По следам романа «12 стульев»
Карта похождений героев Ильфа и ПетроваМеста, связанные с романом «12 стульев», на карте
Вымышленные места и их реальные прототипы
В основе практически любого выдуманного города в своих произведениях авторы используют детали реальных мест, в которых когда-то жили или бывали проездом. В романе «12 стульев» таких несколько. Рассказываем, какие города послужили источником вдохновения для Ильфа и Петрова, а также про изображение Энска, Старгорода и Васюков в киноленте Гайдая.
Уездный город N
Со сцен в тихом провинциальном городке, жизнь которого была «тишайшей», начинается история «12 стульев». Здесь на смертном одре тёща Ипполита Матвеевича Воробьянинова признаётся, что в старом семейном доме она зашила в один из стульев семейные бриллианты.
У города N из романа нет конкретного реального «прототипа», это скорее типичный провинциальный уголок с размеренным укладом жизни. А вот ощутить атмосферу застывшего в XIX веке поселения можно в Тутаеве. Именно здесь в 1970-х Леонид Гайдай снимал несколько начальных сцен фильма. На площади Ленина сохранились старинные торговые ряды и 25-метровая пожарная каланча, на фоне которых Воробьянинов спешил к постели умирающей тёщи. Кстати, на пожарную каланчу сегодня можно подняться — здесь открыта смотровая площадка.
Старгород
Получив шокирующее известие о несметных богатствах, Воробьянинов отправляется в бывший семейный старгородский особняк. Правда, не он один: охоту за бриллиантами устроил и священник Фёдор Востриков, подслушавший исповедь старухи. По случайному стечению обстоятельств в Старгороде Воробьянинов встречает своего компаньона — Остапа Бендера. Авантюристы заключили договор и вместе отправились на поиски.
По мнению литературоведов, на звание прототипа Старгорода претендуют сразу несколько городов: Пенза, Старобельск в Луганской области и Сызрань. Но для съёмок фильма на роль Старгорода Гайдай выбрал колоритный Рыбинск: здесь сохранилась историческая застройка XVIII-XIX веков. На местных улицах без труда угадываются киношные локации. Например, мало изменилась Стоялая улица, где Бендер встречает мальчишку-беспризорника (в 2021 году тут установили памятник по мотивам этой сцены). На историческом месте осталась и рыбинская пожарная каланча, появившаяся в нескольких эпизода фильма. 48-метровое здание — одна из визитных карточек города.
Васюки
В шахматную столицу мира Остап и Ипполит Матвеевич попали случайно. На берег Васюков их высадили с парохода «Скрябин». Здесь находчивый Бендер притворился гроссмейстером и устроил шахматный турнир, попутно обещая прославить город и превратить его в Нью-Москву — новую столицу мира.
Конечно, Васюки — вымышленный город. Исследователи тщательно изучили маршрут героев и пришли к выводу, что на роль Васюков, расположенных на берегу Волги где-то между Нижним Новгородом и Чебоксарами, больше остальных подходит Козьмодемьянск. А местные жители эту идею поддержали и стали устраивать ежегодные фестивали юмора «Бендериада» с карнавальными шествиями, представлениями для детей и, конечно, шахматным турниром.
А ещё в Козьмодемьянске открыт Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера. Экспозиция представляет собой несколько художественных инсталляций с антикварными вещицами, воссоздающих сцены из романа. Например, здесь можно увидеть гардероб Эллочки Щукиной, васюкинский нарпит и те самые стулья, а ещё — примерить костюмы героев фильма и сделать забавные фото.
Реальные места действия
В романе, как и в фильме «12 стульев», основное действие происходит в существующих городах. Ильф и Петров описывают те места, в которых бывали сами, а фильм Леонида Гайдая можно назвать одним из первых советских роуд-муви, который снимали в разных городах СССР — от столицы до черноморского побережья.
Москва
Сюда Остап Бендер и Киса Воробьянинов приезжают, разыскивая оставшиеся десять стульев, попавших из Старгорода в музей мебели. После аукциона в Петровском пассаже «стулья расползлись, как тараканы» по разным домам и городам.
Казанский вокзал
Путешествие по столице начинается с площади трёх вокзалов. Именно на Казанский (до 1912 года — Рязанский) вокзал прибывают авантюристы из Старгорода. Здание из камня появилось на этом месте уже в 1864 году, однако в начале ХХ века его решили перестроить. Архитектурный проект разработал известный архитектор А. В. Щусев. По его задумке, в оформлении фасадов использовали сочетание разных стилей: московского барокко и элементов казанского зодчества. Например, центральная башня напоминает одновременно башню Сююмбике в Казани и Боровицкую башню Московского Кремля.
Основной этап строительства завершили к 1926 году, так что герои Ильфа и Петрова вполне могли застать новенький Казанский вокзал во всей красе — действие романа происходит в 1927-м.
Общежитие студентов имени монаха Бертольда Шварца
Приехав в Москву, Ося и Киса отправились в Сивцев Вражек в общежитие студентов-медиков. У здания есть сразу два вероятных прототипа. Один, по адресу Сивцев Вражек, 27, — усадебный дом начала XIX века, в котором сейчас открыт Музей А. И. Герцена. Многие исследователи отмечают внешнее сходство здания и «розового дома с мезонином» из романа.
Но есть версия, что прототипом общежития имени Бертольда Шварца стало здание в Вознесенском переулке, 7. Здесь в 1920-х была типография газеты «Гудок» и общежитие, в котором жил Ильф. В своих воспоминаниях Евгений Петров упоминал, что описание комнатушек, разделённых тонкой фанерой, они составили как раз по жилью Ильи.
Музей мебели
Это место тоже имеет реального «двойника». В раннесоветский период такой музей работал в Александринском дворце в Нескучном саду. Здесь выставляли мебель XVII-XIX веков из императорских резиденций, а также великолепные гарнитуры из национализированных усадеб аристократов.
В фондах хранилось около трёх тысяч экспонатов. Правда, экспозиция просуществовала недолго: в 1930-х в здание бывшего дворца переехал Президиум Академии наук СССР. Тогда часть экспонатов передали в ведущие московские музеи, такие как Оружейная палата и ГИМ, другие отдали в Малый театр, а остальное распродали на аукционах — прямо как стулья Кисы Воробьянинова.
Столовая Моссельпрома
Место, куда по сюжету Киса Воробьянинов приходит со студенткой Лизой, напивается и терпит любовную неудачу, вполне реальное. Да ещё и с богатой историей. Это знаменитый ресторан «Прага», история которого началась в 1870-х с небольшого трактира для извозчиков. Однако в конце XIX века всё изменилось. Новый владелец, по слухам, выигравший заведение в бильярд, сделал из него дорогой фешенебельный ресторан с несколькими залами. Место стали посещать богачи, аристократы и представители творческой интеллигенции, такие как А. П. Чехов, И. Е. Репин и Ф. И. Шаляпин.
После Октябрьской революции в роскошных залах стали проводить аукционы, потом открыли магазины и даже библиотеку. А в 1924 году здесь разместили столовую Моссельпрома. Однако заведение отличалось от других роскошными интерьерами. Кстати, нынешний архитектурный облик здание приобрело в 1914 году по проекту А. Э. Эрихсона.
Петровский пассаж
В одном из залов московского пассажа проходил аукцион, на которым Остап и Киса пытались выкупить ореховый гарнитур с бриллиантами. Бендер даже выиграл торги, но горе-авантюристам не хватило всего 30 копеек для уплаты сбора. И стулья распродали в розницу разным людям.
Петровский пассаж — одно из реальных исторических мест в романе. Здание между Петровкой и Неглинной возвели в начале ХХ века на деньги богатой купчихи и крупной домовладелицы В. И. Фирсановой. Великолепная трёхэтажная постройка в стиле модерн была эффектно отделана как снаружи, так и внутри. На фасадах — ризалиты с большими арочными проёмами, украшенные лепниной, внутри — многочисленные колонны, витражи, изящные ажурные чугунные лестницы и перила.
Кстати, до Октябрьской революции пассаж называли Фирсановским, в честь владелицы. После национализации его переименовали в Петровский. А в 1920-х здесь действительно проводились аукционы, где распродавали имущество московских аристократов и даже членов императорской семьи.
Центральный дом культуры железнодорожников
Это последний московский адрес, где наконец раскрылась тайна спрятанных бриллиантов. Добыв последний стул, который по стечению обстоятельств оказался в новеньком Доме культуры, Воробьянинов ужаснулся: заветных драгоценностей не оказалось и здесь. Местный сторож объяснил, что спрятанные сокровища он обнаружил в стуле и доложил начальству. На них и построили новый клуб с паровым отоплением, буфетом и театром.
Так Ильф и Петров увековечили Дом культуры железнодорожников, построенный в 1927 году по проекту архитектора А. В. Щусева. Необычное здание с полукруглой фасадной стеной сочетает элементы московского барокко, а также лаконичные и строгие формы, свойственные конструктивизму.
Кстати, с клубом связана интересная легенда, которая перекликается с сюжетом «12 стульев». Считается, здание построили на деньги эмигрировавшего после революции купца Николая Стахеева. Перед отъездом он спрятал в своём доме на Новой Басманной сокровища, а через год вернулся. У дома его схватили, драгоценности отобрали и пустили на благое дело — строительство нового Дома культуры, который успешно функционирует по сей день.
Нижний Новгород
В старинный город на Волге герои приехали вслед за труппой театра Колумба, который выкупил целых четыре стула на аукционе в Москве для своего спектакля. Остап и Ипполит решили попытать счастья и отправились в гастрольное турне вместе с театром. Обманом они проникли на пароход «Скрябин», пришвартованный в Нижнем Новгороде.
В романе нет подробных описаний города, упоминается лишь Нижневолжская набережная, а точнее, Софроновский съезд с надписью: «Чаль за кольца, решётку береги, стены не касайся». В половодье, когда Волга поднималась, судна приходилось пришвартовывать прямо к стене. Правда, до сегодняшних дней ни спуска, ни надписи не сохранилось. На этом месте теперь возвышается здание Речного вокзала. Его возвели в 1960-х, но по прямому назначению сейчас уже не используют: здесь работают офисы судоходных компаний, а также выставочное пространство.
Герои пробыли на набережной совсем недолго, но если вы сюда попадёте, не стоит быстро уходить. Здесь можно увидеть гигантскую Чкаловскую лестницу в форме восьмёрки, ведущую к стенам кремля, а также множество особняков начала XX века, среди которых, например, банк Рукавишниковых, построенный по проекту знаменитого московского архитектора Фёдора Шехтеля. У здания два разных фасада, которые выходят на разные улицы. На Нижневолжскую набережную смотрит готический фасад.
Пятигорск
В курортный город Кавказских Минеральных Вод Бендер и Воробьянинов приехали вслед за труппой театра Колумба. Здесь они провели несколько дней и провернули парочку афер.
Одно из главных мест действия в романе — знаменитый Провал, билеты в который начал продавать великий комбинатор. Достопримечательность представляет собой природный колодец с голубой водой, насыщенной сероводородом. Место завоевало популярность ещё в XIX веке, когда провал в горе Машук обустроили: сделали площадку перед входом в пещеру, а к озеру прорубили тоннель. В начале 2000-х у входа рядом со скульптурами львов появилась бронзовая статуя Остапа с билетиками в руках.
Кстати, в фильме Гайдая роль Провала сыграла другая пятигорская достопримечательность — грот Лермонтова. Считается, что поэт любил приходить сюда. Также в киноленту вошли другие пятигорские достопримечательности. Например, великолепная Лермонтовская галерея в стиле модерн и скульптура орла на горе Горячей.
Ещё одна знаковая достопримечательность Пятигорска, связанная с сюжетом романа Ильфа и Петрова, — старинный парк «Цветник», в котором Воробьянинов просил подаяние, чтобы на эти деньги выкупить заветные стулья. Сегодня у входа в парк можно сфотографироваться с бронзовой скульптурой Кисы, просящего милостыню.
Военно-Грузинская дорога
Из Пятигорска искатели бриллиантов вслед за театром Колумба направились в Тбилиси. Из-за отсутствия денег Остап и Ипполит решили идти пешком из Владикавказа по Военно-Грузинской дороге. В живописном Дарьяльском ущелье авантюристы встретили отца Фёдора, который, направленный по ложному следу, возвращался из Батуми с разбитыми надеждами. Здесь, забравшись на отвесную скалу, он сходит с ума и оказывается в психиатрической лечебнице.
Военно-Грузинская дорога считается одной из самых красивых трасс на Кавказе. Она проходит мимо живописных ущелий и заснеженных пиков вдоль шумной горной реки Терек. Неудивительно, что эпизод с отцом Фёдором Гайдай снял, не отступая от текста.
А реальным путешественникам по дороге из Владикавказа в Тбилиси встретятся сразу несколько интересных достопримечательностей. Например, Арка дружбы народов работы Зураба Церетели, от которой открываются головокружительные виды на ущелье Арагви, или средневековая крепость Ананури на берегу Жинвальского водохранилища.
Тбилиси
В Тифлисе, как тогда назывался город, авантюристы встретили старого знакомого Воробьянинова, у которого обманом выманили деньги. А затем целую неделю на полученные средства Остап и Ипполит гуляли и пьянствовали. На страницах романа появляются несколько популярных тбилисских достопримечательностей: проспект Шота Руставели и гора Давида, известная как Мтацминда.
Проспект Руставели — центральная улица города, расположенная в окружении великолепных зданий XIX — начала XX века. Если вы в Тбилиси не проездом, как герои романа, обязательно прогуляйтесь здесь и зайдите в один из музеев. Например, в Национальную картинную галерею с внушительным собранием полотен Нико Пиросмани, или Музей искусств с работами советских и современных грузинских художников. А ещё на Руставели много ресторанов и бутиков — в общем, и правда есть где покутить.
Кстати, ресторан, где обедали герои романа в компании гражданина Кислярского, авторы поместили на вершину Мтацминды. Здесь в одноимённом парке действительно есть несколько ресторанчиков, но главное, за чем приезжают на гору — это потрясающие виды, открывающиеся на город. Ильф и Петров не соврали, что на вершину ведёт фуникулёр. По пути наверх вагончик даже делает остановку, выйдя на которой можно захватить целых две достопримечательности: храм Давида Гареджийского и Пантеон грузинских общественных деятелей, писателей и поэтов, где похоронен также А. С. Грибоедов.
Батуми
Сюда герои отправились, чтобы сесть на корабль до Крыма. В романе упоминается несколько батумских мест, связанных с сюжетной линией отца Фёдора. И главное из них — это, конечно, дача инженера Брунса на Зелёном мысе. Дом, утопающий в тропическом саду, вероятнее всего, располагался на берегу Чёрного моря недалеко от Ботанического сада. Кстати, здесь же в районе курортного посёлка Махинджаури Гайдай снимал сцены встречи героев с Кислярским и торг за стулья на даче Брунса.
Батумский ботанический сад — место действительно очень важное для города и чуть ли не главная достопримечательность окрестностей. Его история начинается в 1878 году, когда дворянин Михаил Д’Альфонс купил землю на побережье мыса Килик и построил дачу с роскошным садом с магнолиями, олеандрами, соснами и кипарисами, привезёнными с юга Франции. Вскоре это место окрестили Зелёным мысом, а рядом с дачей Д’Альфонса стали селиться политики, представители творческой интеллигенции и учёные.
Сейчас дача дворянина и его сад входят в состав Нижнего парка Ботанического сада, который основали здесь в 1912 году. Есть тут и Верхний парк с разными видами пальм, рощей бамбука и растениями зимнего цветения (рафиолепис индийский и камелия японская), а также Приморский парк, в котором растут самшиты, душистые кусты османтуса и североамериканские клёны, сосны и фейхоа.
Заключение
«Двенадцать стульев» — культовый роман о похождениях авантюриста Остапа Бендера. По сюжету книги снято два фильма в России и ещё десяток — за рубежом. У известных достопримечательностей, упомянутых в романе, до сих пор появляются памятники, посвящённые героям, а по маршруту Оси и Кисы водят экскурсии в разных городах. Например, в Москве можно пройти целый приключенческий квест в поисках потерянных стульев, а ещё узнать, как появилась идея романа и кто послужил прототипами главных героев.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Гастрономические, духовные и исторические открытия в благословенном крае
Дегустации, очаровательный Сигнахи, монастырь Бодбе и Телави в экскурсии на микроавтобусе
Проехать по Военно-Грузинской дороге и увидеть воспетую в легендах гору Казбек
Проехать по улицам города, полюбоваться панорамами со смотровых площадок и услышать легенды кремля