Венеция: великолепный город на воде
Гондолы, дворцы и самое дорогое в мире муранское стеклоИстория Венеции
То, как сегодня выглядит город, напрямую зависит от событий, происходивших здесь на протяжении веков. Понимание истории Венеции раскрывает многие её секреты.
Земли на берегах Адриатического моря были густонаселены больше двух тысяч лет назад. Римские колонизаторы во II веке до н. э. основали Аквилею — административный центр провинции Венетия. Она подчинялась Римской империи, а своё название получила от племени венетов, которые издревле здесь жили. Однако все поселения были на берегу. Небольшие острова Венецианской лагуны местные жители начали осваивать вынужденно в V веке, когда под натиском древнегерманских племён Римская империя пала. 25 марта 421 года был основан новый город на островах — Венеция. Решение было удачным со стратегической точки зрения. Пока на материке шли войны, острова развивали флот, создавали береговые укрепления.
Формально Венеция находилась под влиянием Византии. Но фактически обладала большой свободой. В VII веке править здесь стали дожи. Название должности главы города‑государства происходило от латинского «dux», что означает «повелитель». Постепенно Венеция отделялась от Византии, и дожи начали избираться общим голосованием.
К X веку город настолько расцветает, что становится одним из главных портов континента. Это происходит благодаря бурной торговле между Византией и Западной Европой: торговые пути проходят как раз через Венецию. Правители города‑государства вкладывают деньги в то, что сейчас называется логистической инфраструктурой: создают систему водных каналов, которой Венеция знаменита сегодня.
Развитию города способствовали Крестовые походы. У Венеции был хороший флот. Зачастую сами дожи возглавляли отряды кораблей, идущих в походы. В каждом захваченном населённом пункте венецианцы получали торговые места и освобождались от налогов. К тому же крестоносцы ещё и арендовали корабли у города‑государства. Венеция быстро богатела.
Но период венецианской сказки был недолгим. Уже в XV веке Европа и восточные государства проложили другие пути для торговли. Многие местные купцы разорились. Отсутствие денег повлияло и на обороноспособность. В конце XVIII столетия войска Наполеона захватили Венецию, причём вошли, не встретив сопротивления. Впервые за более чем тысячу лет своей истории республика на островах лишилась независимости. Венеция была сильно разграблена французами. Уже в 1815 году — после того, как Наполеон окончательно отрёкся от престола, — город был захвачен Австрией. Однако в дальнейшем регион получил новое развитие.
Например, в 1840 году была построена железная дорога из Милана, которая не только соединила запад и восток Италии, но и стала мостиком на острова. Правда, в это же время Австрия навязывала Венеции законы и нормы. Такое влияние свободолюбивому городу не нравилось. В 1866 году в результате длительных переговоров, которым способствовала война между Австрией и Пруссией, Венеция была передана Италии. Это стало одним из завершающих этапов объединения страны и создания того итальянского государства, которое мы знаем сегодня.
География и климат
Городская агломерация расположена на 118 островах. Их омывают воды Венецианской лагуны, которая переходит в Венецианский залив Адриатического моря. Город изрезан примерно полутора сотнями каналов, через которые построено около четырёхсот мостов. Главная транспортная магистраль города — Гранд‑канал. Он начинается от парка «Королевские сады» и, петляя, приводит к железнодорожному вокзалу Венеции — Санта‑Лючия. Канал очень широкий: от 30 до 90 метров. От него ниточками расходятся более узкие, так что ко многим домам можно не только прийти, но и приплыть.
Город на воде одновременно и гордится своей уникальностью, и страдает от неё. Сегодня Венеция постепенно тонет. Каждый год грунт погружается в воду на 4-5 миллиметров. Таким образом, вода отвоевала у суши только в XX веке 20 сантиметров. По самым пессимистичным прогнозам учёных, Венеция может затонуть к началу XXII столетия. Для спасения города возведена система защиты «Моисей» (MOSE): её строили больше 30 лет. Это сеть шлюзов: 78 барьеров поднимаются во время прилива и блокируют большую воду, идущую с моря. Однако испытания системы продолжаются до сих пор, так что гарантии надёжной брони от новых разрушительных наводнений пока нет.
