Шедевры Эрмитажа
Картины эпохи Возрождения, единственная в России скульптура Микеланджело и ожившая мумияМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
- Алиса
Гид с историческим образованием. Уже несколько лет водит экскурсии по Эрмитажу и каждый раз открывает в музее что‑то новое не только для путешественников, но и для себя.
Мумия жреца Па‑ди‑иста (X век до н. э.)
Зимний дворец, зал 100
Мумия, которой предположительно около трёх тысяч лет, пополнила собрание в XIX веке, когда её передал в дар музею купец Анастас Аверов вместе с другими древнеегипетскими артефактами, приобретёнными за границей. Для лучшей сохранности мумия находится под герметичным стеклянным куполом, а фотографировать её строго запрещено.
С Па‑ди‑истом связана одна из легенд Эрмитажа. По словам сотрудницы музея, в 2004 году мумия внезапно начала дёргать рукой, а на плече у жреца появился нарост размером с грецкий орех, который через какое‑то время исчез. Конечно, официального подтверждения у этой леденящей кровь истории нет.
«Скорчившийся мальчик», Микеланджело (1530-1534)
Новый Эрмитаж, зал 230
В конце XVIII века Екатерина II выкупила собрание древнеримских и ренессансных скульптур у английского коллекционера Джона Лайда Брауна, в их числе была и эта работа знаменитого итальянского мастера. До начала XIX века статуя украшала Грот в парке Царского Села, затем хранилась в Академии художеств и только в 1851 году переехала в Эрмитаж. Сегодня это единственная скульптура Микеланджело в России.
Где хранился «Скорчившийся мальчик» первые 200 лет и с какой целью его создал автор, доподлинно неизвестно. Согласно самой популярной версии, скульптура должна была украсить капеллу Медичи в церкви Сан‑Лоренцо, однако так туда и не попала. Трактовок произведения тоже множество, но согласно самой распространённой, мальчик символизирует Флоренцию, которая в 1529–1530 годах, осаждённая испанской армией, страдала под гнётом неприятеля.
Живопись
Самые известные полотна Эрмитажа и их секреты.
Работы Леонардо да Винчи
Большой (Старый) Эрмитаж, зал 214
Считается, что в мире сохранилось всего 15 его полотен. И на два из них можно посмотреть в Эрмитаже. Оба изображают Деву Марию с младенцем, но существенно различаются по технике.
На первый взгляд кажется, что перед нами радостный сюжет. Мария радуется Иисусу, малыш тянется к цветку, но если приглядеться — цветок с четырьмя лепестками похож на крест, что отсылает нас к будущей смерти Христа.
«Мадонна Бенуа» (1478-1480)
Одна из самых известных картин Эрмитажа. Изначально полотно называлось «Мадонна с младенцем», а своё современное название получило по имени последней владелицы, супруги архитектора Л. Н. Бенуа.
Это ранняя работа Леонардо и по тем временам — оригинальная и неканоническая. Неидеальные черты лица женщины, одежда по флорентийской моде XV века — если бы не нимбы над головами матери и младенца, сюжет легко было принять за обычную жанровую сценку. Картина отличается от более поздних «Мадонн» да Винчи и не раз подвергалась критике искусствоведов. Несмотря на это, в 1912‑м полотном очень заинтересовались в Англии и пытались перекупить: антиквар из Лондона предложил за него семье Бенуа 500 тысяч франков (примерно 200 тысяч рублей), но владельцы пожелали, чтобы картина хранилась в России, и в итоге продали её Эрмитажу даже дешевле — за 150 тысяч рублей.
«Мадонна Литта» (середина 1490‑х)
Ещё одно полотно Леонардо с двойным названием: первое — «Мадонна с младенцем», а второе — «Мадонна Литта», по фамилии герцога, из собрания которого и попала в музей. Подлинное авторство картины не установлено: многие искусствоведы уверены, что Леонардо писал её вместе с помощником, а некоторые считают, что последний создал полотно самостоятельно, лишь воспользовавшись наброском да Винчи.
«Литта» отличается от «Бенуа»: это уже более классическая интерпретация библейского образа. Одухотворённое лицо матери выражает покой и нежность. В руках у младенца птенчик щегла — символ духовности и предвестник будущих страданий Христа. А на фоне, в симметричных окнах, открывается горный пейзаж как знак гармонии и совершенства мироздания.
«Благовещение», Джованни Баттиста Чима да Конельяно (1495)
Большой (Старый) Эрмитаж, зал 217
Картина считается одним из лучших произведений художника, которое раскрыло его талант в полную силу. На полотне изображена сцена из библейского предания: архангел Гавриил сообщает Деве Марии, что ей предначертано стать матерью сына Божьего.
