Краткий гид по архитектуре Москвы
Где смотреть образцы разных стилей — от барокко до брутализма/https://cdn.tripster.ru/photos/96c4b8ba-25b3-4e96-8b89-9a7bf8b597e3.jpg)
Средневековая архитектура
Европейские архитектурные стили пришли в Москву в период правления Петра I. Однако город активно застраивался и до Петровской эпохи: избы, терема, палаты — типичные сооружения средневековой столицы. А самый яркий пример построек того периода расположен в сердце столицы — и это, конечно, Кремль.



Современный ансамбль комплекса формировался на протяжении нескольких столетий — с XV по XX век, но к наиболее древним относятся здания на Соборной площади Кремля: Успенский собор (1479 год) и Грановитая палата (1491), построенные при Иване III. Им более 500 лет!
В древности Успенский собор служил духовным центром Руси — в его стенах венчали на престол царей и избирали митрополитов. Внешне он похож на Успенский собор во Владимире, который возвели ещё в домонгольскую эпоху. Его белокаменный фасад тоже разделён лопатками (вертикальными выступами) на прясла (плоскость стены между лопатками) и имеет щелевидные окна, что считывается как искусная стилизация под старину.
Нарядный вид Грановитой палаты намекает на её предназначение: раньше в ней устраивали царские приёмы и пиры. Фасад сложен из белого камня, отёсанного на четыре грани так называемым бриллиантовым рустом (отсюда и название здания), окна обрамляют наличники, крыльцо украшено колоннами, а в интерьере своды парадного зала расписаны фресками, созданными в XIX веке мастерами из Палеха по образцу более древней росписи.



Московские примеры построек допетровского периода можно встретить и вне кремлёвских стен. Среди них, например, палаты бояр Романовых, принадлежавшие представителям императорской династии. Этот дом на Варварке, 10, хранит память о градостроительных традициях XV века: имеет белокаменный подклет (то есть цоколь) и надстройку, включающую горницу (парадную комнату), трапезную (столовую) и другие помещения, характерные для строений того периода.
Барокко
Архитектурное направление, популярное в XVI–XVII веках. Это эпоха Реформации и научных открытий, изменивших мировоззрение европейцев. Прежний устой рушился, и на смену догматам пришёл чувственный опыт, что нашло отражение в культуре, искусстве и других сферах деятельности человека.
Барокко называют причудливым, эмоциональным и чрезмерным. В архитектуре — это сложные и необычные композиционные решения, масштабные и динамичные формы, цветовые контрасты и пышный декор (например, обилие лепнины и позолоты). Московский вариант этого стиля называют нарышкинским — по фамилии боярского рода, представители которого часто выступали заказчиками проектов таких зданий.



Среди столичных памятников архитектуры можно насчитать десятки образцов нарышкинского барокко. К наиболее ярким относится Высоко‑Петровский мужской монастырь (улица Петровка, 28с9). Древняя обитель упоминается в летописных источниках с XIV века, но современный вид приобрела через три столетия при Нарышкиных, чья усадьба располагалась по соседству. Из всего ансамбля особенно интересна двухъярусная колокольня с надвратной церковью 1690‑х годов постройки. Её фасад украшает ажурная лепнина, а также колонны, объединённые в пучки, характерные для этого стиля.
Ещё один эталонный образец нарышкинского барокко в Москве — знаменитая церковь Покрова в Филях (Новозаводская улица, 6). Её богатое и нарядное убранство в виде волют, колонн и аттиков, напоминающих петушиные гребешки, а также контрастное сочетание красного кирпича и белого камня наглядно демонстрируют гармоничное сочетание европейского барокко и местного колорита.


