Музей Прадо в Мадриде: что смотреть в главном собрании искусства Испании
Веласкес, Тициан и богатейшая коллекция работ БосхаМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
- Оксана
Обожает историю и живопись, поэтому отучилась на искусствоведа и может рассказать о главном музее Мадрида в мельчайших подробностях.
История музея
Начинается в 1819 году — с подачи короля Фердинанда VII. Королевский музей живописи и скульптуры тогда был хранилищем личных собраний испанских монархов, которые решено было выставить в одном месте и открыть для всеобщего обозрения.
Prado по‑испански означает «луг». Музей строился на самых зелёных территориях Мадрида и в буквальном переводе звучит как «музей в лугах».
Сначала коллекция насчитывала чуть больше полутора тысяч картин, но уже через несколько лет собрание достигло четырёх тысяч полотен. Первые поступления в галерею осуществлялись в виде пожертвований королевской семьи и состоятельных горожан. Во второй половине XIX века музей из королевской собственности перешёл государству. Обширное собрание объединили с коллекцией музея Тринидада, в котором хранились картины, изъятые у религиозных орденов, а также шедевры XIX века, приобретённые страной. После революции 1868 года Королевский музей переименовали в Museo Nacional del Prado.
Здание музея
Считается настоящим архитектурным украшением города. Его строительство началось ещё в 1785 году по проекту известного архитектора Хуана де Вильянуэва. Король Испании Карл III хотел разместить здесь музей естественной истории, но стройка затянулась более чем на 30 лет.
В 1808 году, когда строительство было почти завершено, здание существенно пострадало от наполеоновских войск. и только спустя шесть лет его начали восстанавливать в соответствии с задумкой Вильянуэва.
Монументальная архитектура в стиле неоклассицизма и сегодня впечатляет своим величием и элегантностью. Главный фасад украшен многочисленными колоннами, статуями и высоким портиком в центре. По бокам — квадратные павильоны розового цвета с купольными сводами. Перед главным фасадом напротив бульвара Прадо установлен памятник Диего Веласкесу — художнику испанского двора, чьи работы сегодня можно увидеть в мадридском музее.
Коллекция так быстро росла, что к началу ХХ века пространства стало катастрофически не хватать. Проблему частично удалось решить благодаря проекту Рафаэля Монео. Он спроектировал новый корпус в минималистичном стиле и соединил с главным зданием подземным переходом. Однако до сих пор большая часть коллекции находится в хранилищах музея. Из 11 тысяч экспонатов он способен выставить не больше двух тысяч.
Коллекции музея Прадо
Первым начал скупать шедевры искусства для себя король Карл V в XVI веке. Эту традицию продолжили и последующие монархи. Интересно, что принцип коллекционирования в то время отличался от современного. Ориентируясь на свои вкусы, короли выбирали любимых художников и стремились собрать как можно больше их работ. Поэтому Прадо часто называют музеем художников, а не картин. Это объясняет, почему коллекция сконцентрирована больше на творчестве конкретных мастеров, чем на художественном направлении в целом.
Ни одна из картин музея не была украдена, вывезена незаконным путём из других стран или получена в качестве контрибуций, поэтому Прадо часто называют «самым честным музеем в мире».
Испанская живопись
Основа художественной коллекции музея Прадо. Она охватывает сразу восемь веков развития испанского искусства — от фресок XII века до полотен XIX века. Здесь выставлены картины Эль Греко, Хосе де Риберы, Диего Веласкеса, Бартоломе Мурильо и Франсиско Гойи.
Во время гражданской войны в Испании директором музея был назначен Пабло Пикассо. Он помог спасти несколько картин, когда началась эвакуация шедевров из Мадрида, а также завещал государству свою главную работу «Герника» с пометкой, что висеть она должна рядом со знаменитыми «Менинами» Веласкеса. До 1992 года воля мастера исполнялась, но сегодня «Герника» выставляется в другом месте — музее Рейна София.
Гордость музея — живопись Диего Веласкеса: в Прадо находится почти половина всех его работ (около 50 произведений). Здесь можно увидеть его самую известную и загадочную картину с необычной композицией — «Менины». Она одновременно создаёт ощущение таинственности и эффект присутствия. Кажется, что персонажи на холсте смотрят прямо на зрителя.
Ещё одно крупное собрание — около 60 работ Хосе де Риберы, которого часто называют «художником истязаний» за яркое изображение человеческих страданий. В музее Прадо выставлен знаменитый «Прометей». Говорят, чтобы изобразить мучения героя максимально реалистично, художник наблюдал за пытками заключённых в тюрьмах.
