Гуляя по главной площади Мюнхена, Мариенплац, просто невозможно не остановиться у Новой ратуши. Внушительное здание с фасадом длиной около 100 метров притягивает взгляд, и неспроста. Поначалу кажется, что оно средневековое, а его мрачноватая готическая красота захватывает дух. Если прийти сюда вовремя, можно насладиться настоящим кукольным представлением: в 11, 12 и 17 часов на башне Новой ратуши красочные фигурки начинают свой уникальный спектакль под звон сорока колоколов. Это чудо архитектуры строилось с 1867 по 1908 год, и 40 лет, затраченные Георгом фон Хаусбериссером, были потрачены не зря. Неоготическое здание изобилует множеством скрупулёзно проработанных деталей. Здание можно посмотреть и снаружи, и внутри. Здесь путешественник обнаружит винтовые лестницы, внутренние дворики, обширную библиотеку на два этажа и сможет подняться на смотровую площадку, чтобы полюбоваться городом с высоты 80 метров.
Можно смело утверждать две вещи: во-первых, Мюнхен в прямом смысле начался с Мариенплац; во-вторых, главная площадь города по совместительству является и главной его достопримечательностью. В 1158 году Генрих Лев заложил столицу Баварии, и строительство её началось, как ни странно, с рыночной площади, получившей имя Шранненплац, отражавшее основной сегмент местной торговли — зерновой. Неудивительно, потому что большие ярмарки в средневековых городах были центром общественной жизни. Уже после вторжения шведов в XVII веке на площади установили колонну с золотой Девой Марией наверху в честь окончания войны и Богородицы — покровительницы Мюнхена. Тогда площадь и получила своё нынешнее название. На Мариенплац можно посмотреть Старую и Новую ратуши, сделать красивое фото у Рыбного фонтана и просто прогуляться, наблюдая за уличными музыкантами и актёрами.
Собор Пресвятой Девы Марии в Мюнхене зовут по-домашнему: Фрауэнкирхе. Это самый высокий храм в городе. Самое интересное, что совсем недавно — в 2004 году — городские власти приняли закон, что строить здания выше этого нельзя. Решение называют спорным, но стоит отметить, что подобная политика может воспрепятствовать обезличиванию столицы Баварии и превращению её в очередную копию Нью-Йорка с его знаменитыми небоскрёбами. Грандиозный готический собор начали строить в 1468 году, а освятили уже в 1494-м, правда, в слегка незаконченном виде. Окончательно завершилось строительство этого грандиозного по тем временам здания высотой 99 метров в 1525 году. Фрауэнкирхе сразу стала местом светским, доступным только для знати. Простые горожане редко сюда заглядывали. Стоит отметить, что собор готический в полном смысле этого слова: его интерьеры строги и скромны, что не нравится многим путешественникам. Только настоящий ценитель старинной храмовой архитектуры может оценить это сооружение по достоинству.
Династия Виттельсбахов — одна из старейших в Европе, удерживавшая власть в течение нескольких сотен лет и имеющая в наше время живого прямого наследника. Древняя резиденция правителей Баварии находилась, грубо говоря, на рыночной площади, потому при первой возможности была покинута владельцами, переехавшими в новое здание. В 1385 году была возведена крепость Нойвесте. Со временем правящая династия перестала нуждаться в укреплённом замке, и королевская резиденция начала разрастаться соразмерно амбициям своих хозяев. Удивительно, но замок достраивался, перестраивался и украшался на протяжении примерно 500 с лишним лет. Один только этот факт делает замковый комплекс одной из важнейших достопримечательностей Мюнхена. С 1918 года Виттельсбахи утратили власть в Баварии, а их главная резиденция стала музеем. В годы Второй мировой войны она сильно пострадала от бомбардировок, и реставрация завершилась лишь к 1979 году. Ценности, находившиеся в замке, удалось сохранить, и теперь у путешественника есть возможность их посмотреть.
Эту церковь жители Мюнхена ласково называют Старина Петер, и неспроста. Это самый старый храм в городе, он был построен в XI веке. Конечно же, церковь неоднократно перестраивалась, страдая от пожаров или просто по прихоти властей. Основные изменения в облик храма внесли в XIV и в XVIII веках, переделав её сначала в готическом стиле, а позднее — в стиле барокко. Главной достопримечательностью церкви Святого Петра является алтарь работы архитекторов братьев Азамов. Во время Второй мировой войны храм сильно пострадал от бомбёжек и был полностью восстановлен только к 2000 году. Тогда же на его 92-метровой колокольне появилась смотровая площадка. Она расположилась на высоте 56 метров, а чтобы до неё добраться, придётся преодолеть целых 306 ступеней узкой мрачноватой лестницы.
Посещение замка Нойшванштайн — отличный повод прокатиться по Баварии прочь из города, от шумных улиц и оживлённых проспектов. Этот замок в 128 километрах от Мюнхена похож на сказочный, впрочем, как и многие старинные замки Германии. Увы, но этот замок — всего лишь романтическое представление короля Людвига II о временах рыцарства, навеянное отчасти музыкой Вагнера. Замок строили во второй половине XIX столетия под личным руководством короля. Для того чтобы организовать строительную площадку под грандиозный проект Кристиана Жанка, был снесён замок Шванштайн и разрушена часть горы. Нойшванштайн возведён из кирпича, облицованного известняковой плиткой, при строительстве использовались новейшие технологии: паровой кран и другие доступные в то время механизмы. Сам король Людвиг II наслаждался своим дорогостоящим детищем менее полугода, но, хоть он и влез в долги, он оставил потомкам воплощённую средневековую сказку, которую точно стоит посмотреть. Платные посещения замка проводятся с 1886 года, для путешественников его открыли сразу после смерти короля.
Пинакотекой принято в Европе называть коллекцию живописи. Поэтому неудивительно, что в Мюнхене, много лет служившем домом королям Баварии, располагается одна из богатейших пинакотек мира. Собирать коллекцию картин начала ещё король Вильгельм IV в 1529 году, заказав несколько картин знаменитым баварским мастерам. Также он приобрёл несколько полотен Альбрехта Дюрера. Правители Баварии вообще славились любовью к искусству, поэтому коллекция регулярно пополнялась. Король Людвиг I пошёл дальше: являясь по сути настоящим искусствоведом, он систематизировал уже на тот момент огромную коллекцию и пришёл к выводу, что художественные ценности не должны принадлежать только королевской семье. По его приказу для пинакотеки всего за 10 лет (1826-1836) возвели специальное здание, доступ в которое по воскресеньям дозволялся всем без исключения подданным. Это история так называемой Старой пинакотеки, где представлены шедевры мирового искусства до XVIII века. В городе есть ещё две Новые пинакотеки.
До 1807 года городской рынок в Мюнхене располагался на площади Мариенплац, что пару столетий досаждало правителям Баварии, имевшим резиденцию на этой площади. В начале XIX столетия торговый центр был указом короля перенесён на Виктуалиенмаркт, который был ранее фермерским рынком и местом, где торговали травами. С тех пор более двух веков рынок Виктуалиенмаркт остаётся главным продуктовым рынком города и его достопримечательностью. Несмотря на то что рынок считается в основном продуктовым, здесь можно приобрести сувениры, ремесленные товары и просто погулять. Говорят, что цены тут немного кусаются, зато качество продукции — отменное.
Английский парк в Мюнхене — условно-природная территория, занимающая ныне более 400 гектаров. Она привлекает не только путешественников, но и жителей города. Здесь найдутся развлечения практически на любой вкус: можно любоваться природой, можно на одном из ручьёв покататься на сёрфе, можно посетить чисто немецкую достопримечательность — пивной парк, — а можно отправиться на верховую прогулку. В конце XVIII века курфюрст Карл-Теодор пожертвовал под общественный парк солидную часть своих охотничьих угодий. Как утверждают некоторые, для того, чтобы привлечь симпатии подданных. Сейчас уже нельзя сказать точно, получилось ли у него это, потому что первоначальное название Карл-Теодор-парк не прижилось. За прошедшие годы площадь парка увеличилась примерно в четыре раза, а в наше время строительство автобана разделило его на две части. Для перехода из одной в другую устроили мосты и туннели.
Церковь Святого Михаила освящена в 1597 году при курфюрсте Вильгельме V. Задуманная как оплот католичества, она долгое время была центром отпора реформации и принадлежала иезуитам. После того как орден иезуитов потерпел крах в XVIII века, храм стал придворной церковью правителей Баварии Виттельсбахов. Храм является представителем раннего немецкого барокко и находится в старой части Мюнхена. Внутреннее убранство этой достопримечательности, отличающееся монументальностью и оформленное в светлых тонах, однозначно стоит посмотреть. К сожалению, храм сильно пострадал во время Второй мировой войны, как и многие другие архитектурные памятники города. Восстанавливали храм сразу после войны, но некоторые детали были возмещены гораздо позднее, уже в 80-х годах XX столетия. В храме находятся усыпальницы Эжена де Богарне, королей династии Виттельсбахов и проводятся органные концерты.
Немецкий музей естественных наук и техники — уникальное детище инженера Оскара фон Миллера. Создатель музея знаменит тем, что построил первую в Баварии гидроэлектростанцию. Любопытно, что она до сих пор работает и одновременно является объектом культурного наследия и охраняется государством. В 1903 году успешный инженер приходит к выводу, что Мюнхену необходим технический музей. Объединение немецких инженеров поддержало инициативу, и в 1906 году открылась первая экспозиция на тему математики и физики. Примерно тогда же начали строить здание, но Первая мировая война спутала планы, поэтому закончить его удалось только в 1925 году. Технический музей — один из первых интерактивных. В его экспозиции с самого начала присутствовали механизмы, которые посетитель мог запустить и понаблюдать за ними в действии. Музей с трудом пережил Вторую мировую войну, но через три года открыл свои двери вновь. Экспозиция охватывает многие научные отрасли, от музыкальных инструментов до нанотехнологий, и занимает на данный момент три здания.
С северной стороны королевской резиденции путешественник обнаружит сад Хофгартен — королевский парк правильной прямоугольной формы. В центре его стоит круглая ротонда с восемью арками, под которые «забегают» восемь дорожек парка. Это сооружение принято именовать храмом Дианы, а интересно оно настенными фонтанами. Со стороны Одеонплац с садом граничит здание Базара работы Лео фон Кленце, в нём можно посетить старинное кафе Tambosi. В летнее время столики выставляют прямо на дорожки сада. Прогуливаясь по саду, можно заглянуть в музей театрального искусства, занимающий часть королевской резиденции, или посмотреть на административное здание, в котором располагается Баварская государственная канцелярия. Здание канцелярии возведено после Второй мировой войны, но удачно напоминает старинную постройку. Сам же сад Хофгартен начали создавать ещё в начале XVII века. За прошедшие столетия он частично изменил свой облик, но всё так же радует глаз посетителя.
Замок Нимфенбург задумывался в 1664 году как вилла в итальянском стиле для супруги курфюрста Фердинанда. Кубическое здание в стиле барокко спроектировал Агостино Барелли. Строительство заняло 10 лет и завершилось в 1674 году. Генриетта Савойская, ради которой всё затевалось, была личностью, увлечённой античными сюжетами. Поэтому самая знаменитая достопримечательность Мюнхена называется Нимфенбург — «город нимф». За несколько столетий владения замком баварские короли расширили дворец и освоили 200 гектаров прилегающего леса, в сердце которого обустроен классический английский (или французский) парк. Посещение Нимфенбурга займёт много времени, но оно того стоит. Кроме роскошных интерьеров дворца, на территории замкового комплекса путешественник найдёт старинные постройки: охотничий павильон и бани, чайный домик и павильон, возведённый для уединённых молитв короля Максимилиана II, оформленный в виде разрушающегося здания с вестибюлем в форме грота. Интересна также фарфоровая мануфактура XVIII века.
Баварский национальный музей зародился из королевской коллекции, которую Максимилиан II в 1855-м подарил на нужды этой полезной организации. Аккурат к 1900 году эта достопримечательность Мюнхена обзавелась собственным зданием в стиле барокко. Экспозиция музея представляет искусство, ремёсла и народное творчество Баварии от Средневековья до модерна. Любопытно, что залы музея оформлены в стиле той эпохи, которую представляют, включая и архитектурный стиль интерьера. Кроме картинной галереи и скульптур, в музее есть экспозиции изделий из драгоценных металлов и слоновой кости, коллекции фарфора, керамики, музыкальных инструментов, часовых механизмов, гобеленов и мебели. Наибольший интерес представляют макеты на библейские и житейские сюжеты. Тут зритель найдёт искусно изготовленные сцены поднесения даров новорождённому Христу, неапольский рынок и другие интересные композиции. Традиция создавать подобные макеты популярна в Баварии и сейчас.
Многие, услышав слово «Дахау», сразу же думают об одном их самых знаменитых гитлеровских концлагерей. Это и неудивительно — ведь населённый пункт, который едва обзавёлся в 1933 году статусом города, практически сразу получил в комплект и эту весьма сомнительную достопримечательность. На территории бывшего концлагеря с 1965 года располагается мемориальный комплекс, который включает в себя часовни нескольких основных религиозных конфессий и сам лагерь со всеми постройками. В фабричном здании можно осмотреть общедоступную экспозицию музея, а вот попасть в архив получится только по предварительной записи. Городок же Дахау на самом деле тоже очень интересен — он впервые упоминается в истории с VIII века. Удобное расположение на важной дороге между Мюнхеном и Аугсбургом привлекло сюда солидные финансовые вливания, и уже к XIII веку здесь проводились популярные торговые ярмарки. В городе можно посмотреть интересные развалины замка XI века и хорошо сохранившийся дворец эпохи Возрождения (XV век). Есть и другие занятные локации.
Площадь Одеонсплац — северная граница пешеходной зоны Мюнхена, так называемого Старого города. Отсюда выходит широкий проспект Людвигштрассе, унося посетителя в мир машин и современности. А когда-то, то есть до 1791 года, здесь стояла городская стена и ворота Швабингер-Тор. Пусть здания на Одеонсплац не отличаются древностью, но зато здесь хорошо заметен замысел кронпринца Людвига II, воплощённый в жизнь знаменитыми мюнхенскими архитекторами первой половины XIX века. Жизнь площади богата на события: когда-то именно на ней был остановлен гитлеровский «пивной путч», а в наше время здесь проходит ежегодный Октоберфест.
«Альянц-Арена» — достопримечательность, наиболее интересная для поклонников футбола. Когда-то она служила домашним стадионом сразу для двух клубов: посредственного «Мюнхен-1860» и знаменитой «Баварии». Суперсовременную площадку построили в 2005 году, соблюдая все требования ФИФА, с расчётом на то, что здесь, кроме домашних матчей клубов-владельцев, будут также проходить международные встречи. Немного позднее руководство клуба «Бавария» выкупило все права на «Альянц-Арену», не желая делить домашний стадион с небогатым клубом. Стадион выполнен в современном стиле и может даже называться красивым. Когда здесь проходят матчи, он загорается яркими огнями: красным, когда играет «Бавария», и разноцветными, когда выступает сборная Германии или проводятся другие международные матчи.
Церковь Святого Иоанна Непомука, именуемая в народе Азамкирхе, неизменно привлекает внимание своим роскошным внешним видом. Справедливости ради стоит сказать, что и внутреннее её убранство богатством не уступает фасаду. Церковь сравнительно небольшая, в отличие от монументальных соборов Мюнхена, строившихся при непосредственном участии правителей Баварии. От них Азамкирхе отличает тот факт, что этот маленький храм возведён как частное место для покаяния. Авторами и воплотителями в жизнь красивого проекта стали братья Азам — Эгид Квирин и Космас Дамиан. Всего за 13 лет (с 1733 по 1746 год) на маленьком клочке Мюнхенской земли они возвели свой знаменитый шедевр, который обязательно стоит посмотреть любому уважающему себя путешественнику.
Айсбах — полноводный ручей, вытекающий из реки Изар и заключённый в трубу под землёй. Только в Английском парке поток получает долгожданную свободу, чем несказанно радует поклонников водных видов спорта, таких, например, как сёрфинг. Кто бы мог подумать, что в центре европейского города есть такое развлечение, более присущее океанским побережьям. Там, где ручей вырывается наружу из-под земли, из-за особенностей рукотворного дна образовалась «стоячая волна». Катание на сёрфе в этом месте долгое время было незаконным, но разве какие-то запреты остановят настоящего экстремала? В результате властям Мюнхена в 2010 году пришлось эту забаву официально разрешить. Наблюдать за сёрферами — настоящее наслаждение. А если вы обладаете уверенным навыком, можно в этом приключении поучаствовать.
