Николай Рерих: художник мира
Жизнь и творчество живописца, номинированного на Нобелевскую премиюБиография Николая Рериха
Живописец родился в Петербурге в 1874 году. Николай был средним ребёнком в семье юриста Константина Рериха и дочери купца Марии Калашниковой. Мальчик рос любознательным: директор столичной гимназии, куда он пошёл учиться в восьмилетнем возрасте, предрекал ему профессорское будущее.
Летом, когда школьные занятия заканчивались, Николай погружался в исследование окружающего мира. Семья Рерихов проводила тёплый сезон в своей усадьбе Извара, в 100 километрах от Петербурга. Там Николай приобщился к биологии, географии и археологии: наблюдал за животными и птицами, собирал растения для гербария, собственноручно рисовал карты и пытался отыскать древние артефакты, проводя раскопки.
Другой большой любовью мальчика стал фольклор. Николай активно общался с местными жителями, и те рассказывали ему сказки и былины. Словом, круг интересов Рериха уже в детстве был обширным и с возрастом только расширялся.
Рождение художника
Рисование было одним из многих интересов Николая: он любил запечатлевать на бумаге деревенские пейзажи и создавать иллюстрации к любимым книгам, например произведениям Н. В. Гоголя. Однако, по мнению родителей будущего художника, живопись не входила в число тех увлечений, которым нужно уделять внимание. Константин Рерих хотел, чтобы сын стал юристом, и Николай не противился такой судьбе.
Всё изменилось, когда на работы 17‑летнего Рериха обратил внимание друг семьи, академик Михаил Микешин. Узнав, что юноша не развивает свой талант, художник предложил себя в качестве учителя. Эти уроки влюбили Рериха в рисование. Когда пришло время получать высшее образование, Николай поступил сразу в два учебных заведения: в университет на юриста, как того хотел отец, и в Академию художеств — как велело сердце. После выпуска с юридического факультета в 1898 году молодой человек точно знал, что не станет нотариусом, а будет заниматься живописью и исследованием культуры.
Карьера живописца быстро развивалась. Уже в 1902 году картины Рериха экспонировались на крупных российских и европейских выставках, а спустя два года 70 его работ оказались на Всемирной выставке в американском Сент‑Луисе, где их отметили серебряной наградой.
Талантлив во всём
Николай Рерих никогда не фокусировался лишь на одной области знаний. Ещё в студенческие годы он участвовал в археологических раскопках в разных регионах России. А через пять лет после выпуска из университета год путешествовал по русским городам, где изучал старинные предметы быта и фольклор, осваивал традиционные ремёсла.
Позже художник работал в журналах «Русская икона» и «История русского искусства» в качестве редактора, рисовал иллюстрации для разных изданий, писал статьи и стихи.
Однако особую известность Рериху принесли оформительские работы для театров. В 1909‑м художник начал сотрудничать с меценатом Сергеем Дягилевым, который задался целью показать миру красоту русского балета. Декорации для «Половецких плясок», вызвавших в тот год фурор на парижских гастролях, создал Николай Рерих. Позже он оформлял «Снегурочку» и «Князя Игоря», которые шли в разных странах, а также работал со столичными театрами.
Во всех начинаниях художника поддерживала его супруга Елена — личность творчески одарённая и неординарная. Свадьба состоялась в 1901 году, ещё через год у семьи родился первенец, а потом и второй сын. Елена ездила с супругом в исследовательские экспедиции, прививала детям любовь к родине, а мужа заразила интересом к азиатской философии, которой увлекалась сама.
Вдали от России
Николай Константинович Рерих любил родную страну всей душой, но в 1916 году ему пришлось покинуть Россию из‑за болезни лёгких. По совету докторов художник отправился в Финляндию, в местечко на берегу Ладоги на территории современной Карелии. А уже через год граница с СССР оказалась закрыта. В связи с этим семейство начало выстраивать жизнь на чужбине заново.
К счастью, имя Николая Рериха было хорошо известно заграничной публике. Его выставки пользовались большой популярностью и в странах Скандинавии, и в Лондоне, куда семья художника переехала в 1920‑м, и в Америке, где Рерих давал лекции об искусстве и создавал оформление для спектаклей Чикагской оперы в начале 1920‑х годов.
В 1928‑м художнику пригодилось и юридическое образование. Он подготовил международный договор, направленный на сохранение объектов культурного наследия как в военное, так и в мирное время. Документ предполагал закрепление нейтрального статуса за памятниками архитектуры, культурными и образовательными учреждениями, что должно было помочь сохранить предметы искусства в случае войны. Договор получил название «Пакт Рериха» и был подписан в 1935 году странами Северной и Южной Америки. За эту инициативу Николая дважды номинировали на Нобелевскую премию.
