История самых знаменитых колоколов на Руси
Почему одни колокола отправляли в ссылку, а другие лишали языкаИстория возникновения
История колоколов на Руси начинается с принятием православия в 988 году. Именно тогда по всей стране возводят первые храмы, а вместе с ними и звонницы. Письменное упоминание о первом колоколе на Руси относится только к 1066 году. Но уже через сто лет малиновые переливы звучали повсеместно в крупных городах. Свидетельством тому считают житие православного святого Антония Римлянина, где говорится, что, приехав в Новгород, он слышал в городе «звон великий».
Однако самые первые колокола были отлиты задолго до Древней Руси и далеко за её пределами — где именно, историки до сих пор спорят. По одной из самых распространённых версий — в Китае. Найденный там колокольчик «лин», отлитый из меди, был создан примерно в 2000 году до н. э. Он считается самым старым металлическим колоколом в мире. С распространением буддизма изделия, очень похожие на колокола, появляются и в других регионах Восточной и Юго‑Восточной Азии — в храмах на территории современных Индии, Японии и Тибета.
Издревле использовали колокола и на европейских территориях: в Древнем Риме и Древней Греции. Причём отношения к богослужениям поначалу они не имели: богатые вельможи с помощью звона подзывали слуг, а торговцы оповещали об открытии рынков.
Считается, что в христианских богослужениях колокола начали использовать уже во времена поздней Римской империи — на рубеже IV-V веков в итальянской провинции Кампании. А родоначальником колокольного звона называют местного епископа — святителя Павлина. По преданию, однажды он задремал на лугу и увидел во сне ангелов: в руках у них были полевые цветы — колокольчики, — которые издавали мелодичный звон. Проснувшись, святитель отправился к литейщику, где заказал первый колокол для церковных богослужений.
Любопытно, что к нам колокола пришли не с Востока — из Византии, а с Запада — как раз из Италии. В церковно‑славянской традиции их даже до сих пор называют «кампанами» — от латинского campana (по названию той самой итальянской провинции). Первые колокола, созданные иностранными мастерами, приводили в действие тоже на западный манер: раскачивая сам кампан, а не его язык.
Где и кто изготавливал
Хотя колокола начали появляться на Руси с распространением православия, первое время они были скорее редкостью. Для созыва на церковную службу чаще использовали массивные пластины, в которые ударяли молотком. В зависимости от материала они назывались по‑разному. Деревянные — «било», металлические — «клепало». С совершенствованием технологий распространение стали получать колокола более сложных форм, однако вплоть до XVII столетия для их изготовления в основном выписывали иностранных мастеров. Даже первый на Руси литейный завод — Пушечный двор — был основан итальянцем Аристотелем Фиораванти.
Русская литейная школа начала активно развиваться вместе с обнаружением в стране залежей металлов и созданием плавильных заводов в Центральной России и на Урале. Одну из первых и самых известных мастерских открыли знаменитые ремесленники Моторины. Русские умельцы очень быстро превзошли зарубежных учителей и начали отливать богато декорированные колокола сложных форм.
Расцвет колокольного производства пришёлся на середину XIX века: тогда в России существовало полсотни крупных заводов. Как правило, в мастерских работали династиями: секреты профессии передавалась от отца к сыну. Литейщик должен был прекрасно знать химию, физику, обладать музыкальным слухом, художественным вкусом и при этом быть в отличной форме, ведь отливка колокола предполагала серьёзную физическую нагрузку.
Как изготавливали колокола
Процесс этот был (и остаётся) длительным и трудоёмким. Сначала мастера производили сложные расчёты. Нужно было учесть множество параметров: диаметр и толщину колокола, плотность сырья. На основе расчётов создавался прототип будущего изделия в натуральную величину — глиняный фальшколокол.
Одновременно работа кипела и в литейной яме. Внутри выстраивали каменное основание, которое обмазывали толстым слоем глины. Поверх насаживали фальшколокол и снова обмазывали конструкцию глиняной смесью, а затем обвязывали металлическими прутьями. Так внешний и внутренний рисунок фальшколокола отпечатывался на будущих формах для литья.
Когда глина высыхала, при помощи прутьев внешнюю форму осторожно снимали, а затем, убрав с основания фальшколокол, возвращали на место. В образовавшееся пустое пространство заливали расплавленный металл. Когда он остывал, внешний глиняный корпус разбивали и снимали с основания уже готовый колокол.
Процесс этот был настолько сложным, что наделялся почти сакральным смыслом и обрастал забавными обычаями. Например, во время отливки мастера распускали по городу слухи, причём самые неимоверные. Считалось, что голос колокола получится тем красивее и звонче, чем больше народу поверит в эти небылицы. Исследователи считают, что именно так появилось понятие «заливать», то есть говорить неправду.
Когда колокол был готов, к нему относились как к живому: крестили, давали имя, а если считали, что он «провинился», наказывали!
Из какого материала отливают
Для изготовления колоколов используют специальную колокольную бронзу. Это сплав меди (80%) и олова (20%). Медь плавится в печи в течение нескольких часов, а олово добавляют в последний момент — перед заливкой формы. И хотя температура металла достигает 1200°С, он быстро остывает. Поэтому у мастеров есть всего несколько минут, чтобы правильно залить бронзу в формы.
Самые знаменитые колокола
У некоторых из них есть имена, другие окутаны массой легенд, третьи пережили на своём веку немало трудностей и чудом уцелели. Рассказываем всё о самых известных колоколах России.
Вечевой новгородский колокол
Он не сохранился до наших дней, в отличие от летописных упоминаний о нём, а также множества легенд и версий его непростой судьбы. Известно, что колокол имел важное символическое значение: созывал новгородцев на вече — народное собрание. Но в 1478 году Иван III пришёл в Новгород, чтобы лишить город независимости. Бояре, стремясь сохранить своё благополучие, сражаться за независимость не стали и согласились на условия великого князя Московского взамен на сохранение своего привилегированного положения и богатств. В итоге вече было распущено, а колокол сняли и отправили в Москву, где он, как трофей, был повешен на колокольню с другими колоколами.
Новгородцы долго отказывались смириться с потерей своей свободы и утратой главной реликвии. Поэтому родилась легенда, что по дороге в Москву воз с ценным грузом опрокинулся и колокол скатился в овраг где‑то на холмах Валдая. Расколовшись, он превратился в тысячи маленьких колокольчиков, которые потом вешали на свои повозки ямщики. И звон, который разносился по всей стране, был символом утерянной свободы Новгорода.
Что же стало с колоколом в реальности — историки спорят до сих пор. Одни считают, что его поместили на звонницу Успенского собора в Москве. Другие утверждают, что в конце XVI века он был перелит в набатный колокол и висел в настенном шатре у Спасских ворот Кремля, а в 1681 году его звон так напугал царя Фёдора Алексеевича, что тот сослал инструмент в Николо‑Карельский монастырь близ Архангельска.
Есть также мнение, что в 1713 году Вечевой новгородский колокол, который на тот момент находился в Московском Кремле, разбился во время пожара. Якобы затем по приказу Петра I оружейник Иван Моторин отлил из осколков новый инструмент — набатный колокол, который отправили на хранение в Оружейную палату, где он и находится по сей день. Однако это всего лишь одна из версий. Утверждать, что колокол, хранящийся в музее, — прямой потомок Вечевого, нельзя.
Угличский набатный ссыльный колокол
Этот колокол Спасо‑Преображенского собора в городе Угличе в мае 1591 года стал вестником исторических событий. В него звонили, чтобы оповестить о смерти царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Сразу же появилась версия, что царевича убили. Местные жители устроили самосуд над предполагаемыми преступниками, после чего будущий царь Василий Шуйский, который расследовал это дело, казнил двести человек, а десятки семей отправил в Сибирь. Подстрекателем бунта объявили… колокол! Его сбросили на землю, оторвали ему язык, отрубили ухо (часть колокола, за которую его подвешивают), принародно дали 12 плетей и тоже отправили в сибирскую ссылку.
В конце XIX века колокол «амнистировали» по указу Александра III и вернули в Углич. С тех пор не утихают споры исследователей: а тот ли это инструмент? В 1677 году Тобольск, где он находился в ссылке, практически полностью сгорел. Существует версия, что колокол мог расплавиться, а местные умельцы просто отлили новый.
Благовестный колокол Саввино‑Сторожевского монастыря
Отлитый в конце XVII века колокол называли Благовестником. Он был главным символом подмосковного Звенигорода, его даже изобразили на гербе города. Гигантский колокол отливали прилюдно — на соборной площади монастыря (яма для литья сохранилась и находится в нескольких метрах от звонницы). Бронзового гиганта весом 35 тонн с трудом подняли на звонницу, причём не на самый высокий, а на средний ярус. С тех пор он стал главным колоколом знаменитого монастыря, одного из важнейших духовных центров России. По легенде, звон, раздававшийся отсюда, был настолько мощным, что слышали его даже в Москве.
Колокол поражал не только своим звучанием. На его поверхности в девять рядов был нанесён текст. Частично это тайнопись, придуманная царём Алексеем Михайловичем, которую удалось расшифровать в XIX веке. В тексте говорилось, что колокол отлит по распоряжению царя и в знак его особого отношения к Саввино‑Сторожевскому монастырю.
Спустя столетия колокол постигла трагическая участь. В октябре 1941 года, когда фашисты наступали под Москвой, инструмент решено было снять, чтобы спасти. Сложнейшая операция оказалась неудачной: колокол упал и застрял в пролётах звонницы. В итоге его раскололи, чтобы вытащить, и переплавили для изготовления оружия.
Соловецкий пленный колокол
Он получил известность после Крымской войны. В 1854 году Англия и Франция, выступавшие в конфликте на стороне Османской империи, попытались заблокировать российские войска со стороны Белого моря: взяли в осаду Соловецкие острова и поселения на территории нынешней Мурманской области. Корабли западной коалиции нанесли серьёзный ущерб некоторым поселениям, но не Соловецкому монастырю: монахи дали отпор врагу и вынудили англичан отступить.
Уже в начале XX века служители монастыря потребовали у англичан вернуть то, что, по их мнению, украли вражеские солдаты: колокол Никольской церкви в Ковде — небольшом поморском селе. Выяснилось, что колокол действительно хранился в английском графстве Гэмпшир, то есть был «в плену», — отсюда и его название. В 1912 году англичане его вернули: освобождённого встречали торжественно — на берегу собрались соловецкие монахи и верующие, звон десятка других колоколов возвещал о возвращении «пленника».
Колоколу выделили почётное место — на Царской колокольне монастыря. Однако после революции звонница была уничтожена. Считается, что погибли и все находившиеся на ней колокола, в том числе и бывший «пленный». По другой версии, он всё‑таки уцелел и был вывезен из монастыря вместе с другими «собратьями». Но доподлинно его дальнейшая судьба неизвестна до сих пор.
Благовестник Соловецкого монастыря
Его отлили по приказу императора Александра II в память о героизме служителей обители, которые дали отпор неприятелю в годы Крымской войны. Речь о той же схватке, после которой был утрачен Соловецкий пленный колокол. Англичане при явном силовом превосходстве — как ни старались — не смогли нанести существенный вред монастырю, а никто из находившихся внутри не был даже ранен. Служители называли это настоящим чудом.
Для отливки памятного колокола император распорядился использовать бронзовые украшения с надгробия своего отца, Николая I. Декорировали Благовестник рельефными изображениями штурма Соловков и специально под него построили колокольню. Как и многие другие религиозные постройки, в 1930‑е звонница была разрушена, но колокол уцелел. Сегодня он стоит на постаменте на центральном дворе монастыря — причём на том самом месте, где во время осады служители складывали пушечные ядра, которыми в ответ вели огонь по неприятелю.
Царь‑колокол
Этот необъятный богатырь не звонил ни разу в истории. Его судьба полна трагических случайностей, которые называют то неудачными совпадениями, то чередой мистических событий. Отлить колокол для Ивановской звонницы Московского Кремля пытались трижды!
Первую попытку совершил Борис Годунов, который потребовал у мастеров выплавить колокол весом в 1000 пудов. Его сделали — и даже повесили на деревянной звоннице. Но во время большого пожара колокол упал и раскололся. Спустя полвека новый царь, Алексей Михайлович, приказал отлить из осколков ещё больший колокол — уже весом 8000 пудов. Но тот повторил судьбу первого: разбился во время пожара на звоннице. Третью попытку освоить всё тот же материал предприняла императрица Анна Иоанновна, которая взошла на престол в 1730 году. Она задумала отлить такой колокол, который навсегда оставит её имя в истории — весом 13 000 пудов (более двухсот тонн)!
За работу взялся мастер Иван Моторин, знаменитый на всю страну. Но во время отливки печи не выдержали и треснули, и весь металл вытек. Вскоре Моторин скончался, так и не успев закончить работу. До конца дело мастера довёл его сын. В 1735 году колокол был готов, однако водружать его на звонницу не стали, долгое время он так и оставался в литейной яме — историки до сих пор точно не знают почему. Там‑то на его долю и выпало очередное несчастье: в 1737 году в Кремле случился пожар, а когда его тушили, холодная вода попала на раскалённый металл, гигантский колокол треснул, и от него откололся фрагмент весом 11,5 тонны.
После этого печального события колокол находился в той самой яме ещё целый век, пока в 1836 году знаменитый архитектор Огюст Монферран не создал специальное подъёмное устройство. С его помощью и только со второй попытки гиганта подняли на поверхность. Царь‑колокол установили на восьмигранный постамент, где он встречает гостей Московского Кремля по сей день.
И хотя колокол ни разу в жизни не звонил, его голос всё‑таки можно услышать. В 2016 году американские учёные с помощью математического моделирования воссоздали его звон. Запись несложно найти в интернете.
Колокола Ростова Великого
Звонницу Успенского собора Ростовского кремля можно по праву назвать одним из самых больших музыкальных инструментов мира и одним из ценнейших памятников страны. Из 15 её колоколов четыре были отлиты ещё при царях Алексее Михайловиче и Петре Великом. Самый большой из них — Сысой — весит 32 тонны и носит имя в честь отца митрополита Ионы Сысоевича, при котором в XVII веке и возводилась звонница.
Второй по весу колокол — 16‑тонный Полиелейный. Однако он к числу древнейших не относится, так как его переливали несколько раз, последний — в середине XIX века. Ещё три самых исторически ценных колокола звонницы — Лебедь (8 тонн), Господарь (3 тонны) и Баран (около 1,3 тонны).
Однако наслаждаться их перезвонами горожане могли далеко не всегда. Во время антирелигиозной кампании 1930‑х на территории Ростовского кремля открыли музей. Можно сказать, что Успенскому собору повезло, ведь его не разрушили, а колокола оставили на своих местах, но с тех пор они почти всегда молчали. Только в 1960‑е годы фирма «Мелодия» записала пластинку «Ростовские звоны». А в начале 1970‑х годов колокола Ростовского кремля прозвучали на весь Союз, — правда, в комедийном ключе: в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» запутавшийся в верёвках Бунша сыграл на них «Чижика‑Пыжика».
Возрождение православных традиций началось только в 1987 году, а вместе с ним и возрождение Успенского собора. Сегодня колокольные переливы, доносящиеся с его звонницы, вновь наполняют город в дни служб и церковных праздников.
Колокола Троице‑Сергиевой лавры
Это один из самых многоголосных ансамблей страны. И солирует в нём огромный Царь‑колокол — полный тёзка московского. Первый вариант этого колокола был изготовлен ещё при императрице Елизавете Петровне в 1748 году, он исправно служил почти двести лет, пока в 1930‑е не пал жертвой советской антирелигиозной кампании. Тогда со звонницы лавры сбросили больше половины колоколов.
В 2002-2004 годах звонницу частично восстановили, в том числе и главную её жемчужину — величественный Царь‑колокол. Его отлили заново по образу и подобию оригинала. С тех пор это самый большой действующий колокол России: он весит почти 72 тонны, из них две тонны — вес языка. Колокол украшают изображения радонежских святых и служителей церкви, которые внесли вклад в развитие Троице‑Сергиевой лавры.
Интересно не только «содержимое» звонницы, но и её архитектурный облик. Строительство здания, начатое в 1741 году, длилось без малого 30 лет! А когда завершилось, 88‑метровая колокольня стала самой высокой в стране. При этом современников восхищала утончённость линий и визуальная лёгкость конструкции, устремлённой в небо. Добиться такого эффекта архитектору Дмитрию Ухтомскому удалось благодаря отклонению от первоначальных чертежей: вместо запланированных двух ярусов на двухэтажной основе колокольни высятся четыре.
Херсонесский колокол
Один из символов Севастополя и всего полуострова Крым, который красуется на купюре достоинством 200 рублей. Колокол был отлит в конце XVIII века в Таганроге, а исходным материалом для него послужили переплавленные трофейные турецкие пушки.
После поражения Российской империи в Крымской войне в середине XIX века колокол был отправлен во Францию, где «служил» в знаменитом соборе Парижской Богоматери. И только перед Первой мировой, благодаря дружескому жесту французского президента, вернулся в севастопольский Херсонесский монастырь.
Кстати, колокол не только созывал верующих на службу, но и оповещал моряков о близости скалистого берега — отсюда и пошло его прозвище «туманный». Именно эта дополнительная функция спасла его от гибели во время религиозных гонений 1920-1930‑х годов: его не отправили на переплавку, а оставили на месте. Однако с усовершенствованием навигационного оборудования необходимость в колоколе отпала, и в 1960‑е его лишили языка.
Колокол вновь зазвучал в 2001 году. Теперь это один из экспонатов историко‑археологического музея‑заповедника «Херсонес Таврический», установленный прямо на берегу Чёрного моря.
Заключение
Сегодня колокололитейное дело в России возрождается, появляются школы звонарей, а колокола, проданные за границу в 1930‑е, постепенно возвращаются на родину. Те из них, что навсегда утрачены, в мастерских воссоздаются по древним технологиям. А те, что уцелели, становятся объектом исследований и неизменного интереса путешественников.
Чтобы узнать ещё больше о колоколах, звонницах и тонкостях литейного производства, можно посетить одну из тематических экскурсий Tripster. Например, отправиться в музеи колоколов в Касимове или Валдае в компании опытного гида.
Автор: Александр Ефремов
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
На автобусе по must-see местам столицы
Прогуляться по территории монастыря и некрополя и услышать непростые истории о жизни и смерти
История, легенды и знаковые места старинного города на обзорной экскурсии