История и культура евреев
Как воскресили мёртвый язык, кто такие клезмеры и почему в иудейском году 13 месяцевПроисхождение и история еврейского народа
Согласно Библии, родоначальник евреев — Авраам. Бог повелел ему покинуть родные земли Древней Месопотамии и отправиться в Землю обетованную в Ханаане (на территории Палестины). Однако еврейские племена — потомки Авраама — оказались в ханаанских землях спустя много лет, претерпев египетское порабощение и пережив странствия по пустыням. Со временем 12 еврейских колен (племён) начали превращаться в единую нацию. К ХI веку до н. э. они объединились в Израильское царство, провозгласив столицей Иерусалим. Так завершилось сплочение древнего народа.
Вскоре случился распад единого царства на два отдельных государства: Израиль (с новой столицей в Самарии) и Иудею (со столицей в Иерусалиме). Две страны, ослабленные постоянными распрями и междоусобицами, постепенно приходили в упадок. Самарию завоевали ассирийцы и изгнали евреев, а свои новые владения заселили другими покорёнными народами. Иудею же захватил Вавилон, Иерусалим пал, а всё его население было пленено.
Ещё один страшный удар по еврейскому государству произошёл в 63 году до н. э. в период, когда Иудея находилась под властью Римской империи. После серии восстаний, которые Рим жестоко подавлял, Иудею переименовали в Палестину, а сами евреи были вынуждены покинуть свою землю и расселиться по миру.
Целых 18 столетий Земля обетованная находилась в составе различных государств: Византийской империи, Арабского халифата, Египта и Османской империи, а иудеи скитались по миру в поисках безопасного пристанища. Только в 1948 году ХХ века появляется независимое государство Израиль, а еврейский народ начинает возвращаться на свою историческую родину.
Где живут евреи
На протяжении своей тысячелетней истории еврейский народ постоянно кочевал с места на место. После падения Римской империи евреи расселились на территории Западной Европы и Средней Азии. В большинстве европейских стран евреев притесняли из‑за религиозных взглядов и ростовщичества, и они были вынуждены переселяться снова и снова. В XIII-XIV веках многие иудеи обосновались в Польше, на землях современной Украины и Беларуси. Однако после раздела Речи Посполитой в XVIII веке большая часть еврейских общин оказалась на территории Российской империи.
В конце XIX века большой поток еврейских эмигрантов устремляется в США. Сюда переселяются почти два миллиона евреев, спасаясь от гонений в Российской империи. Америка до сих пор остаётся страной с самой многочисленной еврейской диаспорой в мире.
Сегодня численность евреев в мире составляет около 25 миллионов. Из них шесть миллионов проживает в США, а почти семь — в Израиле.
Культура еврейского народа
Искусство древних евреев было тесно связано с религией и представлено в основном музыкой и литературой. Во многом так происходило из‑за законов Торы, запрещающих изображать человека. Также до наших дней сохранились великолепные украшения, изящная посуда и удивительные обрядовые предметы, например ханукии. Это главный атрибут еврейского праздника свечей — светильник с подсвечниками: восемью по бокам (по одному на каждый день Хануки) и девятым в центре (для свечи, от которой зажигают остальные восемь).
Одним из самых ярких явлений традиционного еврейского искусства считается народная музыка. Она включает арабские и кавказские мотивы, а мелодии отличаются ритмичностью и эмоциональностью.
Создателями еврейской музыкальной традиции считают клезмеров — музыкантов, которые, как правило, не знали нотной грамоты, но умели блестяще импровизировать, а своё мастерство передавали от отца к сыну. Обычно клезмеры выступали в коллективах и играли на контрабасе, кларнете и цимбалах, но самым популярным инструментом была скрипка.
Клезмерские мелодии были основаны на музыкальном фольклоре страны, в которой жила община. Чаще всего это были молдавско‑румынские, немецкие, польские и украинские мотивы.
В начале ХХ века клезмерские песни на идише стали очень популярными в Европе и Америке. Среди них, например, «Хава нагила» или «Тум‑балалайка» — эти мелодии знакомы нам и сегодня. Кстати, сами клезмеры всё ещё существуют и продолжают творить: фестивали еврейской народной музыки ежегодно проводятся по всему миру.
Религия: ортодоксальный, реформистский и консервативный иудаизм
Еврейские общины, расселённые по разным уголкам мира, всегда объединяла религия. Со временем каждая диаспора, интегрированная в общество другой страны, ассимилировалась и приобретала новые традиции и даже язык. Но культурная основа еврейского народа — иудаизм — сохранилась сквозь тысячелетия.
Священное писание иудеев называется Танах. Оно включает основные священные тексты — Тору (религиозный закон), Невиим (пророчества и исторические хроники) и Ктувим (молитвенная поэзия и произведения мудрецов). Содержание Танаха и христианского Ветхого Завета во многом совпадают, отличается лишь порядок и количество книг: в Ветхом Завете их 39, а в Танахе — 24, так как многие ветхозаветные тексты в иудаизме считаются неканоническими.
Ещё одна основополагающая для народа книга— Талмуд. Это многотомный фолиант с текстами устной Торы, включающий комментарии и дискуссии мыслителей о смысле учения. Устная Тора — это своего рода разъяснения и толкования письменной. Они передавались из поколения в поколение и были зафиксированы на бумаге гораздо позже письменной Торы, во II-III веках.
В религии еврейского народа можно выделить три основные ветви: ортодоксальный, реформистский и консервативный иудаизм. Существуют и другие ответвления, но большинство иудеев причисляет себя к одному из этих трёх направлений.
Ортодоксальный иудаизм — самая древняя ветвь иудаизма. Ортодоксальный еврей верит в божественное происхождение Торы, строго соблюдает религиозные законы и чтит традиции. Эта ветвь также включает ультраортодоксальное течение — харедим. Члены закрытой общины харедим стремятся ограничить контакты со светским миром, всю жизнь изучают Тору, а в их семьях царит патриархальный уклад: у многих, например, по семь детей, и это считается нормой.
Реформистский иудаизм появляется в эпоху Просвещения XVIII века. Его главная цель — приспособить религиозные традиции и обряды к современному миру и помочь еврейским общинам глубже интегрироваться в культуру другого государства. Например, службы в синагоге стали проходить не на иврите, а на языке той страны, в которой живёт конкретная еврейская община, а некоторые молитвы были исключены.
Консервативный иудаизм — своеобразный компромисс между двумя другими ветвями. Движение консерваторов признаёт религиозные законы и правила, но допускает некоторые отступления. Например, в Шаббат разрешается пользоваться электричеством и ездить за рулём машины, что до сих пор запрещено в ортодоксальном иудаизме.
Еврейские языки: иврит, идиш, ладино и другие
В течение тысячелетней истории язык евреев менялся, смешивался с другими, в зависимости от географии расселения появлялись новые диалекты. Сегодня государственным языком Израиля считается иврит. Это уникальный пример возрождения мёртвого языка, которое произошло в XIX веке. Особенность иврита состоит в том, что пишут на нём справа налево, а все буквы в алфавите — согласные. Гласные обозначаются специальными знаками над или под буквами.
Интересно развивался язык переселенцев из Испании. Евреи говорили на испанском, добавляя слова из иврита и заимствования из арабского, турецкого и греческого языков. Так сложился особый еврейско‑испанский язык — ладино. В его письменности наравне используются еврейский и латинский алфавит. Сегодня ладино считается вымирающим языком. На нём говорят в общей сложности около 100 тысяч человек — в Израиле, на Балканском полуострове, в Болгарии и некоторых регионах Турции.
Язык евреев Восточной Европы называется идиш. Он сочетает в себе германскую, славянскую лексику, а его история началась в Германии в XI-XII веках. Однако по‑настоящему большим еврейским языком идиш стал только к ХХ веку: на нём говорили 12 миллионов человек по всему миру. После Второй мировой войны и холокоста число носителей языка стремительно падало. Сегодня сложно установить точное количество людей, говорящих на идише. Исследователи считают, что их от одного до двух миллионов, что не так уж и мало.
Существует большое количество еврейских языков, которые являются мёртвыми или находятся на пороге исчезновения. На территории одной только Российской империи было расселено около семи крупнейших общин, большинство из которых говорили на идише и древнееврейском, но многие использовали собственные языки. Например, бухарские евреи говорили на еврейско‑таджикском, а горские — на древнем языке джуури.
Праздники
Традиционные праздники или, как говорят по‑еврейски, «моадим» — нечто весёлое, радостное и обязательно религиозное. Главная особенность многих праздников — отсутствие фиксированных дат. Обычно их вычисляют по специальному лунно‑солнечному календарю, где лунный цикл отвечает за дни, а солнечный — за годы. Дни по этому календарю заканчиваются не в полночь, как мы привыкли, а вместе с заходом солнца, поэтому праздники начинаются с вечера. А чтобы они всегда выпадали на один и тот же сезон, евреи добавили 13‑й високосный месяц.
А вот и несколько главных еврейских праздников:
Рош а‑Шана — это еврейский Новый год, день создания мира. Праздник проходит осенью, — как правило, в сентябре или октябре — и продолжается два дня. Рош а‑Шана — это время Божьего суда, осмысления своих поступков и духовного развития. Еврейский Новый год принято отмечать всей семьёй за большим столом. Особенно тщательно подходят к выбору блюд. Считается, что употреблять в Новый год гранат, мёд, рыбу и морковь — к достатку, изобилию и процветанию. А вот от острых и горьких блюд отказываются — они сулят тяжёлые испытания.
Еврейская Пасха, или Песах, — отмечается в марте или апреле. Праздник, который длится неделю, посвящён одному из главных событий еврейской истории — исходу из Египта. В первый день вся семья собирается на торжественный ужин (седер). Обязательна на столе маца (пресные хлебцы) и четыре бокала вина, а все продукты, связанные с брожением (мучное, пиво и злаки), под запретом. Нерабочими считаются только первый и последний день праздника.
Через семь недель после Песаха отмечают Шавуот. В древности этот праздник означал начало летнего сбора пшеницы, а в современной традиции его связывают с дарованием Торы еврейскому народу. Во время праздника украшают дома и синагоги зеленью, готовят молочные каши, блинчики и пироги. А ещё в Шавуот принято всю ночь вместо сна изучать Тору.
И конечно, куда же без маленького праздника раз в неделю! Шаббат начинают отмечать вечером в пятницу, а заканчивают вечером субботы. Это праздник радости, символизирующий единение с Богом. В Шаббат запрещено работать, пользоваться деньгами и электричеством, водить машину, играть на музыкальных инструментах и даже наносить макияж. Еврейское общество по‑разному относится к этому празднику: ультраортодоксальные иудеи, например, в этот день строго соблюдают все запреты, а многие современные евреи просто проводят субботу в кругу семьи.
Традиции и обычаи
Культура еврейского народа богата разнообразными традициями и обрядами, которые воплощают тысячелетнюю историю нации. Обычаи основаны на жизненном цикле человека и неразрывно связаны с религией.
Самый древний религиозный обряд — брит‑мила. Это обрезание крайней плоти, которое происходит на восьмой день жизни мальчика, согласно второй заповеди Торы. Считается, что первым сделал обрезание прародитель евреев Авраам по велению Бога. Брит‑мила — это особый знак избранности и союза между еврейским народом и Создателем.
Ещё одна традиция — это торжество в честь еврейского совершеннолетия. Бар- и бат‑мицва наступает в 13 лет у мальчиков и в 12 — у девочек. С этого момента они обязуются соблюдать заповеди Торы. Правда, у девушек есть некоторые послабления: им достаточно соблюдать только «запретительные» заповеди (не убивать, не лгать, не завидовать и т. д.). Праздник отмечают в первую субботу совершеннолетия, зовут гостей и дарят подарки.
Не менее интересен старинный обряд омовения. Его выполняют для избавления от ритуальной нечистоты, источником которой считают труп человека или животного, злословие, менструацию и роды у женщин. Для очищения необходимо окунуть в воду руки и ноги или совершить полное омовение в специальном резервуаре — микве. Это небольшой бассейн, в котором могут поместиться три‑четыре человека. Располагаются миквы в специально оборудованных зданиях, для ритуала используют дождевую или родниковую воду, которая должна попасть в резервуар естественным путём. Сегодня обряд омовения соблюдают в большей степени ортодоксальные иудеи.
Еда
Среди многочисленных еврейских законов есть целый свод правил о еде — кашрут. Согласно ему вся пища делится на кошерную (то есть пригодную для употребления) и некошерную. Помимо выбора продуктов, кашрут поясняет, как, при каких условиях и из какой посуды можно есть. Например, разрешается есть мясо только жвачных парнокопытных животных, при условии, что забой должен выполнить специальный человек — шохет.
Особенные требования предъявляют и к тем, кто готовит пищу, делает вино и даже к тому, кто открывает напиток. Конечно, самых строгих правил придерживаются ортодоксальные и ультраортодоксальные иудеи. Существуют и менее жёсткие требования, которые соблюдают светские евреи: не есть свинину, морепродукты и не смешивать мясо и молочку.
Несмотря на обилие строгих запретов и правил, еврейская кухня довольно разнообразна и популярна по всему миру. Самые популярные закуски — хумус (пюре из отварного нута), форшмак (закуска из сельди) и фалафель (обжаренные шарики из бобовых). Известные горячие блюда — гефилте‑фиш (фаршированная рыба) и гефилте‑гелзеле (фаршированная куриная шейка), а десерт — цимес (сладкое рагу из моркови и сухофруктов) и пончик суфгания.
Заключение
Евреи — это народ с древней и непростой историей. Сотни лет люди этой национальности подвергались гонениям, но при этом сохранили единство. А вновь обретя собственную землю меньше века назад, сумели построить процветающее государство со стабильной экономикой, которое сегодня является одним из лидеров в сфере инноваций и привлекает всё больше путешественников.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
О пикантном прошлом города, любовных утехах знаменитых жителей и современных ночных развлечениях
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Александро-Невская лавра, Иоанновский монастырь и часовня Ксении Блаженной за 1 день