Морские ворота Санкт‑Петербурга: всё о Кронштадте
Форты, военно‑морские музеи и парки старинного города
История города
В 1703 году Пётр I приказал возвести на отмели неподалёку от острова Котлин форт «Кроншлот» для защиты молодой столицы Российской империи. Это была деревянная башня, построенная в сжатые сроки по проекту императора. Спешка не была напрасной: в 1704‑м крепость отбила атаку шведского флота.



Спустя 10 лет на острове уже работали портовые гавани, принимающие торговые корабли. Постепенно город‑крепость разрастался и в 1723 году получил название Кронштадт. Топоним восходит к сочетанию немецких слов krone (корона) и stadt (город) и подчёркивает особый статус населённого пункта, важного для защиты империи.
Известно, что над застройкой Кронштадта трудились лучшие архитекторы XVIII — начала XIV веков (Д. Трезини, С. И. Чевакинский, В. И. Баженов, Ч. Камерон), однако расположение города среди Финского залива обернулось проблемами: остров Котлин регулярно страдал от наводнений, под воду уходили и здания, и суда, пришвартованные в гаванях. Одно из самых разрушительных наводнений произошло в 1824 году. Тогда пришлось заново отстраивать значительную часть города.
Несмотря на все неприятности, Кронштадт процветал, а вокруг него возводили новые форты. Всего с момента основания города до XX века выстроили 21 укрепление. Некоторые сохранились до нашего времени, другие разрушила стихия и атаки неприятелей — теперь от них остались лишь руины.



Важнейшую роль в истории Кронштадта сыграло основание на Котлине военных учреждений: баз морского флота, судостроительных предприятий, офицерских корпусов и учебных заведений. В 1783 году Екатерина II даже приказала временно перенести сюда Адмиралтейство из‑за угрозы пожара. А во время Великой Отечественной войны город подвергался страшным бомбардировкам, но его жители продолжали работать. Здесь чинили военные корабли, отсюда отправляли на операции подводные лодки. А ещё город Кронштадт был частью Малой дороги жизни, через которую велось сообщение с Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом, переправлялись топливо, продовольствие и боеприпасы.
В советский период Кронштадт был закрытым городом. Всё изменилось в 1996‑м — с этого времени территория открыта для всех желающих. Сегодня Кронштадт входит в состав Санкт‑Петербурга как отдельный район. Ежегодно миллионы людей приезжают на Котлин, чтобы увидеть легендарный город‑крепость.



Климат и погода
Кронштадт расположен на северо‑западе России, поэтому здесь бывает прохладно даже летом. Ситуацию усугубляют ветра, дующие с Финского залива, которым окружён остров Котлин. Благоприятным для поездок считается период с конца мая по начало сентября, а самым тёплым месяцем — июль, когда столбик термометра показывает выше +20°C.
Зимы бывают снежными и не слишком холодными: температура редко опускается ниже −10°C. В это время Кронштадт действительно красив. А дождливое межсезонье отлично подходит для знакомства с местными музеями. Осенью и весной сюда приезжает не так много путешественников, а потому исследовать экспозиции намного комфортнее.

Как добраться
Кронштадт связан с Санкт‑Петербургом Приморским шоссе, проложенным среди Финского залива. Самый быстрый способ добраться до города — такси, но есть и другие варианты:
- На автобусе. Рейсы стартуют от метро «Проспект Просвещения» и «Старая Деревня» несколько раз в час. Сесть на автобус можно по пути следования, например, одни маршруты проходят по улице Шостаковича и Комендантскому проспекту, другие — через метро «Беговая». Время в пути — чуть больше часа, если ехать от «Старой Деревни», и почти два часа от «Проспекта Просвещения», однако нередко автобусы приходят в пункт назначения позже из‑за пробок
Совет: если хотите добраться до туристического центра Кронштадта, выходите на остановке «Якорная площадь», а если едете в парк «Остров фортов» — на остановках «16‑й квартал» или «Гостиный двор». Правда, до последней локации в обоих случаях предстоит прогуляться 1,5 километра или пересесть на местный транспорт.
- На метеоре или катамаране. Скоростные суда отправляются от центра Петербурга — причалов «Адмиралтейство», «Сенатская пристань» и «Зимняя канавка». Поездка обойдётся значительно дороже, чем на автобусе, а время в пути составит около часа. Главное преимущество этого способа — возможность увидеть с воды достопримечательности Петербурга и знаменитые форты Кронштадта. Однако зимой этот вариант недоступен
- С экскурсией. Вариантов однодневных поездок из Санкт‑Петербурга в Кронштадт много. Можно выбрать групповую экскурсию на автобусе, индивидуальную на автомобиле или мотоцикле, а также программу, включающую посещение фортов. А некоторые гиды предлагают после знакомства с Кронштадтом отправиться в Петергоф и Ораниенбаум

Транспорт
В Кронштадте развита система общественного транспорта — всего за 20–30 минут можно пересечь город на автобусе. Но не спешите покупать билет! От Петровского парка до остановки «Дом быта» ходят бесплатные шаттлы. Автобусы следуют через многие популярные достопримечательности, и пассажиры могут выйти на Якорной площади, Гостином дворе или форте «Константин».


Интересные места в Кронштадте
Город изобилует интересными местами. Если у вас есть пара дней на знакомство с Кронштадтом, получится увидеть большую их часть. Но если времени не так много, лучше остановиться на главных. Вот что стоит внести в программу-минимум.
Морской Никольский собор
Эта визитная карточка Кронштадта появилась на карте города в начале XX столетия. Сам вице‑адмирал Н. И. Казнаков просил Николая II поддержать масштабное строительство храма, куда могли бы приходить моряки. В итоге в Кронштадте возвели роскошный белоснежный собор, сочетающий неовизантийскую эстетику и морские мотивы. Это не просто церковь, а настоящий памятник мужеству и героизму моряков. Стены собора украшали таблички с именами русских военных и священников, погибших в море.



Сегодня мы не можем оценить красоту собора в первозданном виде: в советское время пространство переоборудовали для проведения культурно-массовых мероприятий, и многие детали интерьера были безвозвратно утеряны. В нулевых постройку реставрировали. Наиболее точно удалось восстановить экстерьер здания, а вот помещения теперь выглядят иначе. Тем не менее зайти внутрь стоит, чтобы полюбоваться роскошными мозаичными окнами, разглядеть макеты кораблей, установленные по периметру зала, и подняться на смотровую площадку под куполом.
Петровская пристань
Находится у набережной Кронштадта с XVIII века. Тогда это место называлось Котлинской гаванью, и причал наряду с другими постройками был выполнен из дерева. Современный вид в камне Петровская пристань приобрела во второй половине XIX столетия.



Сюда приходят, чтобы полюбоваться заливом и сделать фото на фоне стоянки военных кораблей. Однако это не всё, чем интересна Петровская пристань. К примеру, по бокам от причала стоят пушки, которые ранее находились на вооружении форта «Император Павел I», а чуть дальше по набережной можно увидеть орудия времён Крымской войны. Есть история и у якорей, украшающих вход на причал: они сняты с судов петергофского десанта.
Петровский док
В 1720‑е годы император Пётр I занялся исследованием зарубежных сооружений, предназначенных для ремонта кораблей, чтобы возвести нечто подобное в Кронштадте. Работы на острове начались в 1719‑м. По проекту, в городской черте должно было появиться четыре канала, шлюзовые конструкции, соединённые с бассейном, где располагалось бы шесть ремонтных станций, причём половина из них должна была обслуживать суда в воде, а другая часть — на суше. На реализацию масштабной задумки при Петре не хватило денег, а впоследствии количество доков сократили.
Увидеть уникальное гидротехническое сооружение для XVIII века



В наши дни Петровский док закрыт для визитов. Путешественники могут увидеть одну из старых шлюзовых конструкций и пройтись вдоль Обводного канала, любуясь Купеческой и Средней гаванями. Отличным завершением прогулки станет посещение выставки военной техники под открытым небом (вход сюда платный). Среди впечатляющих экспонатов — юркий ракетный катер Р‑47 и огромный миноносец «Беспокойный». А в конце набережной Обводного канала стоит Белый маяк 1899 года постройки — единственное в мире действующее сооружение подобного типа, выполненное из дерева. Посмотреть башню изнутри не получится, зато можно сфотографироваться на её фоне.
«Остров фортов»
Адрес: Цитадельское шоссе, 14ж
Масштабный музейно-исторический парк раскинулся на окраине Кронштадта, у берега Финского залива. Пространство рассказывает об истории военно‑морского флота России. В тематических зонах можно почитать информационные стенды и исследовать арт‑объекты. Например, композиция «Морская авиация» в виде зеркального самолёта отсылает к эпизоду Первой мировой войны, когда российские гидросамолёты Ми‑9 смогли отразить атаку немецких аэропланов над Балтийским морем.



Главная дорога парка — Аллея героев российского флота — рассказывает об 11 исторических деятелях, связавших свою жизнь с защитой водных границ государства. Здесь установлены стенды с биографическими справками и картами военных сражений. Дополняют картину инсталляции, раскрывающие личность и подвиги каждого героя. К примеру, у постамента основателю российского флота Петру I стоит штурвал, а композицию об адмирале И. Ф. Крузенштерне, который в 1818‑м совершил кругосветную экспедицию, дополняет модель секстанта — прибора для навигации в море.
«Остров фортов» привлекает гостей возможностью не только познакомиться с историей флота в незаурядной форме и сделать десятки памятных фото, но и просто отдохнуть у берега Финского залива, Например, в зоне «Остров мечтателей» проходят развлекательные мероприятия для юных посетителей и их родителей. А ещё на территории парка организуют культурные события. Самые крупные из них — летний фестиваль «Паруса Кронштадта», объединяющий любителей музыки, водных видов спорта и гастрономических открытий, а также рок‑фестиваль «Рокштадт».



Музеи Кронштадта
Погрузиться чуть больше в историю города советуем на тематических экспозициях. Вот несколько интересных для первого визита мест.
Музей «Дом маяков»
Адрес: Коммунистическая улица, 1
Ни в одном другом уголке России нет столько маяков, как в Санкт‑Петербурге. Только в Кронштадте их шесть, и один из них (Белый маяк) даже действует. Узнать подробнее о конструкции этих сооружений и посмотреть, как выглядели не сохранившиеся до наших дней образцы, можно в музее «Дом маяков».


Основная часть экспозиции — детализированные макеты с яркими лампочками. По ним легко отследить, как менялись маяки с течением времени. Начать погружение в историю стоит с осмотра модели «Журавль», больше напоминающей подъёмный механизм колодца. Ещё несколько веков назад подобные конструкции использовали по всей Европе, но сейчас их нигде не встретить.
Экскурсии в Кронштадте для детей
Среди впечатляющих экспонатов музея также осветительные приборы, снятые с маяков. Например, посетители могут оценить размеры фонаря, служившего в прошлом ориентиром для кораблей, проплывающих близ берегов Кронштадта. А ещё здесь есть отреставрированная линза 1960‑х. Она помогала рассеивать свет от мощной лампочки таким образом, чтобы его было видно на расстоянии до 60 километров.



Музей военно‑морской славы
Адрес: Цитадельское шоссе, 18
Двухэтажное здание музея находится в отдалённом уголке парка «Остров фортов» у берега Финского залива. Это стильное пространство, оборудованное по последнему слову техники. На первом этаже располагается обширная историческая экспозиция, охватывающая период с VI до середины XX столетия. Залы рассказывают о водных торговых путях в Древнерусском государстве, переносят в XVIII век, чтобы познакомить посетителей с историей основания военно‑морского флота в Российской империи, и рассказывают о развитии судостроения. Среди самых впечатляющих экспонатов — модель старинной деревянной ладьи в пространстве «Сила стихии» и гидросамолёта М‑5 (такие были в ходу в начале XX века) в пространстве «Сила скорости».
Второй этаж занят экспозицией об истории флота начиная с середины XX столетия и появления ядерного оружия. Здесь ещё больше интерактивных экспонатов, которые понравятся и детям, и взрослым. При помощи одного из них, например, можно почувствовать себя капитаном ледокола и попытаться не врезаться в айсберг.



Самый масштабный экспонат музея видно с улицы через панорамные окна здания. Это настоящая атомная подводная лодка модели К‑3, впервые запущенная в море в 1957 году под названием «Ленинский комсомол». До неё в Советском Союзе не было подобных судов с ядерной силовой установкой. Субмарина отработала больше 14 тысяч часов и была списана лишь в 1988 году. А в 2021‑м её переправили из Мурманска, где она находилась на стоянке, в Кронштадт, чтобы восстановить для экспонирования в музее. Посетители по предварительной записи могут изучить устройство подлодки и оценить условия жизни экипажа в восстановленных каютах.
Музей истории Кронштадта
Адрес корпусов: Якорная площадь, 2а и Ленинградская улица, 2
Узнать больше об основании города, строительстве фортов и быте местных жителей можно в здании у Морского собора. Экспозиция музея небольшая, но насыщенная: здесь собраны документы разных эпох и архивные фотографии, рассказывающие об истории Кронштадта, макеты городских достопримечательностей и подлинные вещи XIX–XX столетий, переданные в фонд кронштадтцами.


Экспозиция в здании городского водопровода XIX века на Ленинградской улице носит название «Подводная археология». Наиболее впечатляющая её часть посвящена кораблекрушениям. Здесь выставлены экспонаты, обнаруженные на затонувших кораблях: личные вещи моряков, оружие, посуда и рабочие инструменты. Особой атмосферой обладает часть выставки с фрагментами кораблей и разбросанными по ним предметами быта, камнями и пушечными ядрами. Благодаря хаотичному размещению экспонатов и зеленоватой подсветке зала, создаётся ощущение, будто наблюдаешь прямо в море за настоящим кораблём, потерпевшим крушение.



Музей‑макет фортов Кронштадта
Адрес: Макаровская улица, 2
Экспозиция музея размещается в двух залах, где выставляются макеты фортов, созданные при участии историков по старинным чертежам в масштабе 1:87. Посетители могут в деталях разглядеть каждую модель и послушать аудиоэкскурсию об истории строительства и нюансах устройства каждой крепости. Не стоит думать, что музей — лишь скучное собрание макетов: каждый из них оживает благодаря визуальным эффектами и движущимся деталям. Например, к мини‑версии форта «Александр I» подплывает пароход с забавным названием «Микроб», пришвартовывается, а затем на пристани начинается разгрузка корабля.




Интересно, что музей занимает часть здания Голландской кухни — места, где готовили пищу для моряков, прибывших в Кронштадт на торговых кораблях. В XVII веке постройка была деревянной, а в 1805 году на её месте возвели корпус из красного кирпича. Именно он сохранился до наших дней и был отреставрирован совсем недавно. Другую часть здания занимает музей «Голландская кухня», где подробно рассказывают, как функционировало здание со времён Петра I.
Форты Кронштадта
Главная гордость морского города — могучие цитадели, которые веками защищали государство от врагов. Рассказываем о трёх популярных кронштадтских фортах с интересной историей, до которых можно добраться как с экскурсией, так и самостоятельно.
«Император Пётр I»
Этот форт, возведённый недалеко от острова Котлин в 1724 году, стал вторым по счёту оборонительным сооружением Кронштадта. Строительство инициировал император Пётр I, а поводом для этого послужила необходимость защиты популярной Купеческой гавани от возможных вражеских атак. Форт «Цитадель» и «Кроншлот» образовали мощную оборонительную систему, препятствующую продвижению неприятеля к столице.


Первоначально масштабное укрепление, обнесённое рвом и вмещающее более 100 огневых точек, построили из дерева, однако после разрушительного наводнения 1824 года его воссоздали в камне. А спустя 10 лет «Цитадель» получила новое название в честь Пётра I.
Познакомиться с историей фортов Кронштадта
По прямому назначению сооружение не используется с XX века. Сначала территорию отдали под военные исследовательские лаборатории, во время Великой Отечественной войны в помещениях развернули производство боеприпасов, а после — склады. В наши дни форт «Император Пётр I» находится на реставрации. Ожидается, что вскоре он станет частью парка «Остров фортов». Кстати, именно в парке стартует дорога к крепости, открытая для посетителей. Отсюда можно оценить масштабы постройки, но лучше всего осматривать крепость с воды, отправившись на экскурсию по фортам Кронштадта.


«Великий князь Константин»
Крепость начала XIX века впервые появилась в рамках подготовки северных границ империи к войне с Англией. Строить нужно было быстро, поэтому в качестве основного материала использовали дерево. А поскольку сооружение было двухэтажным и находилось у Южного фарватера, назвали форт незамысловато — «Двойная Южная батарея». Конфликт между государствами удалось урегулировать дипломатическим путём, поэтому крепость не пострадала в сражениях, однако бушующее море в первые десятилетия существования постройки нанесло ей серьёзные повреждения.
В 1834 году в цитадель прибыл Николай I, чтобы оценить состояние форта. Тогда император принял два важных решения: оставить постройку деревянной и дать ей новое имя — «Константин», в честь собственного сына.



Лишь во второй половине XIX века форт решили перестроить в камне. Остров, где находится «Константин», расширили и обнесли могучими стенами с многочисленными огневыми точками. С годами мощь форта нарастала: начали строиться новые батареи, старое вооружение поменяли на передовые модели. Удивительно, но при этом крепость практически не использовалась в военных конфликтах, а в 1960‑е и вовсе перестала носить статус фортификационного сооружения.
Возрождение крепости в качестве туристического объекта произошло в конце нулевых. Историко‑культурный комплекс «Форт Константин» стоит посетить, чтобы прогуляться по старинным стенам, сделать фотографии на фоне проходящих мимо кораблей и заглянуть в местные музеи — «Пушкарь» с экспозицией об истории форта и «Музей маяков», рассказывающий о развитии этого вида навигационных сооружений.



«Риф»
Самый необычный форт Кронштадта, основанный в 1889 году в качестве полигона для испытания разработок военных инженеров. Вскоре «Риф» дополнили брустверами и батареями и начали использовать для защиты города от вражеских кораблей, прорвавшихся в Финский залив. Форт регулярно реконструировали и обновляли, что позволило ему проработать до второй половины XX века, причём закрытым объектом он считался и в начале 2010‑х.
В 2020‑м «Риф» открыли для всех желающих. Теперь это одно из самых атмосферных мест Кронштадта. Территорию с многочисленными постройками можно осмотреть и даже прогуляться по нагоняющим жуть тёмным подвалам. Один из самых любопытных объектов «Рифа» — капонир, то есть помещение, оборудованное для дистанционного запуска стрельбы из 20 орудий одновременно. Испытывали такую чудо‑машину на местном полигоне.



Где поесть
В Кронштадте есть масса кафе и ресторанов на любой вкус. Заведение с хорошими отзывами можно найти недалеко от Якорной площади. А если вы решили прогуляться по набережной и вдруг проголодались, дойдите до Итальянского пруда и Купеческой гавани — там организована стоянка фудтраков и можно пообедать с красивым видом на залив. Однако будьте готовы выложить круглую сумму даже за скромный перекус. Больше всего заведений общепита находится вдали от популярных локаций: на проспекте Ленина — главной улице Кронштадта — есть уютные ресторанчики и кофейни, бюджетные кафе и точки фастфуда.



Что привезти
В кронштадтских сувенирных лавках продают много товаров с изображением городских достопримечательностей, однако не все отдыхающие готовы привозить домой магниты и тарелки. Вот несколько неочевидных вариантов.
- Морская атрибутика. Если любите практичные подарки, обратите внимание на тельняшки. Такой сувенир точно не останется лежать на полке. Красивая вещица, напоминающая о поездке в город моряков, — вымпел, то есть флаг, который обычно крепится на мачту. В магазинах можно найти миниатюрные варианты, не занимающие много места в чемодане. Символичный сувенир на грани красоты и пользы — миниатюрная версия корабельного колокола (рынды). Его можно использовать дома, например на кухне, чтобы звать семью к столу
- Сувенирный жетон. В Петербурге продаются монеты с изображением разных городских объектов, например Зимнего дворца. А в Кронштадте продают жетоны с Никольским морским собором и памятником С. О. Макарову
- Сладости. В городе работает кондитерская фабрика, которая выпускает зефир, пастилу и суфле. Приобрести продукцию можно в фирменном магазине по адресу: проспект Ленина, 16

Заключение
Кронштадт — это необычный район Санкт‑Петербурга, способный влюбить любого человека в северные пейзажи и историю морского флота. Интересных мест на острове Котлин так много, что их с трудом можно осмотреть за один день. А сделать поездку максимально познавательной и насыщенной помогут экскурсии с местными гидами. В их компании можно отправиться на катере к знаменитым фортам или узнать больше фактов про Кронштадт, гуляя по городским улицам.
Автор: Мария Фёдорова
Ещё на тему путешествий
/https://cdn.tripster.ru/photos/0944c6a1-9039-4643-83fd-8508104b2e78.jpg)
:format(png)/https://cdn.tripster.ru/photos/7273cb47-5f19-4908-959a-0d03c4b8c847.jpg)
:format(png)/https://cdn.tripster.ru/photos/89c88e6a-267c-4d48-a197-5ba12b7b79ac.jpg)
:format(png)/https://cdn.tripster.ru/photos/588796dc-eac1-470b-bb50-75787276667d.jpg)
:format(png)/https://cdn.tripster.ru/photos/8839a9c5-2a28-4fbc-8c26-a5fcd673ba62.jpg)
Ещё экскурсии по теме
/https://cdn.tripster.ru/photos/ef43e83f-2570-4f1c-8336-21b38fd34e40.jpg)
Познакомиться с Зимним дворцом и шедеврами искусства в комфортном формате за 2,5 часа

Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
/https://cdn.tripster.ru/photos/07a7070d-3b6b-4153-a923-455bce1b00de.jpg)
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
/https://cdn.tripster.ru/photos/6ff8e3cf-13f7-460a-90c1-054810cd07e8.jpg)
Ловим дух города, смотрим на его закулисную жизнь и веселимся!