Знаковая архитектура Санкт‑Петербурга: храмы, дворцы и театры
Исаакиевский собор, Александринка и другие знаменитые постройкиМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
Дома и особняки
Среди них — здание одного из самых красивых в мире книжных магазинов и особняк из фильма о Шерлоке Холмсе.
Дом Зингера
Адрес: Невский проспект, 28
В 1740‑х на месте Дома Зингера стоял оперный театр, а 150 лет спустя на его месте американская компания «Зингер» — производитель швейных машинок — решила открыть своё правление. Интересно, что изначально её руководство собиралось возвести над Невским проспектом 11‑этажный небоскрёб. Вот только строить дома выше Зимнего дворца в то время было запрещено. Тогда архитектор Павел Сюзор предложил проект «стандартного» здания, но с выразительной угловой башней — визуально она увеличивала высоту.
Строительство продолжалось с 1902‑го по 1904‑й: Дом Зингера поражал своей высокотехнологичностью для начала века: лифты, встроенные в кабинеты металлические сейфы, система снегоочистки. И всё же его главным украшением был необычный фасад.
Купол угловой стеклянной башни венчают скульптуры двух матросов‑атлантов, удерживающих огромный глобус. Под ней — по краям огромного арочного окна — красуются скульптуры двух крылатых дев‑воительниц. Одна из них — с гарпуном — символизирует международную торговлю (товары идут по морю), а другая — с веретеном и швейной машинкой — лёгкую промышленность. А вот скульптурное изображение орлана — как на гербе США — появилось только в годы Первой мировой войны. В то время многих предпринимателей подозревали в связях с Германией, поэтому руководство компании таким образом решило подчеркнуть своё американское происхождение.
До событий 1917 года в некоторых помещениях дома швейной компании «Зингер» располагались мастерские. Когда была хорошая погода, девушки шили на машинках при открытых окнах, выходящих на Невский проспект. Такая была своеобразная реклама продукции компании.
После Октябрьской революции Дом Зингера заняло издательство «Петрогосиздат», при котором открылся книжный магазин. Сегодня Дом книги на Невском — не только место, где можно приобрести литературу и сувенирную продукцию, но и популярное общественное пространство. Здесь проходят лекции, презентации, творческие встречи.
Дом купцов Елисеевых
Адрес: Невский проспект, 56
В 1898‑м представитель знаменитой купеческой династии Григорий Елисеев приобрёл на углу Невского и Малой Садовой пятиэтажную постройку XVIII века. Коммерсант решил превратить её в один из самых роскошных торговых домов города. Он обратился к архитектору Гавриилу Барановскому, и тот разработал проект здания в стиле актуального тогда стиля модерн с элементами эклектики. Торжественное открытие нового магазина Елисеева состоялось в сентябре 1903 года. Петербуржцы были поражены как необычностью здания, построенного с применением нового тогда материала — бетона, так и его роскошью.
Главный фасад гастронома украшает огромная арка с вертикальными металлическими перекрытиями, а на крыше — по углам — стоят увенчанные вазонами стелы. Кроме этого, на фасадах красуются четыре аллегорические скульптуры. Они олицетворяют торговлю, промышленность, науку и искусство. Внутреннее убранство гастронома ещё сильнее погружает в атмосферу «прекрасной эпохи» — яркие витражи на окнах, облицованные зелёной плиткой стены, «растительные» светильники и лепнина. Уйти отсюда без покупок можно, а вот без ярких впечатлений — не получится.
Дача Гаусвальд
Адрес: 2‑я Берёзовая аллея, 32
Этот яркий двухэтажный особняк «под фахверк» — одно из первых городских зданий в стиле модерн. Его возвели в 1898‑м для семьи Гаусвальд, владевшей известной пекарней. Авторами проекта были модные в то время зодчие — Владимир Чагин и Василий Шене. Работая над чертежами дачи, они, скорее всего, вдохновлялись архитектурой английских коттеджей. Постройка состоит из разноразмерных объёмов — как деревянных, так и каменных.
Сразу после Октябрьской революции здесь разместили детскую колонию, а потом — на протяжении десятилетий — в стенах здания работал профилакторий Ленинградского металлического завода.
В советское время особняк Гаусвальд засветился во многих советских картинах: «Летучая мышь», «Без семьи», «Дон Сезар де Базан». Но для большинства киноманов это здание — прежде всего дом Ирэн Адлер из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры». К началу XXI века здание сильно обветшало, но в 2010‑х его восстановили.
Доходный дом Ш. З. Иоффа
Адрес: улица Рубинштейна, 40 / Загородный проспект, 11
Это здание — один из символов «пяти углов». Так жители Северной столицы называют место, где Загородный проспект пересекается сразу с тремя улицами: Ломоносова, Разъезжей и Рубинштейна.
Интересный факт: вскоре после окончания строительных работ автор проекта — Александр Лишневский — открыл в нём кинотеатр на 300 мест. Кроме «синематографа» тут размещались совсем не дешёвые апартаменты повышенной комфортности, а также люксовые магазины. Сегодня в башне дома Иоффа находится мастерская фотографа и художника Сергея Сёмкина.
Доходный дом в форме утюга, сочетающий в себе элементы классицизма и модерна, возвели в 1914‑м для предпринимателя Шнеера Иоффа. Его фасад пышно украшен фронтонами, аллегорическими скульптурами и вазонами. Но особенно впечатляет угловая часть дома: она оформлена изящной башенкой с круглыми и арочными окнами, а также куполообразной крышей.
Доходный дом А. Ф. Бубыря
Адрес: Стремянная улица, 11
Шедевр архитектуры северного модерна — творение Николая Васильева и Алексея Бубыря. Нижняя часть фасада облицована гранитом, а центральная и верхняя — кирпичом, серым камнем, штукатуркой и керамической плиткой. Но главное здесь — разнообразие не материалов, а сказочно‑природных рельефов: на фасаде красуются изображения лесных птиц, солнца, елей, рыб.
Квартиры этого доходного дома 1907 года постройки отличались повышенной комфортностью: в большинстве из них имелись ванная комната и два туалета. Кроме того, на верхнем этаже для жильцов работала прачечная. В советское время здесь проживали архитектор Лев Ильин, театральный режиссёр Андрей Лаврентьев, популярный певец Эдуард Хиль.
Интересный факт: в конце прошлого века на первом этаже здания работало кафе «Эльф», которое пользовалось огромной популярностью у ленинградской андеграундной публики. Сюда приходили пить кофе Виктор Цой, Александр Башлачёв, Олег Гаркуша.
Дворцы
Столица бывшей империи как никакой другой город России застроена роскошными постройками для царских особ и знати. Вот самые узнаваемые среди них.
Зимний дворец
Адрес: Дворцовая набережная, 32
Главная императорская резиденция — самый узнаваемый памятник архитектуры русского барокко. Общая площадь этой грандиозной постройки — 60 тысяч м².
Его строительство началось в 1754‑м, в эпоху Елизаветы Петровны, и завершилось в 1762‑м — уже при Екатерине II. Автор проекта дворца Бартоломео Растрелли разработал проект трёхэтажного здания в виде замкнутого четырёхугольника с огромным парадным двором, въезд в который осуществлялся через арки со стороны Дворцовой площади.
Величественное сооружение пышно декорировано — лепнина, колонны, вазоны, статуи. Интересно, что в конце XVIII века дворец был песочного оттенка. Когда на престол взошёл Николай II, фасад здания приобрёл «кирпичный» цвет. А в актуальный светло‑изумрудный цвет Зимний дворец впервые покрасили в 1947‑м.
Все оригинальные интерьеры, созданные Растрелли, были уничтожены пожаром 1837 года. Восстановлением дворца занимались архитекторы Василий Стасов и Александр Брюллов. При этом, по приказу Николая I, дворцовая церковь и Иорданская лестница были восстановлены в первоначальном виде.
В 1922‑м часть дворца занял Эрмитаж, а вскоре после окончания Великой Отечественной войны бывшая резиденция российских монархов полностью вошла в состав музейного комплекса.
Дворец Меншикова
Адрес: Университетская набережная, 15
Владение сподвижника Петра I — первая каменная постройка в городе на Неве. История дворца начинается в XVIII веке. Его заложил князь Александр Меншиков — первый губернатор Санкт‑Петербурга. Строительство было многоэтапным и с участием разных европейских зодчих, включая, в частности, Доменико Трезини — автора Петропавловского собора. Окончательный облик постройки сложился только к 1727 году. Фасад парадного здания поражает простотой и при этом изысканностью. Высокая крыша и оконные рамы с «ячейками» — отличительные черты русского барокко Петровской эпохи. Выступающие части центрального корпуса оформлены фронтонами, на которых красуются массивные княжеские короны. А парадный вход украшает строгий портик, над которым находится балкон.
Когда‑то дворец считался самым роскошным зданием Петербурга. Для отделки его залов были использованы мрамор, кобальтовая плитка, лепнина. Дополнительное великолепие дворцу придавали экспонаты из личной коллекции его хозяина: картины, скульптуры, предметы декоративно‑прикладного искусства. Пётр I проводил тут приёмы, пиры, маскарады. Но вскоре после ссылки Меншикова в Сибирь в грандиозной постройке был организован склад. В эпоху Анны Иоанновны дворец передали Первому кадетскому корпусу. В советское время в историческом памятнике располагались Военно-политическое училище, юридический институт, а в 1967‑м он стал частью Эрмитажа.
Экспозиция в залах дворца посвящена отечественной культуре начала XVIII века. Здесь можно заглянуть в Ореховый кабинет, где Меншиков и Пётр I играли в шахматы, или, например, полюбоваться украшенной роскошными гобеленами Большой палатой — тут устраивали приёмы. Особенно запоминается Морской кабинет: он от потолка и до пола облицован голландской бело‑голубой плиткой.
Мраморный дворец
Адрес: Миллионная улица, 5/1
Возведён по распоряжению Екатерины II для графа Григория Орлова. Архитектор Антонио Ринальди разработал проект здания, напоминающего изящное итальянское палаццо. Дворец — первая городская постройка с фасадами, отделанными гранитом и мрамором (отсюда и его название). Материалы для облицовки здания привозили как из Италии, так и из карьеров в окрестностях Ладожского озера. Самый известный из залов дворца — Мраморный, для декорирования которого тоже использовали несколько видов мрамора. Его первоначальное убранство сохранилось до наших дней почти в неизменном виде.
Возведение дворца растянулось в общей сложности на 17 лет — с 1768‑го по 1785‑й. Орлова не стало в 1783 году, и дворец в конечном счёте стал собственностью императрицы. Последние владельцы постройки — дети великого князя Константина Константиновича — в 1917‑м продали его Временному правительству. В советское время тут располагались государственные учреждения и музей Ленина. В 1991‑м дворец стал филиалом Русского музея.
Сегодня путешественники идут сюда не только полюбоваться роскошными интерьерами, но и ради современного искусства. С 1995 года в Мраморном дворце размещается экспозиция Музея Людвига — собрание работ ведущих мастеров второй половины ХХ века. Их передали Русскому музею Петер и Ирена Людвиг — известные арт‑коллекционеры из Германии. Жан‑Мишель Баскиа, Джефф Кунс, Энди Уорхол, Роберт Раушенберг — лишь некоторые имена, чьи творения выставлены в залах исторического памятника.
Елагиноостровский дворец
Адрес: Елагин остров, 4, литера Б
Когда‑то хозяином этого острова был политический деятель, а также директор придворных театров Иван Елагин — отсюда и его название. В начале XIX века остров стал частной собственностью Александра I: император выкупил его, чтобы построить здесь дворец для матери — императрицы Марии Фёдоровны.
Росси разработал проект здания торжественного, но при этом максимально строгого. Особенно впечатляет его восточный фасад: полуротонда — в центре, а по краям — портики с фронтонами. К сожалению, дворец сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны — все исторические интерьеры России были уничтожены огнём. После многолетних ремонтных работ здесь открылся музей. Посетители могут оценить убранство восстановленного кабинета Александра I, или, например, полюбоваться Малиновой гостиной.
А ещё название этой питерской достопримечательности связано с именем Джузеппе Калиостро. Предположительно, в 1779‑м — во время визита в город на Неве — знаменитый авантюрист использовал подвалы дворца для проведения своих опытов.
Большой Петергофский дворец
Адрес: Санкт‑Петербург, Петергоф, Разводная улица, 2
Знаменитая загородная резиденция российских императоров с впечатляющим парком и комплексом фонтанов — одна из самых посещаемых достопримечательностей города. Заложенный ещё при Петре I, облик этой грандиозной постройки несёт на себе следы разных стилей и формировался почти 150 лет.
При первом российском императоре на месте роскошного дворца стояли Нагорные палаты — скромное двухэтажное здание, где проводились приёмы. Взошедшая на престол Елизавета Петровна решила преобразовать это место в духе Версаля. Придворный архитектор Растрелли значительно расширил пространство здания, а также украсил его залы золочёной резьбой по дереву и зеркалами. В 1760‑х стиль барокко вышел из моды, и по приказу Екатерины II интерьеры дворца приобрели классицистические очертания. А в XIX веке, по приказу Николая I, был перестроен выходящий в Верхний сад восточный флигель. В годы Великой Отечественной войны здание было почти полностью разрушено, но уже в 1964‑м его восстановленные залы принимали посетителей.
В парадной постройке — около 30 залов, каждый из которых поражает своим великолепием. Особый интерес вызывает Дубовый кабинет Петра I. Он отделан подлинными деревянными панно, а хранящиеся здесь часы сопровождали императора в его походах.
Соборы и храмы
Разнообразие питерских церквей поражает воображение. Многие из них были особо значимым архитектурным явлением.
Исаакиевский собор
Адрес: Исаакиевская площадь, 4, литера А
Не только самый крупный православный храм Северной столицы, но и одно из самых известных купольных зданий мира. Он может одновременно вместить до 12 тысяч человек, а его высота — 101,5 метра.
Сегодняшний храм — уже четвёртый по счёту. Ему предшествовали три церкви, первая из которых — деревянная — была построена ещё при Петре I в 1707 году. Исаакий возводился 40 лет — с 1818‑го по 1858‑й. Французский архитектор Огюст Монферран разработал проект грандиозной постройки, сочетавшей в себе элементы сразу нескольких стилей — византийского, классицизма и неоренессанса. Огромный позолоченный купол собора возвышается над барабаном, украшенным изящной колоннадой, а все его фасады оформлены портиками с мощными гранитными колоннами. Кроме этого, поражает количество скульптур в наружном убранстве — их здесь около 350.
Самый большой храм Петербурга скрывает под собой фундамент размером с пятиэтажный дом! Под цокольным этажом на глубину 7,5 метра уходят каменные блоки, плотно скреплённые металлическими скобами. А под ними — ниже уровня грунтовых вод — забиты в болото 24 тысячи шестиметровых свай!
На углах здания находятся скульптуры ангелов, которые держат чаши. Они остались от дореволюционной подсветки собора. В праздничные дни туда подавался газ: столбы пламени поднимались на 8–10 метров!
Внутри величественной постройки можно познакомиться со всеми видами монументально‑декоративного искусства. В главном алтаре — выполненный в стилистике ренессансной живописи витраж «Воскресение Христа», один из самых больших в Европе (его площадь — 28,5 м²). Главный иконостас украшают колонны из лазурита и малахита, а все его иконы выполнены в технике мозаики. Впечатляет и плафон главного купола с изображением Богоматери в окружении святых. Его автор — Карл Брюллов.
Петропавловский собор
Адрес: территория Петропавловская крепость, 3ж
Возведение собора на территории Петропавловской крепости продолжалось 20 лет — с 1712‑го по 1732‑й. Проект величественного здания в барочном стиле разработал швейцарец Трезини — этот высокий храм должен был символизировать силу петровской России. Первый русский император сам контролировал рабочий процесс. Именно по его приказу возведение собора началось с колокольни, которую вскоре украсил 25‑метровый шпиль. Увы, Пётр I не дожил до окончания строительных работ. Освящение грандиозного храма состоялось при Анне Иоанновне.
Высота этого архитектурного памятника вместе со шпилем — 122,5 метра. Вплоть до 1952 года Петропавловский собор был самым высоким зданием страны. Шпиль храма увенчан золотым флюгером, изображающим ангела‑хранителя с крестом. Жители Северной столицы считают его своим стражем. Свой сегодняшний облик он приобрёл в 1858‑м.
Внутри одно из главных украшений храма — резной золочёный барочный иконостас. Выполненный по эскизу Трезини, он похож на триумфальную арку. В нём размещены 43 иконы XVIII века.
Собор — усыпальница монарших особ. Здесь покоится прах почти всех императоров и императриц, начиная от Петра I до Николая II, а также многих представителей семьи Романовых. В 1954‑м собор стал частью Музея истории города, а в 2000‑х в нём возобновились службы.
Казанский собор
Адрес: Казанская площадь, 2
Храм освящён в честь Казанской иконы Божьей Матери, которая считается покровительницей Русской земли. В конце XVIII века Павел I решил построить на месте небольшой церкви Рождества Богородицы, где находилась икона, величественный храм. По задумке императора, он должен был напоминать собор Святого Петра в Ватикане. Архитектором назначили молодого зодчего Андрея Воронихина — бывшего крепостного. Тот учёл главное пожелание императора. Воронихин представил проект купольного здания, к которому примыкает грандиозная полукруглая колоннада, перекликающаяся с архитектурным оформлением площади Святого Петра в Риме.
Возведение собора растянулось на 10 лет — с 1801‑го по 1811‑й. В строительных работах участвовали только российские мастера и, более того, отечественными были все стройматериалы: известковый туф, розовый гранит, порфир, яшма. Впечатляет не только колоннада Казанского собора, но и его внутреннее оформление. Оказавшись в соборе, трудно не обратить внимание на гигантский купол с 16 окнами, через которые сюда проникает свет. Кроме икон, среди которых и главная святыня собора — Санкт‑Петербургский список Казанской иконы Божьей Матери, здесь можно увидеть и полотна на религиозные темы. Многие из них созданы известными художниками, например Карлом Брюлловым.
Храм Спаса на Крови
Адрес: набережная канала Грибоедова, 2б, литера А
Мемориальный храм стоит на месте, где 1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен террористом‑народовольцем. Инициатором возведения храма был сын царя — Александр III, а деньги на его строительство собирались по всей стране.
Мемориал возводили в общей сложности 14 лет — с 1883‑го по 1907‑й. Яркий и пышно украшенный девятикупольный храм — нетипичная для пейзажа Северной столицы постройка. Всё дело в том, что Александр III хотел, чтобы мемориал вобрал в себя черты, характерные для русского церковного зодчества XVI–XVII веков. Интересно, что проект храма был разработан архитектором Альфредом Парландом вместе с архимандритом Игнатием — настоятелем Троице‑Сергиевой пустыни.
Строительство Спаса на Крови финансировалось в том числе и пожертвованиями из всех губерний Российской империи. Поэтому на колокольне можно найти 134 соответствующих герба.
В Спасе на Крови символичны даже размеры сооружения. Высота центрального купола — 81 метр, потому что император был убит в 1881 году. А высота колокольни — около 62 метров, потому что он прожил 62 года.
Здание декорировано разными отделочными материалами: мрамором, эмалью, позолоченной медью, мозаичными вставками. Мозаики целиком покрывают и его внутреннее пространство — здесь нет ни одной росписи. Над их эскизами работали известные художники: Виктор Васнецов, Андрей Рябушкин, Михаил Нестеров.
С этой питерской достопримечательностью связано немало легенд. Самая распространённая — что где‑то под куполом есть икона, которая способна предсказывать будущее. Если на неё долго смотреть, то можно увидеть даты переломных моментов в истории страны.
Дацан Гунзэчойнэй
Адрес: Приморский проспект, 91
Буддийский храм возводился с 1909‑го по 1915‑й по инициативе бурятского ламы и учёного Агвана Лобсана Доржиева. Проект здания был разработан Гавриилом Барановским — архитектором Елисеевского магазина на Невском проспекте. А в специальный комитет, который руководил строительными работами, входил Николай Рерих — именно он отвечал за декор внутренних помещений.
Дацан Гунзэчойнэй — образец архитектуры северного модерна. Его главный фасад отделан красно‑фиолетовым гранитом, кирпичом и глазурованной плиткой. Перед центральным входом — четырёхколонный портик. Над ним — восьмигранное колесо Учения, символизирующее стремление к совершенству, а также фигуры ланей — символичных для буддизма животных.
В 1919‑м храм был разграблен. В советское время здесь были самые разные организации, включая лаборатории зооинститута Академии Наук. В 1990‑м постройка была возвращена буддистской общине. А ещё через несколько лет в алтарном зале появилась пятиметровая статуя Будды из папье‑маше, покрытая сусальным золотом, творение монгольских мастеров. Восстановительные работы в дацане продолжаются и по сей день. Среди реликвий храма — красующаяся в саду бронзовая курильница Байпур и собрания священного буддийского писания Ганжур, присланные из Индии.
