Достопримечательности Милана: что посмотреть и куда сходить

Необычные экскурсии от местных жителей города
В 1861 году, когда в России отменили крепостное право, на карте Европы появилось государство Италия. В этом же году началась реставрация знаменитого Кастелло-Сфорцеско. По задумкам властей, это здание, имеющее богатую историю, должно было стать главной достопримечательностью и архитектурным символом Милана. В середине XIV века герцог Галеаццо II Висконти начал строительство замка в пригороде Милана. За сто лет правления деспотичная семья настолько настроила против себя народ, что нуждалась в мощной крепости. Подобная предосторожность не спасла тиранов, и вскоре после постройки замок пал перед озверевшими горожанами. Только спустя столетие сенат Амброзианской республики, правившей в городе, вернул потомку семьи Висконти Франческо Сфорце титул и родовое имение. Его потомок, Лодовико, приложил много усилий к украшению мрачной крепости. Путешественник, пришедший посмотреть древний замок, к сожалению, уже не увидит фресок работы Леонардо да Винчи, но сможет посетить несколько интересных музеев и прекрасную библиотеку.
Замок Сфорца
Собор Дуомо лишь немного уступает собору Святого Павла в Ватикане по вместительности и размерам. Огромный храм 158 на 92 метра обладает 135 шпилями, главный из которых устремляется ввысь на 106 метров и увенчан статуей Девы Марии, покровительницы города и этого собора. Однако знаменит Дуомо вовсе не этой впечатляющей статистикой. И даже не тем, что в элементах внешней отделки можно найти статую Муссолини. Огромный собор из бело-розового мрамора, по праву считающийся одной из визитных карточек Милана, строился целых семь веков! Первый камень в основание храма заложили в конце XIV века, когда городские власти пришли к выводу, что старые религиозные постройки не соответствуют их политическим амбициям. Именно политические причины повлияли на длительность строительства: многочисленные войны и смены власти сильно задержали возведение грандиозного сооружения. Плохо это или хорошо, но современный путешественник сможет полюбоваться уникальным зданием, в котором готический стиль разных эпох гармонично смешивается с ренессансным.
Собор Дуомо
Пассажем последнее время принято называть пространство, где расположились разнообразные бутики и заведения общепита премиум-класса. Именно такой предстанет перед путешественником Галерея Виктора Эммануила II, носящая имя первого короля объединённой Италии. Всенародно любимый монарх присутствовал при закладке грандиозного сооружения в 1865 году и не пропустил день его открытия в 1977-м. Проект этой достопримечательности разработал архитектор Джузеппе Менгони. К сожалению, сам он так и не увидел, как по его детищу прогуливается король: создатель галереи упал со строительных лесов и погиб за несколько дней до завершения работ. До сих пор ходят слухи, что виной тому — несчастная любовь мастера, а трагедия, произошедшая с ним, — самоубийство. Размах сооружения восхищает: купол высотой 47 метров наполняет светом пространство, посетить которое стремится любой шопоголик мира. Здесь можно встретить магазины всемирно известных брендов, а также заведения, в которые захаживали деятели искусства и государственные чиновники 150 лет назад.
Галерея Виктора Эммануила II
Всемирно известный оперный театр Ла Скала откроет свои двери путешественнику, склонному к классическому искусству. Несмотря на появляющиеся то тут, то там попытки связать название театра с прямым переводом слова la scala — лестницей, на самом деле это не так. На месте нынешнего театра ранее располагалась церковь постройки XIV века, покровительницей которой считалась знатная дама Беатриче-Регина делла Скала. Когда в 1776 году погиб в пожаре Королевский Герцогский театр, императрица Священной Римской империи Мария-Терезия Габсбург распорядилась построить новый. Это должно было сохранить за Миланом славу центра итальянского оперного искусства. В 1778 году здание в неоклассическом стиле, скромное снаружи и роскошное внутри, открыло свои двери для посетителей. Грандиозный проект Джузеппе Пьермарини позволял принять большое количество зрителей и имел специальный въезд для конных экипажей. Любопытно, что при расчистке места под стройку обнаружили мраморную глыбу с изображением известного древнеримского мима Пилада.
Оперный театр Ла Скала
Красивая, устремлённая в небо церковь Санта-Мария-делле-Грацие с просторным светлым двориком, обсаженным зеленью и оборудованным небольшим бассейном, — жемчужина Милана, место поклонения не только Иисусу, но и уникальному изобразительному искусству Италии эпохи Возрождения. Строительство церкви началось на подаренной доминиканцам земле по проекту Гуинифорте Солари. Здание в позднем готическом стиле привлекло внимание герцога Лодовико Марии Сфорцы иль Моро, пожелавшего устроить здесь свою усыпальницу. Для завершения строительства назначили Донато Браманте, а к росписи герцог привлёк своего придворного живописца — Леонардо да Винчи. Так в пристройке храма, служившей трапезной, появилась фреска «Тайная вечеря», венец творений знаменитого мастера. Посетить шедевр просто так не получится: все билеты раскупают на несколько месяцев вперёд. Любопытно, что усыпальницей церковь так и не стала. После падения Сфорца здесь обосновался суд инквизиции. Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие внесён в Список Всемирного наследия ООН.
Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие
В наше время трудно себе представить, что в Средние века и в эпоху Возрождения Милан был опутан сетью каналов не хуже Венеции. Имевшие сугубо утилитарные цели, эти водные артерии служили для судоходства, обеспечения работы мельниц и мастерских, а также и более прозаическим нуждам: для орошения земель, как источник питьевой воды и даже для стирки белья. Основную часть проекта сети каналов в городе создал гениальный Леонардо да Винчи. Впрочем, привычка хоронить усопших на берегах каналов и общее загрязнение воды сыграло свою роль: именно каналы были в итоге признаны основным источником распространения чумы. Отчасти по этой причине, а отчасти из-за утраты транспортной функции большая часть каналов ныне не существует. Остались только два основных: Навильо-Гранде и Навильо-Павезе, между которыми и расположился район Навильи. Здесь путешественник сможет насладиться древней архитектурой, вкусной едой и купить антикварные сувениры. Правда, рынок антиквариата работает всего один день в неделю: по субботам.
Район Навильи
Есть в Милане своеобразный «Монмартр», и самой главной его достопримечательностью по праву считается старинная картинная галерея — Пинакотека Брера. Во дворце XVI века на Виа Брера расположилась миланская Академия художеств, для слушателей которой королева Мария-Терезия Австрийская в конце XVIII столетия распорядилась создать галерею. Официально её открыли в 1809 году. Посетитель сможет ознакомиться здесь с творчеством великих итальянских художников: Рафаэля, Караваджо, Тинторетто, а также некоторых голландских, как, например, Рембрандт или Ван Дейк. В одном из залов путешественник увидит работы мастеров XX века. Есть зал, полностью посвящённый портретам разных художественных школ. Особо любопытные гости имеют возможность понаблюдать за работой художников-реставраторов. К сожалению, фото- и видеосъёмка в галерее запрещена, но можно приобрести альбомы по искусству и сувениры.
Пинакотека Брера
Палаццо Реале — один из вариантов, куда сходить в Милане непогожим днём. Здесь с 1951 года проводятся художественные выставки, а после масштабной реконструкции 2000 года — показы мод и другие мероприятия, так или иначе связанные с искусством. Королевский дворец украшает город с XII столетия. В разное время здесь располагались городская ратуша, резиденция правящей династии Висконти (с 1277 по 1447 год), представительский дворец герцогов Сфорца (с 1450 по 1535 год). Тогда здание носило имя «Палаццо дель Бролетто Веккьо». Средневековый замок перестроил в ренессансном стиле герцог Франческо I Сфорца в XV веке. Испанцы, правившие в Милане до 1714 года, добавили зданию роскоши, а нынешние неоклассические формы оно приобрело при переходе города под власть австрийских Габсбургов. Тогда же старое название сменилось на «Палаццо Реале». Во дворце жили такие выдающиеся государственные деятели, как Мария-Терезия Габсбург, Наполеон Бонапарт, короли династии Савойя. Эти последние продали здание государству в 1919 году.
Королевский дворец

Популярные экскурсии в Милане