Классицизм
Этот стиль возник в Европе в XVII веке. Большим стимулом для его развития стали археологические раскопки эпохи Просвещения. В архитектуре он воплотился в строительстве зданий, вдохновлённых древними памятниками Греции и Рима.
В основе классицизма лежит ордерная система, то есть строгое подчинение симметрии для достижения абсолютной гармонии. Центральный вход в виде портика с треугольным фронтоном, один или несколько рядов стройных колонн и почти полное отсутствие какого‑либо декора — узнаваемые черты любой постройки в этом стиле. Кроме того, для классицизма характерны монументальность и редкие детали в виде цветов и растений.
В Москве этот стиль воплощён во многих административных постройках разных эпох. Среди них, например, здание Сената в Кремле, построенное в конце XVIII века. Главный вход оформлен в виде портика с треугольным фронтоном и сдвоенными колоннами, фасад отличается строгостью и симметрией, а круглый зал для торжеств, вдохновлённый античными памятниками, даже называют «русским Пантеоном».


В гражданской архитектуре того же периода примечателен дом Пашкова на Воздвиженке, 3/5с1. Помимо портика, центральный корпус усадебного комплекса оборудован бельведером (надстройкой в виде ротонды с рядом стройных колонн). Этот элемент был популярен в столичном строительстве именно в эпоху классицизма. Кроме эстетической функции, бельведер имел и практическое значение. С него любовались окрестностями, а в случае дома Пашкова — Кремлём.
Ампир
Стиль пришёл в Россию из Франции времён Наполеона Бонапарта и переводится с французского языка как «империя». Он стал отражением амбициозных планов монарха по завоеванию мира и привнёс в архитектуру новые элементы, прославляющие величие держав. Ампир можно охарактеризовать чёткой симметрией, заимствованной у древних греков и римлян, подчёркнутой монументальностью и использованием декора в виде военных атрибутов.
В нашей стране расцвет ампира пришёлся на эпоху правления Александра I, поэтому его иногда называют александровским классицизмом. В Москве в этом стиле работал Осип Бове. В первой трети XIX века архитектор спроектировал в столице Большой театр (Театральная площадь, 1). В конструктивном решении этого здания видно влияние античного наследия. Так, к прямоугольному объёму примыкает портик с треугольным фронтоном и стройными колоннами. Монументальные стены украшены пышным декором с символами искусства, а лицевой фасад — лепными фигурами муз, двуглавым орлом и конной колесницей под управлением бога Аполлона.



Осип Бове причастен к строительству и других известных образцов столичного ампира, например, зданию Манежа (Моховая улица, 18). Оно было построено по случаю пятилетия победы Александра I над Наполеоном и предназначалось для проведения военных смотров и парадов. Вдохновившись обмундированием римских легионеров, архитектор украсил фасады лепниной и скульптурами, воспевающими военную мощь России. Бове также планировал установить по углам здания чугунные горельефы на ту же тематику, но на это не хватило денег.
Русский стиль
В 1830‑е годы в России возникла мода на всё национальное, вызванная переосмыслением европейской культуры после Отечественной войны 1812 года. Этот тренд сохранялся на протяжении всего столетия, став особенно популярным в эпоху правления Александра III, который во всём предпочитал отечественное западному.
Возврат к корням подарил стране множество построек в русском или, как его ещё называют, псевдорусском стиле, который черпал вдохновение в архитектуре Византии и Древней Руси. Так появился новый тип зданий, напоминающий крестьянские избы, боярские терема и царские палаты, но выполненный в современных материалах и технологиях и адаптированный под современные нужды.



В Москве сохранилось множество построек в русском стиле. Самые известные расположены у Красной площади. Среди них — Государственный исторический музей. Внешне он похож на московские памятники XVII столетия, но на самом деле его построили гораздо позже — во второй половине XIX века. Краснокирпичный фасад здания украшен богатым рельефом и увенчан шатровыми башнями, а парадный вход выполнен в виде крыльца с сенями, как строили в старину.
Ещё один пример русского стиля в сердце столицы — здание Государственного универсального магазина. Торговый дом напоминает европейские пассажи конца XIX века, но только внутри. Снаружи он выглядит как огромный терем, идеально вписанный в старинный ансамбль Красной площади. Нарядное убранство ГУМа также перекликается с соседним Историческим музеем: на его фасаде красуются те же элементы декора, а на крыше — шатровые башни. Кажется, что этому зданию уже несколько столетий, но на самом деле ему чуть больше 130 лет.


Неоготика
К конце XIX — начале XX века в отечественном зодчестве наблюдался упадок классицизма и других модных стилей уходящего столетия. Так на их место пришло новое направление — историзм, заимствовавший архитектурные традиции далёкого прошлого, в том числе готики.
Готика возникла в середине XII века во Франции. Для неё характерны мощные вытянутые вверх здания, стрельчатые окна, башни с остроконечными шпилями и богатое украшение фасадов скульптурой. В Средние века в этом стиле строили католические соборы и монаршие замки, а их невероятная высота символизировала связь владельцев с Богом.
Московские архитекторы рубежа XIX–XX веков не только вдохновлялись конструктивными и декоративными элементами готических построек эпохи Средневековья, но порой и цитировали их дословно. К примерам буквального подражания можно отнести барельефы с изображением 14 остановок Иисуса Христа на пути к Голгофе, украшающие Римско‑католический кафедральный собор на Малой Грузинской улице, 27. Есть мнение, что они копируют похожий декор Вестминстерского собора в Лондоне.


Ещё один столичный образец неоготики уже в гражданской архитектуре — особняк Зинаиды Морозовой у Патриарших прудов (улица Спиридоновка, 17). Это искусная стилизация под английскую готику с характерными для неё шпилями, башнями, арками, сводами и даже фигурами химер и горгулий. Миниатюрный замок в центре Москвы напоминал заказчику проекта — меценату и промышленнику Савве Морозову — об учёбе в Кембридже и стажировке на британских фабриках.
Модерн
Самый популярный архитектурный стиль конца XIX — начала XX века. В разных странах его называли по‑разному. В Австрии — сецессион, в Германии — югендстиль, во Франции — ар‑нуво, в Америке — тиффани, а в России — модерн. Плавные линии, многообразие форм, обилие света и воздуха в помещениях, декоративные детали с природными мотивами — вот основные характеристики этого стиля.
К выдающимся примерам московского модерна можно отнести особняк столичного банкира Рябушинского на Малой Никитской улице, 6. В экстерьере здания преобладают растительные детали: лицевой фасад украшен мозаичным фризом с изображением цветов, похожих на орхидеи и ирисы. А в интерьере доминирует морская тема, которая прослеживается во многих элементах декора: от дверных ручек в виде морских коньков до парадной лестницы в виде волны с люстрой‑медузой. Удивительный дом называют главным шедевром Фёдора Шехтеля — ведущего представителя московского модерна.



Говоря об этом стиле, нельзя не сказать о постройках Льва Кекушева — ещё одного мастера московского модерна начала XX века. Особенно интересен особняк, возведённый им для супруги на улице Остоженке, 21с1. Среди столичной застройки это здание выделяет асимметричный фасад: он состоит из разных объёмов, где доминирующий — цилиндрическая башня с коническим куполом. Фасад также украшен лепниной и мозаикой с растительным орнаментом (каштановыми листьями, соцветиями незабудок), а над фронтоном красуется трёхметровая фигура льва, ставшая фирменным знаком архитектора.
Конструктивизм
Архитектурный стиль, возникший в русле авангардного течения в искусстве начала XX века. Его главные вдохновители — Алексей Ган, Александр Родченко и Василий Кандинский — изменили привычный взгляд на цвет и форму, сделав монохромность и лаконичность новыми идеалами.
Новаторские идеи группы художников пришлись к месту в СССР в 1920–1930 годы. В то время масштабным изменениям подверглись все сферы общества, в том числе и архитектура. Её представители вдохновились подходом конструктивистов и создали новые типы зданий: дома‑коммуны, фабрики‑кухни, дома культуры, которые отличались простотой форм и визуального оформления и полным исключением декора, так как были сугубо утилитарны. Их строили не для красоты, а для удобства трудящегося населения, которое нуждалось в рациональном жилье, быстром питании и доступном досуге.


К наиболее известным примерам этого стиля в столице можно отнести Дом наркомфина (Новинский бульвар, 25). Экстерьер здания аскетичен и лишён каких‑либо деталей. Своеобразным украшением фасада можно назвать лишь ленточные окна, ставшие узнаваемой чертой конструктивизма. А вот интерьер продуман до мелочей: от цветовой палитры, призванной визуально увеличить или уменьшить разные типы помещений, до расположения спален, выходящих окнами на восток, чтобы их жильцы встречали восход, вставая с кровати.
Среди общественных зданий Москвы в этом стиле также примечателен Дом культуры имени Русакова (улица Стромынка, 6), построенный для Союза коммунальников. Внешне он напоминает часть огромной шестерёнки. Внутри него оборудован зрительный зал, балконы которого вынесены за пределы основного пространства и оформлены в виде выступов на фасаде. Это позволило увеличить количество мест и сделать зрительный зал более функциональным. Необычное объёмно-пространственное решение Дома культуры имени Русакова обеспечило ему место в списке шедевров столичного авангарда.


Сталинский ампир
Имперский стиль, распространённый во времена Александра I, возродился в 1930–1950 годы, вернувшись в отечественную архитектуру в новом воплощении. Как и прежде, ампир опирался на классические пропорции и отличался гипертрофированной монументальностью. А вот декор преобразился в духе нового времени: на смену античным статуям и военной атрибутике пришли мозаики на коммунистические сюжеты, барельефы с изображением серпа и молота и скульптурные группы рабочих и колхозниц. Всё это, по замыслу идеологов советской власти, символизировало безграничную мощь СССР.
При этом сталинский ампир не стеснялся заимствовать лучшее у других архитектурных направлений разных эпох. Так, в одних зданиях в этом стиле угадываются конструктивистские черты, на других можно встретить барочную лепнину. А ещё есть версия, что на некоторые детали оказала влияние американская архитектура времён строительства первых небоскрёбов. Об этом говорят, когда речь заходит о семи высотках, ставших апофеозом сталинского ампира в Москве. Самой грандиозной из них было и остаётся здание МГУ на Воробьёвых горах. От первого этажа до пятиконечной звезды на шпиле — более 235 метров. Фасад украшает лепной декор и скульптурные группы, прославляющие советский народ и науку, а также огромные часы с циферблатом диаметром девять метров, которые считаются самыми большими в городе. Величественный силуэт здания МГУ видно из разных районов Москвы.



Среди других известных примеров сталинского ампира в Москве можно выделить Центральный павильон ВДНХ. Как и высотки, своим внешним видом он провозглашает величие державы. Об этом буквально кричат многочисленные детали: монументальная колоннада, огромные статуи, медальоны с гербами советских республик, картуш с гербом СССР, а также 35‑метровый позолоченный шпиль, увенчанный звездой.
Модернизм
В середине XX века СССР возглавил Никита Хрущёв. С этого момента началась очередная глава в истории отечественной архитектуры. Сталинский ампир с его вычурным декором был признан «излишеством». Это способствовало возникновению и развитию нового направления — модернизма.
Модернизм предполагал рациональный и экономичный подход к строительству. Внешний вид зданий уступил место функции, которая заключалась в удовлетворении базовых потребностей жильцов. Реальным воплощением этой идеи стали жилые дома, получившие название «хрущёвки».


Первым опытом строительства хрущёвок в Москве были Новые Черёмушки — микрорайон на месте одноимённой деревни в юго‑западной части столицы. Жилые дома нового типа были построены из типовых элементов и похожи друг на друга, но полностью отвечали советским представлениям об уюте и комфорте. Так, квартиры уже включали сантехнику и мебель, а в двух шагах от них располагалась вся необходимая инфраструктура: детские сады, школы, поликлиники, магазины.
Примерами типичных объектов в стиле советского модернизма в нежилом строительстве стали многочисленные общественные здания: кинотеатры, библиотеки, стадионы и бассейны, театры и дворцы культуры. К уникальным объектам относится Останкинская башня (улица Академика Королёва, 15). Её построили в 1960‑х годах, когда старый телецентр на Шаболовке уже не справлялся с потребностями растущего города. Башня в Останкине охватила сигналом не только столицу, но и весь регион.
Сегодня это памятник архитектуры и инженерной мысли XX века. Стройный силуэт башни, напоминающий ракету, и круглые иллюминаторы у основания, которые добавляют ей сходства с космическим кораблём, символизируют эпоху освоения внеземного пространства. А технические новшества, использованные при её строительстве, и вовсе опередили своё время. Так, фундамент постройки уходит в землю всего на 4,5 метра, что меньше, чем у многих небоскрёбов. Это стало возможным благодаря использованию предварительно напряжённого бетона и стальных канатов, которые придают башне невероятную устойчивость. Она способна выдержать даже землетрясение силой восемь баллов!



Полюбоваться красотой шедевра советского модернизма можно не только снаружи, но и внутри: на высоте 337 метров расположена смотровая площадка. Здесь получится и насладиться панорамными видами Москвы, и испытать свою храбрость, пройдясь по прозрачному полу.
Брутализм
Это одно из направлений модернизма, возникшее в послевоенное время в Великобритании. Для него характерны простая структура и отсутствие избыточных деталей, а также стремление к чрезмерной объёмности и тяжеловесности форм. Изначально представители этого стиля работали исключительно с железобетоном, который служил как конструктивным, так и эстетическим элементом зданий, но в дальнейшем применяли и другие материалы, например камень или кирпич.
Брутализм был популярен в СССР в 1950–1960 годы. В этом стиле строили административные и общественные здания, например больницы и библиотеки, вплоть до 1980‑х годов. Среди столичных примеров брутализма можно выделить Палеонтологический музей РАН (Профсоюзная улица, 123). Его лишённый каких‑либо украшений и даже окон фасад устремлён вверх на несколько этажей. К нему также примыкают массивные башни. Здание выглядит объёмно, лаконично и довольно футуристично, хотя было построено в советское время. Это отличает брутализм от других стилей — он идеально вписывается в современную застройку мегаполисов.


Яркий пример брутализма в жилищном строительстве — многоквартирный дом на Большой Тульской улице, 2, также известный как Дом‑корабль. Здание длиной 400 метров и высотой 14 этажей напоминает круизный лайнер. Благодаря внешнему аскетизму, огромным размерам и фокусе на функциональных особенностях его можно назвать одним из самых интересных образцов брутализма в Москве.
Заключение
Архитектурное наследие Москвы можно исследовать бесконечно. Чтобы встретить различные стили в городской среде, достаточно прогуляться по паре исторических районов столицы. Однако самостоятельное исследование не заменит встречи с настоящим знатоком московской архитектуры, который научит правильно опознавать здания разных стилей и эпох, расскажет истории, которых нет в интернете, а ещё покажет, где прячутся скрытые жемчужины столицы. Ищите актуальные предложения местных гидов на сайте и в приложении Tripster.
Автор: Инна Метелькова
Ещё на тему путешествий
/https://cdn.tripster.ru/photos/fdc6908e-39b5-47b1-a28c-d07f68291e74.jpg)
:format(png)/https://cdn.tripster.ru/photos/8839a9c5-2a28-4fbc-8c26-a5fcd673ba62.jpg)
:format(png)/https://cdn.tripster.ru/photos/efef2706-3df6-4250-b815-acdf5e6c94d4.jpg)


Ещё экскурсии по теме
/https://cdn.tripster.ru/photos/ee618fb5-cff8-41d9-9f2c-fd14039a8405.jpg)
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
/https://cdn.tripster.ru/photos/ee282e20-5ef0-40d7-bd03-998a8b97967a.jpg)
Увидеть главные достопримечательности и посетить лучшие смотровые площадки

Узнать то, о чём не говорят в школах, не преподают в ВУЗах и стараются молчать в СМИ

Пройтись по Пятницкой и Большой Ордынке, узнать истории здешних усадеб и их знаменитых жильцов