Индия Рериха
О поездке в эту страну семейство, увлечённое восточной философией, мечтало на протяжении многих лет. Однако из‑за сложностей с документами первая поездка художника в Индию состоялась лишь в 1923 году. Это была исследовательская экспедиция, направленная на изучение культуры Центральной Азии, а Индия попала в маршрут по настоянию живописца, возглавлявшего путешествие.
В 1928 году Николай и Елена Рерихи вернулись в Индию и создали в гималайской долине Кулу институт «Урусвати», который занимался исследованием истории, культуры, природы и медицинских практик стран Азии. Учреждение проработало чуть больше 10 лет, а потом его штат был распущен. Сегодня в «Урусвати» не занимаются наукой, институт существует в качестве мемориального объекта.
В середине 30‑х годов семья выбрала Индию в качестве постоянного места жительства. Здесь Елена Рерих занималась своими философскими трудами, а Николай — живописью.
С 1935 года художник создал более тысячи картин. Его последней работой стал вариант полотна «Завет учителя», который так и не удалось завершить. Мастер скончался в декабре 1947 года в своей усадьбе в Гималаях в возрасте 73 лет.
Творчество
В работах Рерих воплотил всю многогранность своих интересов. Художник вдохновлялся историей России, изучал традиции иконописи, с вниманием относился к новым веяниям в мире искусства и отражал на своих полотнах идеи восточной философии. И если брался за какую‑то тему, то стремился рассмотреть её со всех сторон и создавал целые циклы картин.
Свой неповторимый стиль письма, во многом созвучный с эстетикой модерна, Николай Рерих начал формировать в 1890‑е и придерживался его на протяжении всего творческого пути. Картины живописца ни с чем не спутать. Для них характерна чистота цвета, яркие краски, чёткие и лаконичные контуры. При этом видимая простота изображения сочетается с глубоким символизмом.
Известные работы
Николай Рерих был продуктивным художником. По самым скромным подсчётам, он написал не менее 5 тысяч картин. Большая часть из них сохранилась. Произведения живописца выставляются в музеях и картинных галереях по всему миру, а также хранятся в частных собраниях. Далее — о самых важных для понимания творчества Рериха работах и циклах.
«Гонец. Восстал род на род»
Это полотно было написано Николаем Рерихом в 1897 году как выпускная работа из Академии художеств. На создание картины студента вдохновила одна из глав «Повести временных лет», датированная 862 годом. Согласно произведению, в это время начались войны между варяжскими и славянскими племенами. Рерих показал это масштабное событие через частный сюжет. На картине мы видим, как маленькая лодка с двумя людьми на борту подплывает к спящему поселению. В лодке сидит гонец, который спешит сообщить соплеменникам новость об усобице.
Для живописца была предельно важна историческая достоверность деталей, поэтому при написании полотна он консультировался с историком искусств В. В. Стасовым. Даже раму для этой работы молодой художник создал особенную: он перенёс на деревянную основу орнаменты с «привесок», то есть металлических украшений, которые на Руси подвешивали к поясам и головным уборам.
Труд Рериха был оценён по достоинству. На выставке выпускных работ картина «Гонец. Восстал род на род» получила положительные отзывы. А галерист Павел Третьяков купил полотно неопытного художника, что стало главным показателем успеха молодого Рериха и предвестником его большого будущего.
Цикл «Начало Руси. Славяне»
Дипломная работа Рериха фактически стала первым полотном серии из 30 произведений, посвящённых славянской истории и культуре. Большую часть картин этого цикла художник написал в 1903–1904 годах во время путешествия по древним русским городам. Например, на полотно «Ростов Великий» попали белоснежные княжеские палаты, в Суздале мастер запечатлел Спасо‑Евфимиев монастырь, а в Изборске написал сразу несколько работ — «Крест на Труворовом городище», «Изборск. Башни» и «Городские стены Изборска».
Мастер не только переносил на холст облик старинных памятников архитектуры, он вписывал в увиденные пейзажи исторические сюжеты. Например, в число наиболее известных картин серии входит полотно «Дозор», написанное в 1905 году. На нём изображена белокаменная русская крепость, в которую входит отряд воинов, облачённых в доспехи. Считается, что прототипом для укрепления послужила Изборская крепость, а образы защитников художник позаимствовал из былин о богатырях.
Ещё одна важная для понимания творчества Рериха картина, входящая в славянскую серию, — «Сокровище ангелов» (1905). Это первая работа, в которой художник обращается к философским и мистическим темам.
На картине изображена крепость, возле которой собрались трубящие посланники Бога в сияющих нимбах. На переднем плане мы видим архангела, он охраняет сине‑зелёный камень с руническими символами, рассказывающими о балансе добра и зла в мире. Свой замысел художник раскрыл ещё и в стихотворении, которое написал для сопровождения полотна на выставках.
