Музеи авиации в России

3 сен 2023, обновлено 28 окт 2024
Музеи авиации в России

Найти экскурсию

Показать
Авиационный туризм быстро набирает популярность. Желающих увидеть своими глазами редкие образцы авиатехники всё больше. Разбираемся, какие экспозиции гражданских и военных летательных машин у нас в стране стоит посетить в первую очередь.

Самые известные музеи авиатехники России

Многие выставки в нашей стране, посвящённые науке и технике, рассказывают об истории авиации. Но по‑настоящему редкие экспонаты можно найти только в профильных музеях.

Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации

Где находится: Москва, улица Советской Армии, 2, строение 1

Один из самых больших в мире военно‑исторических музеев был основан в 1919 году. Его коллекция превышает 800 тысяч предметов. Здесь представлены различные образцы оружия, награды, редкие документы и личные вещи выдающихся военачальников. Особое место в экспозиции занимает авиация. На открытой площадке можно увидеть самолёты и вертолёты советского производства и модели, которые стоят на вооружении сегодня.

Фото: Daria Vinogradova

Су‑24

Один из самых интересных экспонатов. Входит в число наиболее массовых боевых самолётов российских Вооружённых сил. Бомбардировщик отличают крылья с изменяемой стреловидностью (они могут выдвигаться при посадке, снижая скорость, и прижимаются к фюзеляжу во время полёта, помогая разогнать самолёт). Несмотря на высокую скорость, машина способна лететь на малых высотах, огибая рельеф местности. Это делает самолёт незаметным для радаров противника.

Су‑24
Су‑24 (54 красный). Фото: Екатерина Барабанова

МиГ‑29

Истребитель четвёртого поколения международные эксперты признали одним из лучших военных самолётов советского производства. Его обтекаемые линии сразу обращают на себя внимание. МиГ‑29 стал первым в мире лёгким истребителем. К таким относят самолёты взлётной массой до 15 тонн. Для сравнения: тяжёлые превышают 20-тонный рубеж. Сверхманёвренный истребитель в 1980–1990 годы был настолько популярен, что поставлялся в десятки стран мира. Он до сих пор стоит на вооружении армий 25 государств.

МиГ‑29
МиГ‑29. Фото: сайт «Кpopov»

Ми-24А

Заслуженного трудягу советских ВВС называли «летающим бронетранспортёром».Такое прозвище он получил, потому что мог вместить до восьми бойцов‑десантников. Несмотря на внушительные размеры, за которые вертолёт ещё называли «крокодилом», Ми-24А был самым быстрым для своего времени. Этому способствовала и впервые применённая в вертолётостроении система убирания шасси. Любопытно, что поначалу лётчики, не привыкшие к нововведению, забывали выпустить колёса, что приводило к жёсткой посадке.

Ми-24А
Ми-24А. Фото: сайт «Кpopov»

Научно‑мемориальный музей Н. Е. Жуковского

Где находится: Москва, улица Радио, 17, корпус 5

Экспозиция рассказывает о развитии авиации в нашей стране от самых первых попыток подняться в небо. Музей располагается в доме, где с 1915 по 1920 год жил выдающийся учёный Николай Егорович Жуковский. Он в начале XX века создал целое направление в науке — аэродинамику, которая позволила не просто летать, а делать это быстро. В экспозиции можно увидеть макеты первых аэродинамических труб. В них исследуют, как воздушные потоки обтекают летательный аппарат.

Под потолком зала №5 висит необычная конструкция, похожая на гигантскую летучую мышь, расправившую крылья. Это один из предков будущих самолётов — планёр Отто Лилиенталя. Немецкий экспериментатор в конце XIX столетия создал крылья из ивовых прутьев, обшитых полотном. Это был один из первых летательных аппаратов. Пилоту, правда, требовалось стартовать с возвышенности. Крылья буквально «цеплялись» за воздух и позволяли какое‑то время планировать. Было сделано всего девять подобных конструкций для продажи. Одну из них и купил Жуковский во время своей поездки в Берлин.

