Василий Поленов: математик, влюблённый в искусство

Василий Поленов: математик, влюблённый в искусство

Найти экскурсию

Показать
За первыми творческими шагами Поленова наблюдал коллекционер Павел Третьяков, потом его картины появились в личной коллекции Александра III, а после революции художник смог полюбиться и большевикам. Рассказываем, чем его работы так нравились современникам, что можно разглядеть в полотнах сегодня и куда ехать для знакомства с наследием живописца.

Основные вехи биографии Василия Поленова

Известный дворянский род Поленовых отпраздновал появление на свет близнецов Василия и Веры летом 1844 года. Они были первыми детьми в семье, и родители стремились дать им всё лучшее. Поленовы были увлечены искусством: прадед, Алексей Яковлевич, собирал домашнюю коллекцию живописи, которую потом приумножили его наследники, а мать, Мария Алексеевна, сама писала картины и училась у Карла Брюллова. Тяга к творчеству передалась Василию по наследству, и родители способствовали раскрытию таланта сына. С азами живописи мальчика знакомила мать, а потом он перенимал опыт у художника П. П. Чистякова, который в то время только получал профильное образование.

Работы Марии Алексеевны Поленовой: Портрет Дмитрия Васильевича Поленова с сыновьями (1853 год) • Автопортрет с дочерьми Верой и Еленой (1853 год)

В 16 лет Василий Поленов по настоянию родителей поступил в Петербургский университет для изучения физики и математики, но его душа лежала к написанию картин, поэтому по вечерам он посещал Академию художеств в качестве вольнослушателя. Вскоре Василий и вовсе оставил основную учёбу, получив кандидатскую степень, и полностью посвятил себя живописи. В 1871‑м он завершил курс Академии художеств. Его дипломная работа «Воскрешение дочери Иаира» заслужила высшую оценку, и Поленова, как выдающегося выпускника, отправили перенимать опыт в Европу.

Василий Поленов, «Воскрешение дочери Иаира»
«Воскрешение дочери Иаира». Художник: В. Д. Поленов (1871 год)

Профессиональные успехи

Во время заграничной поездки художник познакомился и сблизился с Саввой Мамонтовым — предпринимателем и заядлым поклонником искусств. Вместе они обсудили возможность создания усадьбы, куда могли бы съезжаться живописцы для совместной работы. Европа свела Поленова с другим молодым художником — Ильёй Репиным. Между ними завязалась дружба: они вдвоём путешествуют по Франции, посещают выставки и пишут картины. Полотна «Право господина» и «Арест гугенотки», написанные в это время, уже приобрели Павел Третьяков и Александр III. За эти же работы Василию Дмитриевичу присуждают звание академика.

В 1876 году мастер вернулся в Россию — и тут же отправился на фронт, чтобы запечатлеть сражения сербско‑турецкой войны. Этот шаг был очередной попыткой найти узнаваемый стиль. Рисунки и эскизы в батальном жанре, созданные в тот период, сильно контрастируют с последующим творчеством Поленова: с фронта художник поехал в Москву, где написал прекрасные, тёплые пейзажи, которые влюбили в себя и критиков, и публику.

Иллюстрации из журнала «Пчела» по рисункам В. Д. Поленова (1876 год)

В 1878 году Василий Поленов выставил в Москве на экспозиции художников-передвижников работу «Московский дворик», которая имела невероятный успех. Будучи участниками объединения, в которое входили Саврасов, Суриков, Шишкин, Левитан и другие русские мастера, Поленов вместе с коллегами по цеху стремились показать свои работы публике по всей России и выезжали с выставками в провинции, отсюда и пошло необычное название товарищества.

В конце 1870‑х годов живописец вступил в ещё один кружок — абрамцевский. Проект, который Поленов обсуждал с другом Саввой Мамонтовым, известный московский меценат воплотил в жизнь. Он купил имение недалеко от Москвы и оборудовал на его территории мастерские, куда могли приехать для вдохновения и работы его знакомые художники.

Работы В. Д. Поленова: «С. И. Мамонтов и П. А. Спиро у рояля» (1882 год) • Портрет Н. В. Якунчиковой (1879 год) • «Осень в Абрамцеве» (1890 год)

Поленов часто гостил в Абрамцеве и делился опытом с коллегами по цеху. По его воспоминаниям, тогда он почти забыл о своём предназначении — создавать картины. Здесь он познакомился с кузиной Мамонтова, Натальей Якунчиковой. Между ним и начинающей художницей завязался роман, который позже перерос в брак.

Ещё по теме
 

Образование усадьбы

В 1890‑м семья Поленова купила усадьбу у берега Оки. Василий Дмитриевич мечтал обустроить в этом месте не просто родовое гнездо, а настоящий просветительский центр с собственным музеем. В итоге художнику удалось воплотить планы, и для этого он сам разработал архитектурный проект дома с картинной галереей, которую наполнил своими шедеврами и работами других русских мастеров. Важное место в экспозиции занимали полотна его учеников — К. А. Коровина, И. И. Левитана и других.

Следующие десятилетия жизни Василия Поленова были наполнены заботой о семье: у пары было шестеро детей, но первый ребёнок умер в совсем юном возрасте. Мастер продолжал писать картины и давать уроки живописи, а в свободное время любил водить экскурсии по домашней картинной галерее.

1892 год. Семья художника у ещё не оштукатуренного Большого дома • 1900‑е годы. В. Д. Поленов с дочерьми в усадьбе «Борок» • 1910 год. В. Д. Поленов в мастерской Аббатства

Василий Дмитриевич Поленов умер в 83 года. За это время художник успел написать более 200 шедевров, обрести популярность, воспитать множество именитых живописцев и оставить наследие в виде прекрасной усадьбы, куда теперь приезжают поклонники его таланта.

Творчество и известные работы

Василий Дмитриевич Поленов известен прежде всего как гениальный пейзажист. И действительно, художник мастерски переносил на холст яркие краски природы, видел и умел доносить до зрителей очарование русских городов. Однако он никогда не ограничивал себя рамками одного жанра или стиля. И вот несколько основных вех в его творчестве.

Картины на военную тематику

На фронте Василий Поленов побывал в качестве художника-корреспондента, и его главной задачей стало создание цикла работ, отражающих участие в войне будущего государя Александра III. Вот только мастера мало интересовали страшные сцены с поля боя. Он писал балканские пейзажи, портреты местных жителей и запечатлел картины военной жизни. Большинство работ, выполненных в Сербии и Болгарии, — этюды, быстрые зарисовки, которые мастер преподносил как самостоятельные произведения. Такой подход считался новаторским: до этого создание этюда воспринималось как подготовительный этап к написанию полноценной картины.

«Комната командующего Рущукским отрядом» (1878 год) • «Главная квартира командующего Рущукским отрядом в Брестовце» (1878 год)

Среди картин Поленова на военную тематику выделяется полотно «Комната командующего Рущукским отрядом» 1878 года. На нём изображён цесаревич Александр за работой, однако внимание зрителя цепляется не за фигуру мужчины, а за окружающую обстановку. Художник детально прописал интерьер типичного балканского дома второй половины XIX столетия.

Одна из самых впечатляющих работ, говорящих об ужасах войны, — «После боя. Близ селения Мечки», — написана в 1883 году на основе эскизов, сделанных в Болгарии в декабре 1877‑го. Это была быстрая битва между русскими и османскими войсками, которая закончилась победой России и гибелью сотен солдат. Именно тела раненых и убитых военных с живописным пейзажем на фоне изобразил мастер.

«После боя. Близ селения Мечки», В. Д. Поленов
«После боя. Близ селения Мечки» (1883 год)

Пейзажи

Картины Василия Поленова, выполненные в этом жанре, показывают Россию конца XIX — начала XX века не хуже любого учебника по истории: здесь и роскошная природа, и красота провинций, и виды ещё не утраченных московских усадеб. К последней категории относится известнейшая работа художника «Московский дворик» (1878). Она написана сразу после переезда Поленова в Златоглавую и представляет собой вид из окна съёмной квартиры мастера. Сам он вспоминал, что пошёл посмотреть жильё в аренду и так восхитился пейзажем, что сразу написал этюд с виднеющимся вдали храмом Спаса Преображения на Песках.

Ещё по теме
 
«Московский дворик» (1878 год) • 1916–1917 годы. Спасо‑Песковский переулок • Церковь Спаса Преображения на Песках. Фото: Shutterstock

Та самая церковь с роскошной шатровой колокольней сохранилась до наших дней — её можно найти по адресу: Спасопесковский переулок, 4а. А вот сам московский дворик значительно изменился: нет теперь ни деревянного дома Баумгартена, угол которого виднеется на полотне (это же здание, предположительно, изображено на картине «Бабушкин сад»), ни покосившихся сарайчиков. Оценить современный вид на Преображенский храм с той точки, откуда его писал Василий Поленов, можно, придя на угол Композиторской улицы и Трубниковского переулка.

Евангельский цикл

Библейская тема впечатляла Василия с ранних лет и впервые появилась в его творчестве ещё во время учёбы в Академии художеств. Дипломная работа, за которую живописца отправили на стажировку в Европу, посвящена сюжету из Нового Завета — воскрешению Иисусом Христом ребёнка начальника синагоги Иаира. Правда, тематику тогда юноша выбирал не сам, а осознанно приступил к созданию Евангельского цикла картин лишь через 10 лет после выпуска из академии.

В 1881 году Василий Поленов поехал в путешествие на Восток, чтобы увидеть места, связанные с именем Христа, и вдохновиться на написание цикла. 64 работы этой серии были завершены лишь в 1908 году. Среди них оказались не только крупные картины на холстах, но и этюды, которые сам художник Поленов называл «Путь Христа в пейзажах».

Картины из цикла «Путь Христа в пейзажах» (1900‑е годы): «Исполнялся премудрости» • «Палестина. Нагорная проповедь» • «Был в пустыне»

Наиболее значимой работой цикла принято считать полотно «Кто из вас без греха?», более известное под другим названием — «Христос и грешница». Существует мнение, что именно задумка этой картины, возникшая в голове мастера ещё в 1860‑е годы, дала начало всему Евангельскому кругу. На полотне изображена толпа, которая решает судьбу женщины, обвинённой в прелюбодеянии. Фигура Иисуса бросается в глаза не сразу: он сидит у лестницы в белой одежде.

Критики утверждали, что образ Христа получился слишком земным, и видели в этом главный недостаток работы. Остаётся только догадываться, как бы они отреагировали на предположение современных искусствоведов о том, что лицо Иисуса художник писал со своего коллеги И. И. Левитана.

«Христос и грешница» • Голова молодой женщины в белом покрывале (этюд к картине) • Голова еврея (этюд к картине)

Где познакомиться с творчеством Поленова

Картины этого мастера рассыпаны по всей России: они есть и в частных коллекциях, и фондах провинциальных галерей, и в самых знаменитых музеях страны. Однако есть несколько мест на карте, куда стоит поехать, чтобы насладиться шедеврами Василия Поленова сполна.

Музей‑заповедник В. Д. Поленова

В селе Страхово Тульской области находится то самое имение, которое художник приобрёл для своей семьи, а затем отстроил заново по собственному проекту. Первоначально это место называлось Борком (потому что рядом с домом семейство высадило много молодых деревьев), однако теперь мы знаем его как Поленово.

Большой дом и Аббатство • Церковь Святой Троицы в Бёхово • Фото: Shutterstock

Сюда стоит приехать, чтобы прочувствовать атмосферу, в которой живописец жил, творил и принимал гостей, увидеть, какой природой он вдохновлялся на создание шедевров, и познакомиться с фондами музея. В главном доме усадьбы можно увидеть картины, написанные самим Василием Дмитриевичем: зарисовки из поездок по Европе, пейзажи русских земель, портреты детей. Самый знаменитый экспонат — «Золотая осень», знакомая каждому школьнику. А ещё в коллекции есть работы матери художника М. А. Поленовой, его сестры — Е. Д. Поленовой и жены Н. В. Якунчиковой. Также представлены полотна других известных мастеров, например К. А. Коровина, И. И. Шишкина, В. М. Васнецова.

Ещё по теме
 
Василий Поленов
«Золотая осень» (1893 год)

Любопытно, что с момента смерти Василия Дмитриевича Поленова музеем всегда руководили его потомки. Сегодня особо удачливые путешественники могут познакомиться в усадьбе с правнучкой художника — Натальей Фёдоровной. Кстати, помимо дома и других усадебных построек художник Поленов разработал проект храма Святой Троицы в соседней деревне Бёхово. Там же находится кладбище с могилами живописца и его семьи.

Музей‑заповедник «Абрамцево»

Имение Саввы Мамонтова в подмосковном Хотьково — одно из знаковых мест в биографии Василия Поленова. Когда художник женился на кузине своего друга Наталье, в Абрамцеве был возведён домик для молодожёнов — так называемая Поленовская дача. Здесь семья жила в 1882 году, а после переезда в собственное имение Василий Дмитриевич переоборудовал флигель под мастерскую. В наши дни здание служит выставочной площадкой для временных экспозиций музея «Абрамцево».

Музей‑заповедник «Абрамцево» • Поленовская дача • Фото: Shutterstock

Виды усадьбы и её окрестностей вдохновляли Василия Поленова и нередко попадали на его картины. Некоторые из них (например, «Верхний пруд в Абрамцеве» или «Берёзовая аллея в Абрамцеве») выставляются в главном доме имения. А ещё посетителям стоит прогуляться до усадебной церкви Спаса Нерукотворного. Поленов работал и над её архитектурным обликом, и над внутренним убранством. Он спроектировал иконостас, который позже расписал вместе с членами абрамцевского кружка — Репиным, Васнецовым и Невревым.

«Верхний пруд в Абрамцеве» (1882 год) • «Берёзовая аллея» (1872 год)

Третьяковская галерея

Создатель самого знаменитого московского музея Павел Третьяков быстро разглядел в Василии Поленове гениального художника и стал покупать его работы. В фондах современной Третьяковки насчитывается более 100 произведений художника. Это и полотно «Право господина», принёсшее Поленову звание академика, и знаменитый «Московский дворик», и несколько произведений на библейскую тематику, и этюды времён русско‑турецких войн. Словом, сюда стоит прийти, чтобы увидеть всё многообразие творчества Поленова.

Ещё по теме
 
Третьяковская галерея. Фото: Shutterstock • «Право господина» (1874 год) • «Источник девы Марии в Назарете» (1882 год)

Русский музей

В Петербурге собрание работ Василия Поленова более скромное, чем в Москве. В Русском музее едва ли наберётся два десятка его картин. Зато среди них есть настоящие жемчужины — в Михайловском дворце экспонируются «Христос и грешница», «Заросший пруд» и «Арест гугенотки».

Русский музей. Фото: Shutterstock • «Заросший пруд» (1879 год) • «Арест гугенотки» (1875 год)

Заключение

Сложно представить более талантливого представителя своего времени, чем Василий Поленов. Этот человек не просто писал красивые пейзажи, он запечатлел на своих полотнах историю, никогда не боялся экспериментировать, проявил себя в качестве архитектора и педагога. Мастер оставил огромное наследие, которое лучше всего изучать в компании знающих людей. Например, можно отправиться в усадьбу живописца с опытным гидом, чтобы узнать ещё больше о биографии и творчестве живописца, или на экскурсию в один из столичных музеев. Ищите лучшие предложения на сайте и в приложении Tripster.

Автор: Мария Фёдорова
Заглавное фото: фрагмент картины «Московский дворик». Художник: В. Д. Поленов (1878 год)

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Новогодние экскурсии в городах РоссииНовогодние экскурсии в городах России Перенестись в Средневековье, пройти квест и узнать, чем пахнет Новый год

Еще экскурсии по теме