Пабло Пикассо: смелый экспериментатор и основоположник кубизма
Этапы творчества и лучшие работыТворческий путь
Истинный масштаб таланта Пабло Пикассо проявился в его умении работать в абсолютно разных стилях. Специалисты выделяют от 9 до 11 периодов творчества художника. Марк Шагал однажды пошутил, что его коллега меняет направления чаще, чем носки. А когда самого Пикассо спросили, какой из стилей важнее, тот ответил: «Они нужны мне все!»
Ранний период
Когда: 1988–1901 гг.
Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге, одном из городов испанской южной провинции Андалусия. Его отец, преподаватель рисования, стал первым наставником юного художника.
В 14 лет Пикассо поступил в Барселонскую школу искусств и ремёсел Ла‑Лонха. Талант юноши был настолько очевиден, что преподаватели сразу зачислили его в старшие классы. Позднее он продолжил обучение в Академии изящных искусств в Мадриде. Однако занятия быстро наскучили художнику. Вместо лекций он предпочитал проводить время в Музее Прадо, изучая полотна Эль Греко, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи.
Ранние картины Пабло Пикассо создавал в стиле реализм. Они поражают психологизмом, глубиной проработки и вниманием к деталям. Среди работ этого периода выделяются «Первое причастие» (1896) и «Знание и милосердие» (1897). Эти произведения показывают, что Пикассо, ещё будучи подростком, владел техникой живописи на уровне зрелого мастера.
«Голубой» период
Когда: 1901–1904 гг.
В 1900 году Пабло Пикассо переехал в Париж. Первые месяцы во французской столице оказались необычайно трудными: художник жил в бедности, ведь публика не принимала его работы, и картины не находили покупателей. Ситуацию усугубила трагическая смерть поэта и художника Карлоса Касагемаса, близкого друга Пикассо. Эта утрата стала глубоким потрясением для живописца. Прежде всегда жизнерадостного и амбициозного молодого человека охватила хандра.
После смерти друга Пикассо вернулся в Барселону, где начал активно работать. В это время он искал свой голос, балансируя между реализмом и постимпрессионизмом. Все яркие цвета исчезли с его полотен, вместо них художник стал использовать холодную сине‑зелёную гамму. Его герои — незрячие, бедняки, одинокие люди — олицетворяли боль и отчуждение, которые испытывал сам мастер.
«Голубой» период стал началом духовного и художественного взросления Пикассо, подготовив его к новым экспериментам.
«Розовый» период
Когда: 1904–1906 гг.
В 1904 году жизнь Пабло Пикассо начала меняться в лучшую сторону. Он вновь переехал в Париж и поселился в знаменитом общежитии «Бато‑Лавуар» на Монмартре — месте, где творили многие художники и поэты. Там он познакомился с Фернандой Оливье, ставшей его музой, а также обзавёлся связями в кругу богемы. Его картины начали продаваться, и художник почувствовал уверенность в себе.
На этом этапе его палитра стала светлой и жизнерадостной: он начал использовать розовые, персиковые, охристые и серебристо-золотистые цвета. Пространство композиций расширилось, линии стали мягче, а персонажи обрели внутреннюю гармонию и спокойствие.
Вдохновением для Пикассо стал цирк Медрано, расположенный неподалёку от его мастерской. Он часто бывал там, смотрел выступления, общался с артистами и приглашал их позировать для своих картин. Так, героями его полотен стали актёры, фокусники, акробаты и комедианты — романтичные и одновременно меланхоличные натуры.
Главный шедевр этого периода — картина «Девочка на шаре» (1905), ныне хранящаяся в ГМИИ имени Пушкина в Москве. На полотне изображена изящная акробатка, балансирующая на шаре, и массивный атлет, сидящий на устойчивом кубе. На картине противопоставляется хрупкость и сила, движение и статика. Простые геометрические формы, использованные в композиции, предвещают скорый переход художника к кубизму.
«Африканский» период
Когда: 1907–1909 гг.
В 1906 году в творчестве Пабло Пикассо случился резкий поворот. Его интерес к реализму и лиричности сменился поиском новых, радикальных форм. На художника оказали влияние два фактора.