Зал №4 и зал №5. Фото: сайт музея

А в зале №4 можно почувствовать себя членом экипажа самолёта-рекордсмена АНТ‑25. Там размещены приборы кабины. На этом самолёте в конце 1930‑х знаменитые лётчики Валерий Павлович Чкалов, Георгий Филиппович Байдуков и Александр Васильевич Беляков совершили первый перелёт между Европой и Америкой, маршрут которого пролегал через Северный полюс. Самолёт поставил рекорд дальности того времени, преодолев больше 10 тысяч километров без посадки.

Музей ОКБ А. Н. Туполева

Адрес: Москва, набережная Академика Туполева, 17

Легендарный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев сам участвовал в создании выставочного комплекса в 1970‑е годы. Музей детально знакомит с историей старейшего авиационного конструкторского бюро страны, в цехах которого было создано больше трёхсот моделей самолётов.

Часть экспозиции — воссозданный кабинет Андрея Николаевича. Обращает на себя внимание простая обстановка. Зато на зелёном сукне стола — множество чертежей, красные папки с секретными документами и непременный телефон — для связи с высшим руководством страны.

В других залах размещены детально проработанные модели самолётов Ту. Часть фюзеляжа сделана из стекла, так что можно заглянуть в салон и рассмотреть внутреннее устройство. Здесь есть и ветеран неба — Ту‑134, который впервые взлетел в 1963 году. Он зарекомендовал себя как один из самых надёжных лайнеров страны. Его работа в коммерческих авиакомпаниях завершилась только в 2019 году. При этом Минобороны продолжает эксплуатацию самолётов этой модели.

Экспозиция музея. Фото: сайт «Корпоротивный музей»

Большой интерес вызывают современные и перспективные разработки в бюро «Туполева». Например, Ту‑244, о котором слышали немногие. По проекту этот реактивный сверхзвуковой лайнер мог бы развивать скорость свыше 2000 км/ч и подниматься на рекордные для пассажирских самолётов 20 километров. Если проект осуществится, то долететь из Москвы во Владивосток можно будет в два‑три раза быстрее, чем сейчас.

Особенно интересно в музее детям. Для них проводят мастер‑классы и викторины. Здесь можно попробовать себя в роли авиаконструктора, собрав модель самолёта Ту‑214.

Центральный музей ВВС

Где находится: Московская область, посёлок Монино, Музейная улица, 1

Самая большая выставочная площадка в стране, где представлены образцы не только авиационной, но и космической техники.

Территория музея похожа на гигантское лётное поле, где разместились самолёты и вертолёты различных конструкторских школ. Среди экспонатов есть как хорошо известные серийные модели, так и экспериментальные, созданные в единичном экземпляре для испытаний.

История музея началась в середине XX века. Маршал авиации Степан Акимович Красовский предложил организовать выставку техники на аэродроме в подмосковном военном городке Монино. Но поначалу экспонаты для неё было сложно найти. Главнокомандующий Военно‑воздушными силами даже издал приказ, чтобы командиры лётных подразделений страны передавали в новый музей в Подмосковье устаревшие образцы самолётов и вертолётов. Выставка начала работу в 1960‑м, почти сразу завоевав популярность.

Центральный музей ВВС
Панорама открытой экспозиции музея. Фото: Navigator-avia, CC BY-SA 3.0

Сегодня богатая коллекция из 190 летательных аппаратов хранится на открытой площадке и в залах‑ангарах. Сотрудники музея подсчитали: на самолётах и вертолётах тех моделей, что сегодня представлены на выставке, было поставлено более полутысячи мировых рекордов. 71 экспонат музея является памятником науки и техники, то есть это ярчайшие представители своей эпохи развития авиации. Среди них стоит обратить внимание на следующие:

«Илья Муромец»

Один из первых самолётов, созданных ещё в Российской империи. Серия полностью деревянных лайнеров выпускалась с 1913 по 1917 год. Этот самолёт стал первым в мире, где салон отделён от кабины пилотов. Внутри было комфортно: большие кресла, широкие иллюминаторы, работал обогрев. Использовались самолёты серии «Илья Муромец» и во время Первой мировой войны: на их базе создавался новый вид боевой техники — бомбардировщики.

