Семейские — старообрядцы Забайкалья
Всё о культуре, внесённой в список ЮНЕСКОСлово автора
Антон БурлаковМой прадедушка Прокопий Филимонович Варфоломеев был классическим старообрядцем: суровым, с длинной бородой и взглядом исподлобья. Он родился и всю жизнь провёл в семейском селе Никольское на юге Бурятии. Его жена (моя прабабушка) умерла в молодом возрасте, задолго до моего рождения. А вот прадеда я застал: к нему и его детям — моему дедушке и двоюродным бабушкам — я часто приезжал погостить и помню, как оригинально был устроен их быт. Поэтому рассказ о культуре семейских я дополню своими впечатлениями и воспоминаниями.
История расселения: из Польши в Бурятию
Ключевое событие в истории русских старообрядцев — раскол, произошедший в Русской православной церкви в 1650-х годах. Патриарх Никон задумал изменить церковь по греческому образцу: вводилось новое написание имени Христа (Иисус вместо Исус); креститься полагалось тремя перстами, а не двумя; крестные ходы стали совершаться против часовой стрелки, а не по часовой. Далеко не все священники и прихожане приняли новые богослужебные обычаи, за что были объявлены еретиками.
Скрываясь от преследований, многие приверженцы старых традиций перебрались в соседнее государство — Речь Посполитую. Переселенцы обосновались в Восточном Полесье (сейчас это Гомельская область Беларуси) и в Стародубье (ныне Черниговская область Украины). Хотя староверы во все времена славились своей закрытостью и крайней нелюбовью к переменам, в новых краях их культура, как губка, впитала местные традиции. Заимствования были заметны практически во всех сферах жизни: в языке, богослужебных обрядах и даже в одежде.
При разделе Польши в XVIII веке земли современной Беларуси отошли Российской империи. А в 1762 году Екатерина II повелела проживавшим на этих территориях староверам переселяться в малообжитые районы Сибири. Но царицу они ослушались, и уже через пару лет их отправили в новые земли насильно.
В Восточной Сибири старообрядцы обосновались на наиболее плодородных территориях (сейчас это южные районы Бурятии и Забайкальского края недалеко от границы с Монголией). В то время тут жили коренные народы — буряты и эвенки, а также русские казаки и крестьяне — потомки землепроходцев XVII века. Из-за того, что староверы приезжали в новые края большими семьями по несколько поколений, их прозвали семейскими.
Старообрядцы держались особняком от остального русского населения. Старожилов они называли «сибиряками», отказывались заходить в их церкви, не любили принимать местных в гостях и не образовывали смешанных браков.
Семейские оставались закрытым сообществом вплоть до 20-х годов XX столетия. Их быт стал меняться лишь в эпоху коллективизации. Но, несмотря на все трудности и вынужденные перемены, благодаря своей консервативности и религиозности они сумели сохранить идентичность до наших дней. Во многих старообрядческих селениях жизнь до сих пор устроена так, как и несколько веков назад: местные надевают традиционные костюмы, говорят на малопонятном языке и по-особому украшают свои дома.
В 2008 году культуру семейских включили в список шедевров нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. Такой же статус, например, у французского багета, аргентинского танго, испанского фламенко, китайской каллиграфии, кофе по-турецки, финской сауны и многих других известных региональных традиций. Из российских культурных явлений, кроме обычаев забайкальских старообрядцев, в список включены лишь мифы древней Якутии.
Язык староверов
В былые времена семейские говорили на необычном наречии: смеси старорусского, русского и белорусского языков. Даже сегодня местных бабушек и дедушек бывает трудно понять: у них непривычное произношение, интонация и много необычных выражений в речи.
Многие знакомые слова у старообрядцев имеют совсем другое значение, чем в современном русском языке. Блудник — это не распутник, а лунатик или медведь-шатун; самокрутка — не самодельная сигарета, а ветреная женщина; подзатыльник — не удар по голове, а часть шапки; воровская свадьба — не торжество в криминальном мире, а венчание без родительского согласия.
Незамужнюю женщину средних лет семейские назовут вековухой, разведённую — разженаткой, низкорослого мужчину — шкаликом, а возлюблённого человека — сухарником. Большекромным здесь нарекают жадного человека, бурагой — ловкача, мумой — молчуна, бастатом — дебошира, певалихой — проныру, глыкарём — пьяницу. «Белковать» здесь значит предаваться распутству, «обабиться» — жениться, «трятёвни» — позавчера, «шундра-мундра» — всякая всячина, «нафуфониться» — нарядиться, прихорошиться, «настебаться» — наесться до отвала. Выражение «ходить по помойкам» означает «наниматься к богатым людям мыть избы».
Трудности переводаВ детстве мне казалось, что дедушка и его сёстры говорят на каком-то иностранном языке. Много лет спустя я побывал в Белорусском Полесье и удивился, когда услышал местную речь, очень похожую на семейскую. Тут и знакомая мне с детства интонация, и идентичные звуки (чёткие [ч] и [ш], звонкое [дз’]), и схожие слова: «адали» — «почти», «бравый» — «красивый», «горготать» — смеяться.У меня в речи тоже иногда проскальзывают семейские словечки. «Большеротый» — про того, кто любит командовать, «брехуша» — болтун, «выстёбываться» — привлекать к себе внимание. Родные всегда понимают, о чём речь, а для остальных приходится переводить.Антон Бурлаков
Особенности религии
До революции забайкальские старообрядцы слыли крайне консервативными людьми: они ревностно следовали библейским заветам, а «нововеров» считали чужаками.
Было у семейских и множество строгих правил, связанных с повседневной жизнью и бытом. Например, в общине не признавали загсов и официальных бракосочетаний. Большим грехом считалось бритьё бороды, употребление алкоголя и даже чая. Сигареты тоже были под строжайшим запретом — если молодого человека ловили за курением, он легко мог схлопотать удар жердиной по спине. А когда приходили домой из бани, надлежало заново ополоснуть лицо и руки: считалось, что так поддерживается не только физическая чистота, но и духовная.
В наше время отношение к канонам стало более лёгким. При этом сохраняются основные отличия от современного православия: староверы крестятся двумя перстами, а не тремя, как это делает большая часть христиан. А крест у старообрядцев исключительно восьмиконечный (в то время как в православии крест может быть и восьми-, и шестиконечным). Ещё одно важное отличие — на старообрядческих иконах не изображают святых, которых канонизировала Русская православная церковь после раскола.
Семейная реликвияВ моей семье сохранилась Библия XVIII века с текстом на церковнославянском языке. Дедушка читал её каждый день. Односельчане очень уважали его религиозность и даже приходили к нему с просьбами молиться за упокой их родных.Антон Бурлаков
Традиционная одежда
Среди народов Забайкалья семейских легко узнать по ярким одеяниям. Их костюмы не менее эклектичны, чем вся их культура: разные элементы заимствовались из одежды русских, белорусов, поляков и бурят.
Староверы часто посещали торги в городе Кяхта на границе с Китаем и очень полюбили разноцветный шёлк. Если раньше свои костюмы они шили из хлопка и льна, то впоследствии полностью перешли на благородную струящуюся ткань.
В основе мужского семейского костюма — шаровары и удлинённая косуха с открытым воротом, непременно с широким плетёным поясом. Такая рубаха была свойственна русским, а вот ремень с геометрическим узором — наследие полесской культуры.
Женский костюм сложный: он включает в себя изрядное количество рубах, которые надеваются одновременно, сарафан и фартук-запон. Платье дополняется длинным тканым поясом с узором. На подол обычно нашивают яркие полоски атласных лент или вязаное кружево.
Пояс — всему головаСёстры дедушки надевали шёлковые сарафаны только по праздникам. В обычные дни носили более практичные платья из хлопка. Сам дедушка постоянно ходил в традиционной русской косоворотке без воротника. И обязательно подпоясывался широким поясом с геометрическим узором. Говорил, что без него выходить на люди неприлично.Антон Бурлаков
В старину семейские женщины не выходили на улицу без головного убора. До замужества девушки надевали косынки, а после вступления в брак начинали носить кички — массивные многослойные шапки, украшенные вышивкой. Головной убор был настолько громоздким и тяжёлым, что иногда модницы могли провозиться с ним несколько часов перед выходом из дома.
Особым шиком считались бусы из янтаря (их ещё называют «ожерелками из антарей»). Эти драгоценности старообрядцы привезли из Речи Посполитой и бережно передавали из поколения в поколение.
Национальная кухня
Кухню семейских можно назвать простой, так как готовят старообрядцы из знакомых всем продуктов, но при этом чрезвычайно разнообразной. Главное блюдо на столе староверов Забайкалья — щи. Суп они обычно варят с цельной свиной рулькой.
Обожают старообрядцы разнообразные топлёные каши. В былые времена часто готовили «затирку»: пшеничную муку замешивали с яйцами и молоком до состояния крошки и обжаривали на сковороде. Перед подачей на стол заливали кипящим молоком. Ещё один старинный специалитет семейской кухни — рванцы (они же клёцки), сваренные в подсоленной воде кусочки теста.
Необычным способом здесь готовят рыбу. Сначала её очищают от чешуи и внутренностей, потом целиком, с костями и головой, закладывают в тесто и отправляют в печь запекаться. Подают на стол вместе с хлебной коркой.
Со времён жизни в Речи Посполитой у старообрядцев сохранилась особая любовь к блюдам из картофеля. Этот овощ семейские на белорусский манер называют бульбой, скрипулькой и балаболкой. В забайкальских сёлах готовят запеканки, дрочёны (оладьи из размятого варёного картофеля) и сабульзу (размятый варёный картофель с молоком, маслом, жиром и шкварками).
Визитная карточка современной семейской кухни — солёные грибы. Закрутки с местными груздями, маслятами и рыжиками славятся на всю Бурятию, а хозяйки бережно хранят секреты их приготовления.
За два с половиной века обитания в Забайкалье семейские мастерски научились готовить местные дикоросы — то, что сейчас можно назвать локальными специалитетами. Прежде всего это кедровые орехи: старообрядцам они заменяют семечки и сухофрукты.
Одно из любимых местных блюд — ядрышник. Поджаренные и перемолотые ядра орехов смешивают с густыми сливками и сахаром. Полученным соусом приправляют пшеничные оладья или блины.
По семейскому рецептуСёстры дедушки готовили нереально вкусные десерты. Тарки — пышные воздушные булки с начинкой из брусники или смородины, шаньги — тающие во рту творожники, маковки — цветки из тончайшего сладкого теста, зажаренные в масле. Сам я научился делать пироги с начинкой из молотой черёмухи. Когда переезжал в другую страну, прихватил с собой черёмуховую муку (настолько было жаль расставаться!), хотя она и заняла чуть ли не четверть чемодана.Антон Бурлаков
Пение
Семейские славятся своим певческим мастерством и многоголосыми распевами.
Хоровая традиция забайкальских старообрядцев в своём устройстве чем-то схожа с джазом, где каждый музыкальный инструмент исполняет сольную партию. У семейских каждому участнику хора отведена важная роль, голоса не сливаются, но в итоге складывается оригинальная песня.
В репертуаре в основном лиричные баллады о потере дома, о любви и разлуке. Притом в некоторых песнях может быть от 50 до 100 куплетов! Хористы шутят: «В Тарбагатае запоют, а в Бичуре подхватят». (Расстояние между этими сёлами — почти 150 километров.)
Пели всей семьёйЛюбой праздник в семье — Пасха, Троица или чей-то день рождения — сопровождался песнями. Садились за стол, дедушка первым затягивал что-то печальное. Его сёстры подхватывали (не сразу, а, как было принято, после того как глава семейства пропоёт пару строк).Заканчивалось застолье весёлыми частушками. Все за столом исполняли свою часть. В каждом куплете было что-то озорное и даже хулиганское! Вот, например: «Мой милёнок по дорожке ходит рядом и молчит, мне с коровой веселее, та хоть что-нибудь мычит».Антон Бурлаков
Дома старообрядцев
Типичная семейская усадьба — это большой одноэтажный дом из толстых сосновых или лиственных брёвен. Чаще всего строение состоит из тёплой избы, чтобы жить в ней зимой, и горницы для летнего сезона. Окна в таких домах в былые времена пытались расположить максимально высоко: скрытные старообрядцы не хотели, чтобы чужаки заглядывали внутрь.
Визитная карточка семейских — разноцветные резные ставни и росписи на высоких воротах. Условия жизни переселенцев в Сибири, где лето короткое, а зимы затяжные и тусклые, всегда были непростыми. Поэтому старообрядцы пытались разукрасить свои жилища как можно ярче. Чем контрастнее — тем лучше. Было у росписей и символическое значение: считалось, что пёстрые краски отгоняют нечистую силу.
Геометрическая роспись на домах переплетается с растительной и зооморфной. Часто в центре рисунков находился круг: считалось, что это око, которое распознаёт зло. Цветы нередко изображались в виде древа жизни и дополнялись образами зверей и птиц.
Вместо щётки — лопата!У дедушки был традиционный семейский дом. Он состоял из зимника (семья жила там в холодное время года) и горницы (туда переезжали на лето). Две части соединяли сени с кладовой. Внутри дома было много росписей: узоры на стенах и в красном углу, на кроватях и скамейках. Печь была разрисована цветами и птицами. А вот деревянные полы не красили, а только полировали. Притом делали это черенком от лопаты! Сейчас этот дом принадлежит другой семье, надеюсь, что росписи в нём сохранились.Антон Бурлаков
Интересные факты о культуре семейских
До середины XX века у старообрядцев было принято называть детей по святцам или в честь предков. Распространёнными были имена Ануфрий, Евстигней, Гермоген, Евстратий, Евфросиния, Фотинья и Аксинья.
История в именахГенеалогическое древо моей семьи — кладезь древних имён. Прапрадед — Филимон, прадед — Прокопий, а дедушку, Николая, в семье чаще называли Миколой или Кольшей. Ещё в семье были Селифонтий, Елисей, Ермил, Агафон, Секлетиния, Ульяна и Устинья. Сейчас семейские называют детей более современными и привычными именами.Антон Бурлаков
Ещё при жизни каждый мужчина готовил себе гроб. Его вырубали из цельного ствола большой сосны или лиственницы и называли домовиной. Гроб мог дожидаться своего хозяина много лет и даже десятилетий. Наличие домовины во дворе дома считалось абсолютно нормальным.
В музеях можно встретить жутковатые иконы, принадлежавшие семейским: глаза у святых на некоторых образах выжжены. В 1930-е годы, когда религия подверглась гонениям, все церкви в старообрядческих сёлах закрыли и постепенно разрушили. Верующие пытались спасти древние иконы и выжигали глаза изображённым на них святым, чтобы те «не увидели» наступившего безбожия.
В былые времена у семейских чай был под строгим запретом. Считалось, что этот напиток — от нечистого. Вместо чая старообрядцы пили горячую воду или компоты, квасы, кедровые эссенции и настоянную на пшеничных отрубях ботвинью.
Семейские не использовали одну посуду с иноверцами. И даже хранили отдельные чашки для гостей. Ещё им было запрещено сидеть на одних и тех же скамьях с православными сибиряками.
В староверческих деревнях очень любят оранжевый цвет. Он ассоциируется с солнцем. Называют его «жарким» — в честь растения купальница азиатская (эти яркие цветы в Бурятии известны как жарки).
Где можно познакомиться с культурой семейских
Старообрядческие сёла в основном расположены на территории четырёх районов Бурятии: Тарбагатайского, Мухоршибирского, Бичурского и Заиграевского. Многие из них входят в список самых красивых поселений России.
Ближе всех к региональному центру, Улан-Удэ, находятся деревни Тарбагатай (50 километров от города) и Десятниково (65 километров). Туда путешественники могут доехать на такси или на маршрутке.
При самостоятельной поездке можно прогуляться по деревням и осмотреть расписные дома. А в Тарбагатае ещё и зайти в местную древлеправославную церковь, которую построили по инициативе старообрядцев в начале 2000-х.
Но лучше поехать в деревни с организованной экскурсией: в этом случае староверы встречают гостей в национальных костюмах, показывают жилища изнутри, рассказывают о своих традициях и угощают сытным обедом.
С архитектурой старообрядцев можно познакомиться в Улан-Удэ. На территории Этнографического музея народов Забайкалья находится единственная сохранившаяся в регионе семейская церковь. Это высокое деревянное строение с луковичной главкой и крестом, которое возведено без единого гвоздя. Храм перевезли в музей из старинного села Никольское в 1970 году.
Семейная легендаПрадед говорил деду (а дед — мне), что наша семья участвовала в строительстве церкви. Правда, каким образом — не ясно: храм построили до революции, а после 1917 года о религии говорили с осторожностью, не афишируя своих убеждений, поэтому подробности умалчивались и в итоге забылись. Может быть, семейские из Никольского всем миром сооружали сруб, а может, жертвовали деньги на возведение храма… Сам я вырос в Улан-Удэ, и каждый раз, когда мы с классом шли на экскурсию в наш этнографический музей, очень гордился и хвастался одноклассникам, что Никольский храм перевезён туда из села моей семьи.Антон Бурлаков
Также на территории музея есть целый комплекс из построек XIX столетия: усадьба зажиточного крестьянина, изба крестьянина-ремесленника и дом богатого старообрядца. Можно зайти внутрь и осмотреть воссозданные интерьеры. Жемчужина экспозиции — большие резные ворота 1906 года из села Новая Брянь.
Заключение
Самобытная культура старообрядцев Забайкалья складывалась на протяжении веков. Она вобрала в себя традиции допетровской Руси, а также белорусские, украинские и бурятские обычаи, что делает её необычайно интересной и ни на что не похожей. Для знакомства с жизнью семейских рекомендуем обратиться к местным гидам, которые помогут организовать поездку в старообрядческие сёла. Их предложения можно найти на Tripster.
Автор: Антон Бурлаков
Заглавное фото:
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Погрузиться в атмосферу «места силы», познакомиться с верованиями бурят и посетить горячие источники
Прикоснуться к истории, загадкам и красоте Бурятии на авторской экскурсии из Улан-Удэ
История, религия и культура Бурятской земли в туре по главным достопримечательностям ее столицы
Путешествие к священному озеру, шаманская скала Черепаха и маяк в селе Турка