Иван Шишкин: выдающийся мастер пейзажа

Иван Шишкин: выдающийся мастер пейзажа

Найти экскурсию

Показать
Ещё при жизни Ивана Шишкина считали классиком пейзажа, а его полотна спешили купить ценители искусства и даже российские императоры. Современники называли его «царём леса» за фанатичную любовь к русской природе и постоянные поиски способов передать её красоту. Какое наследие оставил после себя Шишкин и какие его картины стоит увидеть — в нашей статье.

Биография художника

В 1832 году (по другим сведениям, в 1831‑м или 1835‑м) в купеческой семье в Елабуге появился на свет младший сын Иван. В городе род Шишкиных был известен с XVII века. Отец будущего художника в своё время внёс большой вклад в развитие родного поселения: он дважды избирался местным главой, построил на свои деньги деревянный водопровод, участвовал в реставрации древнего Болгара и жертвовал деньги на благотворительность.

Иван Васильевич Шишкин, отец. Художник: И. И. Шишкин • Дарья Романовна Киркина, мать

Именно отец стал вывозить маленького Ваню на природу, где тот делал первые альбомные зарисовки. Благодаря родителю у Шишкина появилась любовь к лесу и изобразительному искусству. Но при этом Иван Васильевич хотел, чтобы сын шёл по его стопам и стал купцом и чиновником. Чтобы дать ему хорошее образование, отец отправил юного Ивана в гимназию в Казань. Но уже через четыре года наследник бросил учёбу и вернулся домой: изучать точные науки ему было скучно, уже тогда он мечтал о творчестве и стезе живописца. Мать такие планы сына только огорчали — она считала, что он занимается напрасной «пачкотнёй бумаги». Отец формально ворчал на Ивана, но на самом деле был доволен, что его тянет к творчеству.

В 1852‑м в возрасте 20 лет Иван Шишкин уехал в Москву, где поступил в училище живописи и ваяния. После его окончания 24‑летний художник продолжил обучение в петербургской Академии художеств. Будучи её студентом, Шишкин активно рисовал — картины этого периода не раз удостаивались золотых и серебряных медалей Академии.

Следующим важным этапом в жизни живописца стало путешествие по Европе, в которое он отправился в 1861 году. За пять лет Шишкин побывал в Германии и Швейцарии. В этих странах он также много писал и знакомился с зарубежными коллегами.

Работы И. И. Шишкина: Автопортрет, или «В картузе» (1854 год) • «Мастерская на острове Валаам» (1860 год) • «Дрезден. Мост Августа» (1862 год)

По возвращении на родину Иван Шишкин продолжил создавать новые полотна. В поисках живописных пейзажей он ездил по стране и изредка наведывался в столицу, чтобы продемонстрировать свои картины на выставках. В 1870‑х художник вошёл в число основателей товарищества передвижников — объединения молодых живописцев, которые выступали за более реалистичное изобразительное искусство и противостояли устаревшим академичным взглядам.

В 1870‑х в жизни Ивана Шишкина произошло множество трагичных событий, которые стали причиной тяжёлой депрессии. За несколько лет живописец потерял любимую жену и двух маленьких сыновей — сломленный горем, он начал пить и рассорился со многими друзьями и знакомыми. Его утешением и спасением стало творчество. В эти годы он активно писал и выставлял свои произведения, что постепенно вернуло его к привычной жизни.

«Дама с собачкой», на которой Шишкин изобразил свою жену Евгению (1868 год) • Портрет Шишкина. Художник: И. Е. Репин (1876 год) • 1897 год. Иван Иванович Шишкин у картины «На опушке соснового леса»

Художник скончался в 1898 году в Санкт‑Петербурге от сердечного приступа: смерть застала его в мастерской во время работы над очередным полотном. Иван Иванович Шишкин умер буквально с кистью в руке — так незаконченной осталась картина «Лесное царство». Сначала живописца похоронили на Смоленском кладбище, но в середине XX века его останки перенесли в Александро-Невскую лавру — сейчас могилу Шишкина можно увидеть в Некрополе мастеров искусств.