Когда лучше приезжать
Венеция расположена на севере Италии. Климат здесь умеренный. В июле и августе жарко. Вода прогревается до 25 градусов, что особенно ценят те, кто любит пляжный отдых. Однако в самом городе из‑за узких улиц чувствуется духота. Зима промозглая — из‑за влажности. Столбик термометра редко опускается ниже 0°С, но мокрый снег здесь бывает. Поэтому в зимние месяцы знаменитый город вряд ли порадует своей красотой и шармом. Но, если вы находите особое очарование в путешествии вне сезона и прочитаете оду зимней Венеции в эссе Иосифа Бродского «Набережная неисцелимых», посещение города может приобрести особый вкус.
А в целом для комфортного отдыха лучше приезжать начиная с середины весны до первого месяца лета или в начале осени, когда устанавливается мягкая погода без дождей. В это время можно оценить город без неприятных вмешательств погоды.
Как добраться
Приехать в Венецию можно на любом виде транспорта. Всё зависит от бюджета и времени, которое вы готовы потратить на дорогу. Конечно, определяющим будет и начальная точка путешествия.
Самолёт
Рядом с Венецией расположены два аэропорта. Главные воздушные ворота города носят имя Марко Поло — известного путешественника XIII века. Аэропорт находится всего в 14 километрах от железнодорожного вокзала города. С островов на северо‑востоке хорошо видно, как на посадку заходят самолёты. Именно поэтому добраться в аэропорт можно не только на привычном автобусе, но также на водном такси или частной моторной лодке.
Вторая воздушная гавань расположена существенно дальше. До аэропорта Тревизо 30 километров. Он назван в честь знаменитого итальянского скульптора Антонио Канова. Самый быстрый способ доехать оттуда до города — на такси. Наиболее бюджетный — купить билет на автобус: они ходят с 06:00 до 22:00.
Из городов России в Венецию долететь можно только с пересадкой. Рейсов много: например, из Москвы — десятки вариантов. Самые бюджетные маршруты проходят через Стамбул.
Поезд
Если вы уже путешествуете по Италии, то разумно выбрать именно такой способ. По дороге можно насладиться красотами страны. К тому же путь, например, из Рима займёт меньше четырёх часов, если сесть на скоростной экспресс. Но можно и не торопиться: самый неспешный маршрут отнимет 10 с половиной часов, придётся сделать две пересадки, но и билет обойдётся в два раза дешевле.
Автобус
Дорога на этом виде транспорта потребует от 7 до 10 часов, если ехать из столицы Италии. Формально это самый бюджетный вид транспорта, однако цена на билет здесь не сильно уступает стоимости проезда по железной дороге с пересадками. Плюс такого способа — возможность посмотреть страну. Главные минусы — прибытие зависит от пробок, а пассажирам придётся провести долгие часы в кресле, разминаясь лишь на редких остановках.
На круизном лайнере
Большим судам в 2021 году запретили входить в лагуну по экологическим соображениям. Но добраться в город на лайнере меньших размеров можно. Особенно часто в порт Венеции заходят суда, которые курсируют по региону Средиземноморья. Так что если путешествуете, например, из Греции, то можно превратить поездку в Италию в морской круиз.
Транспорт
В Венеции нет автомобильных дорог, поэтому транспортная сеть здесь радикально отличается от привычной жителям большинства городов мира.
Вапоретто
Главный транспорт города. Это водные трамваи, которые ходят больше чем по 20 маршрутам, проложенным по всем крупным каналам города. Вапоретто не только курсируют в исторической части Венеции, но и связывают её со многими островами лагуны. Людей на палубе бывает много, как в автобусе или метро в час пик. Продаются и билеты на одну поездку (они самые невыгодные: стоят 7,50 евро), и проездные на весь день за 20 евро (можно купить на два, три дня или даже на неделю). Чем срок больше, тем поездка выходит дешевле.
Трагетто
Ещё один специфический венецианский вид транспорта. Это гондолы, которые перевозят пассажиров с одного берега Гранд‑канала на другой. Поездка может стоить от 1,5 до 7,5 евро. Но в туристический сезон на посадку выстраиваются очереди. Дело в том, что через самый большой канал города перекинуты всего четыре моста. Так что трагетто позволяют сэкономить время и силы.
Мотоскафо
Небольшие катера, которые могут пройти по узким каналам. Они полностью закрытые, без палуб. Мотоскафо обладают хорошими мореходными качествами, поэтому связывают историческую часть города с соседними островами, например с Мурано.
Мотонави
Большие и вместительные суда. Работают на дальних маршрутах Венецианской лагуны. Ходят, к примеру, на остров Бурано. Вмещают до 600 человек. Издалека эти катера можно узнать по двухэтажной рубке.
В районе Местре, в материковой части Венеции, и на острове Лидо ездят привычные для нас автобусы и автомобили. Там обычные улицы с разделением на тротуары и проезжую часть. В Местре даже есть трамвайная сеть с современными составами.
Достопримечательности Венеции
Изрезанный каналами город, где средневековые дворцы выходят прямо к воде, производит впечатление музея под открытым небом. Прогуляемся по самым известным местам Венеции.
Гранд‑канал
Главная водная артерия города служит одновременно одним из важнейших мест притяжения путешественников. Прогулки по каналу достаточно для того, чтобы почувствовать атмосферу Венеции. На берегах можно увидеть постройки XIII-XVIII столетий в различных стилях — от готики с её заострёнными арками и многочисленными колоннами до шедевров Возрождения и венецианского барокко.
Одно из самых запоминающихся строений на маршруте — трёхэтажный замок Фондако дей Турчи. Большие арки первого этажа имели вполне функциональное предназначение: через них турецкие купцы, которым принадлежало здание, выгружали товар, привезённый на лодках.
Заставляет достать телефон и сделать селфи дворец дожа Антонио Гримани. Он несколько раз перестраивался, современный вид получил в XVI веке. Монументальное четырёхэтажное здание выделяется из череды плотно примыкающих друг к другу строений. И дело не только в размерах, но и в облицовке фасада разноцветным мрамором светлых оттенков. Сейчас в здании размещается апелляционный суд Венеции.
А на широком изгибе канала притягивает взгляд дворец Фоскари, построенный в середине XV века для дожа Франческо Фоскари. Здание называют прекрасным примером резиденции местной знати. На нижнем этаже размещался склад, следующие два использовались в качестве жилых помещений. Большой зал здания, где проводились приёмы, освещался естественным светом через центральную аркаду с большими окнами.
В первое воскресенье сентября Гранд‑канал становится ареной для масштабных соревнований. Здесь проходит историческая регата. По каналу идут десятки разноцветных судов в стиле XV века. Именно в это время Катерина Корнаро, которая была вдовой короля Кипра, отказалась от власти над островом и передала его в управление своей родной Венецианской республике. Во время регаты можно увидеть гонки на лодках самых разных размеров: и на двух вёслах, и на шести, и даже на восьми.
Мост Риальто
Эта переправа через Гранд‑канал в наше время стала одной из самых часто фотографируемых достопримечательностей Венеции. Её спроектировал архитектор Антонио де Понте, чья фамилия в переводе с итальянского по совпадению означает «мост».
Строительство было завершено в 1591 году. Жители и даже некоторые архитекторы опасались, что одноарочный каменный мост не выдержит и рухнет. В то время подобные конструкции делились на несколько пролётов для надёжности. Однако мост благополучно дожил до сегодняшнего дня без существенных перестроений — он максимально укреплён, так как его основание поддерживают 12 тысяч свай. Арка длиной 28 метров выглядит монолитной. С обеих сторон фасады украшены барельефами.
Все столетия, что мост существует, на нём работают 24 магазина. Если первоначально здесь торговали мехом и ценными бумагами, то теперь в основном сувенирами. Каждый день по мосту проходят по 7 тысяч человек.
Площадь Святого Марка
Единственное место в городе, которое его коренные жители называют «пьяцца», то есть площадь. Таких просторных пешеходных пространств в городе на воде больше нет. Площадь вытянулась в форме трапеции на 175 метров в длину. В самой широкой части у собора Сан‑Марко её ширина 82 метра, а противоположная сторона не превышает 56 метров.
Самые эффектные фото получаются, когда вас окружают голуби: их здесь всегда много и они почти не боятся людей, поэтому готовы сесть даже на руки. Только имейте в виду: кормить голубей и чаек запрещено. За это могут выписать штраф до полутысячи евро.
Один из символов площади, да и всей Венеции, — колокольня Сан‑Марко, достигающая в высоту 99 метров. Она была возведена в начале XVI века. Однако в 1902 году из‑за сильных землетрясений и молний по стенам сооружения пошла глубокая трещина, и колокольня обрушилась. Её восстановили к 1912 году. Из‑за размеров венецианцы уважительно зовут самую высокую башню города «хозяин дома». Наверх гости могут попасть на лифте. С обзорной площадки открывается панорамный вид на весь город. А над площадкой расположена собственно колокольня с пятью колоколами. Венчает башню пирамидальный шпиль, на котором возвышается золотой флюгер в виде фигуры ангела.
Собор Святого Марка
Адрес: Piazza San Marco, 351
Он расположен на одноимённой площади. Собор является главным храмом города. Базилика признана ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия. В IX веке местные купцы тайно перевезли мощи святого Марка из Египта в Венецию. С тех пор апостол считается небесным покровителем города.
Собор возвели в XI веке. Его внешний вид напоминает храм Апостолов в Константинополе (сейчас на его месте находится стамбульская мечеть Фатих). Узнаваемый образ создают пять больших куполов с маковками. Их отделяют от крыши собора невысокие кирпичные основания. Диаметр куполов около 13 метров. В каждом из них по 16 окон. Собор привлекает внимание всех, кто идёт на судах по Гранд‑каналу, хотя его южный фасад, обращённый к воде, значительно перекрывается Дворцом дожей. Между арками обращает на себя внимание мозаика, на которой изображена Богородица. Композиция создана византийскими мастерами. На фасаде её разместили в XIII веке.
Попасть внутрь собора можно только через северный фасад. Массивную арку над дверями украшает скульптурная композиция XIII века, рассказывающая о Рождестве Христовом. По бокам ввысь устремлены массивные мраморные колонны. Всего же собор поддерживают полтысячи колонн, в том числе из горных пород — порфира и яшмы. Они были привезены с Востока.
Внутри собора хорошо заметно разнообразие стилей. Но больше всего чувствуется византийский архитектурный подход. Например, пространство визуально разделено на так называемые «земную» и «небесную» половины. Золотая мозаика с изображением святого Марка возвышается уже в небесной части зала. Купола изнутри тоже покрыты драгоценным металлом. Площадь уникальной мозаики превышает 4 тысячи м2, благодаря чему собор называют «золотой базиликой».
Собор отличает обилие реликвий византийских времён. Всё дело в том, что в XI веке венецианский дож приказал всем кораблям, которые возвращаются из Крестовых походов, привозить ценности для украшения главного собора города‑государства. В базилике есть даже своя сокровищница. В ней хранятся 283 артефакта. Здесь можно увидеть иконы из золота и серебра авторства византийских мастеров, хрустальные лампы в форме рыб, сосуд в виде собора с пятью куполами.
Удивляет своей красотой золотой алтарь. Это тоже ярчайший пример искусства Византии. Его длина почти четыре метра, высота около полутора. Алтарь создавался на протяжении пяти веков. Самая древняя часть — миниатюры из эмали, датированные XII веком. Они рассказывают о жизни святого Марка. Самые поздние элементы появились в XIV столетии: по поручению венецианского дожа местные ювелиры изготовили одну рамку в романском стиле, а вторую в готическом. Затем их обильно украсили драгоценными камнями.
В соборе уникальные изображения не только над головой и на стенах. Мраморный пол — это тоже мозаика. Сложные геометрические фигуры, а также изображения животных созданы с помощью камня, к которому добавлены стеклянные фрагменты.
Дворец дожей
Адрес: Piazza San Marco, 351
Одна из важнейших исторических и архитектурных достопримечательностей Венеции. Дворец называют шедевром готического искусства, подкреплённым византийской роскошью. Здесь находилась резиденция главы Венецианской республики.
Замок начали возводить в IX веке. Он был совсем не похож на современный. Его много раз перестраивали, превращая из сурового бастиона в сооружение, больше напоминавшее дворец. Однако после очередного сильного пожара сооружение решили радикально переделать. Так в начале XV столетия оно обрело современный вид. К слову, продолжило гореть и впредь, но восстанавливалось уже именно в таком виде.
Дворец похож на перевёрнутое судно: мощный верх опирается на тонкие ажурные арки. 36 колонн в основании образуют сквозной проход. Обращают на себя внимание девятая и десятая колонны второго этажа. Они расположены посередине фасада, выходящего на площадь Святого Марка и, в отличие от других, созданы не из белого, а из красного мрамора. Во времена, когда перед дворцом казнили преступников, там стоял глашатай: он объявлял приговор и внимательно следил за его исполнением. В оформлении фасадов дворца обильно используются барельефы, изображающие книги и львов. Эти символы считаются атрибутами покровителя Венеции святого Марка.
В помпезном дворце находились не только дожи. Здесь заседал Большой совет и Сенат, размещались многие ведомства, связанные с государственным управлением. Наследие тех времён заметно и сегодня. Даже вход во дворец называется «бумажная дверь»: сразу за ней работали писари, которые помогали местным купцам оформлять деловые бумаги.
Удивляет своими масштабами Зал Большого совета. Его площадь почти 1500 м2, а высота потолков 15 метров. При этом своды опираются только на внешние стены. Можно прогуляться по залу, изучая портреты всех 66 дожей. И удивиться тому, что один закрашен. Тут было изображение Марино Фальеро, которого обвинили в попытке переворота и казнили. Здесь же находится самая большая в мире картина, написанная маслом: длина полотна «Рай» кисти мастера Позднего Возрождения Тинторетто — 22 метра. Грандиозная композиция изображает около пятисот фигур.
Удивительно, но роскошные залы соседствуют с секретными помещениями, которые служили тюрьмами и пыточной комнатой. Одна из таких темниц находилась прямо под крышей дворца. Она раскалялась летом, а зимой там было очень холодно. Заключённых аристократического происхождения запрещалось пытать, поэтому их отправляли в специальные камеры, стены которых покрыты токсичным свинцом. Он медленно проникал в организм с каждым вздохом и убивал человека.
В подвале дворца тоже была тюрьма. Там отбывали наказание по колено в холодной воде. Тюрьмы этого замка помнят знаменитых сидельцев. Здесь в заключении находился Джордано Бруно. А известный герой‑любовник Джакомо Казанова стал единственным, кому удалось отсюда сбежать.
Мост Вздохов
Соединяет Дворец дожей и здание бывшей тюрьмы. Мост построен в самом начале XVII века по поручению дожа Марино Гримани, о чём говорит фамильный герб его рода на главном фасаде.
По мосту заключённых переводили из зала суда, расположенного во Дворце дожей, в тюрьму, находящуюся по другую сторону канала. И хотя переправа была закрыта стенами и крышей, в ней сделаны небольшие окна с решётками. Для узников это была последняя возможность увидеть Венецию и вдохнуть глоток свежего воздуха. Условия содержания заключённых были настолько суровыми, что большинство приговорённых к наказанию умирали в тюрьме.
Как и все здания в Венеции, даже такое, казалось бы, утилитарное сооружение, как мост Вздохов, имеет большую архитектурную ценность. Он построен в стиле барокко. Богатый декор здесь создаётся при помощи множества мелких деталей. Издалека мост напоминает шкатулку, висящую над водой.
Острова Венецианской лагуны
Лагуна, как и сама Венеция, входят в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Некоторые острова знамениты на весь мир едва ли не меньше, чем город на воде.
Лидо и Венецианский кинофестиваль
Лидо расположен рядом и исторической частью Венеции: достаточно переправиться на вапаретто или водном такси. Здесь уже ездят автобусы и машины. Атмосфера пронизана не историей, а курортными развлечениями. На Лидо хорошо обустроенные пляжи, которые растянулись на 11 километров. Они находятся на противоположной от исторической части Венеции стороне острова и выходят к водам Адриатики. Местные жители отдыхают здесь со времён Средневековья.
Сегодня на Лидо есть как частные пляжи, принадлежащие отелям, так и общественные. В закрытые места отдыха можно попасть, однако придётся заплатить немалую сумму. На доступных для всех пляжах душ, туалет и кабинка для переодевания тоже будут платными. Однако купаться и загорать на собственных покрывалах можно совершенно свободно.
Если лежать на пляже надоело, можно взять напрокат велосипед. Это самый удобный способ объехать остров. Для любителей ещё более активного отдыха предлагают дайвинг и занятия парусным спортом. А ещё можно устроить красивую фотосессию верхом на конях.
Лидо — место проведения первого в истории кинофестиваля — Венецианского. Он берёт начало с 1932 года, хотя организаторы ведут отсчёт с 1895‑го, когда здесь впервые состоялась биеннале. Выставка искусств проводится и сегодня, но уже в рамках киносмотра. Фестиваль проходит, как правило, в августе‑сентябре. В надежде получить главную премию, «Золотого льва», сюда съезжаются кинозвёзды со всего мира.
Мурано
К северо‑востоку от исторической части Венеции находится остров стеклодувов, знаменитый на весь мир. Ремесленники первоначально работали в самом городе. Однако это часто приводило к пожарам: искры из их печей разлетались по зданиям плотно застроенной Венеции. В XIII веке власти города‑государства приказали всем стеклодувам переехать на Мурано.
Остров быстро стал брендом, известным всей Европе. За века ремесленники отточили своё мастерство. Они производили всё, от сосудов до шикарных люстр, которые мечтали заполучить к себе во дворцы монаршие особы. Сегодня на острове работает музей, где можно проследить семисотлетнюю историю муранского стекла. Одни из важнейших экспонатов — вазы XV века. Тогда впервые научились создавать настолько прозрачное стекло, что оно по своим качествам не уступало горному хрусталю.
Увидеть, как делают стекло сегодня, можно во время многочисленных мастер‑классов. Потомки древних ремесленников с удовольствием демонстрируют свои умения гостям. А в магазинах, расположенных по всему острову, можно купить разные изделия из муранского стекла — от небольших сувенирных фигурок до гигантских чаш и богато украшенных люстр. Многие продавцы предлагают услугу отправки товара: достаточно указать адрес, расплатиться, и покупку доставят транспортной компанией куда захотите.
Бурано
Он находится за островом Мурано на значительном удалении от исторической части Венеции. Это самый яркий из всех районов города. Дома здесь выкрашены в разные цвета. Причём остров так выглядел всегда. По легенде, это делалось для того, чтобы усталые рыбаки могли без проблем найти своё жильё. Местные байки гласят, что в старину жёны на лбу своих мужей делали метки соответствующего цвета или пришивали лоскуты ткани к одежде. Если мужчины не могли вечером сами добраться из кабака, то их приводили к нужному дому добрые люди.
Сегодня здесь царит атмосфера настоящей Италии. На верёвках сушится одежда, в клумбах растут цветы, у входов в дома стоят велосипеды. Местные жители поддерживают яркий облик своих жилищ. Причём изменить цвет здания разрешено только после одобрения властей. Здесь можно долго гулять и фотографировать — получаются оригинальные снимки домиков, деревянного моста через канал, пришвартованных лодочек. Остаётся ощущение, что это город из сказки или большая детская игрушка.
Чем заняться
Венеция — это не только архитектурные достопримечательности. Здесь в течение дня можно сменить несколько видов активностей, поэтому интересно будет всей семье.
Прогулка на гондоле
Традиционная венецианская лодка — важнейший символ города. Сегодня это одновременно главный аттракцион и наполненный романтикой способ увидеть Венецию.
Существует несколько способов арендовать гондолу. Можно это сделать на пристани. Обычно лодки есть всегда, но в туристический сезон может быть очередь. Доступно также бронирование онлайн, но для оплаты понадобится работающая в Италии банковская карта (российские не действуют в ЕС).
Есть и разные форматы прогулки. Как правило, лодка арендуется целиком. Это удобно для большой компании (максимальная вместимость — 5 человек) или влюблённой пары, которая хочет насладиться романтикой поездки по каналам Венеции. Однако для желающих сэкономить предлагается купить место в гондоле — тогда вы поедете с незнакомыми людьми.
Если арендуете лодку на месте, то договаривайтесь о цене на берегу. Гондольеры почти никогда не торгуются и принимают оплату только наличными.
Ночная жизнь
В жаркую погоду прогулки после заката позволяют освежиться. На узких улочках малолюдно. Редкие лодки проплывают по каналам. Вечерняя жизнь в городе начинается в 18:00. Это время традиционного аперитива. Местные жители предпочитают белое вино или апероль с долькой апельсина. Затем можно пойти послушать живую музыку.
Желающим тусить всю ночь придётся перебираться в районы Местре или Лидо. В историческом центре нет ночных клубов. А вот там множество баров и дискотек, которые работают до утра.
Во дворце Вендрамин‑Калерджи работает казино, которое признано одним из самых шикарных в Италии. Особняк эпохи Возрождения построен в конце XV — начале XVI века. Он выходит своим фасадом на Гранд‑канал, а рядом располагается сад. К парадному входу можно приплыть на лодке, а потом зайти в залы по красной ковровой дорожке.
Шопинг и магазины
Италию невозможно представить без модных бутиков. Много их и в городе на воде. Главная торговая улица Мерчери расположена недалеко от причала Риальто. Там можно купить одновременно и сувениры, и, например, итальянские сумки и обувь. В исторической части Венеции в основном сосредоточены бутики дорогих брендов. Хотя и там можно совершить выгодные покупки с дисконтом до 70%, но только в сезон скидок, когда старая коллекция сменяется новой.
Аутлеты и торговые центры можно найти в континентальной части Венеции — Местре. Там и туристов меньше, и цены заметно ниже. К тому же много бутиков из сегмента массмаркет. Аутлет сети Coin, где продаётся всё, от одежды до товаров для дома, — и вовсе один из крупнейших в Италии.
Что привезти в подарок
Если не хочется ограничиваться банальным магнитиком, то Венеция как раз то место, которое позволяет сделать оригинальный подарок из путешествия.
- Изделия из стекла. Их можно найти на острове Мурано. Здесь есть возможность выбрать небольшой сувенир, например фигурку животного или пепельницу. Для тех, кто хочет впечатлить подарком и не привык экономить, можно заказать целую люстру ручной работы из уникального стекла.
- Воздушные кружева. Их много лет плетут мастерицы на острове Бурано. Эти лёгкие ткани с причудливыми узорами широко используются для пошива одежды или отдельных её элементов, например воротников. Можно купить кружевные скатерти или постельное бельё.
- Венецианские маски. Видов этих украшений существует множество. Самые бюджетные будут из папье‑маше, но и они раскрашены вручную. Кожаные маски, — а именно такие носил знаменитый охотник за женскими сердцами Казанова — стоят существенно дороже. Есть ещё тяжёлые из глины или гипса, такие хорошо смотрятся на полке и одновременно напоминают о поездке в город на воде.
Заключение
Город Венеция признан одной из мировых столиц туризма. Сюда мечтают попасть миллионы людей. А те, кто уже побывал на островах, где расположена Венеция, хотят вернуться сюда вновь. Застывшая в камне дворцов история, улицы‑каналы и гондолы, которые будто переносят в Средневековье, — всё это долго не отпускает.
Правильно спланировать путешествие в один из самых удивительных городов Италии помогут местные гиды. Описание экскурсий, которые они подготовили, можно найти на нашем сайте. Вот самые топовые предложения по Венеции:
Автор: Александр Ефремов
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Сбежать в пригород Венеции, понаблюдать за стеклодувами и пообедать в рыбном ресторанчике
Легкая, креативная и душевная прогулка по Венеции с вашим новым другом
Пройти по маршруту, который раскроет город с разных сторон, и окунуться в поэзию мест
Обзорная экскурсия: не исторические события и даты, а необычные и захватывающие городские рассказы