Впечатляет и коллекция работ Гойи (более 500 произведений!). Первые три картины мастера находились в Прадо с момента его открытия. Остальные поступили преимущественно из музея Тринидада, а также были выкуплены из частных коллекций. Сегодня в постоянной экспозиции находятся скандальные картины «Маха обнажённая» и «Маха одетая», которые в начале XIX века конфисковала испанская инквизиция за безнравственность и угрозу общественным интересам.
Итальянская живопись
Вторая по объёму в коллекции музея Прадо. Здесь представлено больше 500 картин итальянских мастеров эпохи Возрождения: Рафаэля Санти, Сандро Боттичелли, Вечеллио Тициана и других.
В музее Прадо есть собственная «Джоконда». Картина стала настоящим художественным открытием 2012 года, когда после реставрации оказалось, что это не просто идеальная копия самой известной картины в мире, а копия, которая делалась параллельно с работой великого Леонардо — в той же мастерской и теми же материалами кем‑то из ближайших учеников мастера.
Большинство работ собрали испанские короли. Например, Филипп II покровительствовал Тициану и приобрёл больше 30 его произведений на религиозные и мифологические сюжеты. В музее Прадо можно увидеть жизнеутверждающую «Вакханалию на острове Андрос», ставшую гимном радостей жизни, и самый эротичный шедевр художника — «Данаю». Существует пять разных версий этой картины, одна из ранних (1554 год) находится в Эрмитаже в Санкт‑Петербурге, а вот последняя (1560‑е годы) хранится в Мадриде.
В 1930‑х благодаря пожертвованию коллекционера Франсеска Камбо в коллекцию поступила серия панно «Новелла о Настаджио дельи Онести» Боттичелли, иллюстрирующая эпизоды из «Декамерона» Джованни Боккаччо. Это элегантные и в то же время крайне жестокие сцены, изображающие погоню и истязания девушки её отвергнутым возлюбленным. В настоящее время в Мадриде хранится три панно из четырёх (последнее находится у частного коллекционера).
Фламандская живопись
Составляет большую долю коллекции Прадо наряду с испанской и итальянской, и это не случайно. В XVI веке часть территории современных Нидерландов, Бельгии и Люксембурга была под контролем Испании, поэтому испанские монархи смогли собрать довольно внушительную коллекцию таких фламандских мастеров, как Питер Пауль Рубенс, Иероним Босх, Рогир ван дер Вейден и Антонис ван Дейк.
Один из главных шеверов Прадо — «Сад земных наслаждений» — несколько раз менял своё название. Сам Иероним Босх никогда не давал названия своим работам, поэтому, когда Филипп II купил эту картину для своей коллекции, она числилась в каталогах как «Картина с земляничным деревом». Из тысяч загадочных образов, отражённых Босхом, при испанском дворе обратили внимание лишь на одну деталь — земляничное дерево, герб Мадрида.
В музее Прадо собрана крупнейшая коллекция произведений Рубенса (около 100 работ). В постоянной экспозиции выставлена известнейшая картина «Суд Париса» (последняя версия 1639 года). Картина получилась настолько яркой и волнующей, что испанский король Карл III, увидев её, посчитал неприличной и приказал сжечь. К счастью, этого не случилось.
А ещё благодаря королю Филиппу II (большому поклоннику не только итальянской, но и фламандской живописи) в Прадо находятся главные шедевры Босха. Например, «Сад земных наслаждений», «Извлечение камня глупости» и весьма загадочная работа «Семь смертных грехов и четыре последние вещи». Это серия жанровых сценок, иллюстрирующих смертные грехи, которые размещены прямо внутри большого круга — «Божьего ока». Некоторые исследователи считают, что картина предназначалась для практического применения — в качестве столешницы, которую, обходя, нужно было рассматривать.
Французская живопись
Значительный вклад в пополнение королевской коллекции внесли Филипп IV и Филипп V. Благодаря им в музее появились полотна Клода Лоррена, Мишеля‑Анжа Уасса, Николы Пуссена, Антуана Ватто и Луи‑Мишеля ван Лоо.
Особое место в собрании занимают работы основоположника французского классицизма — Пуссена. В Прадо выставлена его красочная картина «Парнас», изображающая священную древнегреческую гору, на которой собрались Аполлон, музы и знаменитые поэты. Интересно, что композиция картины практически в деталях повторяет фреску Рафаэля Санти в Апостольском дворце в Ватикане.
Обязательно стоит увидеть тонкую игру света на полотнах мастера идеалистических пейзажей Клода Лоррена. Персонажи его картин не доминируют над природой, как у других художников XVII века, а гармонично сосуществуют с ней. Например, в центре композиции «Пейзажа с кающейся Марией Магдалиной» — мягкий солнечный свет, озаряющий равнину и горы. Фигура Марии совсем небольшая и смещена от центра, акцент на ней создаёт только луч света, освещающий её лицо.
Немецкая живопись
Более скромно представлена в музее. Однако в Прадо хранятся сразу несколько маститых немецких художников: Альбрехт Дюрер, Антон Рафаэль Менгс и Лукас Кранах Старший.
Главный шедевр немецкой коллекции — диптих «Адам и Ева» Дюрера. На двух деревянных досках высотой в два метра изображена обнажённая пара первых людей на планете в натуральную величину. Дюрер создаёт идеальные пропорции тел Адама и Евы, они изящные и грациозные, а контрастные цвета придают фигурам лёгкое сияние.
Ещё в особо ценных экспонатах полотна Лукаса Кранаха «Охота в честь Карла V в замке Торгау» и «Охота в честь императора Священной Римской империи Фердинанда I близ замка Торгау», соединяющие принципы Ренессанса и готики. За счёт сильно поднятой линии горизонта на полотне разместилось множество мелких деталей, иллюстрирующих сразу несколько сцен королевской охоты. Эти работы очень яркие, наполненные движением и флёром сказочности.
Скульптуры и декоративное искусство
В музее собраны шедевры от античности до ХХ века. Древнегреческие и древнеримские статуи попали в коллекцию преимущественно из королевских собраний испанских монархов, другие были переданы в дар из частных коллекций.
В залах мадридского музея можно увидеть скульптуру Ореста и Пилада из белого каррарского мрамора I века до н. э. и бронзовую статую «Карл V и Ярость» работы Леоне Леони XVI века. Кстати, она считается новаторской для искусства Ренессанса из‑за съёмных доспехов, которые при желании можно прикрепить на обнажённую фигуру (в музее Карл V полностью обмундирован).
Также в музее Прадо представлена великолепная коллекция декоративно‑прикладного искусства: фламандские гобелены, фарфор королевской фабрики Буен‑Ретиро, старинная мебель и даже доспехи и изысканные веера. Гордость музея — собрание невероятно изящной посуды из камня и горного хрусталя XVI-XVII веков, которую называют «Сокровища дофина» в честь родоначальника коллекции — французского принца Людовика Великого Дофина.
Где находится музей Прадо и как до него добраться
Здание расположено практически в центре Мадрида, в районе Ретиро. Центральный вход — со стороны бульвара Пасео дель Прадо (Paseo del Prado), а вот кассы находятся с другой стороны здания на улице Руис де Аларкон, 23 (Ruiz de Alarcon).
На общественном транспорте удобнее всего добираться на метро. Ближайшие станции — «Аточа» (Atocha) на синей ветке и «Банк Испании» (Banco de España) на красной. Практически напротив музея есть автобусная остановка «Музей Прадо» (Museum Prado) или «Ботанический сад» (Jardin Botanico).
Время работы и стоимость билетов
Музей Прадо работает каждый день с 10:00 до 20:00 (до 19:00 по воскресеньям и в праздничные дни). 1 января, 1 мая и 25 декабря — выходные. Стоимость входного билета — 15 € для взрослого, дети до 18 лет и студенты могут проходить бесплатно. За отдельную плату можно дополнить осмотр коллекции аудиогидом.
Если времени на осмотр совсем мало и вы хотите увидеть только самое главное, зайдите в зал Босха на нулевом этаже, а потом поднимитесь в зал с «Менинами» Веласкеса и в залы с «Махами» Гойи — на первом. Их легко найти благодаря бесплатным схемам с картинками на информационных стойках.
Кстати: в музей Прадо можно попасть бесплатно в последние часы перед закрытием. Но об этом знают очень многие, поэтому внушительная очередь выстраивается уже с 16:00. Людей пускают в один из запасных входов, не через главный, так что ищите скопление людей вокруг здания. Если встать в очередь вовремя (например, около 17:00), будет шанс попасть внутрь и за час увидеть главные шедевры коллекции, не заплатив ни цента.
Заключение
Национальный музей Прадо в Мадриде по праву можно назвать одним из наиболее выдающихся музеев европейского искусства. Здесь можно познакомиться с самой полной коллекцией работ испанских и фламандских художников, которые были собраны за несколько столетий. А ещё увидеть шедевры европейских мастеров эпохи Возрождения и классицизма. А если обратиться к гидам Трипстера, можно узнать интересные подробности о жизни художников и их картинах, а заодно познакомиться с историей и культурой Испании.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Научитесь разбираться в испанских тапас и продегустируйте их в лучших барах города
Узнать город за 2 часа: визитные карточки и секреты от местных жителей
Оценить оригиналы Босха и Рубенса и раскрыть секреты полотен
«Прочитать» испанскую столицу как увлекательную книгу в компании профессионального гида