Монастыринг: где и как отключиться от городской суеты
Рассказываем о новом виде отдыха трудотерапиейЧто это за тренд и как он появился
Новое течение, популярное среди молодёжи, — по сути, хорошо известное трудничество. Так называют явление, когда люди приезжают в монастырь, чтобы поработать там. На это время жильё и питание им предоставляет обитель. От трудника требуется, чтобы он посещал богослужения, соблюдал правила монастыря и не уезжал из него без разрешения настоятеля.
В 2024 году трудничество заиграло новыми красками. Поводом стали посты в соцсетях блогера Анастасии Ащеуловой. В 2023‑м девушка провела пять дней в Иоанно-Предтеченском женском монастыре на острове Свияжск в Татарстане. О пребывании в обители она рассказывала в своём аккаунте — видео и фото о жизни там собрали миллионы просмотров и попали на ТВ. Со временем многие молодые люди захотели повторить опыт Анастасии и тоже отправились работать в монастыри, а новый тренд получил название «монастыринг».
Особенно популярной эта тенденция стала среди зумеров (поколения, рождённого в 2000–2011 годах). Так, молодые люди готовы стать частью православной общины и помогать по хозяйству в обмен на крышу над головой и питание на несколько дней или даже недель. Как правило, в монастыри едут, чтобы отдохнуть от городской суеты, разобраться в себе и найти душевное равновесие — особенно это актуально для людей в стадии эмоционального выгорания. Считается, что активная трудотерапия помогает справиться со стрессом и даже депрессией. Ещё один плюс монастыринга — цифровой детокс: в любой обители ограничивают пользование смартфонами. Впрочем, на них у трудников всё равно не останется много времени: большую часть дня они заняты физической работой на территории монастыря.
Как попасть в монастырь и чем там заниматься
Как правило, работать в мужские и женские обители приезжают люди с уже сформированным представлением о духовной жизни, многие из которых задумываются о том, чтобы стать послушниками или принять монашество. Однако поработать в обители может любой человек при соблюдении нескольких требований. Остаться в монастыре разрешат только православному или тому, кто готов принять крещение. Проверять знание молитв или Священного Писания никто не будет, но придётся получить благословение главы монастыря — это значит, что нужно поговорить с игуменом или игуменьей и объяснить, почему вы хотите пожить и поработать в монастыре. А вот паспорт попросят показать: в качестве трудников берут только совершеннолетних людей.
Дополнительные требования могут устанавливать сами монастыри. Например, попросят справку о здоровье у тех, кто планирует работать больше месяца или не примут людей, у которых есть несовершеннолетние дети, кредиты или хронические болезни. Если планируете опробовать монастыринг, узнать правила лучше заранее на сайте конкретной обители, а лучше — позвонить или написать туда, чтобы уточнить все детали.
Чем будет заниматься гость, решат в монастыре. Труднику назначат послушание — так называют работу, которую ему поручат. Чаще всего женщин отправляют убирать храмы или другие помещения, помогать на кухне, в подсобном хозяйстве или огороде. Мужчинам могут доверить уборку или охрану территории, а также работу на складах, в мастерских, пекарнях и котельных.
Ещё во время нахождения в обители работники должны соблюдать свод монастырских правил: запрещено употребление алкоголя, курение, сквернословие и выяснение отношений. Кроме того, часто трудники обязаны посещать все богослужения и не уходить из обители без благословения настоятеля.
Сколько оставаться в монастыре, чаще всего решает сам человек. Но иногда монастырь устанавливает свои рамки — например, на Валааме разрешают работать не меньше двух недель. Тем, кто бросил работу раньше оговорённого срока — самовольно или с разрешения игумена, — в следующий раз могут отказать трудничестве в этом монастыре.
В какие монастыри можно поехать на трудничество
На территории России — 580 монастырей, большая часть из которых доступна для монастыринга. Куда именно поехать, зависит от удалённости обители и правил, по которым она принимает гостей. Вот список монастырей для вдохновения в разных уголках страны, куда можно отправиться в качестве трудника.
Оптина пустынь в Калужской области
Введенский ставропигиальный мужской монастырь — один из самых почитаемых и известных в России. Обитель находится в трёх километрах от города Козельска на берегу реки Жиздры. Когда точно образовалась это православная община, неизвестно. Считается, что история монастыря началась в XIV столетии, когда разбойник Опт, раскаявшийся в злодеяниях, принял постриг и поселился в этой местности в маленькой келье. Постепенно к нему примкнули другие монахи, образовав небольшую обитель. В XVII веке Оптинская пустынь, в которой жили 14 монахов, уже упоминается в летописях. В 1796 году началось процветание обители, а с 1820‑х годов монастырь стал местом, куда стремились попасть верующие из разных уголков страны. Они ехали ради встречи с оптинскими старцами — монахами, которых называли прозорливыми из‑за их способности к предсказанию и исцелению. Известно, что ради беседы с ними в монастырь приезжали Фёдор Достоевский и Лев Толстой.
После революции монастырь закрыли, в советское время на его территории был дом отдыха, концлагерь и госпиталь. Восстанавливать Оптину пустынь, возвращённую церкви, начали только в 1980‑х годах. Сейчас на большой территории, обнесённой стеной, действуют четыре основных храма, ещё несколько открываются по праздникам или в них продолжается ремонт. Кроме этого, в обители много других строений: братские кельи, колокольня, игуменский и библиотечный корпуса, пекарня, трапезная.
Для помощи в большом хозяйстве монастырь принимает и мужчин, и женщин. Им могут предложить заняться любым видом работы — от уборки территории или ухода за коровами до готовки на кухне. Селят работников в кельи на несколько мест, а кормят бесплатно три раза в день. Перед приездом нужно обязательно позвонить в Оптину пустынь и договориться о собеседовании.
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
Ещё одна знаменитая обитель, история которой насчитывает несколько столетий. О времени возникновения монастыря на северо‑западе Руси точных данных нет, но предположительно возник он в X–XI веках, после распространения христианства.
В XVI–XVII веках постоянные нападения шведов и эпидемия чумы практически уничтожили обитель. В начале XVIII столетия после победы в Северной войне Пётр I приказал восстановить монастырь, а в 1785 году его начали перестраивать в камне. В течение следующих десятилетий на территории возвели несколько храмов, келейные корпуса, ризницу, больницу и трапезную.
До революции Валаамский монастырь был одним из крупнейших в империи и даже именовался Северным Афоном. С 1918 года он оказался на территории Финляндии. В 1940‑е остров несколько раз менял юрисдикцию, пока окончательно не отошёл к СССР. Возрождаться к жизни древний монастырь начал в 1989 году. Сейчас в нём живут около 200 монахов и ежегодно приезжает около 100 тысяч паломников.
Монастырь мужской, но трудников здесь принимают любого пола. Приехать можно минимум на две недели — это условие обители. Зимой, когда нет навигации, этот срок увеличивается до месяца. Пока между островом и материком ходит теплоход, мужчины могут приезжать в любое время во вторник и пятницу. Для женщин установлены дни заездов, а о визите нужно предупредить. При желании можно приехать и вне графика, но только после согласования с монастырём.
Назначить трудовые обязанности могут на весь срок или давать каждый день новую работу. При этом у трудников монастыря есть бонусы. В свободное от послушаний время можно пойти на бесплатную экскурсию по обители и сплавать на корабле в дальние скиты, а также погулять по живописным местам острова Валаам.
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
Один из крупнейших российских монастырей основали в XV столетии подвижники Зосима, Савватий и Герман. На уединённых островах Белого моря они воздвигли крест, а затем построили несколько келий. Со временем к ним присоединились другие монахи, а в обители возвели деревянные Преображенский и Успенский храмы.
Расцвет монастыря пришёлся на XVI век. Тогда в нём перестроили все храмы в камне, а также расширили хозяйство: проложили новые дороги, прорыли каналы между озёрами, построили каменную гавань и завели ферму. В конце столетия монастырь обнесли мощной крепостной стеной для защиты северо‑западных границ от нападений шведов.
В XVIII–XIX веках обитель на Соловецких островах продолжила расширяться: в ней построили новые каменные храмы, колокольню, открыли школу и училище, на территории также работало множество мастерских и даже биостанция. После революции древний монастырь превратили в тюрьму особого назначения, куда ссылали монахов, священников, белогвардейцев и раскулаченных крестьян.
В 1970‑х Соловецкая обитель стала музеем‑заповедником, а с 1990‑х — снова монастырём. В него из Санкт‑Петербурга вернули мощи основателей общины — преподобных Зосимы, Савватия и Германа, а в отреставрированных храмах возобновились богослужения. Архитектурный комплекс монастыря включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Приехать в монастырь для монастыринга можно и мужчинам и женщинам. Первым разрешат остаться от недели до трёх месяцев, а вторым — от 10 дней. Трудницы могут посещать богослужения по желанию, а вот для мужчин присутствие на них обязательно. Всех работников ждут только в сезон (с 1 июня до конца сентября). В выходные и праздники они могут поучаствовать в экскурсиях по святым местам Соловецкого архипелага.
Серафимо‑Дивеевский женский монастырь в Нижегородской области
У этого монастыря особый статус: он считается единственным в России местом, которое находится под покровительством Богородицы и её четвёртым уделом (священной землёй) в мире. Ещё три — в грузинской Иверии, Киево‑Печерской лавре и на греческом Афоне.
Основательницей общины стала монахиня Александра, которая до пострига была богатой помещицей. В 1770‑х она на свои деньги начала строительство церкви в селе Дивеево. После смерти инокини об обители стал заботиться монах Серафим из Саровской пустыни (будущий святой Серафим Саровский). В 1861‑м община получила статус Серафимо-Дивеевского монастыря, а в следующие 50 лет был создан его архитектурный ансамбль: на территории построили 10 храмов, жилые корпуса, приют для детей, богадельню, гостиницу и 70‑метровую колокольню.
В 1927 году обитель закрыли, некоторых монахинь выгнали, а часть арестовали. Опустевшие храмы использовали как хозпостройки. В 1991 году монастырь был заново открыт. Сейчас здесь работают 10 храмов и несколько часовен, а в окрестностях комплекса есть несколько святых источников.
Трудников обоих полов монастырь принимает в любое время, при этом о визите можно предварительно не договариваться. Если решите задержаться и поработать в обители, нужно обратиться в паломнический центр. После этого гостя поселят в многоместную келью и назначат послушание. Например, ухаживать за огородом или цветочными клумбами, помогать в трапезной или убирать на территории и в храме.
Успенский Второафонский мужской монастырь в Ставропольском крае
Обитель на склоне горы Бештау в окрестностях Пятигорска основана в начале ХХ столетия. Её основателями стали русские монахи, переселившиеся на Северный Кавказ с горы Афон. Община стала разрастаться на месте, где, по преданию, с IX до XV столетия находился византийский монастырь.
Первую церковь Успения Пресвятой Богородицы в новом монастыре освятили в 1904 году. Также на его территории были возведены корпуса с кельями, гостиница, дом настоятеля и трапезная.
В 1929 году Бештаугорский монастырь закрыли, а монахов, ушедших в горы, разыскивали и арестовывали. В опустевшей обители размещался санаторий, а позже детский дом. После Великой Отечественной войны заброшенные монастырские строения стояли бесхозными — к концу XX века от них почти ничего не осталось.
Заново отстраивать монастырь начали в 1999 году. Уже через два года был открыт храм Георгия Победоносца, а спустя ещё 10 лет на территории появились жилой и административный корпуса, летний храм, музей, библиотека и пасека. С 2014‑го в обители продолжается возведение величественного Успенского собора в византийском стиле. Его 28‑метровые стены облицованы ракушечником и туфом, а внутри недостроенного храма можно полюбоваться на мозаику на стенах и изображение Христа на своде.
Для трудничества монастырь принимает только мужчин — им предстоит жить в одном корпусе с монахами. Работников отправляют помогать на пасеке, в пекарне и свечном цеху, убирать территорию или ухаживать за садом. Летом в обители многолюдно и шумно: в неё прибывают тысячи паломников, а в июле здесь проходит детский православный форум «Зелёный Афон». Если для монастыринга вы выберете именно эту общину, лучшие приезжать сюда весной или осенью, когда людей не так много.
Монастырь Святых Царственных Страстотерпцев под Екатеринбургом
Обитель, которая считается одной из самых молодых в стране, находится в 20 километрах от уральской столицы. Образовалась она в 2000‑х годах на территории, где в 1918‑м предположительно были уничтожены тела последнего российского императора, его родных и приближённых. В XIX столетии землёй неподалёку от деревни Коптяки владел местный житель Гавриил (его часто называли Ганей), который выкопал там шахту в надежде найти золото. К началу прошлого века шахта оказалась заброшенной, а затем стала местом погребения представителей правящей династии.
В 1991 году на территории бывшего рудника поставили поклонный крест, а через год там прошёл первый крестный ход. В начале XXI века в урочище был учреждён мужской монастырь. На территории построили семь деревянных храмов — они расположены по обе стороны от бывшей шахты. Вокруг бывшего рудника построена галерея, в которой всегда горят лампадки в память о царственных страстотерпцах.
В монастыре на работу принимают только мужчин. К ним предъявляют стандартные требования: наличие паспорта и отсутствие серьёзных заболеваний. Трудникам предоставляют жильё и трёхразовое питание, а взамен назначают послушания в трапезной, на кухне, скотном дворе или приусадебном хозяйстве. При желании монахи могут научить помогать во время богослужений, звонить на колокольне или печь просфоры.
Заключение
Движение, названное «монастырингом», — это хорошая возможность получить интересный опыт и новые впечатления. Даже нескольких дней в православной обители будет достаточно, чтобы переключиться от повседневных забот. Если сразу решиться на трудничество сложно, в монастырь можно приехать и в качестве паломника. Чтобы больше узнать об истории обители, традициях и правилах монашеской и труднической жизни, отправляйтесь туда в компании опытного проводника. Гид не только покажет самые красивые уголки монастыря, но и сориентирует, куда обратиться и что понадобится для жизни в православной общине. Актуальные предложения можно найти на сайте и в приложении Tripster.
Автор: Юлия Осокина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Посетить сердце Северного Кавказа и окружающие её живописные места
Исследовать красоты Приэльбрусья в мини-группе и подняться по канатной дороге на сам Эльбрус
Все самые интересные места города на насыщенной обзорной экскурсии