Знаменитые фильмы о Москве
«Ещё раз про любовь», «Три тополя на Плющихе», «Покровские ворота» и другие советские кинохиты«Летят журавли» (1957)
Режиссёр: М. Калатозов
Сюжет: Вероника и Борис — молодые москвичи, собирающиеся пожениться и провести всю оставшуюся жизнь вместе. Но в их планы вмешивается война. Борис уходит добровольцем на фронт, а Вероника выходит замуж за двоюродного брата главного героя — не по любви… Всю Великую Отечественную Вероника ждёт своего возлюбленного с фронта до последнего дня.
Места съёмок: Сразу несколько знаменитых сцен фильма снимались возле Крымского моста. Он был построен во второй половине 1930‑х в рамках Генерального плана реконструкции Москвы. Интересно, что его светильники со стороны Крымского Вала похожи на фонари маяков. Существует предположение, что на дизайн этих осветительных приборов повлияло популярное в то время высказывание: «Москва — порт пяти морей».
В одной из сцен главная героиня идёт по Болотной площади, на которой стоят противотанковые ежи. Один из символов этого места — памятник И. Репину. Его установили здесь в 1958 году. А вот о том, что с 1964‑го по 1992‑й площадь носила имя знаменитого русского живописца, сегодня помнят, наверное, только москвичи старшего поколения.
В финале фильма Вероника раздаёт цветы фронтовикам, прибывшим на Белорусский вокзал. Когда‑то в его здании, построенном в начале ХХ века, была предусмотрена зона для членов императорской семьи — Царский угол — и отдельная платформа.
«Девушка без адреса» (1958)
Режиссёр: Э. Рязанов
Сюжет: Строитель Паша знакомится в поезде с Катей — девушкой с неуживчивым характером, мечтающей стать артисткой. Молодые люди расстаются, не успев обменяться адресами. Но Паша решает во что бы то ни стало отыскать Катю — даже если ему придётся обойти всю Москву.
Места съёмок: Сцена, в которой главный герой понимает, что, возможно, он больше никогда не увидит свою попутчицу, разворачивается перед зданием Казанского вокзала — шедевром архитектуры стиля историзм. Он был построен по проекту А. Щусева. Знаменитый русский и советский архитектор (среди других его творений — Мавзолей Ленина) относился к этому зданию как к «воротам на Восток». Именно поэтому главный вход вокзала украшает 87‑метровая многоярусная конструкция, стилизованная под башню Сююмбике в Казани.
Дедушка Кати — вахтёр в райсовете — проживает на Новокузнецкой улице в доме №33/1. В начале ХХ века это был доходный дом Макарова — здание в стиле неоклассицизма, которое историки архитектуры считают одним из предвестников сталинского ампира.
Устроившись укладчицей асфальта, Катя обедает на Большом Краснохолмском мосту. Он соединяет Таганскую площадь с Нижней Краснохолмской улицей. Мост построили в конце 1930‑х в рамках Генерального плана реконструкции Москвы, который сильно изменил исторический облик города.
«Приходите завтра…» (1962)
Режиссёр: Е. Ташков
Сюжет: Простодушная и голосистая сибирячка Фрося Бурлакова приезжает в Москву, чтобы поступить в консерваторию. И хотя она опаздывает на экзамены, настойчивость и везение помогают ей осуществить мечту.
Места съёмок: Хотя большая часть съёмок одного из самых известных советских фильмов про Москву проходила в Одессе, в нём, естественно, есть и столичные сцены.
Скульптор Николай Васильевич, у которого останавливается главная героиня, проживает в самом центре Москвы — на улице Чаянова в доме №15. Сейчас здесь находится Музейный центр Российского государственного гуманитарного университета. А сама улица появилась в 1960‑х, после слияния 3‑го Тверского‑Ямского переулка с 3‑й Миусской. Одно из самых интересных сооружений на Чаянова — дом №10, возведённый в 1930‑х и оформленный в стилистике ар‑деко. Здание строили для советских композиторов, поэтому и спроектировали так, чтобы жильцы могли без проблем поднять на верхние этажи рояль. В разные годы в этом доме жили А. Хачатурян, Т. Хренников, Я. Френкель.