Цикл «Санкта»
К религиозной тематике Николай Рерих вернулся в 1922‑м, написав цикл картин, посвящённых балансу небесного и земного. Всего в серию вошли шесть работ, которые повествуют историю о жизни монахов. Неизвестно, в какой последовательности зритель должен прочитать «главы» этого рассказа — подсказок живописец не оставил. Зато каждый может пофантазировать и увидеть в цикле нечто своё.
Пожалуй, самой необычной картиной серии можно назвать полотно «И мы не боимся», на котором изображены монахи, ведущие мирную беседу в заснеженных горах. Рядом с ними стоит медведь, но мужчины не опасаются зверя — животное склонило голову, вероятно, чувствуя внутренний свет этих людей.
«Розовые горы»
Один из ведущих образов в творчестве Рериха — Гималаи. Художник посвятил им почти две тысячи картин. Однако пейзаж, изображённый на этом полотне, — собирательный образ, яркое впечатление, которое осталось у автора после знакомства с Тибетом, Гималаями и Алтаем.
На первый взгляд картина проста: кажется, будто зритель стоит на горе и видит вдалеке соседние вершины, залитые нежным розовым светом и прикрытые облаками. Однако художнику удалось при помощи понятной композиции передать главное — ощущение покоя, умиротворения и гармонии с окружающим миром, которое можно испытать, побывав в горах.
«Армагеддон»
Наиболее впечатляющая картина Рериха, написанная в 1936 году и резко контрастирующая с горными пейзажами Индии того времени. Впрочем, гора на этом полотне тоже есть, а на ней стоит город, окружённый клубами едкого жёлтого дыма. На переднем плане мы видим тёмные фигуры жителей, покидающих поселение. Картина кричит: город обречён, но люди ещё могут спастись.
Тревожный сюжет написан Николаем Рерихом на фоне напряжённой обстановки в мире. Художник предчувствовал и назревающий конфликт между Японией и Китаем, и Вторую мировую войну. Живописца, придерживавшегося пацифистских взглядов, тяготило чувство неизбежности зла.
Где знакомиться с творчеством Рериха
Увидеть работы живописца можно во многих музеях России. Вот три места, где выставлено наибольшее число шедевров Рериха.
Третьяковская галерея. В самом знаменитом музее Москвы хранится около 100 произведений художника. Здесь можно увидеть, например, упомянутые выше картины «Гонец» и «Сокровище ангелов», полотно «Заморские гости» из серии «Начало Руси. Славяне», гималайские пейзажи и даже эскиз декораций к опере «Князь Игорь».
Музей Востока. В столичном музее на Никитском бульваре творчеству живописца посвящён целый зал — «Мемориальный кабинет Н. К. Рериха». Здесь выставлено три десятка картин, а само помещение воссоздаёт обстановку дома художника в Гималаях. Помимо работ живописца, здесь можно увидеть полотна его сына Святослава — портреты родителей. Ещё больше картин Николая Рериха представлено в филиале Музея Востока на ВДНХ в павильоне №13.
Русский музей. Отдельного зала с произведениями мастера ни в одном из корпусов музея нет, хотя в фондах хранятся сотни его картин. Зато Русский музей регулярно проводит временные выставки, посвящённые творчеству художника. А на сайте учреждения можно познакомиться с виртуальными экспозициями разных лет.
Музей‑усадьба Н. К. Рериха в Изваре. Почитателям творчества живописца стоит отправиться в усадьбу, где он проводил много времени в поисках вдохновения. Сегодня в Изваре (Волосовский район Ленинградской области) работает мемориальный музей. Подлинных картин в музее всего две («Папоротники» и «Вечер богатырства киевского»), зато в отреставрированной усадьбе получится узнать больше о жизни художника, рассмотреть архивные фото и напитаться творческой атмосферой.
Мемориальный Дом Рерихов в долине Кулу (Индия). Та самая гималайская усадьба, где живописец с семьёй прожили более 10 лет, открыта для путешественников. Самая интересная часть экспозиции находится на первом этаже — там выставляются картины Николая Рериха и его сына Святослава. Кроме того, посетители могут осмотреть кабинет мастера, заглянуть в столовую и оценить интерьер гостиной, а ещё прогуляться по приусадебному саду.
Заключение
Полотна Николая Рериха вобрали в себя всё многообразие его интересов. В его творчестве любовь к России сочетается с восхищением природой Азии, русские народные и религиозные мотивы — с идеями восточной философии. Понять произведения Рериха ещё лучше получится, побывав в местах, которые его вдохновляли. Например, отправиться по следам художника в Карелию или Гималаи.
Автор: Мария Фёдорова
Заглавное фото: «Пророк (Бэда‑проповедник)» (1945 год)
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Приоткрыть дверь в мир мистики и заглянуть в своё будущее