Неоконченная картина Шишкина «Лесное царство»
«Лесное царство». Неоконченная картина Шишкина (1898 год)

Творчество

Пейзажи стали главным художественным направлением для Ивана Ивановича Шишкина. При этом для живописца было важно изображать природу максимально реалистично. Глядя на его работы, легко представить, как шумит ручей в сосновом лесу или шелестят кроны деревьев. Добиться такого эффекта художнику помогало знание фактуры. Современники Шишкина не раз отмечали, что он мог часами изучать травинку, ветку дерева или камень — причём не только рассматривать их, но и ощупывать. Работа над картинами занимала значительную часть жизни пейзажиста. В лесах он провёл почти половину жизни, а за день в поисках подходящей натуры мог пройти десятки километров. Результатом такого упорства и таланта художника стали сотни картин, признанных шедеврами ещё при жизни автора.

Известные работы

Знаменитый живописец оставил после себя богатое наследие — порядка 800 картин и гравюр. Но, пожалуй, самым известным его полотном считается «Утро в сосновом лесу», написанное в 1889 году. Возможно, всё дело в необычной истории картины. Она стала одним из немногих произведений Ивана Шишкина, где появились животные. Дело в том, что живописец крайне редко изображал зверей. Но на данной картине можно увидеть сразу четырёх медвежат, которые карабкаются по стволу поваленного дерева. Правда, нарисовал их другой художник — Константин Савицкий, друг Шишкина. Однако где и как будут размещаться животные, продумал главный автор — Шишкин сам создал композицию картины. При этом считается, что изначально он планировал, что на картине будут зайцы.

«Утро в сосновом лесу» (1889 год) • Эскиз к картине (1886 год) • Этикетка конфеты «Мишка косолапый»

После завершения работы свои подписи на полотне поставили оба живописца. Одну из них стёр Павел Третьяков — меценат договорился с Иваном Шишкиным, что купит готовую картину. Увидев второе имя, галерист удалил его, ведь по договору он приобретал именно работу Шишкина. А в 1913‑м картина появилась на обёртке конфет от кондитерской фабрики «Эйнем» — разрешение на использование пейзажа с медведями дал Павел Третьяков. С 1925 года производство стало фабрикой «Красный Октябрь», где знаменитые конфеты «Мишка косолапый» делают по сей день.

Ещё по теме
 
«Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865 год) • «Рожь» (1878 год) • «На севере диком» (1891 год)

К более ранним работам художника относится полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», которое живописец написал в 1864 году во время своего европейского турне. Считается, что в этой работе Иван Шишкин воплотил всё то, чему научился у зарубежных коллег — это романтическое настроение, сочетание великолепного пейзажа со следами человеческой деятельности и детальная прорисовка каждого элемента. Именно за это полотно Шишкину присвоили звание академика изобразительных искусств.

Картина «Рожь» (1878 год) считается шедевром пейзажной живописи благодаря великолепной цветовой гамме. На картине в основном золотистые и голубые оттенки, которые использовались в классическом изобразительном искусстве, включая иконопись. На полотне 1884 года «Лесные дали» главным акцентом стала высокая наклонённая сосна с засыхающей кроной, рядом с которой раскинулся зелёный цветущий лес. На фоне голубого неба и ярких цветов дерево выглядит одиноким и отстранённым. Похожая тема прослеживается и в другой известной работе художника «На севере диком». Она создавалась в качестве иллюстрации для сборника стихов Михаила Лермонтова, который выпускался в 1891 году. По задумке Шишкина, сосна на скалистом утёсе под лунным светом символизировала одиночество.

«Лесные дали» (1884 год) • «Корабельная роща» (1898 год) • Этюд к картине (1897 год)

В числе последних работ мастера пейзажей — «Корабельная роща», написанная в Елабуге в 1898 году незадолго до смерти. На картине автор изобразил сосновый лес неподалёку от села Нижнее Афанасово — эти деревья предназначались для строительства кораблей русского флота. Полотно Шишкина сразу отметили его коллеги‑художники. Картина обращала на себя внимание чётко выверенной композицией и мягкими золотистыми оттенками. По мнению современников, она стала венцом творчества живописца.

Где познакомиться с творчеством Шишкина

Картины выдающегося пейзажиста выставляются во многих российских музеях — от двух столиц до Казани и Плёса. Рассказываем, где полюбоваться на картины классика русской живописи.

Дом‑музей Ивана Шишкина в Елабуге

Он занимает строение, где жили родители художника. Музейные экспозиции занимают два этажа особняка, расположенного на берегу реки Тоймы. Дом с мезонином построил в 1836 году отец будущего живописца. Правда, в 1850 году здание сильно пострадало от пожара — после него строение реконструировали, и в таком виде оно дошло до наших дней.

