Псевдорусский стиль в архитектуре

Псевдорусский стиль в архитектуре

Найти экскурсию

Показать
В позапрошлом столетии страну охватила мода на всё национальное, что нашло отражение в культуре, искусстве и, конечно, архитектуре. Это непродолжительное увлечение подарило стране несколько удивительных сооружений, ставших признанными шедеврами. О них, а также об истории и особенностях псевдорусского стиля, читайте в материале Tripster.

Что такое псевдорусский стиль

Это направление в архитектуре, получившее распространение со второй трети XIX по начало XX века. Для него характерно обращение к византийскому, а также отечественному зодчеству допетровского периода и более ранним памятникам, например архитектуре Владимиро-Суздальской Руси. При этом псевдорусский стиль предполагает не прямое копирование, а стилизацию и искусную имитацию построек, распространённых в эти эпохи. Заимствуя декоративные и конструктивные элементы, он сочетает их с более современными архитектурными направлениями, например модерном.

Византийское зодчество: Церковь Богородицы Паммакаристы, Турция • Архитектура Владимиро-Суздальской Руси: Успенский собор • Дмитриевский собор • Фото: Shutterstock

История появления и особенности псевдорусского стиля

Теоретики архитектуры нередко называют псевдорусский стиль просто русским и соотносят с двумя похожими стилями: русско‑византийским, который был его предшественником (с 1830 по 1860 год) и неорусским, ставшим его логическим продолжением (с 1880 по 1910 год).

Русско‑византийский стиль охватывает эпоху правления Николая I. Его возникновение и развитие связано с попыткой переосмысления западноевропейских ценностей после Отечественной войны 1812 года. Поиски новых ориентиров привели к византийскому наследию. В архитектуре оно нашло воплощение в культовых постройках. Яркий пример — храм Христа Спасителя в Москве, построенный в честь победы над Наполеоном и вдохновлённый великими памятниками Константинополя.

здания в псевдорусском стиле
Храм Христа Спасителя. Фото: Shutterstock

Псевдорусский, или русский, стиль появился при освободителе крестьян Александре II и достиг рассвета при Александре III, который искренне верил в национальную самобытность народа, что легло в основу его политики. При этих императорах в архитектуре впервые появились отсылки к искусству Древней Руси, а вскоре отечественное зодчество допетровского периода было взято за идеал.

Декоративными элементами, характерными для изб, теремов, палат, украшали каменные здания в разных уголках страны, а в столице империи возвели Спас на Крови — нарядный и торжественный храм, вошедший в список архитектурных шедевров Северной столицы.

Неорусский стиль стал популярен в эпоху правления последнего императора Николая II. Это направление опиралось на ещё более древние примеры отечественного зодчества (преимущественно Киева, Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова, а также Русского Севера) и формировалось самостоятельно, без государственной поддержки. Некоторые учёные считают неорусский стиль отдельным направлением в архитектуре, а некоторые называют его одной из ранних разновидностей модерна. Направление просуществовало несколько десятилетий, а после революции 1917 года потеряло актуальность.

Здания в неорусском стиле: Дом Перцовой в Москве • Церковь Спаса Нерукотворного Образа в посёлке Клязьма • Фото: Shutterstock, Ludvig14, CC BY-SA 3.0

Известные образцы

Собрали несколько ярких примеров псевдорусского стиля на территории России.

Государственный исторический музей в Москве

Адрес: Красная площадь, 1 

Это здание, похожее на огромный терем из красного кирпича, украшает главную площадь страны со второй половины XIX века. С тех пор и по сей день его занимает Государственный исторический музей — национальное хранилище древностей России.

В убранстве здания угадываются черты храма Василия Блаженного и других московских построек XVI века. Псевдорусский стиль был выбран неслучайно: новое здание должно было вписаться в ансамбль Красной площади.

Государственный исторический музей: 1876 год, строительство • 1890–1900 годы • Современный вид

Архитектурные доминанты сооружения — башни, увенчанные двуглавыми орлами, львами и единорогами. Фасады украшены арками, карнизами и шатрами — такой же декор можно встретить на столичных теремах и палатах. А вход оформлен в виде парадного крыльца с просторными сенями.

В той же стилистике выполнены интерьеры. При их создании источником вдохновения служили находки археологов, а над отдельными элементами оформления трудились великие живописцы той эпохи. Например, Виктор Васнецов в одном из залов создал настенный фриз, изображающий сцену из жизни древних людей. Это лишь один из поводов заглянуть в музей. Местная коллекция поражает богатством: собрание охватывает период от каменного века до наших дней.

Башни Государственного исторического музея • Вход для посетителей со стороны проезда Воскресенских ворот • Парадные сени • Фото: Shutterstock

Спас на Крови в Петербурге

Адрес: набережная канала Грибоедова, 2б (литера А)

Мемориальная церковь, построенная на рубеже XIX–XX столетий на месте гибели императора Александра II. Внешне она напоминает московские и ярославские храмы XVII века. Так, четверик (основная часть здания) увенчан шатром и главами в форме луковиц, покрытых ювелирной эмалью. А краснокирпичный фасад украшен беломраморными фронтонами в виде кокошников, цветными изразцами, мозаичными изображениями православных святых, а также гербов городов и губерний, участвовавших в строительстве Спаса на Крови.

Мозаика использована не только в экстерьере, но и в интерьере церкви. Её общая площадь — более семи тысяч квадратных метров! Панно с ликами святых и библейскими сюжетами созданы по эскизам ведущих художников того времени, например Михаила Нестерова.

Полюбоваться памятником можно в любое время: он принимает посетителей как церковь и как музей.

Спас на Крови • Купола • Интерьер • Фото: Shutterstock

Главный ярмарочный дом в Нижнем Новгороде

Адрес: Совнаркомовская улица, 13 

Сказочный терем на стрелке Волги и Оки радует взгляд нижегородцев уже больше 130 лет. Здание возвели в конце XIX века как центр управления знаменитой Нижегородской ярмаркой. Над проектом трудились именитые российские зодчие и авторы множества прекрасных памятников архитектуры в Москве и Петербурге: Алексей Трамбицкий, Александр фон Гоген и Карл Трейман.

В главном ярмарочном доме читаются архитектурные черты построек допетровского периода. Это заметно по окнам в форме арок, народным узорам на фасаде и шатровым крышам башен, характерным для крепостного зодчества Руси. Аналогичные мотивы угадываются и в интерьере пассажа — крытой галереи с торговыми рядами. В прежние времена здесь под звуки духового оркестра отоваривались состоятельные горожане. А в наши дни в пассаже размещены фуд‑корт и сувенирные магазины.

Фото: Shutterstock

Театр драмы имени Горького в Самаре

Адрес: площадь Чапаева, 1 

Жители города называют это здание «пряничный домик». Богатое убранство постройки — искусная стилизация под декор царских палат Москвы.

Фасад драматического театра — наглядное пособие по столичному зодчеству XVII века. Он покрыт белокаменным узорочьем — причудливыми лепными орнаментами: геометрическими и растительными. Окаймляет здание бегунец — узорчатый пояс с рядами треугольных углублений. Завершённость облику здания придают кокошники над окнами и симметричные башни с шатровыми крышами.

Помимо удивительной архитектуры, эта постройка интересна своей историей. На местной сцене был впервые поставлен спектакль «Фома Гордеев» по одноимённой пьесе Максима Горького. Самарцы увековечили память об этом, дав театру имя драматурга.

Театр драмы имени Горького • Башни с шатровыми крышами • Герб города • Фото: Shutterstock

Художественное училище имени Фешина в Казани

Адрес: улица Карла Маркса, 70

В начале XX века, когда состоялось торжественное открытие этого здания, его раскритиковали за отсутствие «целостности». Спустя более 100 лет об этом вряд ли кто‑то вспомнит. Сегодня особняк в псевдорусском стиле — признанный шедевр архитектуры и одна из до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей столицы Татарстана.

Благодаря архитектурным элементам художественное училище легко принять за памятник древнерусского зодчества. Резной декор под крышей здания отсылает к традиционным узорам наличников на окнах изб и теремов. Внимание также привлекает стеклянный купол особняка — по форме он напоминает шлем былинного богатыря.

Здание строили специально для художественной школы. Автор проекта Карл Мюфке не только разработал концепцию, но и сам вложился в строительство. В особняке и сегодня работает художественное училище. Но чтобы попасть в него, совершенно необязательно быть студентом. Сотрудники учреждения устраивают прогулки по самым красивым помещениям здания. Внутри есть чем полюбоваться — например, историческими дубовыми дверями с восстановленной латунной фурнитурой, отреставрированными плиткой и паркетом, а также белоснежной лепниной и разноцветными витражами, которые чудом уцелели в ходе XX века.

Художественное училище имени Фешина • Интерьер • Фото: Engelberthumperdink, CC BY-SA 4.0, CC BY-SA 4.0, группа ВК Казанского художественного училища имени Н. И. Фешина

Старый вокзал в Екатеринбурге

Адрес: Вокзальная улица, 14 

Первая железнодорожная станция столицы Урала открыла двери во второй половине XIX века. О том, какое место она занимала в жизни горожан, говорит тот факт, что именно её можно увидеть на одной из первых фотографий Екатеринбурга.

Екатеринбуржцы очень гордятся старым вокзалом и сохраняют его первоначальный вид. Сегодня, как и прежде, посетителей встречает нарядное крыльцо с полукруглыми арками, увенчанное шатром с кокошниками и городским гербом. Фасад пестрит деталями, характерными для псевдорусского стиля, например сухариками — прямоугольными выступами, направленными вниз, а также ширинками — квадратными углублениями для изразцов. Ярким акцентом служит крыша в красно‑белый ромб, украшенная ажурными решётками и флюгерами как у древнерусских теремов.

В наши дни в здании находится Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Помимо оригинальных интерьеров, внутри можно посмотреть несколько исторических экспозиций. Среди экспонатов, например, есть копия утраченного перрона со скамейками, станционным колоколом и фигурой пассажирки, будто бы ожидающей прибытия поезда. Это место — настоящий портал в прошлое столицы Урала.

Здание вокзала • Музей истории • Фото: Shutterstock, Vyacheslav Bukharov, CC BY-SA 4.0

Главпочтамт во Владивостоке

Адрес: Светланская улица, 41

На рубеже XIX и XX веков вся корреспонденция столицы Приморья поступала и обрабатывалась в небольшом доме под сопкой, который в конце концов смыло паводком. Тогда неподалёку от него для почтово-телеграфной конторы построили новое здание — удивительный памятник архитектуры.

Историческую постройку украшают архитектурные элементы в духе московских изб, теремов и палат XVII века. Например, арочные окна, обрамлённые пилястрами (плоскими колоннами) и сандриками (карнизами). Богатый декор оценил сам Николай II. Ему так понравилось убранство почтово-телеграфной конторы, что он щедро отблагодарил архитектора Александра Гвоздзиовского за проделанную работу, подарив ему кольцо с бриллиантами и рубинами.

Спустя десятилетия здание по‑прежнему используется по назначению — в его стенах размещён Главпочтамт. Вместе с другими памятниками архитектуры Владивостока в псевдорусском стиле — Триумфальной аркой и железнодорожным вокзалом — оно олицетворяет связь отдалённого региона с европейской частью России.

Главпочтамт • Триумфальная арка • Фото: Shutterstock

Заключение

Здания в некогда популярном псевдорусском стиле найдутся во многих точках страны. Отправиться на их поиски можно самостоятельно. Но лучше — в компании местного жителя — гида. Опытный проводник покажет самые впечатляющие примеры стиля, а заодно и другие знаковые сооружения своего города.

Автор: Инна Метелькова

Заглавное фото: A.Savin, FAL

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Новогодние и рождественские ярмарки в городах РоссииНовогодние и рождественские ярмарки в городах России Где искать праздничное настроение

Еще экскурсии по теме