Олимпийский парк в Мюнхене построен специально для Олимпиады 1972 года и с тех пор остаётся одним из лучших спортивных комплексов Европы. Здесь можно не только посмотреть крупные соревнования. В Олимпийском парке проводятся выставки, фестивали, концерты, а в перерыве между мероприятиями здесь приятно просто погулять или позаниматься спортом. С начала XX столетия до 1968 года на территории, которую занял парк, располагался аэродром. До 1957 года военный, а потом — небольшой спортивный. С 1966 года началось благоустройство будущего парка для нужд Олимпиады. Кроме площадок для тренировок и выступлений, здесь построили телевизионную башню и рекреационное пространство, для того времени бывшее инновационным. В наше время путешественнику будет особенно интересно посетить смотровые площадки и вращающийся ресторан на башне. А для любителей острых ощущений предлагается экстремальная прогулка по крыше стадиона.
О том, что знаменитая аббревиатура BMW означает всего лишь «Баварская моторостроительная фабрика», в наше время никто даже не задумывается. А уж то, что завод строился для производства авиамоторов, знают только увлечённые автолюбители. Перед Первой мировой войной место, где располагается завод BMW, находилось за пределами Мюнхена. Это оказалось хорошей локацией для аэродрома, который и построили в начале XX века. Постепенно вокруг появлялись ремонтные мастерские, разные обслуживающие предприятия и, наконец, завод авиамоторов. После поражения Германии в Первой мировой войне на страну наложили санкции, именуемые Версальским договором. Суть его заключалась в том, что производство оружия, в том числе самолётов, немцам было запрещено. Чтобы сохранить предприятие, руководство обратилось к изготовлению мотоциклов, а впоследствии и автомобилей. Обо всём этом можно узнать, посетив музей BMW, новую современную экспозицию BMW Welt и экскурсию на сам действующий завод.
Что однозначно нужно посмотреть в Мюнхене, так это настоящую королевскую пивоварню. Её основали по прямому приказу курфюрста Вильгельма V в 1589 году. Чуть позднее его сын, Максимилиан I, решает перенести производство на новое место. Здесь, на улице Плацль, она и находится с 1607 года и до сих пор. Интересно, что уже в 1610 году предприимчивый монарх, стараниями которого Хофбройхаус имел монополию на производство его любимого пшеничного пива, разрешил местным трактирщикам закупать напиток в королевской пивоварне. Таким образом, продукция «с королевского стола» стала доступна «простым смертным» ещё в XVII веке. Людвиг I пошёл ещё дальше, и в 1828 году при пивоварне открывается пивной ресторан, знаменитый не только своей общедоступностью, но и вполне гуманными ценами. В разное время это замечательное демократичное заведение посещали такие известные личности, как композитор Моцарт, лидер партии большевиков Ульянов-Ленин и его соратники из редакции газеты «Искра». В 1920 году именно здесь Гитлер огласил свою программу «25 пунктов».
У театра Кювилье занятная история: взять хотя бы тот факт, что его называют либо Резиденцтеатр, либо по имени придворного архитектора, который его строил — Франсуа Кювилье. Строительство начали в 1751 году. Справедливости ради стоит отметить, что первый оперный театр в Мюнхене появился ещё в XVII веке, но здание было уничтожено пожаром. Поначалу в театре ставили только итальянские оперы, хотя открытие первого оперного театра состоялось постановкой местного автора, Иоганна Каспара фон Керля. Со сцены Резиденцтеатра звучали произведения Вольфганга Амадея Моцарта, а под маской одной из певиц пряталась сестра курфюрста Максимилиана III. Театр, который сейчас носит название «Кювилье», является всего лишь искусной копией, оформленной старинными деталями интерьера оригинала: настоящий был уничтожен во время бомбёжек во Вторую мировую войну. Несмотря на это, путешественнику будет интересно посетить его, даже если он не театрал.
Зоопарк Хеллабрунн расположился на живописных берегах реки Изар в южной части Мюнхена. Здесь на территории примерно 40 гектаров проживают более 700 видов животных. Для них организована среда, приближенная к натуральной. Животные проживают группами по географической принадлежности естественной среды, а не в вольерах. При этом они так искусно отделены от посетителей, что границы не заметны ни для человека, ни для жителей зоопарка. Только некоторые виды отделены более надёжно: заборами или стеклянными стенами. В зоопарке есть контактная часть, где посетители могут погладить и покормить домашних сельскохозяйственных животных. По всей территории грамотно разбросаны скамейки, детские площадки и точки общепита, так что при желании можно провести здесь весь день. Примечательно, что компоновка зоопарка сохранилась такой, какой была задумана в момент его постройки в 1911 году. В то время это был первый в мире подобный зоопарк.