Усадьбы Петербурга и пригорода

21 июня 2024, обновлено 1 ноя 2024
Усадьбы Петербурга и пригорода

Найти экскурсию

Показать
Усадебный мир дореволюционной России хорошо описан в произведениях Пушкина, Толстого и Тургенева. Однако узнать о нём можно не только из книг. В Петербурге и его окрестностях ещё есть места, где сохранилась атмосфера быта русского дворянства и загородной жизни творческой интеллигенции. О лучших из таких мест — в нашей статье.

Усадьбы Петербурга и Ленинградской области на карте

Разбираемся с термином: что такое усадьба

Имение, владение, усадьба — с формами земельной собственности в дореволюционной России часто бывает путаница. Итак, усадьба — это участок с господским домом, крестьянскими избами, хозяйственными постройками, небольшой часовней или даже полноценным храмом, и прилегающим к нему огородом, садом или парком. То есть автономный комплекс, способный сам себя обеспечивать круглый год.

Такой тип жилья был распространён на протяжении нескольких веков среди дворянского сословия. Условно усадьбы можно поделить на городские и загородные. Иногда при них существовали оркестры и театры, что также делало их центром провинциальной или столичной культурной жизни.

1910 год. Усадьба Апраксиных в с. Ольгово • 1916 год. Картина «Летнее утро. Усадьба Рождествено», Станислав Жуковский • 2012 год. Усадьба Строгановых (Марьино) • Фото: сайт усадьбы Апраксиных, проект Artefact, К. А. Степанов, CC BY-SA 3.0

К началу XX века усадьба окончательно потеряла своё элитарное значение, став синонимом дачной жизни для отечественных художников, музыкантов и писателей, а к началу XXI столетия это явление и вовсе оказалось почти полностью утрачено. Однако некоторые примеры подобного строительства ещё можно встретить в Петербурге и Ленинградской области.

Музей-усадьба Г. Р. Державина

Где находится: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 118

Екатерининский вельможа и поэт, ставший классиком ещё при жизни, — таким Державин запомнился современникам, таким его помнят и спустя несколько веков. Будучи представителем классицистической эпохи, свой дом он построил образцовым. Здесь была продумана каждая деталь. Так, стены соломенной гостиной украшала пейзажная вышивка, собственноручно выполненная женой хозяина усадьбы. Сам он применил незаурядную фантазию, придумав мебель для своего кабинета. Посетителей поражали двери, замаскированные под шкафы, и диван с ящиками для хранения рукописей и рабочих бумаг.

Особое место на территории поместья занимал парк. Это был райский сад в центре города: с благоухающими кустами роз и акаций, извилистыми дорожками вдоль прозрачных прудов, скамейками, стоящими в тени жасмина и сирени. Посетителей званых обедов и ужинов потчевали спаржей и шампиньонами с местного огорода, а особых гостей — персиками и ананасами из барских теплиц.

1895-1900 годы. Главный фасад со стороны Фонтанки • Вид из Польского сада • Польский сад • Фото: Shutterstock

Всё это бережно воссоздано уже в наши дни. В каменном особняке на набережной реки Фонтанки вновь царит атмосфера XVIII века. По нему даже можно прогуляться в компании самого Державина: посетителей встречает сотрудник музея, переодетый по моде времён первого хозяина поместья — в суконный кафтан, штаны-кюлоты, рубашку с жабо и накрахмаленный парик. В исторических интерьерах проводник музея декламирует для гостей стихи знаменитого поэта и его современников. А ещё здесь можно попасть в домашний театр, где ставят спектакли, или в приусадебный сад, где в тёплый сезон дают концерты классической музыки.

Усадьба Лейхтенбергских

Где находится: Санкт-Петербург, Ораниенбаумское шоссе, 2

Историческое название этой местности, употребляемое до сих пор, — Сергиевка. Сергеем звали внука её первого владельца, петровского сподвижника А. И. Румянцева.

После Румянцевых обширная территория на побережье Финского залива перешла к представителям другого знатного рода — Нарышкиным. Их наследием стал пейзажный парк, поражающий своей красотой творческих друзей семейства. Так, вдохновлённый здешними видами А. К. Саврасов написал несколько пейзажей, которые принесли ему звание академика живописи и вошли в знаменитую коллекцию Третьякова. Парк очаровывает даже спустя столетия. Тут и сегодня приятно прогуляться по старинным аллеям и посидеть на скамейке под вековыми дубами.

Следующим хозяином этой земли был Николай I, который преподнёс её своей старшей дочери Марии в качестве подарка на свадьбу с герцогом М. Лейхтенбергским. Усадьба приобрела классицистические черты — на её территории возвели дворец в стиле римской виллы, а парк украсили статуями античных богов. Загородная резиденция стоит на том же месте, но полюбоваться ею получится лишь со стороны, так как здание принадлежит СПбГУ. Большую часть сохранившихся до наших дней парковых скульптур можно увидеть в Эрмитаже.

Усадьба Лейхтенбергских
Фото: Shutterstock

Усадьба Е. А. Воронцовой-Дашковой

Где находится: Санкт-Петербург, Шуваловский парк, 1д

Екатерина Воронцова-Дашкова — последняя владелица старинной усадьбы. Её предок — елизаветинский вельможа П. И. Шувалов — участвовал в дворцовом перевороте, который привёл дочь Петра I на престол, а после её воцарения был ближайшим сподвижником императрицы. Эти земли он получил за заслуги перед короной.

Графиня родилась в этих местах. Сюда она возвращалась уже в замужестве, чтобы отдохнуть от городского шума в окружении вековых елей и прозрачных прудов. Её имя носит Большой дворец, построенный С. С. Кричинским — автором проектов дома эмира Бухарского и Соборной мечети. Тот, кто бывал в пригородных резиденциях Романовых, заметит сходство здания с Павловским дворцом. Только там — чистейший классицизм, а тут — искусная стилизация под архитектуру XVIII века. Хозяйка не успела насладиться результатом проекта: отпраздновать новоселье помешали революция, эмиграция и национализация.

Большой дворец в Шуваловском парке • Усадьба Е. А. Воронцовой-Дашковой • Фото: пресс-служба компании «Главстрой Санкт-Петербург», babs71

Сегодня, чтобы прогуляться по старинной усадьбе и прилегающему к ней Шуваловскому парку, не обязательно быть благородного происхождения. А вот Большой дворец по-прежнему недоступен для посещения. Теперь он принадлежит закрытому институту, поэтому огорожен забором. Но не спешите к выходу: рядом с ним есть другие исторические постройки. Например, церковь Святых Апостолов Петра и Павла со склепом, построенная в первой трети XIX века. Это прекрасный образец псевдоготической архитектуры, созданный ещё одним выдающимся мастером — архитектором Александром Брюлловым (братом художника Карла Брюллова).

В тёплое время года загляните в одно из парковых кафе. Летом они открывают для гостей веранды, с которых можно полюбоваться местной природой и чуть лучше проникнуться атмосферой.

Музей-усадьба «Суйда»

Где находится: посёлок Суйда Гатчинского района, Центральная улица, 1

В биографии А. С. Пушкина чаще упоминается Михайловское — поэтическая родина поэта, где были созданы такие великие произведения, как «Борис Годунов» и «Евгений Онегин». При этом его родовое имение в Суйде незаслуженно остаётся в тени.

Это была любимая усадьба прадеда поэта — А. П. Ганнибала. При нём тут разбили красивый парк, который украшали аллеи, гроты, беседки и мостики, переброшенные через рукотворные каналы. По здешним тропинкам бродила юная мать Пушкина, которая родилась в этой усадьбе. В местной церквушке она обвенчалась с отцом поэта. С той поры сохранилась каменная скамейка, вырубленная подданными старого хозяина из огромного валуна ледникового периода. Возможно, на ней сидели родители поэта, а может, и сам Александр Сергеевич.

Вход в музей-усадьбу • Письменный стол • Каменная скамейка • Фото: сайт ГБУК ЛО «Музейное агентство», Shutterstock

С пушкинских времён уцелело и несколько исторических построек. Среди них — гостевой флигель бывшего господского дома. Сегодня несколько его комнат занимает небольшой музей. Тут, например, можно увидеть портрет африканского предка Пушкина, который очень точно копирует оригинал XVIII века. Сам поэт запечатлён в гипсе руками Михаила Аникушина. Это одно из авторских повторений фрагмента знаменитой статуи, установленной на площади Искусств в Санкт-Петербурге, за которую скульптор получил Ленинскую премию. А самым ценным экспонатом сотрудники называют кружевное полотенце с инициалами Александра Сергеевича, которое могло принадлежать самому Пушкину.

Ещё по теме
 

Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

Где находится: посёлок Репино, Приморское шоссе, 411 

Уже будучи именитым мастером, Илья Репин променял столичную суету на загородную жизнь. Для этого он приобрёл землю в небольшом посёлке Куоккала, вкупе с которым шла финская дача. Спустя несколько лет это место изменилось до неузнаваемости, став отражением вкусов своего знаменитого хозяина.

Усадьбы Санкт-Петербурга
Фото: Shutterstock

Репин назвал усадьбу «Пенаты» в честь римских богов домашнего очага. С выдумкой был перестроен и старый дом. Его нельзя отнести ни к одному из существующих стилей. Это архитектурная фантазия, воплощённая в реальность. Причудливые башенки, пристройки с авторскими названиями (например, веранда «Киоск» и балкон «Аэроплан»), стеклянная крыша, наполнявшая комнаты естественным светом, который так важен для художника — чего тут только не было! После многочисленных перестроек здание стало похоже на сказочный терем.

В военные годы от дома остался лишь фундамент. Его реконструкцией занимались художники, архитекторы и родственники Репина. Сегодня он именно такой, каким его задумывал хозяин. За входной дверью — крутящийся стол, сидя за которым участники репинских «сред» угощались овощными котлетами и клюквенными бифштексами (хозяйка дома была вегетарианкой). Его восстановили по старым чертежам. В гостиной — рояль фирмы «Беккер» — точно такой же, как был у художника. А в мастерской — знаменитая подвесная палитра, оригинал начала XX века.

Зимняя веранда • Кабинет Ильи Репина • Фото: Shutterstock

После осмотра музейной экспозиции стоит вернуться на приусадебную территорию и прогуляться к её самой высокой точке — Чугуевой горе, чтобы подняться на смотровую площадку беседки «Башня Шахерезады». С неё открывается красивый вид на Финский залив, которым когда-то любовался и Репин.

Ещё по теме
 

Музей-усадьба П. Е. Щербова

Где находится: Гатчина, улица Чехова, 4

В Гатчину едут, чтобы полюбоваться любимой загородной резиденцией Павла I и прогуляться по красивому парку, прилегающему к императорскому дворцу. Однако рядом с ними есть и другие любопытные до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти.

На одной из городских улочек можно наткнуться на причудливый дом, будто с иллюстраций к сказкам братьев Гримм. Это усадьба скандального карикатуриста Павла Щербова, который увековечил всех видных представителей изобразительного искусства начала XX века. Так, на одном его шарже — Архип Куинджи в образе птичьего доктора, на другом — Сергей Дягилев в образе оборванца-прощелыги.

Шуточный характер этих работ был по вкусу не всем. Особенно тем, кто на них изображён. Несмотря на это, авторский стиль Щербова позволил ему обрести не только врагов, но и друзей из художественного мира. В его усадьбе бывали В. А. Серов и М. В. Нестеров. Здесь перед домочадцами выступил Ф. И. Шаляпин и читал стихи Саша Чёрный. У художника неоднократно гостил Максим Горький, который помог ему сохранить оригинальный дом и стать хранителем в Гатчинском дворце.

Усадьба П. Е. Щербова • Внутренний двор • Интерьер • Фото: сайт ГБУК ЛО «Музейное агентство»

Сегодня уникальное здание можно осмотреть снаружи, так как внутри идёт реставрация. После окончания работ в восстановленные интерьеры вернётся музейная коллекция, а это в том числе личные вещи художника. Среди них, например, оригинальный мольберт и шкатулка для красок, выполненная французским мастером Мартином-Гийомом Бьенне, который работал при дворе Наполеона I. Музей обещает открыться для посетителей в 2025 году.

Музей-усадьба Н. К. Рериха

Где находится: деревня Извара, Волосовский район

Великий мастер и мыслитель провёл тут четверть века. В загородном поместье, окружённом лесами, полями и реками, прошли его детские и юношеские годы. Здесь он много изучал природу: собирал гербарии, коллекционировал минералы, наблюдал за птицами и животными. Здесь же он увлёкся этнографией и археологией: записывал народные сказки, услышанные от изварских старожилов, и участвовал в раскопках курганов под руководством своего наставника Льва Ивановского. Тут будущий академик художеств впервые взял в руки кисть.

Возможность пройти путём молодого дарования предоставляет музей, открытый в стенах усадебного дома. Здесь можно ощутить запах яблок, о котором много лет спустя Рерих вспоминал в своих дневниках. Подняться в мезонин, где находилась его мастерская, и представить, как он пишет одну из ранних работ «Папоротники» (она хранится в коллекции музея как памятник первым опытам будущего художника). Заглянуть в гостиную и послушать звуки старинного рояля — там часто дают концерты классической музыки. А уходя, угоститься свежими фруктами из приусадебного сада.

Усадьба Н. К. Рериха • Интерьер музея • Фото: Shutterstock, группа ВК «Музей Н. К. Рериха», сайт ГБУК ЛО «Музейное агентство»

Заключение

Закат эпохи дворянских усадеб описан в знаменитой пьесе Чехова «Вишнёвый сад». Несмотря на то что с тех пор прошло уже более 100 лет, дореволюционный быт аристократии не перестаёт вызывать огромный интерес у самой разной публики. Изучать прошлое можно как самостоятельно, так и в компании опытного гида, который обратит внимание на то, что может ускользнуть от внимания путешественника.

Автор: Инна Метелькова

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Как белые ночи стали брендом Санкт-ПетербургаКак белые ночи стали брендом Санкт-Петербурга И чем заняться в самый удивительный сезон в Северной столице

Еще экскурсии по теме