Классицизм: где смотреть лучшие образцы архитектуры эпохи Просвещения
Здания в стиле античных храмов в России и за рубежомИстория возникновения
XVII-XIX века в истории культуры принято называть эпохой Просвещения. В это время происходил бурный научный рост, особенно в точных и естественных дисциплинах. Ньютон и Лейбниц делали свои открытия, Декарт и Спиноза писали важные труды, повлиявшие на развитие философии, математики, физики, астрономии и механики. Поэтому главными чертами эпохи стали отказ от религиозного мировоззрения, отделение от него научной мысли, вера в безграничные возможности разума, ставка на познание мира и рационалистические идеи.
В обществе тоже происходили изменения. В этот период укрепился абсолютизм — государственный строй, при котором вся власть концентрировалась в руках монарха, а разделение на сословия утрачивало силу. Просвещение принесло человечеству понятия естественного права, основанного на безусловном равенстве людей, разделения властей и гражданских прав и свобод.
Эпоха считается преемником Возрождения — периода, когда произошли кардинальные перемены в умах людей и их жизненном устройстве. Переход от средневекового хаоса к нравственности, духовности и человеческому обновлению с помощью христианской и античной культуры, масштабные открытия в разных областях, изменившие мир, — всё это стало началом Нового времени. А эпоха Просвещения продолжала это развитие и утверждала новую главу в истории человечества.
Эти идеи выражались в культуре и искусстве. Так главным спутником эпохи стал классицизм. В его основе — ясность и логичность, стремление к мастерству, а не вдохновению, подчинение страстей разуму и долгу, а личного — общему. Он пережил барокко и рококо и противопоставлялся их пышности и декоративности, существовал во время романтизма, уравновешивая его своей сдержанностью и рациональностью.
Как и в эпоху Ренессанса, художники и мыслители обращались к античной культуре. Они подражали и даже пытались составить ей конкуренцию, совершенствуя формы и развивая идеи этого времени. Классицисты, как и античные мастера, видели в природе идеал и стремились к нему, пытаясь упорядочить действительность вокруг себя с помощью художественных средств.
Из-за подражания Античности появилось и название, правда, только в конце эпохи: впервые термин «классицизм» употребили в 1818 году. Он образован от «классики» (в переводе с латинского означает «образцовый») — так называется период в развитии архитектуры и изобразительных искусств в Древней Греции в V-IV веках до н. э.
Особенности стиля
Главный стиль эпохи Просвещения несложно узнать, в первую очередь, по общему настроению. Он должен выражать принципы рациональности и абсолютистского государства и категории «прекрасного» и «вечного». Поэтому для стиля характерны:
- монументальность и торжественность,
- симметричность и единство формы,
- пропорциональность и ритмичность,
- гармония и завершённость (как в природе).
Классицизм заимствовал у античной культуры не только философию, но и буквально использовал её изобретения. Поэтому другая важная черта стиля — это древнегреческие архитектурные ордеры. Под ордером понимают конструкцию, состоящую из колонн (несущей части) и антаблемента (балки) и художественное оформление всего ансамбля.
В ордерной системе существует три типа: дорический, ионический и коринфский. Все они отличаются количеством элементов декора — от самого простого, без излишеств, к сложносочинённому, с орнаментами и скульптурами. Поэтому, если встретите здание, напоминающее древнегреческий храм, скорее всего, это классицизм.
Особенности раннего классицизма
Стиль стал зарождаться ещё в эпоху Ренессанса. Отправной точкой принято считать Виллу Ротонду, построенную в конце XVI века, — загородный дом в итальянском городе Виченца, а его архитектора Андреа Палладио — отцом классицизма.
Он не только проектировал и строил здания в новаторском для того времени стиле, но и был теоретиком. Палладио написал трактат «Четыре книги об архитектуре», который имел большой успех у европейских архитекторов, как и его творчество в целом. У итальянского зодчего появились последователи, а направление в классицизме так и стали называть — палладианство.
В архитектуре Палладио главным образом отмечали строгость, упорядоченность и компактность, отказ от излишней декоративности и разнообразие фасадов. Для его зданий характерны портики (выступающая часть здания, с колоннадой и антаблементом) и фронтоном как в античных храмах, композиция из трех частей — главного корпуса и крыльев и связь с окружающим ландшафтом. Палладио считал, что здание должно гармонично сочетаться с природой, а само сооружение подчиняться трём принципам: пользе, долговечности и красоте.
Расцвет классицизма
Затем идеи палладианства распространились в других странах Европы: Дании, Голландии, Швеции, Польше. Но сильнее всего стиль повлиял на архитектуру трёх стран.
Англия
Идеи строгого палладианства очень полюбились англичанам, поэтому стиль хорошо развился в XVII веке. Основоположником английского течения стал Индиго Джонс, который построил площадь Ковент-Гарден и фасад «Банкетного зала» в Лондоне и Куинс-хаус в Гринвиче.
Представители стиля не только опирались на основные принципы при строительстве, но и копировали целые схемы и планировки. Например, особняк Мереворт-Касл в Кенте — точная копия Виллы Ротонды. Лучше всего палладианство в Англии проявилось как раз в строительстве загородных дворцов и вилл, а к XVIII веку — в регулярной планировке Лондона и Эдинбурга с геометричной сеткой улиц и усадьбах с парками.
Для Англии значимым архитектором этого времени стал Джон Нэш. Он построил огромное количество коттеджей и усадеб в Лондоне и пригороде, а затем взялся и за регентские дворцы и новые планировки столицы. Многие из его работ не сохранились, но можно увидеть главную площадь Лондона — Трафальгарскую, — созданную архитектором.
Россия
В Россию палладианство пришло в конце XVII века, а именно — в Петровскую эпоху, когда князь Долгорукий перевёл итальянский трактат на русский. Идеи этого течения хорошо перекликались с амбициями императора и его реформами, настроенными на новый порядок. Поэтому Санкт-Петербург стал первым городом, который принял палладианство.
Статья по темеПётр I: архитектурное наследие первого российского императора
Затем Екатерина II продолжила дело Петра и пригласила архитекторов, работающих в этом стиле, — Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги. Они построили огромное количество зданий в Петербурге, Царском Селе и Павловске, среди которых Малый Гостиный двор, Юсуповский дворец и Эрмитажный театр, Павловский дворец и Софийский собор в Пушкине, который выглядит как хрестоматийная вилла Палладио — с фронтонным портиком и куполом за ним.
Императрица не ограничилась только Санкт-Петербургом и загородными дворцами. Классицизм стал типичным стилем для многих городов страны, которые она перестраивала в соответствии с новыми архитектурными принципами.
Градостроительная реформа императрицы предполагала создание регулярных городов с рациональной застройкой вместо случайной и хаотичной, создание новых казённых учреждений и развитие дорожной сети. Всё для того, чтобы уездные города имели столичный облик, удовлетворяли потребности нового общества и обеспечивали безопасность жителей. Так что найти здание в стиле классицизма не составит труда во многих городах России. Под эту реформу попали, например, Ярославль, Кострома, Калуга, Тверь и Новороссийск.
А ещё в этом стиле строились усадьбы, которые стали заметным символом русской культуры, — их можно встретить в знаковых произведениях литературы «золотого века» и увидеть в крупных городах страны, начиная с Москвы и заканчивая более отдалёнными от Центральной России.
Таким образом «окно в Европу» с точки зрения архитектуры было прорублено палладианством: российские города приобрели тот желанный европейский облик, к которому стремились правители прошлого.
Франция
Классицизм проявился и тут, но не в традициях палладианства. Развитие стиля во Франции связывают в первую очередь с именами Жака Лемерсье, Франсуа Мансара и Луи Лево. Что примечательно, каждый из представителей классицизма в разное время работал над строительством Лувра, одним из главных символов Парижа и по совместительству — образцом французского классицизма. Масштабная реконструкция дворца и строительство новых зданий комплекса пришлось именно на XVI-XVII века, поэтому классический стиль стал доминирующим.
Влияние классицизма коснулось не только Лувра. В этом стиле разрабатывались ансамбль Версаля, дворцы Во-ле-Виконт и Пале-Рояль, церковь Сорбонны и даже целый город — Ришельё. Все здания, построенные в этом стиле, подчинялись общим правилам классицизма: пропорциональности, цельности и ритмичности. Но французский вариант отличился влиянием барокко: он выражался в основном в интерьерах, но и сами здания могли украшать достаточно броско.
Во Франции классицизм тоже ушёл дальше фасадов зданий. Здесь стали проектировать новые архитектурные комплексы и въездные арки, применять новые принципы планировки городской среды, в которой открытые площади сливались с улицей или набережной, а застройка органично сочетала природные элементы. Как, например, на площади Согласия в Париже.
Статья по темеЧто посмотреть в Париже
Особенности классицизма позднего периода
Поиск свежих идей и влияние развивающейся культуры приводили архитекторов к новым направлениям. Во Франции поздний классицизм стремился к ещё большей монументальности, имперскости и строгой роскоши — и превратился в ампир.
Художники хотели сделать здания ещё более лаконичными, геометрически правильными, поэтому часто обращались в греческую архаику и к искусству Древнего Рима и Египта. Поэтому в фасадах использовались дорический и тосканский ордер (римская система) и декор в виде военных символов: венков, доспехов, сфинксов, орлов.
В России в архитектуре классицизма под влиянием Франции произошла та же трансформация: ампир отлично подчёркивал государственное величие и независимость. Ещё его называли высоким классицизмом — в России тоже всё делили на низкие и высокие жанры на европейский манер.
Та самая имперская торжественность выразилась красноречивей всего в главной площади Петербурга — Дворцовой, архитектором которой стал Карл Росси. Вокруг Зимнего дворца появились Главный штаб и министерство иностранных дел, которые соединялись Триумфальной аркой, выходящей на Большую Морскую и Невский. После войны 1812 года Петербург масштабно застраивался и преображался именно в таком ключе, с парадными и торжественными улицами и площадями.
В Англии в это время тоже наблюдаются признаки имперскости, но классицизм не преобразовался в ампир. Здесь на архитекторов оказал влияние георгианский стиль, который возник во время правления династии Ганноверов. Его можно описать как вольную интерпретацию палладианства: в нём много эклектики и смешения китайщины, помпеянского стиля и английской готики. К концу своего существования необычный стиль называли регентским: классицизм в это время впитал в себя элементы индо-исламской архитектуры и мавританский стиль.
Классицизм в современной архитектуре
В XIX-XX веках появлялись новые направления, как, например, модерн и эклектика, но классические традиции не забыли. Они перешли в неоклассицизм, который уравновешивал свободные и смешанные стили современности. Ему свойственны всё те же черты: античная сдержанность и принципы ордеров, чёткость и строгость линий и симметричность. А в начале прошлого века неоклассицизм реформировали и сделали официальным стилем тоталитарных государств — фашистской Германии и Италии.
В России в первой половине XX века неоклассицизм тоже проявился ярко. Архитекторы вдохновлялись работами раннего периода, ездили в экспедиции в Европу и адаптировали античную культуру под коммунистические задачи. Например, чтобы построить первые линии метро в Москве. Неоклассицизм потеснили авангардные направления, но уже к 1950-м снова вернули для нужд государства: в это время стиль в России стал называться сталинским ампиром, а в столице появились знаменитые высотки.
Статья по темеСталинские высотки
Примеры архитектуры классицизма
Стиль на протяжении своего существования выражал идеи абсолютной власти, поэтому в нём построены многие правительственные и муниципальные здания и знаковые сооружения городов.
Дом инвалидов, Париж
Идеальный образец французского классицизма. Ансамблевое сооружение было построено в начале XVII века как дом призрения для ветеранов королевской армии, а затем стало местом для захоронения выдающихся военачальников.
Позже в его центре возвели грандиозный собор Святого Людовика с двухъярусным портиком и величественным куполом с 12 гранями и золотыми барельефами. Монументальное сооружение стало одной из архитектурных доминант в Париже.
Триумфальная арка, Париж
Триумфальные арки были очень распространены в архитектуре классицизма. Их строили в честь военных побед и важных событий как парадное оформление проезда. В них обязательно был полукруглый свод, антаблемент и аттик (надстройка над антаблементом), украшенные скульптурами и памятными надписями.
Арку на площади Шарля де Голля построили по приказу Наполеона в честь побед его Великой армии, а за основу взяли триумфальную арку Тита на Римском форуме.
Хоутон-холл, Норфолк
Резиденция для первого премьер-министра — образцовое здание в стиле английского палладианства. Его построили в начале XVIII века лучшие представители архитектурной школы Англии: Колин Кэмпбелл, Джеймс Гиббс и Уильям Кент. В здании есть лишь намёк на античный портик — как будто он «вшит» в фасад, а купола расположены не по оси здания, а над его крыльями.
Бранденбургские ворота, Берлин
До середины XIX века таких ворот было целых 18: когда Берлин был окружён таможенной стеной, попасть в город можно было только через них. Потом все ворота разобрали, кроме Бранденбургских. Или Ворот мира, как их называли раньше. Всё потому, что сооружение, построенное по типу античных ворот у входа в Акрополь, украшала колесница с четырьмя лошадьми, а упряжкой управляла богиня мира — Эйрена. Она даже успела совершить настоящее путешествие по Европе: после победы над Пруссией Наполеон увез её в Париж, а после поражения французской армии в 1814 году колесницу вернули обратно. Тогда ворота превратили в триумфальную арку, а Эйрену — в богиню победы Викторию с железным крестом и венком. Сегодня это must-visit Берлина, на фоне которого миллионы путешественников делают памятное фото.
Большой театр, Москва
Одно из главных зданий столицы — пример русского классицизма. Здание перестраивалось после пожара О. И. Бове по переработанному проекту А. А. Михайлова, который не смогли осуществить из-за его дороговизны. В нём есть портик ионического ордера и треугольный фронтон, украшенный статуей Аполлона на колеснице с тремя лошадьми. После сильного пожара 1853 года здание стало ещё больше и на его фасаде появился второй фронтон. Конная тройка Аполлона была заменена квадригой и вылита из бронзы. На внутреннем поле фронтона появился барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Изменились фриз и капители колонн.
Дом Пашкова, Москва
Одно из самых красивых зданий XVIII века построили по заказу капитана-поручика Семёновского полка и винного откупщика П. И. Пашкова. Здание и сейчас удивляет своим изяществом и мастерством архитектора (точное имя его неизвестно, предполагается, что это В. И. Баженов).
А ещё здание впечатляет своим расположением. Дом Пашкова стоит на Ваганьковском холме и возвышается над стенами Кремля. Тогда это было первое светское здание в городе, из окон которого можно было видеть памятники самого центра города не снизу вверх.
Казанский кафедральный собор, Санкт-Петербург
Грандиозное сооружение Петербурга и одно из знаковых для его архитектуры, построенное при Павле I. Архитектор А. Н. Воронихин блестяще выполнил заказ на строительство храма, который возвели по образцу собора Святого Петра в Риме. Сходство прослеживается по полукруглой колоннаде из 96 колонн в четыре ряда, выполненных в коринфском ордере. Это создает ощущение торжественности и продолжает цепочку ансамблей всего проспекта. Такую же должны были построить со стороны южного фасада собора, но задумку решили не реализовывать.
Статья по темеЗнаменитые архитекторы Санкт-Петербурга
Русский музей, Санкт-Петербург
Михайловский дворец, который хранит одно из самых больших собраний русского искусства, построен в стиле ампир в 1825 году по приказу Павла I для его младшего сына, князя Михаила Павловича.
Архитектор дворца К. И. Росси возвёл его на месте оранжерей в садах Михайловского замка, сделал его двухэтажным с коринфским портиком и украсил скульптурным фризом (средняя часть антаблемента). Дворец сочетает в себе традиции не только палладианства, но и русского усадебного зодчества.
Адмиралтейство, Санкт-Петербург
Одно из знаковых сооружений Петербурга построил архитектор А. Д. Захаров — выпускник Академии художеств и ученик Жана-Франсуа Шальгрена, что интересно, архитектора Триумфальной арки в Париже. Здание в стиле ампир после перестройки в 1805 году дополнило единство ансамбля центра города — монументальное строение, сохранившее прежний план, с роскошными скульптурами на фасаде отлично гармонировало с Зимним дворцом.
А его шпиль и до сегодняшнего дня считается одним из главных символов Северной столицы. Кораблик-флюгер на его вершине, вероятней всего, создан по образу линейного корабля «Ингерманланд» — одного из флагманов Петровского флота и любимого судна императора.
Заключение
Классицизм оставил богатое архитектурное наследие и во многом сформировал представление о том, как должны быть устроены города. Чтобы изучить его целиком, кажется, не хватит и жизни. Но в каждом путешествии точно найдётся несколько часов, чтобы увидеть знаковые для эпохи классицизма места. А случайно не пройти мимо здания и не пропустить ни одной роскошной колоннады помогут гиды Tripster на архитектурных экскурсиях по городам.
Автор: Милита Герберсаген
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Обзорная прогулка с историком искусства по знаковым достопримечательностям столицы
Проникнуться атмосферой города и познакомиться с его культовыми достопримечательностями
Полюбоваться белоснежной базиликой, разгадать секреты Мулен Руж и прикоснуться к французской жизни
Узнать город за 2 часа: визитные карточки и секреты от местных жителей