в давние времена это было олово). В таком виде заготовки расписываются. Затем их покрывают лаком, закаливают при температуре 150–160°С — и тогда фон становится золотым (в этом и заключался секрет мастерства иконописцев).
Чаще всего хохлома — это растительные орнаменты: сочные ягоды рябины и земляники в обрамлении ветвей, соцветий и листьев. Иногда художники вплетают в рисунок огненную жар‑птицу. Узор закольцован: как ни крути изделие в руках, невозможно понять, где роспись начинается и заканчивается.
Предметы с хохломской росписью сегодня делают на фабрике в городе Семёнове. Это мебель, посуда, самовары, игрушки — неваляшки и матрёшки. Путешественники могут побывать на производстве вместе с гидом.
Городецкая
Где появилась: город Городец Нижегородской области
Главное: лаконичные жанровые сценки
История этого вида росписи началась в середине XIX века, когда в древнем городке под названием Городец ремесленники стали дополнительно украшать резные донца прялок. Резчики хотели, чтобы их товар на рынке отличался от конкурентов. Изделия подкрашивали растительными красками из клюквы, черники, корня солода, коры ольхи. Позднее мастера перешли на специальные колеры. Опыт росписи оказался настолько успешным, что рисунками принялись украшать не только прялки, но и сундуки, сани, предметы интерьера и игрушки.
В отличие от хохломы, в основе городецкой росписи лежат сюжеты. Художники изображают людей, бытовые и праздничные сцены: застолья, посиделки, катания на тарантасах, пешие и конные прогулки под кудрявыми деревьями. Такие рисунки были аналогом комикса XIX столетия: они рассказывали целые истории и передавали настроение.
Художественной особенностью городецкой росписи является то, что рисунок делается без предварительных набросков. Мастер сразу пишет крупными мазками, которые потом дорабатываются тонкими штрихами и деталями.
Городецкая роспись востребована и в наши дни. Поклонники народного творчества могут побывать на экскурсии по фабрике в Городце и увидеть, как ремесленники вручную украшают деревянные изделия — панно, вазы, шкатулки, сундучки‑стульчики — весёлыми сценками и цветочными орнаментами.
Полхов‑майданская
Где появилась: село Полховский Майдан Нижегородской области
Главное: раскрытая алая роза с чёрным контуром
Ещё один вид росписи по дереву родом из нижегородских земель, самый молодой в нашем списке: он появился лишь в 1916 году.
Роспись легко распознать по изображению крупных бутонов цветков, насыщенно‑красных, не до конца распустившихся. Есть легенда об истоках этого символа. Во времена восстания Степана Разина в XVII столетии в Нижегородских землях крупным отрядом беглых и крепостных людей командовала Алёна Арзамасская. Её заподозрили в колдовстве и приговорили к сожжению заживо. На месте казни вырос куст шиповника — именно этот цветок теперь пылает практически на каждом предмете с полхов‑майданской росписью, будь то матрёшка, шкатулка или разделочная доска.
До недавнего времени художники создавали контур изображений с помощью выжигательных аппаратов. Позднее обводку стали делать пером и чёрной тушью — такой способ стал традиционным.
Предметы с полхов‑майданскими узорами изготавливают не на крупных фабриках, а лишь в семейных мастерских. Каждый такой предмет — редкость и исключительно ручная работа.
Палащельская (мезенская)
Где появилась: село Палащелье Архангельской области
Главное: красные и чёрные геометрические узоры, изображения животных
Один из самых древних видов русских народных росписей, который уходит корнями в XVII столетие. Первое название это направление получило от северного села Палащелье, где зародилось, второе — от реки Мезень, рядом с которой расположен этот населённый пункт.
Происхождение узора остаётся загадкой. Многие учёные видят связь с древними северными народами: в наскальных изображениях Заонежья действительно есть переклички с мезенскими рисунками. Другие исследователи говорят, что у традиционной росписи много общего с греческими орнаментами. Не исключено, что образец античной культуры по пути «из варяг в греки» попал в русские северные земли.
Жители Палащелья украшали геометрическими узорами буквально всё вокруг себя: прялки, кроватки для детей, мебель, столовые приборы и другие предметы быта. Расписывали фасады и интерьеры изб. Использовались лишь два цвета — красный и чёрный. Первый получали из береговой глины, второй — из сажи и лиственничной смолы.
Каждый элемент в палащельской росписи символичен. Лошадь — это солнце, олень — чаще всего знак стихии: он вызывает дождь, цепляя рогами тучи. Утки, гуси и курицы олицетворяют души предков. Квадраты, треугольники, ромбы — знаки земли, они ассоциируются с распаханными и засеянными полями.
Сегодня этот вид росписи переживает новое рождение. В Архангельской области есть небольшие производства, где делают сувениры (браслеты, матрёшки, фигурки животных) с традиционной крестьянской росписью.
Пучужская
Где появилась: село Пучуга Архангельской области
Главное: контрастное сочетание красного и зелёного
Ещё один представитель северорусских видов росписи. Это направление возникло на рубеже XIX и XX веков.
Простой узор выполняется на светлом фоне красной или оранжевой краской, обрамляется чёрным контуром, украшается ярко‑зелёными деталями и белыми точками‑капельками. Художники отдают предпочтение растительным мотивам, иногда изображают сказочных птиц, бытовые и жанровые сцены, прежде всего — катание в конной упряжке.
В преобладании красных оттенков есть практический смысл. Чаще всего такими узорами украшали изделия из дерева. При ежедневном использовании этих предметов рисунок постепенно стирался. Чтобы как можно дольше сохранить нарядный вид изделий, роспись выполнялась в ярких контрастных цветах. Даже без первоначальной насыщенности она оставалась заметной.
Пучужский стиль изучают во многих художественных школах. В сувенирных магазинах Архангельской области всё чаще можно встретить предметы с этим узором.
Гжель
Где появилась: Раменский район Московской области
Главное: синий узор на белом фоне
Родина росписи — одноимённое село в Подмосковье и ближайшие к нему посёлки Речицы, Жирово, Турыгино, Бахтеево.
Добывать глину и заниматься производством керамики в этом районе начали в XIV веке. Единого стиля росписи в то время не было, изделия разукрашивали кто во что горазд. В XVII столетии в России вошёл в моду голландский делфтский фарфор в бело‑синей гамме — считается, что он стал прародителем гжели. Местные мастера не отказались от многоцветья, но всё чаще стали прибегать к популярной росписи синим по белому.
В начале XX века традиционный гжельский промысел был практически забыт, а в 1950‑годах произошло его второе рождение. Команда советских художников переосмыслила основы стиля и вывела новое цветовое и техническое решение. В росписи стали использовать только кобальтовую краску. После обжига она приобретает синий цвет, густота которого зависит от нажатия и количества набранной на кисточку краски. Сперва мазки насыщенно‑тёмные, но постепенно светлеют. Получается от 20 до 30 оттенков синего.
Фирменным гжельским рисунком считается роза. Также мастера часто изображают птиц и сцены из славянских сказок или крестьянской жизни.
Сейчас в Гжели и ближайших посёлках работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Они создают привычные вещи вроде чайных сервизов, а также востребованные стильные аксессуары: от фарфоровых стаканов для кофе с собой до тарелок для итальянской пасты и супа том‑ям.
Жостовская
Где появилась: деревня Жостово Московской области
Главное: яркие букеты
В основе этого стиля — изображения полевых и садовых цветов на чёрном фоне. В классическом виде жостовская роспись выполняется на металлических подносах. Сегодня она всё чаще украшает и другие предметы — ёлочные шары, салфетницы, термосы, ежедневники, платки.
Названием узор обязан селу Жостово в 25 километрах от Москвы. В 1825 году амбициозный крепостной Филипп Вишняков открыл в деревне мастерскую, где начал производить модные металлические подносы под самовары. Их фишкой стали цветочные росписи. Покупателей поражала необычайная яркость рисунков. Секрет ремесленника заключался в том, что для свечения в краску добавлялась металлическая пудра и даже сусальное золото.
Технология росписи за два века мало изменилась. Художники работают масляными красками. Особенный немного дымчатый вид узор приобретает благодаря тому, что мастера делают твёрдые мазки при помощи мягкой кисти. Работа над одним подносом обычно занимает у ремесленников до двух недель, но в отдельных сложных случаях даже несколько лет!
В селе Жостово есть Музей подносов — гостей здесь знакомят с историей промысла, рассказывают об этапах производства. Можно быть не только наблюдателем, но и самому попробовать расписать поднос.
Федоскинская
Где появилась: село Федоскино Московской области
Главное: объёмные тщательно проработанные миниатюры
У этого народного промысла нет типичных узоров, орнаментов и сюжетов, но изображения объединяет техника создания. Роспись выполняется масляными красками на лаковой поверхности. Художники наносят на папье‑маше (массу из картона, бумаги и клея) несколько слоёв прозрачного лака. Благодаря этому создаётся эффект глубины и объёма, роспись приобретает особое сияние.
Декоративная миниатюра появилась в России в 1795 году благодаря купцу Петру Коробову. Он побывал в Германии и подсмотрел идею для бизнеса — производство милых коробочек для шитья, табакерок, пудрениц, конфетниц из твёрдого картона. Все эти ларцы и шкатулки предприниматель решил украшать рисунками. Чаще всего это были виды двух столиц — Санкт‑Петербурга и Москвы. Ценились шкатулки и ларцы с копиями картин‑хитов, зарисовки из быта крестьян и горожан, сцены из сказок и славянских мифов или из Библии. В краски добавляли порошки алюминия, бронзы, серебра, сусального золота и перламутра.
Рисунок состоит из множества слоёв. За время создания шкатулки художник укладывает до 15 пластов лака (а иногда и больше). Чтобы закончить одно такое изделие, понадобится от четырёх до шести месяцев, в зависимости от сложности и масштабов работы.
Старинная фабрика в Федоскине и сегодня продолжает выпускать шкатулки, ларцы, панно, сувениры в оригинальной технике. Узнать больше о творческом ремесле и понаблюдать за процессом создания миниатюр можно на экскурсиях.
Ростовская финифть
Где появилась: город Ростов Великий Ярославской области
Главное: миниатюрная роспись по эмали
Этот вид народного промысла объединяет живопись и ювелирное искусство. Расписанные вручную разноцветные эмали обрамляются серебром и латунью. В этой технике делают иконы, посуду, сувениры и украшения — кольца и серьги, колье и броши.
Специалисты по финифти появились в Ростове Великом в XVIII веке. Мастера начали делать вставки из декоративной эмали в богослужебных книгах, на домашних иконостасах, а главное — на маленьких образах и миниатюрных иконах. Уже в ту эпоху город считался центром православного паломничества. Каждый приезжий хотел увести с собой необычный сувенир, финифть оказалась необычайно востребованной.
Традиции миниатюрного письма по эмали сохранились в Ростове до наших дней. При этом сегодня финифть — далеко не только религиозные сюжеты, это ещё и портреты, цветочная роспись, исторические миниатюры.
Как и столетия назад, это всегда ручной труд. Мастера покрывают металлическую пластинку стекловидным порошком. В несколько этапов её расписывают огнестойкими красками, после каждого нового нанесения обжигают в печи при 850 градусах. Из‑за технологии изготовления финифть часто называют огненным письмом.
Палехская
Где появилась: село Палех Ивановской области
Главное: тонкий рисунок на чёрном фоне с золотой штриховкой
С XVII столетия Палех был известен на всю страну своими иконописцами. Их работы отличались особой тонкостью и детальностью прорисовки. Мастера любили использовать сусальное золото для изображений святых.
После революции в 1920‑е годы палехские иконописцы придумали, как применить мастерство в новую эпоху. Свою технику они перенесли на крошечные шкатулки, бисерницы, броши, портсигары и пудреницы. На расписных коробочках ремесленники изображали пейзажи, сценки из народных сказок и деревенского быта.
Сегодня произведения палехских художников можно узнать по характерным чертам: чаще всего это чёрный фон, тонкие линии, яркий контраст красного, жёлтого и зелёного, тщательная прорисовка деталей, чёткость силуэтов и, конечно же, обилие золотых линий.
Палехские мастера предпочитают работать по старым технологиям. Краски делают на основе яичных желтков. В арсенале у каждого художника есть клык волка либо агат. С помощью этих необычных инструментов на изображении полируется сусальное золото.
Палех находится в 68 километрах от Иванова. Это уютный посёлок с рядами низких домиков с резными наличниками. Четверть местных жителей — художники. Многие из них вернулись к дореволюционным традициям и создают иконы. Другие расписывают шкатулки и сувениры: ёлочные шары, детские игрушки, ручки и даже картхолдеры.
Заключение
Знакомство с русскими традиционными росписями и художественными промыслами — прекрасный повод отправиться в путешествие по городам, которые славятся своими старинными производствами и умелыми мастерами. Чтобы поездка оказалась максимально насыщенной, рекомендуем обратиться к местным гидам. Их предложения можно найти на сайте Tripster.ru.
Автор: Антон Бурлаков
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Посетить главные святыни города и раскрыть их богатую историю на авто-пешеходной экскурсии
На автобусе по must-see местам столицы
Самые интересные места и лучшие панорамы города на обзорной авто-пешеходной экскурсии
Главные достопримечательности, необычные здания и богатая история города на обзорной экскурсии