Любопытно, что евангельский сюжет вписывается в современную автору обстановку. Например, замок на заднем плане имеет реальный прототип — крепость Кастельвеккьо ди Конельяно. А в интерьере присутствуют типичные для того времени предметы мебели. При этом детали картины, выписанные с поразительной тщательностью, наделены символическим смыслом. Например, муха, сидящая на пюпитре, олицетворяет грехи, над которыми Христу предстоит одержать победу.
С 2005 по 2011 год картина находилась на реставрации и не выставлялась. После завершения работ вновь заняла место среди самых ценных картин Эрмитажа. Во время реставрации с полотна сняли многочисленные слои лака, под которым обнаружились фрагменты подписи художника и отпечатки его пальцев. Искусствоведы полагают, что Конельяно мог оставить их во время растушёвки финальных мазков.
«Мадонна Конестабиле», Рафаэль Санти
Новый Эрмитаж, зал 229
В конце XIX века это полотно из коллекции графа Конестабиле для своей супруги приобрёл император Александр II. По предположениям некоторых учёных, миниатюрное полотно (меньше 18 сантиметров диаметром) художник написал не для церкви, а в качестве декоративного элемента для шкафа. Поводом к появлению такой версии послужил не только размер, но и роскошная резная рама, в которую вставлена работа. Изначально рама составляла с картиной, написанной на деревянной основе, единое целое. Однако затем изображение перенесли на холст.
Несмотря на маленький размер картины, пейзаж прописан детально: видно, что у деревьев нет листьев — только веточки; пара поднимается в горы, а другая — катается на лодке; просматривается маленький домик вдалеке. Чаще всего на картинах художников итальянского Возрождения пейзаж более размытый, не такой детальный. Эту работу Рафаэль написал ещё дома, в Умбрии. С Леонардо да Винчи и техникой сфумато (растушёвывания объектов) он познакомился чуть позже, когда переехал во Флоренцию.
На картине Санти изобразил свою первую Мадонну. Позже этот образ займёт главное место в его творчестве, а в искусствоведении даже появится термин — «Мадонны Рафаэля».
«Даная», Тициан (ок. 1554)
Большой (Старый) Эрмитаж, зал 221
Эту картину называют самой эротичной работой художника. Сюжет основан на мифе о красавице Данае, в темницу к которой пробрался Зевс, обратившись в золотой дождь. Плодом их любви стал древнегреческий герой Персей.
Тициан создал как минимум пять вариантов картины. Правда, купидон (символ любви) был только на первой — на остальных художник заменил его кормилицей, которая оберегает девушку от Зевса. Один из вариантов (с кормилицей) и приобрела Екатерина II в 1772 году для Эрмитажа.
Есть версия, что чувственную Данаю Тициан писал с куртизанки по прозвищу Ангел — любовницы заказчика первого варианта полотна, кардинала Алессандро Фарнезе.
«Юноша с лютней», Караваджо (1595-1596)
Новый Эрмитаж, зал 237
Единственная в нашей стране картина этого итальянского художника. Полотно, написанное в Риме, попало в Россию в 1807 году благодаря Александру I, приказавшему выкупить его для коллекции Эрмитажа. Интересно, что юноша на картине так похож на девушку, что работа Караваджо долгое время выставлялась под названием «Лютнистка».
Кстати, «по мотивам» полотна создали духи! В 2005 году в Эрмитаже провели интересный эксперимент: перед картиной выставили девять ёмкостей с запахами цветов и фруктов, которые изображены на ней. А в десятой смешали все эти ароматы — получились «духи от Караваджо».
«Завтрак», Диего Веласкес (1599-1660)
Новый Эрмитаж, зал 239
Полотно, написанное 18-летним художником в необычном жанре богедон (в переводе с французского — «трактир»), который характеризуется сочетанием бытовых сцен и натюрмортов. Три персонажа на картине символизируют периоды в жизни мужчины. По одной из версий, в юноше справа художник изобразил самого себя.
Существует не меньше семи вариантов картины, но кисти Веласкеса приписывают два: одна работа выставлена в музее Будапешта, а вторая — как раз в Эрмитаже. В коллекции музея «Завтрак» находится с 1773 года, но до конца XIX века автор был неизвестен, поэтому полотно хранилось в запасниках. Только в 1895‑м удалось установить, что картину написал Веласкес.
«Возвращение блудного сына», Рембрандт (ок. 1668)
Новый Эрмитаж, зал 254
Последняя работа художника, которую он написал незадолго до смерти. По мнению искусствоведов, картина стала своеобразным итогом жизни голландца, ведь в юности, в 1637 году, он создал полотно «Блудный сын в таверне», на которой изобразил самого себя в образе молодого кутилы в дорогих одеждах, обнимающего красивую женщину. На картине 1668 года от былой беззаботности не осталось и следа: бледный и исхудавший, мужчина стоит перед отцом на коленях, вымаливая прощение за грехи молодости.
На картине изображен финальный эпизод притчи, однако согласно библейскому сюжету отец и сын встречаются на улице без свидетелей, а на полотне Рембрандта сюжет изменён. Встреча происходит в помещении при свидетелях. Скорее всего, художник намеренно изменил сюжет, чтобы показать нам второго сына, который оставался с отцом, во всём ему помогал и не доволен возвращением брата и реакцией отца на это.
Сюжет «Возвращения» неожиданно нашёл отражение в фильме Андрея Тарковского «Солярис» — в финальном кадре, где психолог Крис Кельвин припадает к ногам отца. В этой сцене герои практически повторяют расположение персонажей на картине.
«Портрет дамы в голубом», Гейнсборо (конец 1770‑х — начало 1780‑х)
Зимний дворец, зал 298
Одна из жемчужин английской живописи в коллекции Эрмитажа. «Дама в голубом» — единственная картина Томаса Гейнсборо, которую можно увидеть в России. Остальные его работы хранятся в зарубежных музеях.
Искусствоведы до сих пор спорят о том, кто изображён на портрете. По самой популярной версии — герцогиня де Бофор, дочь британского адмирала Боскауэна, а по самой смелой и невероятной — известная авантюристка, выдававшая себя за княжну Тараканову и дочь императрицы Елизаветы Петровны.
Работа поражает тонкими, воздушными мазками. Они придают полотну потрясающую реалистичность: кажется, что девушка вот‑вот оживёт, заговорит и сойдёт с холста.
«Бульвар Монмартр в Париже», Камиль Писсарро (1897)
Здание Главного штаба, зал 405
Динамичный городской пейзаж, который входит в серию из 13 полотен. В России находится только одно из них, остальные — в зарубежных музеях и частных коллекциях: например, работа «Бульвар Монмартр зимним утром» выставлена в Метрополитен-музее в США.
Для создания серии Писсарро снял номер в отеле, где жил на протяжении года. Неустанно наблюдая за жизнью города, он писал Монмартр зимой и летом, в дождь и зной. Благодаря этому все картины получились невероятно живыми и детализированными.
«Две сестры» («Свидание»), Пабло Пикассо (1902)
Здание Главного штаба, зал 431
Большое полотно (152 на 100 сантиметров), на котором изображены две женщины: монахиня из тюремной больницы и её сестра — девушка лёгкого поведения, которая передаёт ей своего ребёнка. Существует несколько толкований сюжета. По наиболее популярной версии, Пикассо делает отсылку к евангельскому рассказу о встрече Марии и Елизаветы (матери Иоанна Крестителя). Сходство просматривается в позах и расположении фигур — именно так этот сюжет обычно изображали предшественники художника.
«Свидание» относится к «голубому периоду» Пикассо (1900–1904 годы., когда на его картинах преобладала сине‑зелёная гамма. В это время художник только приехал в Париж, а героями его работ становились нищие, бездомные и куртизанки. Наброски для «Свидания» он делал в Сен‑Лазар — парижской больнице для проституток.
«Танец» и «Музыка», Анри Матисс (1910)
Здание Главного штаба, зал 440
Этот диптих Анри Матисс написал для частного собрания коллекционера С. И. Щукина и наделал столько шуму, что заказчик поначалу даже отказался забирать работы! Дело в том, что перед продажей художник выставил «Танец» и «Музыку» в Париже, и полотна вызвали шквал негодования. Матисса обвиняли в подчёркнутой небрежности (уж слишком простыми показались публике линии и выбор цветов) и оскорбительном натурализме. А Щукина окрестили собирателем мусора!
Оправившись от скандала, коллекционер всё‑таки забрал картины. И, как и планировал, повесил в своём доме: «Танец» на первом этаже, а «Музыку» — на втором. Однако в 1917 году Щукин покинул страну, фактически расплатившись за свободу своим имуществом: большевики конфисковали его коллекцию живописи. Вскоре картины были переданы музеям. Так скандальный диптих Матисса пополнил коллекцию картин Эрмитажа.
«Композиция VI», Василий Кандинский (1913)
Здание Главного штаба, зал 443
На первый взгляд этот шедевр одного из наиболее известных художников-абстракционистов кажется хаотичным нагромождением цветных пятен и линий. Но всё не так просто.
Основой для картины послужил библейский сюжет о конце света. Сначала Кандинский хотел дать работе название «Потоп», но позже отказался от этой идеи, чтобы не ограничивать фантазию зрителя конкретными ассоциациями, и присвоил картине порядковый номер.
На полотне изображён мир, гибнущий в штормовом море. Говорят, если присмотреться, можно даже увидеть очертания корабля и животных. В «Композиции VI» огромную роль играет цвет: например, розовые пятна, по словам самого художника, «смягчают драматические элементы», а коричневые «напоминают о безнадёжности».
«Женщина, держащая плод», Поль Гоген (1893)
Здание Главного штаба, зал 411
Картина, которая проделала долгий и интересный путь: с Таити в Петербург. Она была написана в 1893 году, когда художник жил в Полинезии. Позже он привёз полотно во Францию, где его приобрёл купец из Москвы И. А. Морозов. В 1918‑м коллекцию Морозова национализировали, и картина попала в музейное собрание.
На полотне изображена девушка с крупным манго в руках. Позировала Гогену 13-летняя таитянка Теха’амана (Техура). Искусствоведы считают, что полуобнажённая женщина с плодом — воплощение образа Евы в раю, только на туземный лад.
В Государственной галерее Штутгарта в Германии хранится более ранняя версия «Женщины», предположительно написанная в 1892 году. На этой картине туземка держит в руках не плод, а маленького волчонка.
Декоративно-прикладное искусство
Рассказываем ещё о некоторых знаменитых экспонатах Эрмитажа с уникальной историей.
Часы «Павлин» (1766-1772)
Малый Эрмитаж, зал 204
Их сконструировали в Англии, а в Россию они попали в 1797‑м. Приобрёл «Павлина» князь Григорий Потёмкин в качестве подарка для Екатерины II. Правда, приехали часы в разобранном виде, поэтому собирал их местный умелец Иван Кулибин.
Григорий Потёмкин и Екатерина II часто обменивались друг с другом дорогими подарками. За несколько лет до приобретения часов «Павлин» императрица преподнесла князю сервиз с камеями, для изготовления которого Севрской мануфактуре понадобилось построить не только новые станки, но и новое здание. Сервиз обошёлся императрице в переводе на современные деньги примерно в один миллиард рублей!
Композиция, изображающая павлина, гордо восседающего на дубе, сову и петуха, иллюстрирует смену дня и ночи. Сначала «оживает» сова: поворачивает голову и вращает глазами. За ней — павлин: он кивает, а потом медленно разворачивается и показывает обратную (серебряную) сторону хвоста, которая символизирует ночь. Последним вступает петух: вытягивает шею и кукарекает. Обеспечивают работу часов четыре механизма, скрытые за позолоченными деталями.
Циферблат «Павлина» спрятан в большом грибе под дубом: в прорези шляпки видны цифры, которые обозначают часы и минуты, а вместо секундной стрелки на них указывает изящная стрекоза.
Колыванская ваза (1843)
Новый Эрмитаж, зал 128
Один из самых массивных экспонатов Нового Эрмитажа. Её называют «царицей ваз» и считают самой большой в мире: она весит 19 тонн, а диаметр изделия составляет 5,04 метра.
А ещё это символ Алтайского края, изображённый на гербе региона. Именно там была добыта зелёная яшма для изделия и там же, на Колыванской фабрике, изготовлена ваза. После доставки в Санкт‑Петербург ваза ещё шесть лет стояла в заколоченном ящике: изделие оказалось настолько огромным, что никто не представлял, где и как его разместить.
В 1849 году «царицу ваз» установили на специальный постамент, а уже потом возвели вокруг стены музейного зала, иначе она бы просто не влезла. Даже во время Великой Отечественной войны ваза из‑за своих размеров не покидала Новый Эрмитаж: сотрудники обкладывали её мешками с песком, чтобы защитить от осколков при бомбёжках.
Заключение
Это лишь небольшой список экспонатов Эрмитажа, вооружившись которым, самостоятельному путешественнику будет проще сориентироваться в многочисленных экспозициях. А познакомиться с сокровищами крупнейшего музея России более подробно и не заблудиться во множестве залов помогут гиды Tripster.
Автор: Анастасия Рыбина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Проехать по самым важным местам города и прикоснуться к их истории на автопешеходной экскурсии
Приоткрыть дверь в мир мистики и заглянуть в своё будущее
Исследовать Янтарную комнату, прогуляться по уютным аллеям и узнать о судьбах императоров и поэтов