Москва купеческая: наследие русских предпринимателей

3 окт 2024, обновлено 7 окт 2024
Москва купеческая: наследие русских предпринимателей

Найти экскурсию

Показать
В XIX веке Москва переживала небывалый экономический рост, главным двигателем которого стали купеческие династии. Они вкладывали деньги не только в бизнес, но и в преобразование города. Особняки, магазины, больницы, музеи — по заказу коммерсантов лучшие мастера эпохи строили шедевры архитектуры.

Почему Москва стала деловым центром империи

Хотя Санкт‑Петербург в XVIII–XIX веках был столицей страны и городом аристократов, дворян и чиновников, Москва сохранила статус коммерческого центра. Это во многом объяснялось выгодным географическим положением: сюда сходились все транспортные артерии страны, включая железные дороги и речные пути, что облегчало перевозку товаров и материалов.

Купечеству в Москве было проще строить фабрики и мануфактуры. Наличие рабочих рук также способствовало развитию промышленности — особенно после отмены крепостного права в 1861 году, когда тысячи уже свободных граждан подались в город в поисках лучшей жизни.

москва купеческая
«Толкучий рынок в Москве», Владимир Маковский (1880 год)

Знаменитые династии и их наследие

Доля купеческого сословия среди всех москвичей на рубеже XIX и XX веков составляла всего 1,5%, но влияние предпринимателей на экономическую и социальную жизнь было непропорционально велико.

Крупных коммерсантов всегда интересовала тема благотворительности. Одни строили училища, больницы, приюты и храмы, а другие становились покровителями художников и актёров. Важное место в их жизни занимала политика: купец Николай Алексеев стал городским главой (в наши дни его назвали бы сити‑менеджером), а фабрикант Александр Гучков основал партию октябристов.

1893 год. Купец Николай Алексеев • 1917 год. Фабрикант Александр Гучков

Особую роль в истории русского купечества всегда играли старообрядцы, которые составляли значительную часть предпринимательских династий. Эти люди отличались огромным трудолюбием, строгими моральными устоями и сплочённостью. Торговые навыки в их семьях передавались из поколения в поколение. С ранних лет каждый ребёнок знал, что ему предстоит заниматься делом родителей.

Морозовы

Семейный бизнес начался с небольшой шёлкоткацкой мастерской и перерос в крупнейшее в стране текстильное производство. Морозовы были крупными работодателями, в конце XIX века на их предприятиях работали 54 тысячи человек. Морозовы проспонсировали строительство 70 зданий в Москве, 40 из которых подарили городу.

Дом Зинаиды Морозовой

Адрес: улица Спиридоновка, 17

Особняк в стиле английского рыцарского замка в центре Москвы решил построить Савва Морозов. Дом должен был стать подарком его супруге Зинаиде на годовщину свадьбы. Разработать проект богатый купец попросил архитектора Фёдора Шехтеля. Стройка длилась пять лет. Получилось одно из самых впечатляющих московских зданий, оно напоминало о готических замках Европы, но выглядело современно благодаря лёгкости и плавности линий, свойственным стилю модерн.

Дом Зинаиды Морозовой: 1898–1905 годы • Современный вид • Фото: Shutterstock

После смерти супруга в 1905 году Зинаида Морозова рассказала, что в одной из комнат появилось привидение, и вскоре продала особняк купцу Михаилу Рябушинскому. Однако новый владелец не задержался там надолго: после революции он спешно покинул Россию. Говорили, что он увёз из особняка всё ценное вплоть до серебряных ложек. Однако позднее в подвале обнаружили замурованный тайник с картинами, статуэтками и шкатулками, полными старинных вещей.

Что сейчас внутри: Дом приёмов МИД России

Особняк Арсения Морозова

Адрес: улица Воздвиженка, 16

25‑летний наследник купеческой династии Арсений Морозов, известный своим эпатажным поведением и чувством юмора, решил построить для себя ни много ни мало самый необычный московский дом. Вместе с архитектором Виктором Мазыриным в поисках образца он объездил половину Европы, и больше всего ему приглянулся дворец Пена в португальском городе Синтра. По возвращении Морозов попросил зодчего смешать в постройке все стили — от барокко и классицизма до псевдоготики и модерна. Новое здание с ракушками на фасаде, башенками, большими арочными окнами резко выделялось из сдержанной городской среды, поэтому не все москвичи оценили его облик. Даже Варвара Морозова, мать Арсения, не обрадовалась архитектурному чудачеству сына. По легенде, увидев дом, она воскликнула, что теперь вся Москва будет знать, что её ребёнок — дурак.

Что сейчас внутри: Дом приёмов Правительства РФ

Особняк Арсения Морозова: 1900–1905 годы • Современный вид • Фото: Shutterstock

Третьяковы

Купцы Третьяковы владели большими текстильными предприятиями, сформировали капитал на торговле льняным полотном и пряжей. Однако след в истории оставили благодаря художественному вкусу и меценатству.

Третьяковская галерея

Адрес: Лаврушинский переулок, 10, строение 4

Датой создания легендарного музея считается 1856 год, когда Павел Третьяков купил у художника Василия Худякова работу «Стычка с финляндскими контрабандистами». Это была первая картина в его коллекции. Приобретаемые полотна купец размещал в своём доме в Лаврушинском переулке. Места им не хватало, владелец пристраивал новые музейные залы. В 1892 году он передал всё, что собирал, в дар Москве. Третьяков был скромным человеком и, чтобы не слышать бесконечных благодарностей, на время даже уехал за границу.

За щедрый подарок император предложил коллекционеру перейти в дворянство. Но меценат гордился своим сословием и отказался, сказав, что он «родился купцом, купцом и умрёт».

1880–1890 годы. Дом Третьяковых • 1913–1914 годы. Третьяковская галерея • Современный вид • Фото: Shutterstock

Рябушинские

Основатель династии, крестьянин из Калужской губернии Михаил Рябушинский, сколотил солидный капитал на хлопчатобумажных фабриках. Сыновья продолжили дело отца и значительно укрепили финансовое положение. Совместно они торговали лесом, производили бумагу, стекло, основали крупный купеческий банк.

Особняк Степана Рябушинского

Адрес: Малая Никитская улица, 6/2, строение 5

Один из самых причудливых домов Москвы спроектировал Фёдор Шехтель для купца Степана Рябушинского — внука основателя знаменитой династии. Архитектурной доминантой интерьера особняка стала парадная, или, как её ещё называют, «тающая» лестница. Её мраморные волны словно поднимают ввысь люстру в форме медузы.

1902 год. Особняк Степана Рябушинского • Современный вид • Интерьер музея • Фото: Shutterstock

Особняк тематические разделён на ярусы. Первый этаж представляет подводное царство, второй — пространство воздуха, а последний — мир духовного. Однако, несмотря на такие возвышенные темы, Шехтелю пришлось учитывать условия рачительного заказчика‑купца. Рябушинский настоял на достройке хлева на две коровы. Впрочем, эту часть дома вскоре переоборудовали в хозблок.

Что сейчас внутри: Музей Максима Горького (писатель жил в особняке с 1931 по 1936 год).

Бахрушины

В Москву Бахрушины переехали из подмосковного Зарайска в 1830‑е годы и решили заниматься пошивом перчаток. Бизнес купцов рос, через некоторое время семья перешла к производству сукна, ваты и шерсти.

московское купечество
Семья Петра Алексеевича Бахрушина

Бахрушины всегда жили скромно, экономили каждую копейку. Про их бережливость ходили легенды. Рассказывали, что даже в театр они брали с собой яблоки, чтобы не тратить деньги в буфете. При этом их называли «профессиональными благотворителями»: на обустройство Москвы они жертвовали миллионы. На их средства возвели первый в империи хоспис, сотню училищ, заложили три музея и четыре театра.

Театральный музей Бахрушина

Адрес: улица Бахрушина, 31/12, строение 1

Созданию музея послужил случай: Алексей Бахрушин поспорил со знакомым, тоже представителем купеческой фамилии Николаем Куприяновым, что за месяц соберёт достойную коллекцию театральных редкостей. Бахрушин отправился на городской блошиный рынок на Сухаревской площади, в грудах хлама нашёл карточки XVIII века с театральными костюмами. После их реставрации выяснилось, что находка чрезвычайно ценная. С этого момента Бахрушин вошёл в раж и всю дальнейшую жизнь собирал буквально всё, что связано с театром, — не скупился и иногда скупал целиком гримёрные комнаты известных артистов. В его коллекции оказывались афиши и программки, костюмы, эскизы, рукописи, бинокли, работы декораторов. Бахрушин даже собирал балетные туфли и пуанты известных танцовщиц, чем вызывал ядовитые насмешки со стороны представителей московской интеллигенции.

Что сейчас внутри: Музей имени Бахрушина

Театральный музей Бахрушина: 1898–1905 годы • Современный вид • Интерьер музея • Фото: Shutterstock

Абрикосовы

Родоначальник кондитерской династии — крепостной из Пензенской губернии Степан Николаев. Он был необычайно хорош в приготовлении сладостей и зимой приезжал торговать своей продукцией в Москву. Разбогатев, купил вольную и сменил фамилию на Абрикосов (в честь вкуснейших плодов, которые росли на его родине и из которых он варил свой главный гастрохит — пат, тугую пастилу). С каждым новым поколением фамильный бизнес приумножался: сын уже управлял большой мануфактурой, а внук построил целую шоколадную империю, открыв магазины по всей стране.

Дом Абрикосовых

Адрес: Малая Красносельская улица, 7, строение 31

Здание в стиле модерн, которое выглядит, словно его вылепили из пластилина, изображено на упаковке шоколада «Бабаевский» и поэтому многим известно с детства. Дом построили в 1905 году по проекту Бориса Шнауберта рядом с фабричными корпусами для топ‑менеджеров фабрики: на первом этаже жил управляющий, на втором — владельцы, семья Абрикосовых.

московский купец
1986 год. Дом Абрикосовых

В советское время, когда фабрику национализировали и стали называть в честь большевика Бабаева, дом сделали красным в тон с соседними кирпичными зданиями. В 2022 году при реставрации рабочие сняли 10 слоёв краски и сделали неожиданное открытие: изначально стены были оливкового цвета. Особняку решили вернуть исторический облик. У здания сохранились витражи в виде пчелиных сот, а также белые лепные детали, похожие на вазочки для варенья или конфет. Всё это намекает на сладости, которые делали на фабрике Абрикосовых.

Что сейчас внутри: после реставрации интерьеров в особняке планируют открыть музей или общественное пространство

москва купеческая
Современный вид дома. Фото: Юлия Иванко

Щукины

Текстильные магнаты Щукины известны как страстные собиратели искусства. Купцы‑братья Дмитрий, Сергей и Иван собрали большую коллекцию работ старых европейских живописцев, французских импрессионистов и постимпрессионистов. Купленные ими картины хранятся в ГМИИ имени Пушкина и в Эрмитаже.

Музей российских древностей

Адрес: Малая Грузинская улица, 15

Страстью старшего из братьев, Дмитрия Щукина, было русское искусство. Всё началось с того, что в деловых поездках он скупал ткани и ковры. И не смог остановиться: в Москву бесконечно ехали телеги, наполненные старинными вещами. Чтобы хранить всё это историческое богатство, коллекционер решил построить московский Музей древностей. За проектом обратился к архитектору Борису Фрейденбергу. Вместе они отправились в Ярославскую губернию, чтобы изучить старинные церкви и создать нечто похожее по стилю. В итоге получилось здание в псевдорусском стиле — терем из красного кирпича с арками, изящными наличниками и карнизами.

Что сейчас: Биологический музей имени Тимирязева (коллекцию Дмитрия Щукина перевезли в Исторический музей).

1905–1910 годы. Музей П. И. Щукина • 1905 год. Новый корпус музея и хранилище исторических документов • Биологический музей имени Тимирязева • Фото: Shutterstock

Прохоровы

Истории бизнеса началась в конце XVIII столетия, когда отец семейства Василий Прохоров организовал маленькую ситценабивную мастерскую на реке Пресне. Дело приносило небывалую прибыль, пять поколений купеческого клана посвятили жизнь развитию дела.

Трёхгорная мануфактура

Адрес: Рочдельская улица, 15

Фабричная территория обрела дошедший до нас облик в 1880‑х, когда после масштабного пожара возвели новые кирпичные корпуса. Здания с массивными стенами, арочными окнами и простыми функциональными фасадами стали символом промышленного развития Москвы и образцом индустриальной архитектуры.

1890–1900 годы. Трёхгорная мануфактура на Пресне • Один из исторических корпусов • Территория мануфактуры • Фото: A.Savin, CC BY-SA 3.0, Gennady Grachev, CC BY 2.0

Владельцы фабрики были новаторами. В 1816 году они открыли первую в России бесплатную ремесленную школу, где грамоте обучались как сотрудники предприятия, так и их дети. На Прохоровской мануфактуре был установлен 10‑часовой рабочий день, что было неслыханно для дореволюционной России: на других московских заводах трудились по 12−14 часов.

Что сейчас внутри: часть корпусов реставрируется; по территории проводят экскурсии

Перловы

Представителей этой фамилии называли чайными королями. К концу XIX века им принадлежало 130 магазинов в России и за границей — в Вене, Берлине и Париже.

Чайный дом

Адрес: Мясницкая улица, 19

В 1896 году на коронацию Николая II в Москву должен был приехать высокопоставленный китайский канцлер. Купец Сергей Перлов решил пригласить его к себе, впечатлить необычной архитектурой, доказать, что он хорош в торговле, и потом заключить выгодное соглашение на поставку чая. Фасад его особняка на Мясницкой переделали в восточной стиле: стены украсили драконами, орнаментами с растениями и животными, на крыше соорудили трёхъярусную пагоду. Однако в день X сановник к Перлову даже не зашёл. Его переманили конкуренты. Зато ремонт стал лучшей рекламой бизнеса: благодаря оригинальным экстерьерам покупателей заметно прибавилось.

Что сейчас внутри: в особняке продолжает работать чайный магазин

Чайный дом: 1896 год • Современный вид • Фото: Shutterstock

Знаковые купеческие места

В столице сохранилось множество зданий, связанных с купечеством. В дореволюционную эпоху центром деловой Москвы были торговые кварталы рядом с Красной площадью и Китай‑городом.

Московский купеческий клуб

Адрес: улица Большая Дмитровка, 17

Богатые члены этого объединения (обязательное условие участия — ежемесячные взносы) могли приезжать сюда в любое время суток как по делу, так и в поисках развлечений — вести переговоры, играть в шашки, шахматы или в бильярд. Резиденты имели право участвовать в застольях и приводить с собой двух дам. А ещё здесь нелегально играли на деньги в карты, что было строго‑настрого запрещено в Москве. В январскую ночь 1909 года сюда нагрянул отряд полиции и поймал с поличным 30 человек. Купеческий клуб получил выговор и вынужденно съехал из арендованного здания.

Что сейчас внутри: МАМТ имени Станиславского и Немировича‑Данченко

1896 год. Московский купеческий клуб • Музыкальный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича‑Данченко • Фото: NVO, CC BY-SA 3.0

Верхние торговые ряды

Адрес: Красная площадь, 3

У Красной площади торговали с незапамятных времён. После пожара 1812 года на месте старинных рядов построили новое здание. Но за полвека оно обветшало так сильно, что однажды покупательница примеряла в одном из магазинчиков платье и провалилась сквозь гнилой пол. Московские власти озадачились вопросом построить для купцов цивилизованное место торговли.

В 1893 году рядом с Кремлём возвели современный пассаж в псевдорусском стиле со стеклянными сводами. Здесь разместились салоны с хорошей мебелью, большими зеркалами и дорогой отделкой. Открылись модные магазины: парфюмерия «Брокар и Ко», салон шёлка купцов Сапожниковых, лавка со швейцарскими часами Михаила Калашникова и кондитерская Абрикосовых.

Что сейчас внутри: ГУМ

1884 год. Верхние торговые ряды • ГУМ • Фото: Shutterstock

Биржа

Адрес: улица Ильинка, 6/1

Здесь купцы должны были цивилизованно заключать сделки. Хотя Москва была деловым центром империи, она оказалась лишь пятым городом (после Санкт‑Петербурга, Архангельска, Одессы и Варшавы), где построили биржу. До этого консервативные московские купцы предпочитали договариваться обо всём прямо в торговых рядах.

Здание построили в 1837 году, архитектор Александр Каминский задумал его похожим на древнегреческий храм. В первые годы своего существования биржа была исключительно товарной, купечество совершало сделки по хлопку и пряже. Торговля ценными бумагами на ней началась лишь в середине XIX века.

Что сейчас внутри: Торгово‑промышленная палата РФ

1884 год. Биржа • Здание Торгово‑промышленной палаты РФ • Фото: Shutterstock

Заключение

Московское купечество сыграло ключевую роль в развитии города, оставив нам в наследие великолепные особняки, магазины и музеи. Столица не была бы такой, какой мы её знаем, без золотого века меценатов. Больше об архитектурных шедеврах, в которых воплотился предпринимательский дух той эпохи, могут рассказать местные гиды. Прогулка с ними станет интересным опытом для ценителей архитектуры и истории.

Автор: Антон Бурлаков

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Зимняя Москва: куда пойти и чем занятьсяЗимняя Москва: куда пойти и чем заняться От ГУМ‑катка на Красной площади до фестиваля орхидей в Аптекарском огороде

Еще экскурсии по теме