Дом‑музей Ивана Шишкина в Елабуге
Фото: Anastasia Galyamicheva, CC BY-SA 4.0

О жизни и творчестве художника рассказывается в 16 выставочных залах. На первом этаже все комнаты восстановлены такими, какими были при жизни купеческой семьи. В доме можно пройтись по большой и малой гостиным, кабинету хозяина, столовой, спальне и мастерской художника. Старинная дубовая мебель и фарфор, бронзовые люстры и канделябры в помещениях воссоздают атмосферу купеческого быта XIX столетия. Среди экспонатов есть 150‑летняя фисгармония фирмы Zimmermann, на которой играл старший брат художника, а также семейный дорожный набор для поездок на пикник.

На экспозициях множество личных вещей живописца, в том числе — трость и коробка для хранения бумаги и рисунков. На стенах — подлинные работы Ивана Шишкина: картины и офорты художника. В мемориальном доме‑музее хранится всего пять полотен мастера, но среди них — одна из самых ранних работ «Жатва», созданная в 1850 году, когда живописцу было всего 18 лет. Также на выставке представлены работы Ольги Лагоды, второй жены художника, и его дочери Ксении.

Комната отца • Мастерская • Столовая • Фото: Суркова Галина, CC BY-SA 4.0, Juliaf1, CC BY-SA 4.0, Dmsov, CC BY-SA 4.0

Русский музей в Санкт‑Петербурге

В коллекции музея порядка 80 работ прославленного живописца: картины маслом и рисунки карандашом. Полюбоваться на полотна Шишкина можно в Михайловском дворце — одном из корпусов музея. Там представлены одни из лучших произведений мастера разных этапов его творчества: «Корабельная роща», «Камни в лесу. Валаам», «Дубы» и «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Кроме того, в Санкт‑Петербурге находится одна из крупнейших коллекций графического наследия пейзажиста — почти 1,5 тысячи листов, которые периодически экспонируются в музее.

Ещё по теме
 
«Камни в лесу. Валаам» (1850‑е годы) • «Дубы» (1865 год) • «Сныть‑трава. Парголово» (1885 год)

Третьяковская галерея в Москве

Павел Третьяков заинтересовался творчеством Ивана Шишкина в конце 1860‑х годов. Первой картиной, приобретённой для галереи, стала «Полдень», которая обошлась меценату в 300 рублей. Позже коллекционер купил ещё несколько полотен пейзажиста, но уже за значительно большие суммы: в том числе «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» за 1500 рублей и «Утро в сосновом лесу» за 4000. Эти шедевры и сегодня представлены в залах Третьяковской галереи. Здесь можно увидеть самую большую коллекцию работ Ивана Шишкина — порядка 50 полотен. В их числе — самые знаменитые шедевры живописца: «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Рубка леса», «На севере диком» и «Лесные дали».

«Полдень» (1866 год) • «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872 год) • «Дождь в дубовом лесу» (1891 год)

Шишкинские места в России

Увидеть природные уголки, где художник создавал свои великолепные полотна, можно и сегодня. Делимся локациями, где живописец черпал вдохновение.

Елабуга

Во время прогулок по окрестностям родного города художник заряжался вдохновением для создания своих знаменитых полотен. Порой выдающийся пейзажист с такой фотографической точностью изображал местные ландшафты, что шишкинские места рядом с Елабугой можно легко узнать.

Елабуга. Чёртово городище. Фото: Суркова Галина, CC BY-SA 4.0 • «Развалины башни чёртова городища» (1849 год) • «Кама» (1882 год)

Одна из таких локаций находится неподалёку от Елабужского городища. Кстати, руины крепости X–XII веков художник тоже рисовал — в Русском музее хранится рисунок 18‑летнего Ивана Шишкина «Развалины башни чёртова городища». К западу от городища можно узнать ландшафт, изображённый на картине «Кама» (1882 год) — те же широкий луг, лес на берегу реки и выступ Красной горки. При желании получится даже найти ракурс, с которого Шишкин писал полотно.

Ещё одно узнаваемое место под Елабугой — Красная горка. Высокий берег Камы художник изобразил на офорте «На Каме близ Елабуги». Также в этих местах можно разглядеть глыбы известняка (это древние отложения Пермского моря), похожие изображены на полотне Ивана Шишкина «Обрыв».