Театры
Старинные сцены города — важны не только с точки зрения российского театрального искусства, но и с точки зрения архитектурного наследия.
Мариинский театр
Адрес: Театральная площадь, 1
Театр получил своё имя в честь императрицы Марии Александровны — супруги Александра II. Здание исторической сцены — архитектурный памятник неоклассики, который не раз менял свой облик: в 1880‑х, например, его купол украсила башенка с короной и лирой, которая сохранилась и сегодня.
В элегантных вестибюлях и в фойе — обилие лепнины. Как, впрочем, и в зрительном зале, оформленном в голубых тонах. А его главное украшение — феерический плафон с портретами 12 отечественных драматургов. Трудно не оценить и великолепие занавеса: он, благодаря художнику Александру Головину, оформлен узором шлейфа платья Марии Александровны. Кстати, оригинальный его цвет был тёмно‑красный. Но в 1952 году его изменили на сине‑голубой, чтобы он гармонировал с цветовой гаммой обивки зрительного зала.
Александринский театр
Адрес: площадь Островского, 6
Один из старейших в стране драматических театров — шедевр архитектурного стиля ампир, а стены Александринки помнят Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чайковского.
Александринский театр был основан по приказу Елизаветы Петровны ещё в 1756‑м, однако торжественное открытие его знаменитого здания по проекту Росси состоялось только в 1832‑м. Обращённый к Невскому проспекту главный фасад оформлен шестиколонной лоджией, в нишах статуи муз, а на украшенном лепными барельефами с изображениями Ники аттике — медная квадрига Аполлона.
Фойе первого этажа — «сени» — сегодня выглядит так же, как и 190 лет назад. Свод их расписан в технике, имитирующей скульптурные рельефы, а на стенах — светильники в форме стрел, правда, без свечей. Роскошный зрительный зал украшен многоярусной системой лож. Главная из них — «царская» — декорирована золочёной резьбой и красным бархатом.
Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова
Адрес: набережная реки Фонтанки, 65
Один из самых известных театров России принял первых зрителей в 1919 году, а его первым художественным руководителем был Александр Блок. А вот когда во второй половине ХХ века труппу возглавлял Георгий Товстоногов, купить билет на спектакль БДТ в кассе было практически нереально. Театралы со всего Советского Союза стремились увидеть постановки легендарного режиссёра.
Основная сцена БДТ находится в бывшем Императорском Малом театре — архитектурном памятнике 1870‑х, но после сильного пожара в 1902‑м году здание подверглось серьёзной реконструкции, так что от исторического облика XIX века практически ничего не сохранилось. Его современный запоминающийся фасад пышно декорирован лепниной — полуколонны, вазоны, бюсты Пушкина и Глинки. Одно из украшений элегантного фойе — огромный плафон «Торжество Аполлона». Ещё один плафон — с амурами — украшает одновременно торжественный и уютный зрительный зал.
Санкт‑Петербургский театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова»
Адрес: Большой проспект Петроградской стороны, 75/35
Яркое здание в стиле Средневековья построено на одном из самых атмосферных мест Северной столицы — площади Льва Толстого. Нижний этаж этого дома‑замка занимает театр имени Андрея Миронова. Дед актёра — Семён Менакер, что интересно, до 1917‑го владел частью этой постройки.
Известное в народе как «дом с башнями» здание возводилось с 1913‑го по 1915‑й по проекту Константина Розенштейна и Александра Белогруда. Работая над чертежами, зодчие вдохновлялись памятниками европейской средневековой архитектуры, и, как следствие, его главный фасад украсили две симметричные шестигранные башни. В разные годы здесь жили писатель Леонид Андреев и художник Андрей Ушин, а на первом этаже — с разных сторон — располагались сберкасса и кинотеатр.
Заключение
Северная столица — один из самых грандиозных городов мира. На исследование архитектурных достопримечательностей Санкт‑Петербурга можно потратить не один отпуск. Но лучше всего это делать с местными гидами: они не только расскажут всё самое интересное о знаковых постройках, но и покажут самые атмосферные дворики, набережные и скверы.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца