Художники-передвижники: кто они и что оставили после себя

Художники-передвижники: кто они и что оставили после себя

Найти экскурсию

Показать
Более 21 000 экскурсий и туров по всему миру
Они не только создали сотни шедевров, но и впервые в нашей стране сделали изобразительное искусство доступным для жителей разных регионов, сделав одной из своих целей изображение жизни простых людей и просвещение народа. Рассказываем, как появилось объединение художников-передвижников, кто в него входил и какими картинами прославились участники.
Художники-передвижники
1885 год. Группа художников-передвижников

История объединения

Товарищество передвижных художественных выставок — одна из самых известных отечественных арт‑организаций — появилась в 1870 году. Но прежде чем говорить о Товариществе, нужно вспомнить о его предшественнице. А заодно и о грандиозном скандале, разразившемся в стенах Императорской академии художеств в Санкт‑Петербурге осенью 1863 года.

Первая арт‑коммуна

Начнём со скандала. 9 ноября 1863‑го группа из 14 лучших выпускников Академии, допущенных до участия в конкурсе на золотую медаль, написала письмо руководству учебного заведения. В нём художники просили заменить предложенное Академией задание. Вместо написания картины на сюжет из германо-скандинавской мифологии выпускники хотели свободную тему, обосновывая своё требование тем, что академизм устарел и в обществе набирают популярность сюжеты на повседневные темы. Молодым людям отказали, после чего все 14 человек, сорвав конкурс, покинули Академию.

1863–1880 годы. Здание Академии художеств • «Выход четырнадцати из Академии художеств». Художник: П. М. Попов (1950‑е)

Вдохновителем бунтарей был Иван Крамской. Именно по его инициативе в том же 1863‑м в городе на Неве появилась Санкт-Петербургская артель художников. Она стала первым в стране независимым объединением творческих лиц. Арт‑коммуна заняла дом на Васильевском острове. Хозяйство вела жена Крамского, а артельщики давали частные уроки рисования и принимали художественные заказы. Согласно уставу организации живописцы должны были отдавать в общую кассу часть выручки от проданных работ.

Клиентов у талантливых художников было немало, и, благодаря доходам, объединение смогло просуществовать семь лет. Главной причиной его развала стало сотрудничество некоторых мастеров с Академией. В частности, Николай Дмитриев-Оренбургский втайне от артельщиков принял «академическое» финансирование многолетней командировки в Европу. Этот поступок настолько возмутил Крамского, что тот покинул объединение. Вскоре после этого, лишившись лидера, артель распалась.

«Собрание Артели художников». Художник: И. Крамской (1860‑е) • И. Крамской. Автопортрет (1867 год) • Н. Д. Дмитриев-Оренбургский. Художник: И. Н. Крамской (1866)

Новое объединение

Иван Крамской стал одним из идейных вдохновителей новой творческой организации. Он узнал от своего московского коллеги Григория Мясоедова, что европейские мастера, путешествуя по городам, организуют выставки без поддержки государства. Вместе с Мясоедовым и другими живописцами-москвичами Крамской создал новое арт‑товарищество, ставящее своей целью сделать искусство доступным разным слоям общества и просвещать с его помощью. В разные годы в объединение входили: Алексей Саврасов, Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Валентин Серов.

Первая передвижная выставка прошла в 1871 году в Санкт‑Петербурге. А всего за полувековую историю организации передвижники провели 47 выставок в десятках городов Российской империи. Среди них — Москва, Таганрог, Воронеж, Астрахань, Витебск, Харьков, Рига.

Ещё по теме
 
Выставки художников-передвижников
1894 год. А. И. Куинджи и Н. Н. Ге на выставке передвижников

Принципы: художественные и организационные

Свои идеи передвижники изложили в уставе. Среди ключевых пунктов в нём — предоставление жителям отдалённых губерний возможности знакомиться с актуальным отечественным искусством и развитие в обществе любви к прекрасному. Согласно уставу присоединиться к передвижникам мог любой художник, правда, за его кандидатуру должно было проголосовать большинство действительных членов Товарищества. За каждое проданное произведение живописец отдавал в общую кассу 5%. Другим источником доходов передвижников были деньги от продажи билетов на выставки.

Художественными принципами арт‑сообщества были отказ от мифологических сюжетов, достоверность изображения действительности и психологизм. Однако если картины Репина или Перова действительно поражали своей реалистичностью и драматизмом, то воздушные пейзажи Куинджи или сказочные сюжеты Васнецова не соответствовали установкам Товарищества. Передвижников за это критиковали. Но никакая критика не мешала ценителям прекрасного восхищаться творениями художников и приобретать их. Одним из главных почитателей творчества передвижников был Павел Третьяков. Неудивительно, что самые яркие работы участников объединения можно увидеть в залах знаменитой столичной галереи, которую он создал.

Портрет П. М. Третьякова. Художник: И. Е. Репин (1901) • «Лунная ночь на Днепре». Художник: А. И. Куинджи (1880) • «Три царевны подземного царства». Художник: В. М. Васнецов (1879)

Официальное признание и упадок

Впрочем, Третьяков был не единственным коллекционером произведений передвижников. С 1881‑го картины начал покупать тонкий ценитель живописи Александр III. Его приглашали на выставки первым, ещё до официального открытия. Император, например, заплатил за «Запорожцев» Репину рекордные для того времени 35 тысяч рублей. Этой суммы художнику хватило на покупку имения Здравнёво под Витебском.

Распад Товарищества, хоть и медленный, начался ещё в 1880‑х. Причин было несколько. В 1887‑м умер Крамской. Куинджи и Репин, став профессорами реформированной Академии художеств, сконцентрировались на преподавательской деятельности. А Серов, увлёкшись модерном, перешёл в другое художественное объединение — «Мир искусства». Но главное — в начале ХХ века спрос на картины передвижников начал падать. Публике были интересны новые художественные течения: интригующий, хоть и не совсем понятный авангард и изысканный модерн. С 1909‑го выставки в регионах больше не проводились. А уже в советское время — через шесть лет после Октябрьской революции — объединение официально прекратило существование.

Значение деятельности Товарищества для отечественной культуры второй половины XIX века сложно переоценить. Художники не только оставили после себя сотни шедевров. Они впервые познакомили с живописью регионы страны. Более того, благодаря невысокой стоимости билетов их работами могли любоваться представители разных сословий.

Около 1890 года. Александр III • «Запорожцы». Художник: И. Е. Репин (1891) • Усадьба Репина в Здравнёве. Художник: А. И. Шевцов (1895)

Знаменитые работы передвижников и где их увидеть

Главные шедевры художников Товарищества хранятся в крупнейших в мире собраниях отечественного изобразительного искусства — столичной Третьяковской галерее и петербургском Русском музее. Добавим, что одним из главных столичных арт‑событий 2024‑го стало открытие выставки передвижников в новом корпусе Третьяковки на Кадашёвской набережной. Её можно посетить до 6 апреля.

«Грачи прилетели»

Алексей Саврасов (1871)
Где находится: Третьяковская галерея

Самая известная картина русского пейзажиста, этюды к которой были сделаны в окрестностях Костромы — в селе Молвитине (сегодня оно называется Сусанино). Несмотря на незамысловатый сюжет — стая птиц строит гнёзда на причудливо изогнутых берёзах, — полотно очаровывает своей атмосферой. С помощью цветовой гаммы художник блистательно передал первое дыхание весны. А Левитан, считавший Саврасова главным наставником, назвал эту картину «миром высокой поэзии». Кстати, изображённая на картине Воскресенская церковь XVII века сохранилась до наших дней.

«Грачи прилетели» (1871) • Авторский вариант картины (1872) • Эскиз (1894)

«Охотники на привале»

Василий Перов (1871)
Где находится: Третьяковская галерея

На одном из самых ярких образцов бытового жанра в русской живописи второй половины XIX века присутствуют элементы осеннего пейзажа и натюрморта. Но главное тут — яркие образы охотников. Первый из них — рассказывающий небылицы пожилой помещик. Его Перов писал с врача Дмитрия Кувшинникова. Второй — недоверчиво улыбающийся местный егерь. В этом образе художнику позировал его приятель — канцелярский чиновник Василий Безсонов. Третий охотник — молодой, неопытный и с интересом слушающий помещика — написан с 26‑летнего Николая Нагорнова, будущего супруга Варвары Толстой, племянницы великого писателя.

Картины передвижников
«Охотники на привале» (1871)

«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

Николай Ге (1871)
Где находится: Третьяковская галерея

Это историческое полотно, представленное на самой первой передвижной выставке, художник написал к 200‑летию российского императора. На картине изображены Пётр I и его сын Алексей Петрович, обвинённый в заговоре против отца. Работая над полотном, Ге провёл не один день в Эрмитаже — в его залах он внимательно изучал портреты и графические изображения своих героев. Был художник и в комнате петергофского «Монплезира», где происходит диалог отца и сына. Здесь он изучал личные вещи Петра I. 

«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» — русская живопись
«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)

«Чтение положения 19 февраля 1861 года»

Григорий Мясоедов (1873)
Где находится: Третьяковская галерея

Знаменитая картина одного из основателей Товарищества. На ней Мясоедов изобразил собравшихся в сарае крестьян и грамотного мальчика, читающего им вслух манифест об отмене крепостного права. Это полотно — яркий образец русского критического реализма. Кстати, его автор не понаслышке знал о тяготах крестьянства. Мясоедов родился в семье небогатого дворянина, и его детство прошло в сельской местности — в Тульской губернии.

«Чтение положения 19 февраля 1861 года» — самые известные картины передвижников
«Чтение положения 19 февраля 1861 года» (1873)

«Царевна Софья»

Илья Репин (1879)
Где находится: Третьяковская галерея

Первое историческое произведение художника посвящено событиям конца XVII века. На картине изображена Софья Алексеевна — сестра Петра I. Царевну заточили в келье Новодевичьего монастыря после организованного её сторонниками Стрелецкого бунта 1698 года. Хотя за решёткой виднеется голова повешенного стрельца, в глазах этой непокорной женщины — никакого страха, а только презрение и ярость. Героиню картины, что интересно, живописец писал сразу с трёх натурщиц — Валентины Серовой (матери создателя «Девочки с персиками»), писательницы Елены Бларамберг и портнихи, имя которой до нас не дошло.

Ещё по теме
 
«Царевна Софья» (1879) • Этюд к картине (1878)

«Неизвестная»

Иван Крамской (1883)
Где находится: Третьяковская галерея

Одна из «визиток» Крамского — портрет, таящий загадки. Никто не знает, с кого была написана эта эффектная дама в модной шляпке «франциск», разъезжающая в коляске по Невскому туманным зимним утром. По одной из версий, незнакомка — Екатерина Числова, балерина и возлюбленная великого князя Николая Николаевича. По другой — княгиня Екатерина Михайловна, супруга Александра II. Есть версия, что перед нами Софья — дочь живописца. А ещё существует предположение, что на картине изображена некая бывшая крепостная Матрёна Саввишна, которая впоследствии стала женой представителя дворянского рода Бестужевых.

«Неизвестная»(1883) • Этюд к картине (1883)

«Переход Суворова через Альпы»

Василий Суриков (1899)
Где находится: Русский музей

Это историческое полотно появилось к столетию Швейцарского похода — эпизода времён войны Второй коалиции. Суриков изобразил русско‑австрийское войско, возглавляемое Суворовым, на краю заснеженного альпийского склона. Наблюдая за скатывающимися с горы храбрецами, легендарный полководец подбадривает остальных солдат. В образе Суворова живописцу позировал красноярец Григорий Смирнов — преподаватель пения в местной мужской гимназии. Картина вызвала восторг у Николая II. Император приобрёл её у передвижника за 25 тысяч рублей и передал Русскому музею.

«Переход Суворова через Альпы» (1899) • Эскиз к картине (1898) • «Суворовский солдат», этюд (1898)

Заключение

Лучшие места для изучения творчества передвижников — залы Третьяковской галереи и Русского музея. Но произведения участников объединения, оставивших после себя грандиозное наследие, можно увидеть и в коллекциях художественных музеев других городов России. Среди них — Астрахань, Нижний Новгород, Новосибирск, Пенза, Тверь, Хабаровск.

Автор: Максим Тувим
Заглавное фото: фрагмент картины «Бурлаки на Волге». Художник: И. Е. Репин (1870-1873)

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать
Более 21 000 экскурсий и туров по всему миру

Ещё на тему путешествий

Царь‑вещи: история самых грандиозных предметов в РоссииЦарь‑вещи: история самых грандиозных предметов в России И где увидеть эти вещи‑рекордсмены сегодня

Ещё экскурсии по теме