Первым источником вдохновения стали работы Поля Сезанна, которые сподвигли Пикассо на изучение упрощённых и лаконичных форм. А вторым — африканское искусство. В 1907 году художник посетил выставку в Этнографическом музее Парижа, где увидел маски и ритуальные предметы древних племён. Их выразительность поразила воображение живописца.
В своих работах Пикассо стал изображать фигуры грубыми, нарочито искажёнными. Композиции приобрели геометрическую чёткость. Палитра сузилась, фон и герои начали сливаться в единое пластическое пространство.
Самой знаковой работой этого периода стали «Авиньонские девицы» (1907). На полотне изображены пять женщин с остроугольными, изломанными фигурами. Их лица напоминают африканские маски, а тела намеренно лишены пропорциональности. Работа шокировала современников. Даже близкий друг художника Анри Матисс сказал, что Пикассо сошёл с ума. Лишь спустя много лет «Авиньонских девиц» признали одним из ключевых произведений XX столетия.
Кубизм
Когда: 1909–1924 гг.
Это направление, созданное Пабло Пикассо совместно с Жоржем Браком, произвело настоящую революцию в искусстве. Оно изменило представление о том, как можно изображать реальность.
Идеологической основой для кубизма послужили воззрения Поля Сезанна, который утверждал, что все предметы можно свести к простым геометрическим формам: кубу, конусу и шару. Пикассо и Брак переняли этот принцип и начали изображать окружающий мир, анализируя его через призму геометрии.
Первый период кубизма получил название «аналитический». На этом этапе Пикассо писал сложные композиции с многослойной структурой, которые показывали объект одновременно с нескольких точек. В картинах почти полностью отсутствовала перспектива, и зрителю приходилось «собирать» изображение, словно головоломку.
В 1912 году начался новый виток кубизма — «синтетический». Пикассо сосредоточился на создании упрощённых, лаконичных форм. Он продолжил деформировать реальность, но изображения стали ещё более декоративными. Новшеством стало использование коллажа: Пикассо и Брак начали вклеивать в картины фрагменты газет, обоев и других материалов. Работы этого периода часто напоминают ребусы: зритель сам должен догадываться, что именно изображено.
Неоклассицизм
Когда: 1917–1925 гг.
В 1917 году организатор легендарных «Русских сезонов» (гастролей русского искусства в Европе) Сергей Дягилев пригласил Пабло Пикассо в Италию поработать над декорациями для балета «Парад». Во время поездки 35‑летний художник познакомился с Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, которая вскоре стала его женой. Их брак оказал сильное влияние на творчество мастера: он начал писать реалистичные, почти фотографические портреты, вдохновлённые образом супруги.
По одной из версий, рисовать в традиционной манере Пикассо попросила сама Хохлова, которая хотела «узнавать на картинах своё лицо». Мастер же объяснял поворот к неоклассицизму желанием проверить, умеет ли он творить «как все».
Картины, такие как «Портрет Ольги в кресле» (1917), «Ольга Хохлова в мантилье» (1917), отсылают к традициям портретной живописи XIX века, но в них чувствуется индивидуальный почерк Пикассо с акцентом на психологизм.
Сюрреализм
Когда: 1925–1932 гг.
Это направление в творчестве Пабло Пикассо стало новым экспериментальным этапом. В этот период художник изучал иррациональное, подсознательное и абсурдное. Его сюрреалистические работы стали воплощением поиска новых форм и растущей тревоги из‑за политической и социальной нестабильности в Европе межвоенного периода.
Часто на полотнах Пикассо появляются персонажи, напоминающие фантастических существ. Человеческие фигуры художник превращает в гротескные сочетания геометрических форм. Например, тела героинь полотна «Купальщицы, играющие в мяч» (1928) трансформированы в странные изломанные конструкции, которые лишь отдалённо напоминают женские силуэты.
Война в Испании и Вторая мировая война
Когда: 1937–1945 гг.
Пикассо оставался гражданином Испании, несмотря на длительное пребывание во Франции, и был яростным противником режима Франсиско Франко, который пришёл к власти на его родине после победы националистов в Гражданской войне 1936–1939 годов. Художник выражал протест против диктатуры через свои произведения.
26 апреля 1937 года немецкая авиация, которая поддерживала Франко, совершила бомбардировку города Герника на севере Испании. Город был полностью разрушен, погибли 2000 человек. Пикассо, глубоко потрясённый этим событием, всего за 33 дня создал «Гернику» — масштабное полотно размером 3,5 на 7,8 метра. Используя приёмы кубизма и сюрреализма, художник выразил ужас и отчаяние, которые охватили мир в тот момент. Впоследствии эту картину стали называть главным шедевром Пикассо и одним из основных художественных произведений XX века.
В 1937 году, также в ответ на события в Испании, Пикассо создал серию картин «Плачущая женщина». А когда началась Вторая мировая, художник продолжил создавать вариации на тему «Герники». Одним из самых впечатляющих полотен этой серии стала чёрно‑белая картина «Склеп» (1945).
Поздний период
Когда: 1946–1973 гг.
Последующие 30 лет жизни Пикассо стали временем беспокойных поисков, переосмыслений и экспериментов. Он не ограничивался одним стилем: обращался то к реализму, то к кубизму и сюрреализму. Менялись и темы полотен: он мог взяться за портрет, а потом резко перейти к натюрмортам; начать увлечённо писать корриду, а через пару дней переключиться на мифологические сюжеты.
В этот период Пикассо расширял горизонты своего творчества: создавал скульптуры из металла и гипса, придумывал эскизы костюмов матадоров, проектировал декорации для балетных постановок, писал стихи и стал автором двух пьес. На некоторое время он даже забросил живопись и занялся керамикой: стоял у гончарного круга и придумывал дизайн для тарелок и сосудов.
Пабло Пикассо умер 8 апреля 1973 года во Франции в возрасте 91 года. После себя он оставил огромное наследие: за всю жизнь он создал 150 тысяч произведений: картин, графических изображений, гравюр, скульптур и керамических изделий.
Где можно посмотреть картины Пабло Пикассо
C наследием художника можно познакомиться в музеях по всему миру. В частности, большие коллекции хранятся в художественных музеях Берлина, Вены, Люцерна, Лондона. Много работ находятся в США. Например, одно из главных произведений Пикассо — «Авиньонские девицы» — экспонируется в Музее современного искусства в Нью‑Йорке.
Расскажем подробнее о крупнейших собраниях работ Пикассо — в Испании, Франции и России.
Музеи Пикассо в Малаге
Хотя Пабло Пикассо провёл в Малаге лишь первые восемь лет своей жизни, он всегда называл себя «андалусцем до глубины души». Танцоры фламенко, коррида и шумные народные праздники остались в памяти художника и неоднократно находили отражение в его работах.
В Малаге открыт Дом‑музей Пикассо (Plaza de la Merced, 15), где он провёл детство. На первом этаже выставлена небольшая коллекция ранних графических работ; на втором этаже находятся жилые комнаты с воссозданной обстановкой и мастерская отца. Среди экспонатов — личные вещи Пикассо: фотографии, детская рубашка, любимые игрушки и туфли маленького Пабло, в которых он учился ходить.
Также в Малаге есть Художественный музей Пикассо (calle San Agustín, 8). Он располагается на двух этажах старинного дворца Буэнависта, архитектурного памятника эпохи Возрождения. Здесь выставлены 250 картин, большую часть которых музею подарили невестка художника и его внук. Среди самых интересных работ — трогательный портрет сына Пикассо «Поль на ослике» (1923), испанские по духу полотна «Сиеста» (1932) и «Купальщица» (1971).
Музей Пикассо в Барселоне
Расположен в самом сердце Готического квартала Барселоны (Carrer Montcada, 15–23). Музей занимает пять старинных зданий, расположенных по соседству, в том числе дворец Беренгер‑де-Агилар и дворец барона Кастельет, построенные в XIII–XIV столетиях.
Изначально основу коллекции составили 600 произведений Пабло Пикассо, которые в 1963 году подарил Испании Хайме Сабартес, друг и секретарь художника. В 1970‑м сам мастер передал музею ещё 800 своих работ. Впоследствии собрание пополнялось за счёт меценатов, и сейчас здесь выставлено 5000 экспонатов.
В экспозиции представлены картины всех периодов, и всё же центральное место занимают ранние шедевры в стиле реализм. Здесь хранится «Первое причастие» (1897) — работа, которую Пикассо написал, когда ему было всего 14 лет. В числе других картин, которые стоит непременно увидеть, — «Пляж Барселонета» (1896), «Знание и милосердие» (1897).
Центр искусств королевы Софии в Мадриде
В Мадридском музее современного искусства (calle Santa Isabel, 52) в основном хранятся работы Пабло Пикассо 30‑х годов в стиле кубизм и сюрреализм, но есть и шедевры «голубого» и «африканского» периодов. Всего в коллекции 292 произведения — картины, скульптуры и керамика. В числе самых ценных экспонатов — «Женщина в голубом» (1901), «Голова молодой женщины» (1906), «Портрет Доры Маар» (1939).
Жемчужина коллекции — это, без сомнения, «Герника» (1937). Пикассо завещал, чтобы эта картина попала на его родину только после установления демократии. В 1981 году, спустя шесть лет после смерти диктатора Франсиско Франко, картину передали из Нью‑Йорка в Испанию. Сначала она находилась в Музее Прадо, а с 1992‑го экспонируется в Центре искусств королевы Софии.
Музей Пикассо в Париже
Он располагается в историческом барочном особняке Сале XVII века (5, rue de Thorigny). Это место хранит одну из самых крупных коллекций работ художника: более 200 картин, почти 1500 рисунков и около 160 скульптур. Среди ценнейших экспонатов — «Селестина» (1904), «Ольга в задумчивости» (1923), «Натюрморт с головой быка», «Резня в Корее» (1951) и «Поцелуй» (1969).
В собрании музея есть и картины других мастеров из личной коллекции Пикассо — полотна Поля Сезанна, Анри Матисса, Поля Гогена. Также тут представлены личные вещи Пикассо, семейные фотографии, африканские маски и скульптуры.
Музей Пикассо в Антибе
Антиб — живописный городок на Лазурном Берегу Франции между Каннами и Ниццей. В 1946 году это место стало временным пристанищем Пабло Пикассо. Художник поселился в замке Гримальди, построенном в XIV веке, и провёл здесь почти шесть месяцев, наслаждаясь солнцем и видом на Средиземное море.
Здесь Пикассо написал 23 картины и сделал 44 рисунка. Впоследствии он подарил все эти произведения замку, поставив условие, что его работы останутся здесь в постоянной экспозиции. Это условие соблюдают по сей день.
Среди самых известных работ в коллекции — «Радости жизни», пронизанная светом и оптимизмом, «Кентавр и корабль» и «Портрет Франсуазы».
Музей Пушкина в Москве
Одними из первых собирателей работ Пабло Пикассо были коллекционеры из России — купцы Сергей Щукин и Иван Морозов. Первый приобрёл 51 полотно художника, второй — ещё три.
В советское время коллекции Щукина и Морозова разделили между Москвой и Ленинградом. В ГМИИ имени Пушкина сегодня представлена большая часть собрания. В музее можно увидеть картины «Арлекин и его подружка» (1901), «Старый еврей с мальчиком» (1903), «Испанка с Майорки» (1905). Жемчужина коллекции — «Девочка на шаре» (1905), главное произведение Пикассо «розового» периода.
Государственный Эрмитаж в Санкт‑Петербурге
В Главном штабе Эрмитажа хранятся ещё несколько картин Пабло Пикассо из коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди них — три известных на весь мир шедевра «голубого» периода: «Любительница абсента» (1901), «Две сестры» (1902), «Портрет Солера» (1903), а также образцы раннего кубизма «Три женщины» (1908) и «Дружба» (1908).
Заключение
Творчество Пабло Пикассо оказало огромное влияние на искусство XX века, и его картины до сих пор продолжают привлекать внимание ценителей искусства по всему миру. С шедеврами художника можно познакомиться не только за рубежом, но и в России — в Пушкинском музее и Эрмитаже. Отправляться туда лучше в компании гидов-искусствоведов, которые помогут разобраться в творчестве гения. Их предложения можно на сайте и в приложении Tripster.
Автор: Антон Бурлаков
Заглавное фото: фрагмент картины «Радости жизни» (1946)
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Погрузиться в атмосферу города, зайти в лучшие кофейни и изучить шедевры архитектуры Гауди
Прогулка по Готическому Кварталу с профессиональным историком
Открыть всё самое главное в Барселоне за 4 часа
Погулять по культовым городским местам и заглянуть в секретные уголки