По сюжету фильма Фрося поступает в знаменитую Гнесинку (улица Поварская, 38, стр. 1). Это здание — яркий образец архитектуры сталинского классицизма: украшенные капителями мощные колонны, барельефы с портретами русских композиторов. Кстати, попасть в Большой и Малый залы РАМ имени Гнесиных может любой путешественник: здесь регулярно проводятся концерты, включая бесплатные (по регистрации на сайте Академии).
«Я шагаю по Москве» (1963)
Режиссёр: Г. Данелия
Сюжет: Молодой сибиряк Володя — монтажник и начинающий писатель — приезжает в столицу на один день. За это время он успевает не только познакомиться с московскими достопримечательностями и побывать в гостях у известного литератора, но и завести новых друзей.
Места съёмок: В одной из сцен собака кусает главного героя на Чистопрудном бульваре. Главная достопримечательность здесь — театр «Современник». Но, возможно, даже не каждый столичный театрал знает, что здание с элементами античной архитектуры начала ХХ века предназначалось для одного из первых московских кинотеатров — с говорящим названием «Колизей».
Он работал до 1917 года. А в 1920‑х в здании разместился Первый рабочий театр: фильмы демонстрировали только по утрам, а по вечерам показывали спектакли. В начале 1930‑х в «Колизей» переехал Московский драматический театр имени ВЦСПС, но ненадолго: в 1936‑м его ликвидировали, а в помещении вновь заработал кинотеатр — вплоть до начала 1970‑х. И только в 1975 году в здание въехал «Современник».
Героиня фильма Алёна работает продавщицей в отделе грампластинок ГУМа — в советское время здесь можно было купить абсолютно всё. Интересно, что самый известный магазин Москвы и когда‑то самый крупный торговый центр Европы строился всего три года — с 1890‑го по 1893‑й.
В финале фильма Коля поёт знаменитую песню «Я шагаю по Москве» на эскалаторе станции метро «Университет», открытой в 1959 году. Она была известна тем, что именно здесь почти полвека находился склад забытых вещей Московского метрополитена. В 2015‑м он переехал на станцию «Котельники», а сегодня у него также есть филиалы — на «Черкизовской» и «Деловом центре».
«Три тополя на Плющихе» (1968)
Режиссёр: Т. Лиознова
Сюжет: Колхозница Нюра — жена и мать двоих детей — приезжает в Москву, чтобы продать ветчину на Даниловском рынке. Неожиданное знакомство с одним случайным таксистом раз и навсегда меняет мироощущение женщины.
Места съёмок: В одной из начальных сцен фильма такси несётся по Лубянской площади — перед зданием «Детского мира» (сегодня — «ЦДМ на Лубянке»). Одним из его символов были огромные часы с кукушкой в атриуме: циферблат украшало солнце с глазами, а каждый час из деревянного домика на специальную платформу выезжали фигурки сказочных персонажей. Часы находились здесь вплоть до 2008 года, когда магазин закрыли на многолетнюю реконструкцию. Сегодня в «Детском мире» работают совсем другие часы — современный механизм из 21 шестерёнки и 13‑метрового маятника.
В кинотеатре «Горизонт» на Комсомольском проспекте таксист Саша покупает билеты на фильм Н. Санишвили «Встреча в горах». Построенная в 1966 году, эта уютная площадка несколько десятилетий пользовалась популярностью как у любителей массового кинематографа, так и артхауса. В 2019‑м «Горизонт» закрыли: сегодня бывшее здание кинотеатра арендовано под ресторан.
Золовка Нюры — Нина — живёт в Доме архитекторов на Ростовской набережной, 5. Полукруглое здание напротив Киевского вокзала, построенное по проекту А. Щусева в 1930‑х, — памятник позднего конструктивизма. Кстати, жильцами этого дома были не только ведущие советские архитекторы, но и другие известные люди: среди них, например, автор многочисленных учебников и справочников по русскому языку Д. Розенталь и пианистка М. Юдина.
«Ещё раз про любовь» (1968)
Режиссёр: Г. Натансон
Сюжет: Непростая история отношений циничного, но харизматичного физика Электрона и бортпроводницы Наташи — девушки с тонкой душевной организацией и непростым характером.
Места съёмок: В одной из сцен главные герои гуляют по ночному Кутузовскому проспекту, одним из символов которого являются Триумфальные ворота. Возведённые рядом с музеем‑панорамой «Бородинская битва» в конце 1960‑х, они — точная копия арки, построенной в 1830‑х на площади Тверская Застава (в 1936‑м её демонтировали в рамках Генерального плана). Сегодня рядом с воротами разбит цветник и установлены скамейки — 9 Мая отсюда удобно смотреть праздничный салют на Поклонной горе.
Одно из любимых мест встречи героев — северный вестибюль станции метро «Динамо», построенный в 1930‑х. Он оформлен в античном стиле: работая над этим проектом, известный советский архитектор Д. Чечулин вдохновлялся воспоминаниями о поездке по Италии и Греции.
Ещё одна яркая сцена фильма — в зоопарке на Большой Грузинской улице. Здесь главные герои кормят бубликами верблюда. Один из старейших зоопарков Европы построили в 1864 году. На момент открытия в его вольерах содержалось около 300 обитателей, а сегодня он насчитывает уже более 1200 видов животных.
«Джентльмены удачи» (1971)
Режиссёр: А. Серый
Сюжет: Заведующий московским детским садом Трошкин как две капли воды похож на главаря банды, похитившей у археологов шлем Александра Македонского. После длительных уговоров сотрудников полиции воспитатель соглашается помочь следствию и внедряется в криминальную среду.
Места съёмок: В самом начале фильма Трошкин приезжает на Ленинский проспект, чтобы почитать свежие новости у газетного стенда возле универмага «Москва». Помимо этого торгового центра, построенного в своё время по новаторскому проекту, на этой 14‑километровой улице можно увидеть памятник Юрию Гагарину. Высота этого установленного к Олимпиаде-80 титанового монумента — 42,5 метра.
Знаменитый «Мужик в пиджаке» — памятник М. Лермонтову, который ищут для ориентира члены воровской банды, — находится на Лермонтовской площади у станции метро «Красные Ворота». Монумент установили в 1965‑м. Возле пьедестала со статуей поэта можно увидеть живописную решётку: она посвящена известным произведениям классика.
Подмосковной дачей профессора археологии Мальцева стал дом в Серебряном Бору, принадлежащий одному из участников съёмочной группы фильма. Сегодня район соединён с Крылатским построенным в 2007 году мостом через Москву‑реку. Красная металлическая конструкция в форме дуги оборудована смотровой площадкой на самом верху, поэтому сюда любят приезжать, чтобы полюбоваться панорамой города.
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Режиссёр: Л. Гайдай
Сюжет: Инженер‑изобретатель Шурик с помощью созданной им машины времени открывает портал в прошлое. В результате в Москве 1970‑х оказывается Иван Грозный, а в ХVI веке — управдом Бунша и вор‑рецидивист Милославский.
Места съёмок: Как и герой фильма «Девушка без адреса», Шурик проживает на Новокузнецкой улице. Правда, не в историческом здании, а в новой многоэтажке. Но «лепоту», открывающуюся взору Ивана Грозного с балкона Шурика, снимали в другом месте — высотке на проспекте Калинина (сегодняшний Новый Арбат).
Великого князя всея Руси восхищают и здание СЭВ (Новый Арбат, 36) — 33‑этажный дом, похожий на открытую книгу, — и Новоарбатский мост (его проект был разработан ещё в 1930‑х, но строительство началось только в 1954‑м), и гостиница «Украина» (Кутузовский проспект, 2/1, стр. 1) — седьмой (и последний по счёту) сталинский небоскрёб, возведённый уже после смерти «вождя народов».
«Мимино» (1977)
Режиссёр: Г. Данелия
Сюжет: Валико Мизандари занимается любимым делом: на вертолёте Ми-2 он доставляет грузы из Телави в высокогорные деревни. Его любят родные, уважают друзья, ценит начальство. Но однажды Валико решает стать пилотом международных рейсов и отправляется в Москву — на переквалификацию.
Места съёмок: Постройка, во дворе которой, как кажется Рубику (соседу главного героя по гостиничному номеру), произошло похищение его самосвала, — известный архитектурный памятник, сочетающий элементы модерна и неоренессанса.
Доходный дом страхового общества «Россия» (Сретенский бульвар, 6/1) — два больших корпуса с внутренними дворами — был возведён в начале ХХ столетия. Для своего времени эти здания считались высокотехнологичными — с лифтами, системой вентиляции и даже собственной электростанцией (она работала на нефтепродуктах). В советское время здесь жили хореограф Ю. Григорович, физик И. Тамм, художник И. Кабаков. Говорят, дом произвёл настолько сильное впечатление на Ле Корбюзье, что знаменитый архитектор предложил оставить его для потомков, а все остальные исторические постройки снести, «чтобы на руинах возвести новую Москву».
Купив гвоздики для стюардессы и «девушки мечты» Ларисы Ивановны, Валико останавливается возле церкви Симеона Столпника (улица Поварская, 5). Её возвели во второй половине XVII столетия по распоряжению царя Фёдора Алексеевича и только чудом не снесли в 1960‑х во время строительства проспекта Калинина (этому помешали советские деятели культуры). Среди прихожан церкви был Гоголь (незадолго до смерти он поселился на Никитском бульваре), и именно в ней тайно обвенчались граф Николай Шереметев и крепостная актриса Прасковья Жемчугова‑Ковалёва.
«Служебный роман» (1977)
Режиссёр: Э. Рязанов
Сюжет: Скромный статистик Анатолий Новосельцев мечтает о повышении, тем более что в его отделе появилась руководящая должность. По совету старого приятеля он решает приударить за своей начальницей Калугиной — женщиной, в жизни которой нет ничего, кроме работы.
Места съёмок: Фасад статистического учреждения, где работают главные герои этого культового фильма про Москву и москвичей, — Доходный дом А. С. Хомякова (улица Петровка, 3/6). Он был построен в 1900‑м по проекту И. Иванова‑Шица в стиле венского модерна. Свой современный вид здание приобрело в начале 1930‑х: во время реконструкции оно выросло на два этажа. Практически все кабинеты и рабочие помещения учреждения снимали в павильонах «Мосфильма».
А вот крыша, где у Калугиной находится маленький цветник, принадлежит совершенно другому архитектурному памятнику — дому Нирнзее (Большой Гнездниковский переулок, 10). Фасад этой постройки в стиле модерн украшает керамическое панно, изображающее русалок и лебедей. Его автор — театральный художник А. Головин (создатель майоликовой «Клеопатры» на гостинице «Метрополь»).
Новосельцев и его дети, что интересно, тоже живут в архитектурном памятнике — главном доме городской усадьбы К. Мейера (переулок Чернышевского, 4, строение 1) — известного владельца обувных магазинов. Здание было построено в 1890‑х по проекту М. Геппенера (автора пожарной каланчи в Сокольниках). Во флигеле усадьбы (переулок Чернышевского, 4, строение 2) сегодня находится филиал Московского государственного музея С. А. Есенина: всё дело в том, что в 1910‑х здесь проходили заседания «народного» литературного кружка, одним из участников которого и был знаменитый поэт.
«Москва слезам не верит» (1979)
Режиссёр: В. Меньшов
Сюжет: Москва, конец 1950‑х. Целеустремлённая Катя, авантюрная Люда и скромная Тоня — провинциальные девушки, приехавшие в столицу в поисках счастья. Они пытаются поступить в институт, остаются в городе на время учёбы, но у каждой из них жизнь складывается совершенно по‑разному.
Места съёмок: В начале фильма во время прогулки по городу Катя и Люда ненадолго задерживаются на площади Маяковского (сегодня — Триумфальная площадь). Здесь перед памятником советскому поэту собравшиеся слушают «Параболическую балладу» Андрея Вознесенского в исполнении автора. Интересно, что в начале ХХ столетия одной из главных достопримечательностей этого места был «Цирк братьев Никитиных»: в 1924‑м его переоборудовали под первый советский мюзик‑холл, а с 1965‑го в нём работает Московский академический театр сатиры (Триумфальная площадь, 2, стр. 1).
Катин дядя — профессор Тихомиров — живёт в сталинской высотке на площади Восстания, 1 (сейчас — Кудринская площадь). Этот элитный дом (один из «семи сестёр») строили с 1948‑го по 1954‑й, а его жильцами в разные годы были лётчик‑испытатель С. Анохин и шахматист В. Смыслов, музыкант О. Лундстрем и актриса Э. Быстрицкая.
Возле Курского вокзала знакомый Кати Гоша решает проводить её до дома. За большим стеклянным сооружением с алюминиевыми переплётами и зубчатой крышей (его построили в начале 1970‑х) спряталось старое здание вокзала. Кстати, реконструированный фасад этой постройки конца ХIX века и сегодня можно рассмотреть со стороны платформ МЦД.
«Карнавал» (1981)
Режиссёр: Т. Лиознова
Сюжет: Приехав в Москву и не поступив в институт «на артистку», провинциалка Нина Соломатина быстро расстаётся с иллюзией о том, что столичная жизнь — это вечный праздник. И хотя вчерашней школьнице вдали от дома приходится непросто, она находит в себе силы на преодоление жизненных перипетий.
Места съёмок: После расставания со студентом‑москвичом Никитой Нина устраивается работать в один из самых известных в мире цирков — Большой Московский (проспект Вернадского, 7). Он находится в весьма оригинальном здании — ярком образце архитектуры советского модернизма. Это огромное овальное сооружение начала 1970‑х со сплошным остеклением покрыто складчатой крышей. В этом цирке, вмещающем одновременно 3300 человек, предусмотрена целая система арен — и для водных представлений, и для световых.
После вечерней прогулки по новогодней Москве Нина и Ремизов, в дом которого главная героиня устраивается няней, скатываются со скользкого Салтыковского моста через Яузу. Мост — изящный, пешеходный и однопролётный — появился в 1958‑м и сразу же стал одной из главных достопримечательностей Лефортова. Кстати, когда‑то земли этого исторического района столицы принадлежали дворянам Салтыковым — отсюда и название моста.
«Покровские ворота» (1982)
Режиссёр: М. Козаков
Сюжет: Вторая половина 1950‑х. Жители одной из московских коммуналок — позитивные, хотя и очень разные люди. Среди них: Костик — легкомысленный аспирант истфака, Маргарита Павловна — «сказочного ума» переводчица, Велюров — слабохарактерный артист Мосэстрады. В обычной московской коммуналке разворачиваются их судьбы и личные истории — грустные и забавные.
Места съёмок: Герои фильма проживают в Нащокинском переулке — в доме №10, построенном в конце XIX века. Когда‑то здесь жил известный зоолог и художник‑анималист А. Формозов. По сюжету это здание должны снести, однако оно сохранилось до наших дней: в 1990‑х его полностью реконструировали, и сегодня этот дом не узнать. А вот интерьером коммунальной квартиры стал павильон «Мосфильма».
Один из жителей коммуналки (Хоботов) назначает молодой девушке Людочке свидание у лаборатории. Она расположена в здании Государственного университета по землеустройству на улице Казакова, 15. Интересный факт: предшественником этого учебного заведения был Константиновский межевой институт, который с 1835‑го по 1838‑й возглавлял С. Аксаков. Автор знаменитой сказки об аленьком цветочке занимался не только литературной деятельностью, но и служил чиновником.
Ещё одна яркая сцена со свиданием — Костика и девушки Риты — снималась в одном из самых романтических мест Москвы — на Пушкинской площади. До 1931‑го она называлась Страстной — по названию располагавшегося здесь монастыря, основанного в середине XVII века. В 1937 году обитель снесли — сейчас на её месте расположен музыкальный театр «Россия», открытый в здании одноимённого кинотеатра постройки 1960‑х годов.
Заключение
Благодаря советскому кино можно совершить путешествие в прошлое и узнать, каким был главный город большой страны и как он менялся. А если вы хотите специально походить по местам съёмок любимых фильмов о Москве, стоит обратиться к местным гидам. Среди них есть и знатоки родного города, которые организовывают кинопрогулки. Они не только покажут нужные локации, но и расскажут об этих местах много интересного.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
На автобусе по must-see местам столицы
Прогуляться по территории монастыря и некрополя и услышать непростые истории о жизни и смерти
Увидеть главные достопримечательности и посетить лучшие смотровые площадки