Сталинский ампир: лучшие образцы от Москвы до Екатеринбурга
История и современность самых впечатляющих построек 1930–1950‑хЧто такое сталинский ампир: история возникновения и главные черты
Точкой отсчёта формирования нового стиля советской архитектуры принято считать 23 апреля 1932 года. В этот день власти объявили о создании союзов творческих работников, а их главной целью провозгласили борьбу за коммунизм. Экспериментам 1920‑х отныне был положен конец, во всех сферах искусства взяли новый курс. На смену авангарду пришёл соцреализм, а вместо конструктивизма с его лаконичными формами и новаторским содержанием — помпезный сталинский ампир, или советский монументальный классицизм.
Новый стиль архитектуры должен был олицетворять мощь и силу СССР. Советский Союз позиционировал себя страной‑наследницей мирового культурного наследия, поэтому и самые красивые здания страны должны были сочетать всё лучшее, придуманное человеком.
Сталинский ампир позаимствовал самые яркие черты из разных эстетик. Из Античности и Ренессанса — классические колонны, пилястры, ордеры и портики, из барокко — богатую лепнину и мозаику, а из американского ар‑деко — конструктивные особенности (например, подчёркнутый гигантизм) и стремление использовать самые дорогие материалы: натуральный камень, дерево и бронзу.
При этом от эклектики, которая широко применялась на рубеже столетий, сталинский ампир отличает наличие узнаваемых деталей советской эпохи: изображений рабочих и солдат, серпов и молотов, пятиконечных звёзд и пшеничных колосьев. Облик таких зданий манифестировал ценности и демонстрировал достижения советского государства.
Стиль широко использовали для строительства новых зданий и преобразования построек царского времени вплоть до середины 1950‑х годов. После смерти Сталина главой правительства стал Хрущёв, который объявил курс на борьбу с излишествами. С этого момента сталинский ампир утратил свой статус официального архитектурного стиля Страны Советов, и строительство помпезных и монументальных зданий прекратилось.
Известные здания
Сегодня здания в стиле сталинский ампир остаются архитектурными доминантами российских городов. Некоторые из них стали популярными достопримечательностями, а многие жилые дома этого периода спустя десятилетия не утратили статус элитного жилья. Рассказываем о самых известных постройках в разных регионах страны.
«Семь сестёр» в Москве
Первые советские небоскрёбы и, пожалуй, самые известные образцы сталинского ампира. Их проектировка началась в 1947 году, а инициатором строительства стал сам генсек.
Всего высоток семь. Изначально планировалось построить ещё одну, восьмую «сестру» — на территории современного парка «Зарядье». Это здание должно было стать самым высоким (275 метров), а в его стенах собирались разместить Наркомат тяжёлого машиностроения СССР. Однако проект свернули из‑за нехватки ресурсов, связанной с возведением аналогичной высотки в Варшаве — подарка Советского Союза дружественной Польше. А на готовом фундаменте впоследствии построили гостиницу «Россия», которая простояла до 2006 года.
«Семь сестёр» стали воплощением идеи о домах‑микрогосударствах — масштабных жилых и административных комплексах, где есть всё для жизни: магазины, парковки, бассейны и даже кинотеатры. А получить квартиру в таком доме (четыре из них — жилые) было редкой удачей. Выдавали жильё за высокие заслуги: военным, учёным и творческой элите.
Далее расскажем о самых впечатляющих сталинских небоскрёбах.
МГУ на Воробьевых горах
Главное здание МГУ, или ГЗ, как называют его студенты, — первая из семи сталинских высоток и одна из самых знаменитых.
Проектом университетского городка на Воробьёвых (в то время — Ленинских) горах занималась целая группа архитекторов во главе с Л. В. Рудневым. Он предлагал множество решений для будущего главного знания, например, в первоначальных эскизах на крыше красовались статуи Ломоносова и Сталина. Глава государства отнёсся к идее скептически и предложил увенчать высотку шпилем. В итоге этот архитектурный элемент стал узнаваемой деталью всех «семи сестёр».
Во время возведения главного здания МГУ появилось понятие стройотряд, когда неквалифицированные кадры занимаются работой, не требующей специальных навыков и знаний. В пиковое время здесь одновременно работали до 16 тысяч человек.
От закладки фундамента в 1947‑м до открытия архитектурного ансамбля МГУ прошло пять лет. Всего за это время на Ленинских горах возвели 20 построек. 32‑этажное здание университета стало самым высоким в Европе (182 метра) и не теряло этот статус до 1990 года. Внутри нашлось место для трёх факультетов, кабинетов ректората, библиотеки, актового зала, музея и даже бассейна, а в крыльях разместились комнаты студенческого общежития.
Самая яркая деталь в оформлении здания — главный вход, обозначенный роскошным портиком с мраморными колоннами. Его украшают барельефы с изображением советских рабочих, а венчают знамёна и герб СССР. А на боковых башенках установлены массивные часы, виднеющиеся с расстояния в три километра. Диаметр каждого из четырёх циферблатов составляет 9 метров. Первоначально огромные четырёхметровые стрелки приводил в движение маятниковый механизм из гирь, которые поднимались и опускались внутри шахты, занимающей шесть этажей. Часы обслуживала команда специалистов, что дорого обходилось университету. Поэтому, когда в 1957‑м механизм стал приходить в негодность, его заменили более экономичным и надёжным электронным.
Красиво оформлена и территория на площади перед зданием. Здесь разбит сад с клумбами и фонтанами, в центре которого высится памятник Ломоносову. А возле главного входа в МГУ стоят две ростральные колонны с советской символикой.
По Университетской площади может погулять любой желающий. А вот в здание попасть сложнее: вход осуществляется по пропускам.
Гостиница «Украина»
Это вторая по величине сталинская высотка: она состоит из 34 этажей и достигает 206 метров. Кстати, с 2010 года отель называется Radisson Collection Hotel, но москвичи и гости столицы по старой памяти продолжают называть гостиницу «Украиной».
Здание на Дорогомиловской набережной возведено уже после смерти Сталина — в 1953–1957 годах. По задумке вождя, гостиница должна была занять всё здание. Однако Хрущёв распорядился оборудовать в боковых крыльях квартиры для советской интеллигенции, а под номера выделил лишь 29‑этажную центральную башню. Точно так же пространство высотки организовано и сегодня.
По архитектуре гостиница на Дорогомиловской набережной похожа на здание МГУ — всё та же симметричная композиция, в центре которой многоярусная башня с парадным портиком и шпилем. Однако расположение прилегающих частей здесь иное: девятиэтажные флигели образуют внутри комплекса прямоугольный дворик, незаметный со стороны главного фасада.
Среди элементов экстерьера особенно выделяются скульптурные изображения гербов СССР, армейских звёзд в обрамлении венков и изящные вазы со снопами пшеницы. А венчает здание 73‑метровый шпиль.
Но главное богатство скрывается внутри. Долгое время гости отеля жили в номерах с оригинальной отделкой и меблировкой: ремонтно‑реставрационные работы прошли здесь лишь в конце нулевых. Интерьеры гостевых комнат обновили, а вот в общих помещениях удалось сохранить элементы советского времени. Например, в холле потолок украшен плафоном «Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине» 1957 года с изображением советских граждан, встречающих колонну демонстрантов.
Дополняет советский антураж огромная диорама Москвы, созданная в 1977 году для Национальной выставки в США. После международного фурора её выставляли на ВДНХ, а в 2007 году владельцы отеля выкупили диораму для воссоздания исконной атмосферы. С этой же задачей отлично справляются оригиналы работ советских художников (В. Д. Поленова, А. В. Лентулова, А. А. Дейнеки) и скульпторов (Г. И. Мотовилова, П. А. Якимовича, А. А. Мурзина) в коридорах гостиницы. Зайти внутрь и увидеть коллекцию искусства может любой желающий.
Высотка на Котельнической набережной
Одна из самых красивых «сестёр»: благодаря башенкам с острыми завершениями, издалека здание напоминает причудливый сказочный замок.
Высотка на Котельнической набережной — это первый элитный жилой комплекс в Москве и самое яркое воплощение концепции «микрогосударства». Помимо роскошных квартир, в доме было собственное отделение почты, химчистка, булочная, продуктовый магазин и даже кинотеатр — всё, что нужно для жизни, и даже немного больше.
Правое крыло дома, выходящее к набережной Москвы‑реки, построили ещё до войны как отдельное здание. И уже позже на него нарастили целую высотку.
Квартиры в сталинской высотке были полностью отремонтированы и обставлены по последней моде. А парадный вестибюль, украшенный лепными барельефами и плафонной росписью, напоминал зал итальянского палаццо. Получить квартиру в жилом комплексе было пределом мечтаний советского гражданина. Удостаивали такой чести только за высокие заслуги перед государством. Одно из крыльев занимали военные, другое — творческая интеллигенция. Жильцами высотки были, например, Ф. Г. Раневская, Н. В. Мордюкова и А. Т. Твардовский.
Сегодня жильё здесь по‑прежнему считается элитным. Несмотря на это, попасть внутрь не составит труда. Например, можно забронировать экскурсию с посещением одной из квартир: пройтись по двору, где гуляли советские знаменитости, рассмотреть детали оригинального декора в подъездах и сделать фото на балконе с кованой оградой. А можно сходить в кинотеатр, который по‑прежнему работает на первом этаже и сохранил аутентичные детали интерьера сталинской эпохи.
Павильоны ВДНХ в Москве
Выставку достижений народного хозяйства основали в период расцвета сталинского ампира в архитектуре. Поэтому почти каждый павильон здесь — великолепный образчик этого стиля.
Самые интересные постройки посвящены народным республикам СССР. В архитектуре этих павильонов черты сталинского ампира сочетаются с национальными мотивами той страны, которую олицетворяет здание. Например, фасад «Карелии» отделан морёным дубом, а «Казахстан» декорирован изящным кружевом традиционных узоров.
Однако самый впечатляющий образец сталинской архитектуры на ВДНХ — павильон № 1, завершающий Центральную аллею. О нём расскажем подробнее.
Главный павильон ВДНХ
Белоснежная трёхъярусная постройка с колоннадами, золотым гербом СССР над входом и сияющей звездой на остром шпиле — визитная карточка ВДНХ и самый высокий павильон из всех (97 метров).
Осмотрев величественное здание снаружи, загляните внутрь (павильон используется как экспозиционное пространство), чтобы увидеть потолочные плафоны, пропускающие солнечные лучи, двери, декорированные золотистыми снопами пшеницы, и изящную лепнину.
В 1950‑е годы залы павильона рассказывали о трудовых подвигах советского народа и истории СССР. С того времени сохранилось помпезное оформление помещений. Например, купол зала Сталинской конституции украшен лепными звёздами. На его стенах золотыми буквами высечены слова из гимна СССР, а на панно в декоративной арке изображены студенты у сталинской высотки на Воробьёвых горах.
Если присмотритесь и посчитаете количество медальонов на фасаде, то их будет 16. Именно столько было союзных республик в составе СССР. Все забывают про 16-ю — Карело‑Финскую, которую только в 1956 году понизили до автономии.
В 1939 году павильон выглядел по‑другому. Архитектура тех лет не была столь яркой и броской, как в более поздний период Советского Союза. Изменили и перестроили павильон к открытию обновлённой выставки в 1954 году. Тогда на нём появилась башня, увенчанная золочёным шпилем, скульптуры девушек и юношей с колосьями, а также позолоченные гербы союзных республик над колоннами входной группы.
Татьяна, гид в Москве
Волгоградский планетарий
Это здание — необычный подарок на 70‑летие И. В. Сталина от рабочих ФРГ. Немцы разработали техническое оснащение планетария, собрали деньги на строительство и тоннами отправляли необходимые материалы в Волгоград.
За архитектуру сооружения отвечали русские мастера — В. Н. Симбирцев и Н. А. Хомутова. Им удалось создать функциональное здание с массивным куполом и при этом наделить его чертами сталинского ампира. Портик с колоннами и треугольным фронтоном отсылает к античным постройкам, как и узорчатые карнизы. Купол увенчан фигурой женщины со снопом в одной руке и глобусом, над которым парит бронзовый голубь, в другой. Этот типично советский символический сюжет создала знаменитый скульптор В. И. Мухина — автор «Рабочего и колхозницы».
Волгоградский планетарий продолжает принимать посетителей. Прийти сюда стоит, чтобы понаблюдать за звёздами через телескоп в местной обсерватории. А также проникнуться атмосферой 1950‑х — во многих помещениях сохранена исконная обстановка. Например, на стене в колонном зале красуется мозаичный портрет Сталина, а в фойе на втором этаже можно увидеть самые большие в Волгограде витражные окна с разноцветными изображениями на космическую тематику.
Здание Горсовета в Екатеринбурге
Это здание — яркий пример того, как мода на сталинский ампир меняла облик и назначение уже существующих построек. Изначально на месте будущего Горсовета располагался гостиный двор, возведённый в XVIII столетии. В начале XX века его перестроили в модном в ту пору стиле модерн. Однако в 1917 году, когда работы уже были завершены, новые власти решили использовать постройку для государственных нужд. Поэтому за следующее десятилетие гостиный двор приобрёл два новых этажа, а вместо торговых лавок в нём разместили кабинеты депутатов.
А вот современный облик Горсовет обрёл уже в середине XX века. Теперь здание на проспекте Ленина стало пятиэтажным, а в его декоре появились узнаваемые элементы сталинского ампира. Самый яркий из них — высокая башня с часами и сияющим на солнце золотым шпилем.
Центральную часть здания украшают коринфские колонны, а венчают их четыре скульптуры. Ещё 12 статуй можно заметить на крыше, по углам главного фасада. Скульптуры, по задумке авторов, символизируют всё лучшее в советском обществе. Здесь можно найти и рабочего, и колхозницу, и учёного, и даже шахтёра — они олицетворяют трудолюбие, развитое сельское хозяйство, промышленный и научный прогресс.
Сегодня путешественник может оценить лишь экстерьер здания — внутри заседает городская администрация, поэтому вход возможен только по пропуску.
«Дом со шпилем» в Санкт‑Петербурге
На Московском проспекте есть несколько зданий, выполненных в стиле сталинского ампира, но это — наиболее узнаваемое. Внешне постройка 1953 года напоминает упрощённую версию столичных небоскрёбов — на углу дома высится девятиэтажная башня со шпилем.
Украшают здание барельефы с вазами на балконных проёмах и многочисленные скульптуры. В более крупных можно различить мужские и женские силуэты с якорями, отсылающие к истории города, начавшейся со строительства Адмиралтейства. Фигурки поменьше — голуби, символизирующие мир и свободу.
Как и высотка на Котельнической набережной, «Дом со шпилем» в советские годы считался элитным жильём. Квартиры в нём получали высокопоставленные военные, отсюда и второе название здания — «Генеральский дом». Спустя некоторое время роскошные апартаменты начали превращаться в коммунальные квартиры. В одной из них рос Витя Цой, будущий лидер легендарной группы «Кино». И это ещё одна причина увидеть здание на Московском проспекте.
В наши дни это по‑прежнему многоквартирный дом, куда могут попасть только жильцы. Несмотря на это, здание входит в экскурсионные маршруты, посвящённые Виктору Цою и Ленинградскому рок‑клубу.
Заключение
Здания в стиле сталинский ампир можно воспринимать по‑разному: кто‑то восхищается их красотой, а кто‑то называет примером непозволительного расточительства эпохи Сталина. Так или иначе, представить без этих монументальных домов облик российских городов сложно. Увидеть такие здания в России можно повсеместно, а отыскать самые впечатляющие и узнать о них больше помогут местные гиды.
Автор: Мария Фёдорова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Посетить главные достопримечательности города и узнать об уральской жизни, истории и природе
На автобусе по must-see местам столицы
Заводы, зеленые скверы, усадьбы, церкви и район чекистов — калейдоскоп истории в одной прогулке
Прогуляться по центру города и услышать о традициях Урала