Самые знаменитые памятники Санкт‑Петербурга
От величественного Медного всадника до шутливого «Чижика‑пыжика»Знаменитые памятники Санкт‑Петербурга на карте
Александровская колонна
На Дворцовой площади высится монумент, ставший одним из главных символов города. Александровскую колонну возвели в 1834 году в честь победы над Наполеоном по проекту французского скульптора Огюста Монферрана. Он представил первые эскизы Александру I ещё в 1814 году, а два года спустя приехал в столицу по приглашению императора и стал главным придворным архитектором.
Монферран предложил превзойти монументальную колонну Траяна в Риме. Александровская колонна выше неё почти на 10 метров (47,5 метра). Памятник не имеет опор и стоит под тяжестью собственного веса.
А. С. Пушкин увековечил колонну в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». После публикации произведения колонну стали называть Александрийским столпом.
«Царь‑плотник»
На Адмиралтейской набережной стоит памятник Петру I с необычной судьбой. Монумент по проекту скульптора Л. А. Бернштама появился здесь в 1910 году. Скульптура изображала молодого императора в простой плотницкой одежде с инструментом в руках, занятого строительством судна. В юности Пётр I действительно изучал искусство кораблестроения в городе Зандам в Нидерландах.
В 1911 году Николай II подарил копию скульптуры Нидерландам. Её установили на главной площади Зандама. Уже в 1919‑м, при советской власти, памятник в Санкт‑Петербурге демонтировали и уничтожили. А в 1996 году «Царь‑плотник» вернулся в город: правительство Нидерландов подарило России ту самую копию скульптуры к празднованию 300‑летия морского флота. На торжественном открытии присутствовал принц (а ныне — король) Виллем‑Александр.
Медный всадник
В центре Петербурга стоит ещё один памятник, увековеченный Пушкиным. Поэт сделал его главным героем поэмы «Медный всадник». Кстати, это название закрепилось за Петром I, восседающим на коне, после публикации произведения. При этом скульптура вовсе не медная, а бронзовая.
Памятник, созданный французским скульптором Э. Фальконе, установили в городе 18 августа 1782 года по приказу Екатерины II, в день столетия восшествия Петра I на престол. Сегодня Медный всадник — один из негласных символов Санкт‑Петербурга.
Памятник Николаю I
В июне 1859 года по указу императора Александра II на Исаакиевской площади открыли памятник его отцу, Николаю I. Проект разработал придворный архитектор О. Монферран, а отливкой статуи занимался скульптор П. К. фон Клодт.
Фигура Николая I, поднимающего коня на дыбы, как бы перекликается с Медным всадником, который находится с другой стороны от Исаакия. Но, в отличие от него, имеет всего две (а не три) точки опоры, что по тем временам невероятное достижение.
Отдельного внимания заслуживает богато декорированный массивный пьедестал. Он украшен барельефами со знаковыми событиями времён правления Николая I. Это восстание декабристов, усмирение холерного бунта и открытие Николаевской железной дороги.
Памятник Римскому‑Корсакову
Напротив Мариинского театра и Государственной консерватории, в сквере на Театральной площади, возвышается скульптура дирижёра и композитора Н. А. Римского‑Корсакова.
Николай Андреевич научился играть на пианино в шесть лет, а в 11 уже написал первую увертюру. Однако о карьере музыканта не задумывался. Будущий композитор учился в Морском кадетском корпусе Санкт‑Петербурга, а в свободное время ходил на спектакли Мариинки. Позднее природная склонность к музыке всё же одержала победу над мечтами о морских путешествиях: Римский‑Корсаков начал преподавать в Бесплатной музыкальной школе и консерватории (а заодно посещал некоторые занятия вместе со студентами). И впоследствии сделал блестящую музыкальную карьеру.
С 1944 года старейшая в России консерватория, где композитор преподавал почти 40 лет, носит имя Н. А. Римского‑Корсакова. Скульптуру в сквере установили в 1952 году. Для постамента использовались гранитные блоки, оставшиеся после сноса монумента Александру III на Знаменской площади.
Памятник А. С. Пушкину
В городе на Неве есть несколько монументов А. С. Пушкину. Рассмотрим два самых значимых.
Самый первый в городе памятник поэту установили на Пушкинской улице в 1884 году. Идея создать скульптуру появилась сразу после смерти Александра Сергеевича, однако воплотить задумку смогли только полвека спустя. Авторами проекта выступили архитекторы Н. Л. Бенуа и А. С. Лыткин и скульптор А. М. Опекушин. С памятником связана интересная легенда. В 1930‑е годы его планировали переместить. Но рабочим якобы помешали дети, которые играли рядом. Они повторяли: «Наш Пушкин, не отдадим!» Растроганные строители рассказали об этом руководству, и памятник было решено оставить.
В 1957 году на площади Искусств напротив Русского музея появилась ещё одна скульптура Пушкина авторства М. А. Аникушкина. Монумент открыли к 120‑летию со смерти поэта. Скульптор работал над проектом более десяти лет и в 1958 году получил за своё творение Ленинскую премию. Памятник тогда называли лучшим из всех посвящённых Пушкину. В наше время рядом с ним петербуржцы назначают друг другу встречи.
Памятник конке
Скульптурная композиция, посвящённая популярному общественному транспорту начала XX века — конно‑железной дороге, — находится на Васильевском острове.
Конка — это одно- или двухэтажная повозка, запряжённая лошадьми. Её придумали ещё до появления в Петербурге трамваев и электричества. Первый маршрут (по Невскому проспекту и стрелке Васильевского острова) проложили в 1863 году. А к 1877 году их было уже около 25. Любопытно, что до 1903 года женщинам было запрещено ездить на втором этаже конки, это считалось неприличным.
В 2004 году у метро «Василеостровская», там, где начинался первый маршрут, появилась повозка, восстановленная по чертежам Путиловского завода. Через год к ней добавили пару бронзовых коней, а спустя ещё четыре — скульптуру вагоновожатого.
Памятник зайчику, спасшемуся от наводнения
Находится на Заячьем острове, откуда в 1703 году начался Петербург, когда здесь возвели Петропавловскую крепость. Необычное название острова, по самой распространённой версии, — буквальный перевод с финского (раньше остров назывался Енисаари). Однако существует несколько легенд с другими объяснениями.
По одной из них, острову дали имя из‑за большой популяции зайцев. По другой, во время наводнения заяц, спасаясь бегством, забрался императору в сапог. По третьей, зверёк прыгнул Петру I прямо на руки, как раз когда тот отчитывал строителей Петропавловской крепости. Самодержец был так растроган, что сменил гнев на милость, а заодно окрестил остров Заячьим.
Эти истории легли в основу проекта небольшой скульптуры, которая появилась на одной из свай у Иоанновского моста в 2003 году. Очаровательному зайчику петербуржцы дали имя Арсений, созвучное с исконным названием острова — Енисаари.
Памятник Александру Невскому
Удивительно, но памятник покровителю Санкт‑Петербурга появился на одноимённой площади только в 2002 году. Его установили в честь 300‑летия города перед входом в Александро‑Невскую лавру, где хранятся мощи князя. Александр изображён в возрасте 20 лет, каким он был во время Невской битвы в 1240 году.
«Стерегущий»
В 1904 году в разгар Русско‑японской войны на разведку у берегов Жёлтого моря близ русской военно‑морской базы Порт‑Артур вышли два миноносца: «Решительный» и «Стерегущий». Возвращаясь, они столкнулись с несколькими японскими военными кораблями. «Решительный» смог вернуться к Порт‑Артуру, а «Стерегущий» продолжил сражение один на один с судами противника. Неравный бой шёл несколько часов. Считалось, что, когда японские военные захватили и взяли корабль на буксир, русские моряки затопили миноносец.
В мае 1911 года в Александровском парке открыли монумент авторства К. В. Изенберга. Он посвящён экипажу корабля «Стерегущий» и изображает кульминационный и самый драматичный момент роковой схватки: затопление судна.
Ростральные колонны
В 1810 году на стрелке Васильевского острова возвели две колонны, призванные напоминать о величии флота Российской империи.
Архитектор Ж. Ф. Тома де Томон украсил их «рострами» — декоративными изображениями носов кораблей, отсюда и название «ростральные». Так было принято украшать триумфальные обелиски в честь победы над врагами ещё в Древнем Риме.
Ростральные колонны были задуманы как маяки или фонари порта. Когда‑то они загорались каждую ночь. В наше время факелы на колоннах зажигают только по торжественным поводам.
Памятник Екатерине II
В самом сердце Петербурга, у Невского проспекта, расположен небольшой, но атмосферный Александровский сад. Центральный элемент композиции парка — памятник Екатерине II.
Постамент высотой 10 метров увенчан величественной фигурой императрицы. А у основания изображены исторические личности, которые внесли вклад в общественную и политическую жизнь России во время правления Екатерины Великой. Среди них полководец А. В. Суворов, поэт Г. Р. Державин, князь Г. А. Потёмкин.
Монумент открыли в 1873 году, в день столетия восшествия императрицы на престол. Это место выбрали неслучайно: рядом находится Российская национальная библиотека (первая общедоступная библиотека в стране), основанная Екатериной II.
Монумент героическим защитникам Ленинграда
Его торжественно открыли у южного въезда в Санкт‑Петербург 9 мая 1975‑го, в день 30‑летия Победы в Великой Отечественной войне.
В 1940‑е здесь начиналась прифронтовая зона. С площади Победы, называвшейся тогда площадью у Средней Рогатки, в 1941‑м войска уходили на фронт. В 1945 году здесь на время установили триумфальную арку.
Архитектурный комплекс на площади Победы состоит из надземной и подземной частей. Наверху возвышается 48‑метровый обелиск, а под землёй расположен Памятный зал с экспонатами, посвящёнными блокаде и обороне Ленинграда.
Сфинксы на Университетской набережной
Самая древняя достопримечательность Санкт‑Петербурга находится напротив Академии художеств, ей около 3,5 тысяч лет.
В XIV веке до н. э. мифические чудовища с человеческими лицами и телами львов охраняли вход в храм фараона Аменхотепа III в Фивах. А в начале XIX века «переехали» в Петербург. Их заметил на ярмарке в Александрии русский государственный деятель А. Н. Муравьёв. Скульптуры настолько поразили его, что он написал в российское посольство с предложением купить их для украшения Петербурга и получил согласие.
Сфинксы на Университетской набережной далеко не единственные представители этой мифической «породы» в городе. Такие скульптуры (хоть и созданные гораздо позже) можно встретить по всему центру Питера. Например, у Строгановского дворца, на Свердловской набережной и на знаменитом Египетском мосту. Считается, что сфинксы защищают Петербург от наводнений.
Памятник Ломоносову
Монумент русскому учёному возвели в Санкт‑Петербурге в 1968 году в честь 275‑летия со дня его рождения. Авторы проекта — скульпторы Б. А. Петров и В. Д. Свешников.
Скульптура установлена на Университетской набережной, напротив Санкт‑Петербургского государственного университета. Место выбрано не просто так: М. В. Ломоносов сначала окончил университет (тогда он назывался Академией наук), затем начал преподавать в альма‑матер географию, стилистику русского языка, химию и основы металлургии, физику и, наконец, стал ректором.
«Чижик‑Пыжик»
Самый маленький памятник города в виде бронзовой птички появился на набережной напротив Михайловского дворца в 1994 году. С тех пор фигурку похищали аж 7 раз! И каждый раз её приходилось воссоздавать.
У персонажа шуточной песенки интересная история. В XIX веке на набережной Фонтанки открыли Императорское училище правоведения. Его студенты носили зелёные мундиры с жёлтыми пуговицами, напоминавшие расцветку чижа, а ещё шапки из меха пыжика — детёныша северного оленя. Так у молодых людей и появилось прозвище — «чижики‑пыжики». В свободное от учёбы время студенты, как водится, кутили в местных трактирах. В Петербурге верят, что так и появились знаменитые строчки: «Чижик‑пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил!»
Здесь можно загадать желание: говорят, если брошенная вниз монетка останется на постаменте скульптуры, мечта точно сбудется.
Памятник Павлу I в Михайловском замке
Михайловский замок — последняя резиденция Павла I, о которой он мечтал с юности. Император проектировал замок сам на протяжении почти 12 лет, вдохновляясь европейской архитектурой. В 1801 году работы были закончены, но пожить в резиденции Павел успел всего 40 дней. В ночь на 12 марта он был убит гвардейскими офицерами в собственной спальне.
В 2003 году в честь 300‑летия Санкт‑Петербурга во внутреннем дворике замка установили памятник Павлу I. Император восседает на точной копии царского трона, который хранится в Эрмитаже. Голову самодержца венчает корона, а на груди висит орден Андрея Первозванного и мальтийский крест, указывающий на принадлежность императора к Мальтийскому ордену.
Нарвские триумфальные ворота
Ещё один исторический памятник Санкт‑Петербурга, возведённый в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Первая арка триумфальных ворот была наспех построена из гипса и дерева — к торжественному возвращению русских войск в 1814‑м. В 1834‑м на её месте возвели более надёжное и монументальное сооружение из кирпича и меди в стиле ампир. В нишах стоят четыре изваяния русских богатырей, а венчает арку древнегреческая богиня победы Ника.
Триумфальную арку можно увидеть изнутри: в верхней части находится небольшой музей победы над Наполеоном.
Памятник Петру I, основателю Кронштадта
Кронштадт — город на острове Котлин на востоке Финского залива, входящий в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Через остров когда‑то проходил торговый путь «из варяг в греки». До XVIII века здесь не было поселений, летом сюда приплывали рыбаки и охотники. В 1704 году Петр I основал на острове крепость‑порт для защиты от вторжений со стороны Балтийского моря.
Монумент основателю города, который сегодня высится на территории Петровского парка в Кронштадте, появился только в 1841 году по приказу Николая I, в 132‑ю годовщину битвы при Полтаве. Первый российский император изображён таким, каким был в день победы: в офицерской форме Преображенского полка, с оружием в руке, а под ногой у него — шведский флаг.
Памятный знак «Блокадной колюшке»
В Кронштадте, на стене Обводного канала, рядом с Синим мостом, установлен трогательный памятный знак, посвящённый рыбе колюшке. Его открыли в 2005 году в честь 60‑летия Победы в Великой Отечественной войне.
Колюшка — маленькая рыбка с тремя шипами и костными пластинками вместо чешуи. Обычно её не едят: для приёма в пищу она слишком колючая, а для вылова сетями слишком мелкая. Но в блокадные годы выбирать не приходилось: другой рыбы в Финском заливе практически не осталось. Колюшку начали ловить, используя подручные средства: корзины, сумки и даже одежду. Кстати, рыбу не только ели: из её жира делали лекарство от ожогов и ран.
Заключение
В Северной столице сосредоточено около 10% памятников страны. Сколько их точно, сказать сложно: в городе постоянно возводят новые монументы. Так что увидеть их все пытаться не стоит: достаточно познакомиться с самыми значимыми и известными. Сориентироваться в многообразии памятников Санкт‑Петербурга помогут местные гиды. А заодно расскажут много интересного об истории, архитектуре и культуре города.
Автор: Алина Соломаха
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца