Это главная достопримечательность Ростовского кремля, расположенная в центре города на Соборной площади и образующая вместе с примыкающей к ней звонницей единый архитектурный ансамбль. Собор, который можно увидеть сегодня, был построен в XVI веке, а до этого здесь стоял деревянный храм, сгоревший во время пожара. Но и современный каменный вариант тоже несколько раз страдал от огня. Особенно остро после пожаров стоял вопрос с иконами и фресками. В итоге в XVII-XVIII веках были написаны новые. И сейчас, зайдя в собор, можно наблюдать их фрагменты. К сожалению, многие из них потемнели, стёрлись и практически не сохранились. Часть икон вывезена на реставрацию или отдана в историко-краеведческий музей Ростова Великого, поэтому на иконостасе есть пустые места. Серебристые купола ростовского белокаменного собора достойны восхищения.
Это очень древнее озеро. Оно возникло около 500 тысяч лет назад. В IX веке на его берегах уже жили славянские племена, и примерно в это же время они основали город Ростов Великий. Об озере ходит много преданий и легенд. Самая известная — о подводном граде Китеже. Историки и археологи склоняются к тому, что легенда имеет реальное основание, так как много веков назад озеро действительно выходило из берегов и затопило целое селение. Также поговаривают, что на дне лежат сокровища из древнего монастыря, но если даже это и правда, то найти их едва ли возможно. Хотя само озеро довольно мелкое, и его глубина не превышает двух-трёх метров, но слой ила, накапливавшийся тысячи лет, достигает более 20 метров. Возможно, где-то там в толще, в знаменитом подводном городе, спрятался драгоценный клад. В народном сказании «О Ерше Ершовиче» и в некоторых других имеется в виду именно это озеро.
Звонница является отдельной пристройкой к собору в Ростове Великом и построена на сто лет позже собора. Одними из первых были отлиты колокола «Полиелейный» и «Лебедь». Тогда это были самые большие её колокола. Они были изготовлены знаменитым умельцем Филиппом Андреевым. Однако епископ Иона Сысоевич был недоволен, так как они звонили в миноре, а он хотел в мажоре. Тогда был приглашён новый мастер Флор Терентьев. Именно он сделал «Сысой» — колокол, весивший около 32 тонн и звучавший в мажоре. Для него специально достроили четвёртый пролёт колокольни. Всего же изготовили 13 колоколов. В период правления Петра Первого эти колокола чуть было не переплавили в пушки. Митрополитам ростовским с трудом удалось их отстоять. Сейчас на звоннице 15 колоколов. Все они являются действующими, и путешественники могут услышать их радостные «мажорные» ноты, а также подняться на саму звонницу.
Кремль расположен неподалёку от озера Неро и представляет собой целый комплекс сооружений в Ростове, где есть что посмотреть. Он сооружён в середине XVIII по указу епископа Ионы, который хотел воплотить в нём подобие рая на земле. В XIX веке здесь организовали музей церковных ценностей. К тому времени «райский уголок» сильно обветшал из-за нехватки средств, но царь Николай II приказал выделять для кремля средства из казны. В комплекс входит много архитектурных памятников. Самыми известными считаются собор Успения Богородицы и его звонница, а также церкви Спаса и Одигитрии. Именно в этих стенах снимался «Иван Васильевич меняет профессию». Хотя Ростовский кремль не является в полном смысле кремлём, так как не приспособлен вести оборону при осаде города, не в последнюю очередь именно благодаря ему Ростов Великий входит в маршрут Золотого кольца.
Монастырь представляет собой комплекс ростовских храмов и церквей, построенных в городе в разные века. Он был основан в XIV веке епископом Иаковом. Троицкий, или Зачатьевский, собор стал здесь первым каменным сооружением. Помимо обычных деревянных икон и фресок, в сооружениях монастыря можно увидеть финифтяные иконы. Финифть — это техника росписи эмалью. Промысел при монастыре начал развивать митрополит Арсений, пригласивший специально обученных мастеров. Сегодня украшения из финифти являются визитной карточкой Ростова Великого. Одной из поздних и самых красивых построек на территории монастыря считается Дмитриевский собор. Он сооружён в стиле классицизма в XVIII веке. Снаружи Дмитриевский собор украшен скульптурами и сюжетными барельефами. Самым известным барельефом среди них считается «Насыщение пятью хлебами пяти тысяч». Сейчас Ростовская Спасо-Яковлевская обитель — это действующий мужской монастырь, двери которого всегда открыты для паломников и путешественников.
Это самый старый монастырь на северо-востоке России, основанный ещё в XIII веке. Согласно преданию, некогда стоявший на месте монастыря идол языческого бога Велеса был поражён апостолом Иоанном Богословом, внявшим молитвам основателя монастыря — преподобного Авраамия. Легендарный жезл, повергший идола, какое-то время хранился в монастыре, пока его не взял в поход на Казань царь Иван Грозный. Казань Иван Васильевич завоевал и в честь этого велел построить при монастыре Богоявленский собор. Ростовский монастырь повидал на своём веку много событий: в Смуту его грабли поляки, а в советское время в этих стенах находился вытрезвитель. Хотя в древности он был мужским монастырём, сейчас является женским. Его храмы со старинными уникальными фресками разрушаются, реставрация идёт медленно. Однако белокаменные сооружения с чёрными и зелёными куполами ещё стоят. Их отличает аскетическая строгость форм, но при этом они прекрасны.
Монастырь, расположенный на северо-западе от города Ростова Великого, не отличается изяществом форм или богатым убранством. Однако здесь до сих пор чувствуется суровая сила духа монашества старой Руси. Сергий Радонежский благословил своих учеников Феодора и Павла в 1363 году строить монастырь во имя благоверных князей Бориса и Глеба. Изначально строения были деревянными. Только в XVI веке простая монашеская обитель превращается в каменную крепость. В это время здесь нёс подвиг затворничества монах Иринарх. Рассказывали, что он имел дар пророчества. К нему приезжали за благословением Д. Пожарский и К. Минин, М. Скопин-Шуйский. Многие русские цари и князья благоволили обители, ведь святые покровители монастыря тоже были Рюриковичи. Поэтому ростовский монастырь был очень богат. Однако Екатерина II в первые годы правления передала практически всё Григорию Орлову. Монастырь переведён во второй класс и вскоре пришёл в упадок. Во времена Советов его закрыли и использовали для городских нужд. Возвращён церкви лишь в конце XX века.
Непримечательная снаружи, эта церковь в Ростове Великом являет собой удивительное произведение искусства внутри. Строилась церковь на каменных палатах XVI века, по-видимому, являвшихся сенями жилых палат митрополитов. Годом её основания указан 1675-й. До постройки каменного здания первоначальный деревянный храм дважды сгорал. Спрятанная за архиерейскими корпусами, ростовская церковь являлась личной домовой митрополита Ионы. Здесь он воплотил все важные для себя идеи богословия.Возвышение перед алтарём под названием «солея» отделяется от средней части церкви массивной аркадой с золочёными столбами и лестницей из восьми ступеней. Абсолютно всё внутри этого места покрыто росписями на евангельские темы. Особенно поражает фреска Страшного суда, занимающая всю западную стену. Также здесь интересное световое оформление. Нижняя часть, символизирующая мирскую жизнь, находится в полумраке, тогда как верхняя, изображающая духовный смысл жизни, освещена 24 окнами.
Построенная в XVII веке в стиле московского барокко церковь является самым поздним сооружением кремля в Ростове Великом, но несмотря на это прекрасно вписывается в общий ансамбль. Её велел возвести преемник Ионы Сысоевича, митрополит Иоасаф. Снаружи и внутри ростовская церковь украшена картушами — лепными щитами с завитками, орнаментом или скульптурами. Внешние её стены выполнены в технике «бриллиантовый руст». Издали они кажутся рельефными, но на самом деле это роспись. Сейчас сооружение относится к музею-заповеднику, куда можно сходить с семьёй. Тех, кто решит его посетить, ожидает великолепная коллекция: редкие по красоте церковные скульптуры, облачения священников с шитьём, церковная утварь, а в центре зала первого этажа — огромное Евангелие. На потолке в обрамлении картушей в этом месте сохранилась старинная роспись, представляющая сцены из жизни Богородицы.
Сад является частью кремля в Ростове Великом. Епископ Иона Сысоевич стремился обустроить территорию в соответствии с описанием рая из Библии. Посреди ростовского кремлёвского двора вырыт пруд, символизирующий воды реки Иордан, а сад рядом должен был напоминать райский. Создание ростовского сада завершилось в XVII веке. В саду выращивали фруктовые деревья: разные сорта яблони, вишни, груши, сливы, посаженные не только ради плодов, но и для украшения сада, наполнявшие весенний воздух чудесным ароматом. В XX веке территория пришла в запустение и от «райского уголка» мало что осталось. Но в 1990-е годы архитектору А. Г. Мельнику удалось его восстановить. Этот сад — не только необычное историческое наследие Ростова Великого, но и красивейшее место, где можно погулять и отдохнуть, особенно весной, когда можно увидеть цветение яблонь и вишен.
Здание ростовской гимназии было построено на средства крупного промышленника и мецената Алексея Леонтьевича Кекина. Своё состояние он приумножил благодаря торговле хлебом. Также купец открыл в Ростове Великом крупное производство льна, существующее и по сей день. Весь его огромный капитал должен был перейти единственному сыну Максимилиану, однако тот скончался. Тогда Алексей Леонтьевич завещал построить на своё состояние гимназию в Ростове Великом. Сейчас учебное заведение носит его имя. Здание украшают белоснежные с завитками и листьями статуи. Одна из скульптур — муза с лирой — стоит здесь неслучайно, ведь в гимназии большое внимание уделялось преподаванию музыки и рисования. В гимназию могли пойти дети разных сословий, а за отличные успехи платили стипендии. Вместо древних языков внимание уделялось изучению современных. Также здесь была открыта своя астрономическая обсерватория.
Это место для отдыха горожан было основано в XIX веке на берегу самого крупного озера области — Неро. Считалось, что природная зона, обустроенная в городе, пойдёт на пользу здоровью ростовчан. В новом парке провели электричество, установили карусели и открыли ресторан. Говорят, здесь когда-то выступал даже первый нарком просвещения Анатолий Луначарский. Сегодня в парке также работают аттракционы, есть кафе, летом высаживают цветы. Здесь проходят городские праздники. В парке можно погулять, отдохнуть в тени деревьев, полюбоваться видами на бескрайнее озеро и сделать фото на память.
Обитель была основана племянником знаменитого Сергия Радонежского. Святитель Феодор был верным учеником своего дяди. В XIV веке, получив его благословение, основал монастырь. Постройка сначала была деревянной. Возведение каменных сооружений началось в XVII веке и продолжалось вплоть до начала XX столетия. В советские годы монашеские кельи превратились в коммуналки. Какие-то сооружения на территории обители и вовсе были разрушены. К церкви монастырь вернулся только в 90-е годы ХХ века. Сегодня монастырь считается настоящим памятником архитектуры. Несмотря на сложности, на его территории сохранились здания разных эпох и стилей. В храме при монастыре можно увидеть фрески, изображающие сцены из Священного Писания. Этим фрескам около 400 лет. Главной местной достопримечательностью является чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери. Говорят, её написал сам основатель монастыря — святитель Феодор. Верующие молятся у иконы о благополучии семьи, даровании детей и помощи в их воспитании.
Как и в других подобных достопримечательностях Золотого кольца, например ярославских, в Доме ремёсел в Ростовской области проводятся интересные выставки-продажи изделий декоративно-прикладного искусства и промыслов: майолики, одежды изо льна, посуды и фигурок в технике чёрнолощёной керамики, лаптей, кружева, тряпичных кукол… За выставкой присматривает хозяйский кот. Здесь можно не только полюбоваться эксклюзивными сувенирами и сделать фото, но и выпить чаю с пирогами, продегустировать древнерусские напитки и даже переночевать. А ещё здесь проводятся разные мастер-классы — начиная от изготовления финифти и заканчивая изготовлением кормушек для птиц. Дом, ранее принадлежавший купцам, находится на берегу озера Неро и представляет собой коричневое деревянное строение с окнами, украшенными русским узорочьем.
Ростовские торговые ряды — сооружения разных веков и стилей. В основном они были построены в XVIII-XIX веках. Комплекс расположен в центре города неподалёку от Архиерейского двора. Торговые лавки имеют арочную конструкцию. Их возводили ростовские купцы. Самым крупным и известным считается Емельяновский ряд — по имени трёх братьев, купцов, которые его построили. Ряды были необходимы для проведения ярмарок. В XVIII-XIX веках ростовская ежегодная ярмарка занимала третье место после ярмарок в Нижнем Новгороде и Ирбите. Тысячи купцов привозили свой товар со всех уголков России. Помимо торговли устраивались народные гуляния с музыкой. Сейчас ярмарки не проводятся, но ряды сохранили своё предназначение. Здесь находится множество магазинов, в том числе и сувенирных, где можно приобрести украшения из ростовской финифти.
Эту достопримечательность Ростова основали в далёком XV веке. Говорят, обитель стоит на том месте, где родился Сергий Радонежский. С его именем связано множество историй чудесного исцеления. Православные верующие молятся чудотворцу о врачевании души и тела. Он считается покровителем студентов и воинов. Некогда святой благословил войско князя Дмитрия в борьбе против Золотой Орды. Мамай был разбит. Та битва известна как Куликовская. Сегодня паломники могут помолиться здесь у чудотворной иконы Сергия Радонежского, поклониться мощам Киево-Печерских святых, попробовать местный мёд и квас. Для паломников при монастыре есть гостиница. Здания монастырского комплекса были отстроены относительно недавно, в начале XXI века. Дело в том, что в советские времена обитель была практически полностью разрушена. Через территорию комплекса даже проложили автомобильную дорогу. Всё, что осталось от монастырских стен, передали церкви только в 90-х годах прошлого столетия.
Эта достопримечательность является частью известного архитектурного комплекса — кремля Ростова Великого. Здание строилось в XII веке и представляет собой белую двухэтажную постройку. Однако она не зря зовётся красной. Это слово в переводе со старорусского языка означает «красивый». Сооружение очень напоминает царские хоромы из русских народных сказок. Внутрь ведёт крыльцо. Конструкция выглядит очень парадно за счёт галереи из арок. Крышу над крыльцом украшают два шатра. На их верхушках располагаются позолоченные фигурки: олень и лев. Олень является символом города и изображён на его гербе, а лев — неофициальный символ Ярославской области. Раньше здесь принимали царей. Сегодня во внутренних покоях палаты проходят выставки, а на втором этаже находится ресторан, куда вы можете сходить, чтобы отведать национальные русские блюда.
За пределами города вы можете посмотреть на самый древний деревянный храм во всей области. Он находится в селе Богослов. Постройка датируется XVII веком. Некогда преподобный Авраамий Ростовский молился о даровании ему силы в борьбе с язычеством на русских землях. Говорят, именно в селе Богослов молящемуся явился святой апостол Иоанн и вручил ему посох, увенчанный символом христианской веры — крестом. Тот посох помог преподобному Авраамию победить языческих богов. А на месте явления апостола Авраамий построил деревянную церковь. Сегодня ярусная церковь стоит на цокольне и возвышается над селом. В светлом зале храма резной иконостас и позолоченные Царские врата. Доска, из которой построена церковь, отделана настолько тщательно, что гладкая на ощупь, будто отполирована.
Речь идёт о росписи по эмали специальными огнеупорными красками. Первые упоминания об этом ростовском ремесле датируются XVIII веком. Хотя появилось оно значительно раньше в Византии. Узор может быть самым разнообразным: цветы, архитектура, религиозные сюжеты. Финифтью украшают посуду, шкатулки, картины, ювелирные изделия. Этой разновидностью декоративно-прикладного искусства славится город. Поэтому неудивительно, что в Ростове можно посмотреть на эталонные расписные образцы. В городе есть целых два музея, посвящённых финифти. Например, подробно об истории ремесла рассказывает экспозиция в Ростовском кремле. Здесь вы сможете поучаствовать в мастер-классе и расписать что-нибудь самостоятельно, а также приобрести что-то для себя и близких в качестве сувенира. Второй музей открыт в здании фабрики «Ростовская финифть» на Борисоглебской, 3. Приезжали в Ростов Великий и не посетили ни один из музеев — всё равно что и не бывали на Ростовской земле.
Конюшенный двор входит в ансамбль кремля города. Постройка относится к XVII веку. Сначала он входил в митрополичьи владения, но в XIX был перестроен в стиле классицизма и отведён под казармы, а в советское время — под склады. Одно время сильно обветшавшее здание даже хотели снести, однако недавно его отреставрировали. В ходе восстановления решили совместить веяния разных эпох: часть сооружения сохранила облик XVII века, с другой стороны оставили вариант XIX века, а недостающую часть не стали превращать в новодел — стену с этой стороны закрыли огромным стеклом. Сейчас в Конюшенном дворе хранятся экспонаты краеведческого музея и проводятся выставки, а у входа можно увидеть скульптуру — повозку, запряжённую лошадьми, напоминающую о первоначальном предназначении здания. Объект представляет большую историческую ценность для города, так как это один из немногих конюшенных дворов, сохранившихся до наших дней.
Четырёхкупольная церковь с бело-зелёными шатровыми крышами, ярким декором и золотыми луковицами куполов выглядит так, будто её спроектировали несколько веков назад. Но на самом деле церковь построена относительно недавно — в 2000 году. А освящена и вовсе только в 2014-м — в честь иконы Божьей Матери «Державная». Богородица изображена на ней сидящей на троне. На голове её находится корона, а на плечах — мантия. В руках Богоматерь держит атрибуты правителя — скипетр и державу. На коленях её изображён младенец Иисус. Этой иконе молятся о создании семьи, о выздоровлении и об обретении веры.
Название храм получил из-за своего необычного расположения. Пятикупольная святыня является частью торговых рядов. Откуда бы вы ни посмотрели на постройку, вы всегда сможете увидеть все пять маковок церкви. Каменные сооружения Гостиного Двора, которые сохранились до наших дней, появились в XIX веке. До этого конструкции несколько раз уничтожали пожары. В советские времена безбожия в церкви организовали библиотеку. Прихожане могут посещать вновь открытый для верующих храм только с 2009 года. Внутри нет типичного для православной церкви отдельно стоящего иконостаса: интерьер церкви украшают фрески. Иконы изображены непосредственно на стенах.
Эта овощная культура долгое время являлась господствующей на Ростовской земле. Неспроста ей посвятили целый музей. Экспозиция располагается в двухэтажной избе. Экспонатов здесь немного. Посмотреть их все самостоятельно можно за пару минут. Поэтому посещать музей интереснее в составе экскурсии. Вам расскажут об особенностях выращивания лука, также вы узнаете об обрядах и суевериях, связанных с этим овощем. Для посетителей в слободе проводят мастер-классы, на которых гости с удовольствием делают обереги или сувениры на удачу. Помимо музея, в избе находится кафе. Конечно же, главным ингредиентом местных блюд является лук. В меню есть очень интересные и необычные позиции. Например, луковое варенье.
Ярко-жёлтое с голубой отделкой интересное историческое здание в стиле модерн, расположенное в центре Ростова Великого, — это дом купцов Селивановых. В наши дни является фешенебельной гостиницей для путешественников. Само сооружение было построено ещё в XVIII веке по указу Екатерины Второй, которая часто бывала в Ростове Великом и давала средства на строительство и реставрацию храмов и другие нужды города. Но тогда оно ещё не было в стиле модерн. Современный же вид оно приобрело, перейдя в собственность семьи Селивановых. Они добавили к нему пристройку и украсили. Интерьеры ростовской гостиницы выполнены в духе рубежа XIX-XX веков. Стены украшают репродукции картин и портреты, витые лестницы и потолок — посетители могут словно перенестись в другую эпоху, сделать собственные «старинные» фотографии.