Экотропа «Красная горка». Фото: сайт национального парка «Нижняя Кама» • «На Каме близ Елабуги» (1885 год) • «Обрыв» (1893 год)

В окрестностях села Танайка (это в 10 километрах от Елабуги) в XIX веке встречались раскидистые вековые дубы и сосновые леса. Считается, что именно в этих местах Шишкин создал свои картины «Среди долины ровныя», «На покосе в дубовой роще» и «На опушке соснового леса». Последнюю картину художник написал за год до смерти. В Санкт‑Петербурге она была представлена на выставке передвижников, где её увидел император Николай II, который захотел купить полотно для личной коллекции. Но Иван Шишкин предпочёл продать картину своему племяннику Николаю Стахееву.

Танаевские пойменные луга. Фото: Galeev Albert, CC BY-SA 4.0 • «Среди долины ровныя» (1883 год) • «На покосе в дубовой роще» (1874 год) • «На опушке соснового леса» (1897 год)

Валаам

Остров в Ладожском озере сыграл важную роль в творчестве Ивана Шишкина. На Валааме, который считался северной Меккой для пейзажистов, художник побывал пять раз. Впервые он отправился туда в 1858 году по предложению Академии художеств. На острове художника поразила не только красота северной природы с её вековыми соснами и суровыми скалами, но и атмосфера духовности. Во время работы художник не раз переплавлялся на лодке на соседние острова и оставался ночевать в лесу, а незаконченные картины прятал в расщелинах скал. И это при том, что в Валаамском монастыре был строгий запрет на свободное передвижение по острову. Но местный игумен тепло относился к художнику и разрешал ему гулять в поисках вдохновения. Считается, что именно на Валааме начал формироваться фирменный стиль Шишкина, который выражался в натуралистичности и точности при изображении природы.

Пейзажи острова Валаам. Фото: Shutterstock

Итогом нескольких лет, проведённых на северном острове, стали более 20 работ, часть из которых впоследствии стали признанными шедеврами живописи. За полотна «Сосна на Валааме», «Ущелье на Валааме» и «Вид острова Валаам. Местность Кукко» художник получил серебряные и золотые медали Академии художеств.

«Сосна на Валааме» (1858 год) • «Ущелье на Валааме» (1860 год) • «Вид острова Валаам. Местность Кукко» (1859 год)

Сиверский лес

Место под Санкт‑Петербургом стало для Ивана Ивановича Шишкина источником вдохновения и на короткое время семейным гнездом. Посёлок Сиверский в 70 километрах от Северной столицы с середины XIX века был популярен среди горожан — они любили отдыхать на берегу речки Оредеж на холмах с сосновыми лесами.

Художник Шишкин впервые оказался там в 1872 году: вместе с другими живописцами он провёл лето в одной из усадеб. А уже через два года пейзажист арендовал на лето дачу в деревушке Старо‑Сиверской. Там он встретил свою вторую жену, Ольгу Лагоду. В 1881 супруги купили имение в Вые (деревне рядом с Сиверским). Спустя несколько лет Шишкин переехал в деревню Старо‑Сиверская, но до 1887 года периодически жил в семейной усадьбе.

Живописные пейзажи местности вдохновляли художника на создание многочисленных этюдов и эскизов. К этому периоду относятся его работы «Папоротники в лесу», «В Сиверской», «Болото по Варшавской железной дороге» и многие другие. Кроме того, считается, что на создание полотна «Утро в сосновом лесу» художника тоже вдохновили прогулки по дремучим лесам в окрестностях Сиверского.

Река Оредеж в Сиверской. Фото: Uz1awa, CC BY-SA 4.0 • «Луг на опушке леса. Сиверская» (1887 год) • «Папоротники в лесу» (1883 год)

Заключение

Творчество Ивана Шишкина стоит особняком среди других знаменитых живописцев XIX века. Выделяло его исключительное отношение к природе — это была не только любовь, но и желание передать её великолепие с помощью красок и кистей. Величественные дубы и сосны, яркое или сумеречное небо, бескрайние поля или густые леса — всё это получалось настолько реалистично, что казалось фотографией, а не картиной. А как Шишкину это удавалось и какие пейзажи прославили художника, расскажут опытные гиды во время экскурсии в один из музеев, где представлены полотна художника. Их предложения всегда можно найти на сайте и в приложении Tripster. 

Автор: Юлия Осокина
Заглавное фото: фрагмент картины «Утро в сосновом лесу» (1889 год)

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Новогодние и рождественские ярмарки в городах РоссииНовогодние и рождественские ярмарки в городах России Где искать праздничное настроение

Еще экскурсии по теме