Знаменитые соборы и храмы Санкт‑Петербурга
Где молились русские императоры и зачем церкви нужны пушкиМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
- Maрия
Не только гид, но и профессиональный художник и реставратор, поэтому к историческому наследию города относится с особым трепетом.
- Мария
Родилась и выросла в Санкт‑Петербурге, поэтому о городе рассказывает как о своём доме.
Храмы Санкт‑Петербурга на карте
Исаакиевский собор
Адрес: Исаакиевская площадь, 4
Храм‑долгострой, который возводили целых 40 лет — с 1818 по 1858 год. Однако даже после открытия он постоянно нуждался в ремонте, поэтому леса вокруг него не разбирали. Жители Санкт‑Петербурга так привыкли к бесконечной стройке, что в городе даже появилась легенда: пока они стоят вокруг Исаакиевского собора, страной будет править династия Романовых. Интересно, что конструкции от храма убрали только в 1916 году — за год до отречения Николая II от престола.
Купол собора золотили (на это ушло 100 килограммов драгоценного металла) по особой технологии. Золото смешивали с ртутью при высокой температуре и этим раствором покрывали купол. Со временем ртуть испарялась, а золото прочно скреплялось с поверхностью. Покрытие на куполе с тех пор не менялось.
Мария, гид в Санкт-Петербурге
Портики Исаакиевского собора — почти полная копия портиков римского Пантеона. По просьбе архитектора Монферрана в Риме был даже заказан точный слепок с капители Пантеона и привезён морем в Санкт‑Петербург. Лучший лепщик Академии художеств сделал увеличенную копию со слепка. А 48 капителей затем отлили на заводе шотландца Берда по этому образцу.
Внутреннее убранство собора соответствует его масштабам. Например, плафон украшает роспись К. П. Брюллова «Богородица во Славе» площадью более 800 квадратных метров. А некоторые колонны облицованы малахитом — его сюда с Урала поставили аж 1500 пудов (примерно 24,5 тысячи килограмм). Считается, что это был последний уральский малахит — после этого добыча камня в регионе практически прекратилась.
Сюда стоит прийти не только ради впечатляющих интерьеров. По винтовой лестнице путешественники поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Панорамные фото и масса впечатлений обеспечены. А лучшие виды открываются в вечернее время, когда город сияет в свете фонарей.
Казанский кафедральный собор
Адрес: Казанская площадь, 2
Один из самых знаменитых соборов Санкт‑Петербурга и одновременно — памятник воинской славы России. Строить его начали в 1800 году по указу Павла I на месте церкви Рождества Богородицы, где хранилась икона Божией Матери «Казанская» — одна из наиболее почитаемых православных святынь. Император желал, чтобы новый храм напоминал жителям российской столицы собор Святого Петра в Риме, но сходство получилось весьма отдалённым.
К масонам этот знак в оформлении храма не имеет никакого отношения. С конца XVIII века этот символ появляется в оформлении русских храмов и часто имеет и другое название — Око провидения — и в христианстве означает «промысел Всевышнего», «всеведение Божие».
Мария, гид в Санкт-Петербурге
Именно там архитектор Андрей Воронихин планировал создать парадную соборную площадь. Именно с этой стороны можно получить более сильное впечатление от величия гранитной колоннады и интерьера Казанского собора.
Открытие состоялось в 1811 году, за год до Отечественной войны 1812 года. В храм из старой церкви перенесли чудотворную икону — она находится там и сегодня. Помолиться перед отъездом на войну в 1812 году сюда приезжал М. И. Кутузов. А после победы по его приказу в Казанский собор привозили вражеские знамёна, ключи от захваченных крепостей и даже маршальский жезл французского полководца Луи‑Николя Даву. Интересно, что среди военных трофеев было очень много серебряных изделий, часть из которых переплавили для украшения иконостаса.
М. И. Кутузов был похоронен в соборе — увидеть его могилу можно справа от центрального входа.
Спас на Крови (Собор Воскресения Христова)
Адрес: набережная канала Грибоедова, 2б, литер А
Этот красивый узорный собор видно издалека. Несмотря на его праздничный облик, история у него трагическая. Построен он на месте, где в 1881 году в результате взрыва бомбы Александр II получил смертельные раны.
Вместо традиционных фресок архитекторы Спаса на Крови приняли решение украсить его мозаиками, цветными изразцами и эмалью — их было проще сохранить в условиях сырого климата.
После революции 1917 года собор национализировали и сделали музеем. Впоследствии было принято решение его взорвать, поскольку считалось, что храм не представляет никакой ценности. Распоряжение было бы выполнено, если бы не 22 июня 1941‑го. Сапёры, приставленные к выполнению порученной задачи, уехали на фронт, а собор так и остался стоять.
Мария, гид в Санкт-Петербурге
Разноцветные купола Спаса на Крови покрыты ювелирной эмалью. Это уникальный случай в архитектурной практике. Сложнейший заказ при строительстве поручили московской ювелирной фабрике Постникова.