«Илья Муромец»
«Илья Муромец». Фото: блог «Россия наизнанку»

Ту‑144

Его и сегодня изучают в ведущих инженерных вузах мира. Самолётов такого типа за всю историю авиатехники было всего два — наш и французский «Конкорд». Но Ту‑144 стал первым в мире лайнером, перевозившим пассажиров со сверхзвуковой скоростью, то есть быстрее 340 м/с. Новейший лайнер поднялся в воздух в конце 1968 года. Во время испытательных полётов конструкция постоянно дорабатывалась. Первый серийный образец был собран уже в 1971‑м.

Вначале самолёт перевозил только грузы (необходимо было испытать скоростной лайнер). Пассажиры впервые поднялись на борт в октябре 1977 года. Сложнейшая конструкция до сих пор считается эталонной. Например, инженерам нужно было решить проблему иллюминаторов. На такой скорости обычные вдавливало внутрь. Но без окон пассажиры летать боялись. Тогда создали термостойкое оргстекло с содержанием фтора. Острый нос кабины отклонялся вниз при взлёте и посадке для лучшего обзора. В таком виде передняя часть лайнера напоминала клюв птицы.

Ту‑144
Ту‑144. Фото: Тимофей Главатских

Самолёт оснащался самой передовой по тем временам системой управления. Было предусмотрено четырёхкратное резервирование всех систем, то есть лайнер должен был выполнить манёвр в любых условиях. Именно поэтому для него не существовало практически никаких ограничений по погоде. Однако в эксплуатации самолёт оказался слишком дорогим. К тому же его мощные двигатели создавали сильный шум, так что современным нормам он уже не соответствовал. В итоге пассажирские полёты были прекращены в конце 1980‑х.

Позже самолёт использовался для проведения исследований атмосферных явлений. В конце 1990‑х эксплуатация всех Ту‑144 прекратилась.

Орбитальный самолёт

Небольшой и даже неброский. Его форма непривычна: широкий нос загнут вверх, словно у башмака, который давно носят. Бросается в глаза отсутствие шасси: конструкция опирается на четыре выдвижные стойки. Он должен был стать одним из главных бойцов «звёздных войн»: в 1960‑х годах его создавали в качестве боевого самолёта, который мог оборонять страну, если война начнётся в космосе.

По задумке конструкторов, орбитальный джет должен был крепиться сверху на самолёт‑разгонщик. Когда разгонщик достигал гиперзвуковой скорости, груз отделялся и включал свои двигатели. Таким образом, самолёт выходил на орбиту земли, для чего требуется большое ускорение. Поскольку вывод груза в космос стоит дорого, джет был одноместным, так что для управления готовили лётчиков самой высокой квалификации. Они должны были выдерживать перегрузки, управлять сложнейшей техникой и одновременно бороться с аналогичными орбитальными штурмовиками противника.

Орбитальный самолёт. Фото: Михаил Зубков

Было у самолёта и гражданское предназначение: предполагалось, что его можно использовать для проверки спутников на орбите Земли. Однако дальше серии испытаний дело не пошло: проект был признан слишком дорогим и сложным. Так один из созданных образцов орбитального самолёта навсегда занял место в музее.

Пе‑2

Легендарный пикирующих бомбардировщик, который можно увидеть в зале, посвящённом авиации Великой Отечественной войны. Представленный самолёт собран из трёх. Эти машины после своей службы в небе были отправлены на полигон, где стали мишенями во время стрельб.

Лётчики Великой Отечественной ласково называли самолёт «пешка». Он был разработан в конструкторском бюро, которое возглавлял В. М. Петляков. В историю Пе‑2 вошёл как самый массовый фронтовой бомбардировщик Советского Союза. Было выпущено больше 11,5 тысячи машин. Главная задача, которую успешно решили конструкторы, заключалась в повышении точности авиаударов по целям. Для этого бомбардировщик «научили» пикировать: в таком режиме полёта снаряды ложились в заданные точки или максимально близко к ним. Превосходство «пешек» в воздухе отмечали даже немецкие лётчики.

Пе‑2
Пе‑2. Фото: Екатерина Барабанова

Музей ЛИИ им. М. М. Громова

Адрес: Московская область, город Жуковский, улица Гарнаева, 2а

Расположен на территории Лётно-исследовательского института имени лётчика‑испытателя Михаила Михайловича Громова. Поскольку предприятие стратегическое, то попасть в выставочные залы можно только по предварительной записи и только гражданам России с обязательным предъявлением паспорта.

Вдоль Аллеи Героев, которая ведёт от проходной к зданию предприятия, можно увидеть знаменитые советские истребители и бомбардировщики МиГ‑23 и МиГ‑25, Су‑22 и Су‑24. В середине парадного строя самолётов возвышается редчайший образец — Ил‑102. Этот тяжёлый штурмовик был удачным экспериментом советских конструкторов, осуществлённым в неудачное время. В ходе испытаний «летающий танк», как его прозвали, продемонстрировал абсолютную надёжность: ни одна система ни разу не отказала. Однако в середине 1980‑х у Советского Союза уже не было денег на серийное производство этой дорогой машины. В итоге широкой публике самолёт показали лишь один раз во время авиационной выставки в 1992 году.

Фото: блог «Жуковский, Москва и не только»

В помещениях музея можно посетить воссозданный кабинет Громова, увидеть чертежи и рисунки, сделанные его рукой. В залах хранятся фотографии испытаний авиационной техники, которые помогают составить представление о развитии самолётостроения в стране. На стендах установлены модели машин, которые проходили тестовые полёты в ЛИИ.

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации

Адрес: Ульяновск, Авиационная улица, 20а

Здесь собрана самая богатая коллекция пассажирских самолётов и вертолётов. На территории площадью 18 гектаров рядом с городским аэропортом выставлено около полусотни экспонатов. Некоторые широко известны. Например, знаменитый Ан‑2, прозванный «кукурузником». Он «встал на крыло» почти сразу после Великой Отечественной. И был настолько удачной и востребованной моделью, что производился больше 60 лет и попал в Книгу рекордов Гиннесса. Он абсолютно не требователен к качеству взлётно‑посадочной полосы. Этому самолёту достаточно обычной грунтовки. А своё прозвище он получил, поскольку часто применялся в сельском хозяйстве — для опрыскивания с воздуха полей от вредителей.

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации
Фото: группа ВК музея

Есть в Ульяновске и по‑настоящему редкие образцы. Ту‑116 1957 года выпуска — один из них. В середине XX века у руководства страны возникла идея создать скоростной лайнер, который бы мог быстро доставлять пассажиров с одного континента на другой. Инженеры КБ «Туполев» в качестве эксперимента переоборудовали два стратегических бомбардировщика Ту‑95 под гражданские цели. Экспериментальные полёты прошли удачно, однако в пассажирские перевозки лайнеры так и не отдали. Самолёты использовались Военно‑воздушными силами страны до начала 1990‑х. Потом один из них был разрезан на металл, второй попал в музей истории гражданской авиации.

В выставочных залах представлены чертежи самолётов, фотографии испытаний авиационной техники и личные вещи знаменитых конструкторов.

Вертолётный музей 344 ЦБП армейской авиации

Адрес: Тверская область, город Торжок, улица Энгельса, 6

Одна из самых больших в России экспозиций, посвящённых винтокрылым машинам. Попасть сюда сложно. Музей находится на территории Центра боевого применения и переучивания лётного состава Министерства обороны, поэтому допускаются исключительно экскурсионные группы и только после согласования с командиром.

На открытой площадке музея можно увидеть, как развивалось вертолётостроение страны. Есть вертолёт‑рекордсмен. На нём в 1992 году экипаж, собранный из офицеров‑женщин, пролетел из Торжка через всю Россию, а затем отправился на другой континент — в США и Канаду. Рядом стоит другой уникальный экспонат — Ми‑18, который не выпускался серийно. Его начали разрабатывать для войны в Афганистане: потребовался вертолёт большой вместимости. Ми‑18 мог брать на борт до 30 человек десанта и летал быстрее своего предшественника Ми‑8. Но в начале 1990‑х после распада СССР все работы по созданию новой модели были свёрнуты, а лётный образец отправили в музей.

Фото: сайт «Министерство обороны Российской Федерации»

Курганский авиационный музей

Адрес: Курган, улица Гагарина, 41а

Изначально создавался как музей городского аэропорта. Сегодня в экспозиции 15 самолётов и вертолётов, размещённых на открытой площадке. Сюда интересно приходить всей семьёй. В кабины большинства самолётов можно попасть, так что получится сделать оригинальные фотографии за штурвалом истребителя МиГ‑17 или учебно-тренировочного Як‑52. Один из ключевых экспонатов — вертолёт Ми‑2. Он стал первой в мире винтокрылой машиной с двумя газотурбинными двигателями. Ми‑2 быстро завоевал популярность благодаря своей неприхотливости и лёгкости управления. Использовался даже в полярной авиации и в качестве палубного вертолёта на ледоколах. В 1960‑е на нём было поставлено два мировых рекорда скорости.

В залах музея можно проследить всю историю авиации в XX веке. Самые популярные экспонаты тут — тренажёры, на которых учатся диспетчеры аэропортов, и лётные тренажёры для подготовки пилотов.

Фото: группа ВК музея

Музей Дальней авиации в Дягилево

Адрес: Рязань, улица Белякова, 11

Музей открыт на улице, названной в честь знаменитого штурмана Александра Васильевича Белякова. В 1937 году он в составе экипажа легендарного Чкалова осуществил перелёт из Москвы в Ванкувер через Северный полюс.

На открытой площадке музея можно увидеть самолёты, которые были способны совершать рекордные по длительности беспосадочные перелёты. Например, Ту‑16, созданный в середине XX века, стал одним из первых в мире дальних бомбардировщиков. Несколько десятилетий он был основным самолётом стратегической авиации СССР. Внешними особенностями стали остроконечный фюзеляж и мощные широкие крылья. Машина была способна нести ядерное оружие, поэтому к ней всегда было приковано внимание стран НАТО.

Фото: блог «Vassabi0 — винтажная история»

Рядом на площадке стоит Ту-22М3, который и сегодня служит в Воздушно-космических силах России. Стратегический ракетоносец — грозное оружие. Он способен преодолевать скорость звука. За длинный узкий нос и вытянутый фюзеляж самолёт прозвали «шило». Ту-22М3 может вооружаться дальними ракетами Х‑22 с термоядерными боеголовками. Один такой самолёт способен уничтожить три больших корабля.

Заключение

Музеи авиации в России — идеальное место для мечтающих о небе. Экспозиции по всей стране могут похвастать образцами техники, о которых большинство путешественников никогда не слышали, и популярными народными моделями. А возможность залезть в кабину самолёта даёт особые ощущения юным посетителям. В общем, музеи самолётов и вертолётов — отличный вариант путешествия по стране для тех, кто интересуется авиацией и хочет увидеть как можно больше образцов летательной техники.

Автор: Александр Ефремов

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Где стоит изучать стили храмовой архитектуры в РоссииГде стоит изучать стили храмовой архитектуры в России Деревянное зодчество Русского Севера, московское барокко и другие выдающиеся направления

Еще экскурсии по теме