Лувр: история и главные шедевры музея
Как средневековая крепость стала роскошным дворцом и хранилищем величайших произведений искусстваИстория Лувра
Музеем он стал далеко не сразу. Изначально никто и подумать не мог, что когда‑нибудь в Лувре будут жить французские правители, а столетия спустя — выстраиваться очереди из путешественников со всего мира.
Лувр в эпоху Средневековья (XII–XIV века)
В XII веке центр Парижа располагался на острове Сите, где жили представители городской элиты, включая монарших особ. Город в то время был обнесён крепостной стеной, однако там, где протекала Сена, в укреплении были разрывы, что делало город уязвимым.
Тем временем между Францией и Англией шли непрекращающиеся войны, поэтому Парижу нужна была надёжная защита. Тогда король Франции Филипп II Август решил создать дополнительное укрепление, защищающее подступы к острову Сите по Сене. Так появились две башни: с одной стороны — Луврская, с другой — Нельская. Их соединили железными цепями. На реке появились надёжные «ворота».
О происхождении названия башни Лувр исследователи спорят до сих пор. Существует три версии. По одной из них, слово «лувр» могло быть образовано от латинского lupus — «волк». По другой — от старофранцузского lauer или lower, что означает «сторожевая башня». По третьей версии, название образовано от слова leovar — «крепость».
Лувр в эпоху Возрождения (XIV–XVI века)
В XIV веке Карл V сделал крепость своей резиденцией, а вместе с ним в замок переехала городская казна и невероятное по тем временам богатство — тысяча книг. Началась первая серьёзная перестройка в истории Лувра. Заниматься ею поручили известному архитектору Раймону дю Тамплю. Зодчий окружил резиденцию мощной крепостной стеной, построил жилой корпус с царскими покоями, а в самой башне прорубил окна. Лувр всё больше походил на роскошный дворец.
Франциск I в XVI столетии замыслил ещё более радикальные перемены. Башню, с которой начинался Лувр, снесли. Архитектурный комплекс обзавёлся пристройками и постепенно превратился из фортификационного сооружения в полноценный замок.
А в середине того же века Екатерина Медичи построила по соседству с Лувром ещё один дворец — Тюильри. Его возвели на месте, где когда‑то располагался завод по производству черепицы, отсюда и название, которое так и переводится — «черепичный завод».
При Генрихе IV (1553-1610)
Король начал новую радикальную перестройку резиденции. Был составлен генеральный план развития, по которому замок постепенно вырос в четыре раза. Во многом этому способствовало объединение в 1594 году Лувра и Тюильри. Их связала галерея длиной почти полкилометра. В результате от средневековой крепости остались только воспоминания: остатки старых стен снесли, так как они выбивались из нового архитектурного ансамбля.
Уже тогда появились первые идеи о создании музея в стенах замка. Генрих IV предложил поместить королевские коллекции искусства в Большую галерею — ту самую, которая соединяла Лувр и Тюильри. Там же он разрешил работать ремесленникам, которые производили парфюмерию и холодное оружие.
При Людовике XIII (1601-1643)
В первой половине XVII века мануфактура на территории Лувра стремительно разрасталась. Людовик XIII приглашал ремесленников из разных стран Европы, и со временем вся галерея, соединявшая Лувр с дворцом Тюильри, заполнилась мастерскими. Изначально здесь были рады любым умельцам, однако постепенно места стали предоставлять только тем, кто создавал предметы роскоши.
Менялся и архитектурный ансамбль резиденции монарха. Начал формироваться внутренний Квадратный двор Лувра: был создан центральный павильон с часами и арками, которые выполняли функцию входа, справа возвели ещё один корпус. Таким образом, Квадратный двор получил очертания уже с трёх сторон.
При Людовике XIV (1638-1715)
«Король‑солнце» больше любил свой дворец в Версале и предпочитал заниматься его благоустройством. Лувр в Париже тем временем оставался королевской резиденцией лишь формально. Людовик XIV лишний раз не появлялся в здесь, но считал своим долгом оставить память о себе на века, а потому задумал масштабную перестройку дворца.
Во второй половине XVII века был возведён восточный фасад, и границы Квадратного двора окончательно оформились. Однако помпезное здание целых два века оставалось недостроенным. Людовик окончательно перебрался в Версальский дворец, и работы остановили.
Как ни парадоксально, отсутствие интереса к Лувру со стороны монарха пошло будущему музею на пользу. В пустующую резиденцию, помимо ремесленников, стали стекаться художники и скульпторы. В галереях дворца они устраивали свои мастерские и даже оставались здесь жить. С этой поры в Лувре начал витать дух свободного творчества.
Преобразование Лувра в музей
Первые идеи открыть доступ к коллекциям Лувра для всех желающих появились при Людовике XV. Он даже проводил во дворце ежегодную выставку картин молодых художников. Однако музей в этих стенах открылся уже во время Великой французской революции — в 1793 году. Тогда коллекция Лувра насчитывала около 700 предметов искусства.
Архитектурный комплекс продолжал расширяться. При Наполеоне I началось строительство гигантского северного крыла, а завершилось только в середине XIX века — уже при Наполеоне III. Новая галерея протянулась вдоль улицы Риволи.
В 1871 году дворец сильно пострадал от пожара. Здание Тюильри было разрушено, а сам Лувр, хотя и подлежал восстановлению, оказался разграблен. Реставрация продолжалась три года. И к 1874‑му замок приобрёл современные очертания: окончательно оформились три крыла, завершилось обустройство Квадратного двора и двора Наполеона.
Пирамида
Это стеклянное сооружение — последнее и самое противоречивое изменение в облике музея. Знаменитая пирамида Лувра очень нравится иностранцам, но до сих пор вызывает гнев многих французов. Её строительство закончили в 1989 году во время масштабной реставрации, предложенной президентом страны Франсуа Миттераном.
Автор проекта — американский архитектор китайского происхождения Бэй Юймин. Он создал технически сложную конструкцию, по пропорциям идентичную пирамиде Хеопса в Египте. Во время работы архитектор консультировался не только с инженерами и физиками, но даже с биологами и метеорологами. Строение из стекла, алюминия и стали должно было хорошо пропускать свет и выдерживать серьёзные ветровые нагрузки. Кроме того, блоки не должны были желтеть, как это происходит с обычным стеклом. Поэтому материал для пирамиды создавали по особой технологии.
В эффектной футуристической постройке находится главный вход в музей с кассами, информационными центрами и переходами во все корпуса огромного здания.
Лувр в наши дни: территория, инфраструктура и архитектура
Главный музей Франции и один из важнейших выставочных комплексов мира — сегодня ещё и образовательный центр. В стенах дворца работает Высшая школа Лувра. Она была открыта в конце XIX века, и сегодня здесь преподают 31 дисциплину: от иконографии до истории печатного дела. У слушателей есть уникальная возможность посещать лекции, одновременно изучая шедевры мирового искусства в залах Лувра. Многие кураторы музея — выпускники Высшей школы.
Музей организует образовательные программы и для тех, кто интересуется искусством только в качестве хобби. Также в здании дворца расположен Музейно‑исследовательский центр реставрации — его специалисты занимаются восстановлением полотен.Обычно в Лувр приходят как минимум на полдня. Из музея можно не выходить, даже если захочется перекусить: здесь есть несколько кафе. Кроме того, в Лувре находится около полусотни торговых павильонов, где можно купить сувенир или художественный альбом.
Архитектура и интерьер Лувра
Дворец состоит из трёх корпусов — Ришелье, Денон и Сюлли, где на площади 60 000 м² размещены шедевры музея. Несмотря на впечатляющие размеры, навигация по экспозиции довольно простая. В каждое крыло можно попасть из пирамиды, которая находится в центре комплекса, во дворе Наполеона. Есть в Лувре и один внутренний дворик — в корпусе Сюлли. Там можно передохнуть и освежиться у фонтана.
Убранство Лувра тоже впечатляет помпезностью и богатством. Первое, на что гости дворца обращают внимание, — монументальные мраморные лестницы с позолоченными узорами на перилах. А некоторые залы музея — произведения искусства сами по себе. Например, потолки и стены Летних апартаментов Анны Австрийской (несколько комнат, где выставлено античное искусство) украшены роскошной лепниной и фресками. Блеск золота и хрусталя ослепляет!
К сожалению, оригинальные интерьеры дворца не сохранились из‑за частых перестроек. Исключение — апартаменты Наполеона III. Первый президент Второй Французской республики занимал несколько комнат в крыле Ришелье. В отличие от своего дяди Наполеона I, политик любил роскошь: стены обиты обоями из бордового шёлка, с потолков свисают массивные хрустальные люстры, витая мебель и потолки богато декорированы золотом. Любопытно, что в апартаментах нет спальни: в то время Лувр утратил статус резиденции, здесь Наполеон III работал и проводил официальные приёмы.
Что посмотреть в Лувре
Коллекция музея включает почти полмиллиона экспонатов. Они тематически разделены на 6 экспозиций.
- Искусство Древнего мира: Востока, Египта, Греции и Рима. Самые старые экспонаты здесь датируются VII тысячелетием до н. э.
- Культура Ислама. В коллекции хранятся редкие находки: от древних ковров до элементов отделки храмов и дворцов Сирии, Турции, Ирана, Ирака.
- Изобразительное искусство. Это самое богатое собрание музея и одно из наиболее известных в мире. Коллекция даёт широкое представление о живописцах Европы от эпохи Средневековья до XIX века.
- Скульптура. Обширная коллекция включает экспонаты со времён Античности до эпохи Возрождения.
- Графика. Здесь собрано 130 тысяч экспонатов: рисунки, гравюры, книги и оттиски.
- Декоративно‑прикладное искусство. Охватывает период от раннего Средневековья до неоклассицизма. Коллекция занимает 81 зал. Здесь можно увидеть предметы быта и атрибуты власти монархов разных эпох: от роскошной мебели до ювелирных украшений и корон.
Шедевры Лувра
Если времени мало, лучше сконцентрироваться на самых знаменитых экспонатах. Вот несколько, которые точно нельзя пропустить.
«Мона Лиза», Леонардо да Винчи
Совсем небольшая картина (примерно 80 на 50 сантиметров), написанная в XVI веке, обрела всемирную славу только в XX столетии, после того как была похищена, а затем найдена и возвращена в музей. Сегодня к знаменитому экспонату Лувра выстраиваются настолько длинные очереди, что на подходе к «Мона Лизе» пришлось установить лабиринт из лент, как в аэропортах. А чтобы бесценное полотно не повредили, картина спрятана за пуленепробиваемым стеклом.
Пока восхищённые зрители пытаются разгадать секрет улыбки «Моны Лизы», исследователи ломают голову над другими загадками: где позирует героиня художнику, как удалось так живо изобразить глаза, которые словно следят за гостями Лувра, и, наконец, кто позировал Леонардо да Винчи.
«Коронация Наполеона», Жак Луи Давид
Это полотно в 1804 году художнику заказал сам император, желая увековечить свою коронацию. Любопытно, что в момент, когда папа римский собирался возложить корону на Наполеона, тот выхватил венец и сам водрузил себе на голову. Однако Жак Луи Давид не стал брать за основу полотна противоречивый жест императора и изобразил Наполеона коронующим свою супругу.
Над картиной художник трудился долгих три года, постоянно получая от заказчика замечания и требования внести правки. Например, Наполеон попросил Давида изобразить среди присутствующих его мать, которой в действительности на церемонии не было. Кстати, остальные персонажи (а их на картине десятки) — реальные лица. Среди них есть и сам художник.
«Большая одалиска», Жан Огюст Доминик Энгр
Полотно художник писал по заказу младшей сестры Наполеона, но та работу не приняла. В результате картина оказалась в коллекции некоего графа, а в 1899 году попала в Лувр.
На картине Энгр изобразил наложницу султана. Хотя на Ближнем Востоке сам живописец никогда не бывал, ему нравились темы с восточным колоритом.
Современники критиковали живописца за нарушение анатомических пропорций: на спине у девушки несколько лишних позвонков, правая рука преувеличенно длинная, а левая нога неестественно вывернута. Однако сам Энгр проблемы в этом не видел: к точности в изображении фигуры он и не стремился. Главным для художника было выдержать композицию, и это у Энгра получилось блестяще. Нарушенная анатомия тела не бросается в глаза, при этом полотно выглядит гармоничным.
«Венера Милосская»
Одна из самых известных в мире скульптур была создана примерно в I веке до н. э. Статуя богини красоты, любви и плодородия получила название по месту, где была найдена в XIX столетии, — острову Милос в Эгейском море.
Вокруг Венеры Милосской, а точнее вокруг её рук годами идут споры: некоторые исследователи считают, что их не было изначально. Однако большинство склоняется к тому, что руки были утрачены. По одной из версий, это произошло, когда французские моряки «отбивали» произведение искусства у турецких солдат перед отправкой из Милоса.
«Ника Самофракийская»
Скульптуру, автор которой неизвестен, также нашли на одном из островов в Эгейском море. Исследователи полагают, что Нику создали жители острова Родос в честь победы над сирийским флотом. Фигура богини возвышалась на постаменте в виде носа корабля. Однако во время мощного землетрясения постамент был разрушен. Тогда же скульптура потеряла руки и голову.
Заключение
История Лувра — отражение судьбы самой Франции. Возможно, именно поэтому жители страны так любят этот музей и готовы вместе с путешественниками часами стоять в очередях у входа. Бывшая крепость и королевский дворец, а ныне самый известный музей мира давно перестал быть просто достопримечательностью и превратился в символ Франции, который непременно нужно увидеть.На прогулку по бесконечным галереям Лувра лучше отправляться подготовленным: заранее выберите те экспонаты и залы, которые хотите осмотреть, и постройте логичный маршрут. Или обратитесь к местным гидам, которые сделают это за вас и расскажут всё самое интересное о легендарных экспонатах музея.
Автор: Александр Ефремов
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проникнуться атмосферой города и познакомиться с его культовыми достопримечательностями
Увидеть столицу Франции во всей красе и запечатлеть лучшие моменты на iPhone 16 Pro Max
Увидеть локации, в которых снимали самый французский фильм, и проникнуться духом богемного Парижа
Полюбоваться белоснежной базиликой, разгадать секреты Мулен Руж и прикоснуться к французской жизни