Во время Великой Отечественной войны в соборе сначала находился морг, а потом — овощехранилище, поэтому жители Питера ласково прозвали храм «Спасом на картошке». А в 1961 году под куполом случайно обнаружили немецкий фугасный снаряд. Видимо, он попал сюда во время артобстрелов города и чудом не взорвался, пролежав здесь около 20 лет.
Многие приходят в храм посмотреть на уникальные мозаики и место, где пролилась кровь Александра II. На этапе строительства этот участок мостовой сохранили нетронутым и построили над ним своеобразную беседку — сень.
Смольный собор
Адрес: площадь Растрелли, 1
Величественный храм и духовный центр одноимённого монастыря. По легенде, собор был построен по приказу дочери Петра I (будущей императрицы Елизаветы Петровны), чтобы она впоследствии могла принять здесь постриг и стать монахиней. Но этого не случилось. После смерти императрицы строительство остановилось, а главный архитектор Бартоломео Растрелли уехал в Италию. Храм 87 лет оставался недостроенным, а работы завершились только к 1835 году.
Сегодня изящный Смольный собор в бело‑голубых тонах — один из ярких образцов стиля барокко в городе. Здание окружает роскошный сад с сакурами и фонтанами, а звонница храма считается одной из наиболее высоких смотровых площадок Санкт‑Петербурга. Она открыта, поэтому многие путешественники стремятся в Смольный собор, чтобы посмотреть на город с высоты более 50 метров. Отсюда хорошо видна набережная Невы и знаменитая тюрьма «Кресты».
Александро‑Невская лавра
Адрес: набережная реки Монастырки, 1
Главный монастырь Санкт‑Петербурга, место для которого выбирал лично Пётр I — на острове в окружении Обводного канала и рек Монастырки и Невы.
Здесь в Троицком соборе находится огромный серебряный саркофаг с мощами Александра Невского — небесного покровителя города. А два из четырёх кладбищ лавры (Лазаревское и Тихвинское) входят в состав Государственного музея городской скульптуры. И не зря — здесь сохранились удивительные памятники. Например, надгробие с фигурой спящего офицера или каменная беседка в готическом стиле над могилой князя Трубецкого. На Тихвинском кладбище находится могила Ф. М. Достоевского — её легко узнать по бюсту писателя, а на Лазаревском — П. И. Чайковского с надгробием, которое украшают два ангела, один из которых смотрит в ноты.
Александро‑Невская лавра — действующий мужской монастырь, но посетить её может любой желающий. В церквях и храмах регулярно проходят службы, проводятся концерты духовной музыки.
Спасо‑Преображенский собор
Адрес: Преображенская площадь, 1
Строительство началось в 1743 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. В 1730‑х на месте будущего собора располагались казармы Преображенского полка, при поддержке которого императрица взошла на престол. В память о помощи гвардейцев Елизавета Петровна повелела построить храм. Позже он стал одним из немногих соборов Санкт‑Петербурга, где службы (хоть и тайно) проводились даже в советское время.
Внутри храм украшают панно с историей Преображенского полка. Здесь же хранится «Спас Нерукотворный» — икона, которая сопровождала Петра I во всех походах и сражениях.
А ограда собора состоит из настоящих пушек. Они были захвачены во время русско‑турецкой войны. Если приглядеться, на орудиях можно увидеть гербы Османской империи и арабские надписи. А ещё символично, что все они перевёрнуты дулами вниз — это символизирует победу русской армии.
Петропавловский собор
Адрес: Петропавловская крепость
Храм Санкт‑Петербурга, который «видел» всех русских императоров: от Петра I до Николая II. До 2013 года Петропавловский собор был наиболее высоким городским зданием, уступив пальму первенства башне «Лидер» — 42‑этажному небоскрёбу.
Храм был заложен по указу Петра I. Император велел начинать строительство с колокольни, которая, по его замыслу, должна была стать выше звонницы Ивана Великого в Кремле. Высокий шпиль собора неоднократно страдал от стихии: в него ударяла молния, а крест и фигуру ангела на нём два раза ломало сильным ветром.
Внутри Петропавловский храм украшен картинами с библейскими сюжетами, а не иконами, как большинство церквей. Здесь же можно увидеть Царское место, где молились русские правители, и гигантский барочный иконостас с необычной иконой, на которой Иисус изображён в одежде московского царя XVII века.
Но самое главное в соборе — это могилы русских императоров, прах которых фактически находится перед посетителями на расстоянии вытянутой руки. Примечательно, что хоронить потомков царской семьи здесь продолжили и в конце XX века — в Великокняжеской усыпальнице, в которую можно пройти по крытой галерее из храма.
Никольский-Богоявленский Морской собор
Адрес: Никольская площадь, 1/3
Храм, неразрывно связанный с русским флотом. И один из ярких памятников елизаветинского барокко, который дал название площади, переулку, двум мостам и даже рынку. Главная святыня собора — икона XVIII века с частицами мощей Николая Чудотворца — покровителя путешественников и моряков.
Первоначально храм должен был стать просто приходской церковью для окрестных жителей, никак не связанной с флотом. Но его размеры и великолепное убранство привлекли внимание Екатерины II, по указу которой он превратился в Морской собор. Это и определило его судьбу — с тех пор все победы русского флота стали праздноваться здесь.
Собор с пятью главами в середине XVIII века был редкостью для Санкт‑Петербурга. Из‑за большого размера куполов при строительстве возникли сложности с изготовлением металлических конструкций. Сделать их в Санкт‑Петербурге было невозможно, и архитектору С. И. Чевакинскому пришлось ехать аж в Тулу к местному промышленнику П. А. Демидову. На его заводах и были изготовлены металлические конструкции пяти куполов и другие детали.
Собор Феодоровской иконы Божией Матери
Адрес: Миргородская улица, 1в, литер А
Храм с необычной архитектурой, который сильно отличается от других соборов и церквей Санкт‑Петербурга. Он построен к 300‑летию дома Романовых в духе древнерусского зодчества. Такой проект был выбран специально, чтобы внешний вид здания напоминал петербуржцам о XVI веке, когда на престол взошёл основатель царской династии.
В нижнем храме Феодоровского собора легко представить, как выглядели ранние византийские и русские храмы: здесь нет привычного высокого иконостаса, а над алтарём возвышается сень, которая была характерна для древнерусских храмов домонгольского периода. Кроме того, все храмовые росписи и иконы выполнены известным иконописцем архимандритом Зиноном в стиле XII века.
Внешне собор больше похож на храмы Ростовского кремля, а не изящные церкви Санкт‑Петербурга. Он украшен причудливыми растительными орнаментами, а если внимательно рассматривать стены, можно увидеть барельефы, изображающие зверей — такие часто встречались в храмовой архитектуре Суздаля и Владимира.
Даже его название связано с династией Романовых. Храм получил имя в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая хранится тут и сегодня. Ею Ксения Романова благословила на царство своего сына Михаила — основателя династии. Посмотреть на образ можно и у парадного входа — его украшает панно из майолики с изображением Феодоровской иконы.
Владимирский собор
Адрес: Владимирский проспект, 20
В этом храме отпевали няню А. С. Пушкина Арину Родионовну, на похоронах которой, по свидетельствам историков, присутствовал сам поэт. Сюда же очень любил приходить Ф. М. Достоевский. Писатель жил неподалёку, в Кузнечном переулке, и был прихожанином Владимирского собора.
Неизвестно точно, кто был архитектором храма: П. А. Трезини, который участвовал в строительстве Александро‑Невской лавры, или Х. Г. Кнобель. Отдельно стоящую колокольню возвели только спустя несколько лет по проекту Джакомо Кваренги.
Кстати, внутри храма находится его макет, поэтому можно оценить величие архитектурного комплекса, не задирая голову вверх снаружи.
Храм Успения Богородицы
Адрес: набережная Лейтенанта Шмидта, 27
Сложно представить, что когда‑то в этом огромном здании на Васильевском острове размещался склад, бомбоубежище и даже крытый каток, на котором тренировалась фигуристка и будущая чемпионка Европы Л. Е. Белоусова. Церковь начали реставрировать только в 1990 году, работы продолжаются и в наши дни.
Храм Успения Богородицы в русском стиле построен архитектором В. А. Косяковым, который впервые использовал пересекающиеся арки для поддержки купола — раньше для этого возводили колонны. Такая технология позволила создать внутри церкви более объёмное пространство и добиться превосходной акустики.
Знаменит храм и своим мужским хором, который исполняет как древние распевы, так и собственные их версии и сочинения церковных композиторов. Послушать его можно во время православных праздников, например на Пасху.
Чесменская церковь
Адрес: улица Ленсовета, 12
Изящный бело‑розовый храм в готическом стиле резко отличается по стилю от привычного Санкт‑Петербургу классицизма и барокко. По легенде, именно на месте будущей церкви Екатерина II в 1770 году получила известие о Чесменской победе русского флота над турецким — первом выигранном морском сражении со времён Петра I. По указу императрицы в честь этого и был заложен храм‑памятник. Но не только здесь: в Гатчине установили Чесменский обелиск, а в парке Царского Села — ростральную колонну.
При закладке церкви присутствовала не только императрица, но и шведский король Густав III. Есть версия, что он лично положил камень в основание будущего храма, якобы признавая превосходство русского флота.
Вход в церковь украшают две скульптуры: «Вера» и «Надежда». Интересно, что обе фигуры изображены в католической традиции: «Надежда» с непокрытой головой, а «Вера» с классическим латинским крестом в руке.
Заключение
Знакомство с соборами и храмами СПб — это не только про религию, но и про историю города на Неве. А ещё — про церковное искусство, которое можно изучать при посещении святых мест. Например, необычную икону Иисуса Христа в облике русского царя в Петропавловском соборе, или декор из эмали на сводах Спаса на Крови. Особенно интересно узнавать историю питерских церквей и рассматривать их оригинальную архитектуру в компании местных жителей, которые знают столько легенд и фактов, что прогулка с ними станет настоящим путешествием в прошлое.
Автор: Анастасия Рыбина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Александро-Невская лавра, Иоанновский монастырь и часовня Ксении Блаженной за 1 день
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца