По одной из версий, «кремль» на старославянском означает «крепость». Кремль Рязанский — тоже историческое укрепление, призванное защитить поселение от врагов. В стародавние времена в обнесённой стенами части города проживал князь с семьёй и воинская дружина, возводились постройки для религиозного поклонения, но весь комплекс в целом служил главной цели: во время осады внутри кремля укрывались посадские жители и крестьяне, сюда свозили припасы со всей округи. Чтобы не обречь осаждаемых на смерть от жажды, крепости всегда возводились на берегу реки, а ещё лучше — в слиянии двух рек. Именно так в XI веке и был спроектирован Переяславль-Рязанский. Уютно угнездившись в точке схождения рек Лыбедь и Трубеж, с третьей стороны крепость закрылась глубоким рвом с водой, став практически неприступной.
Эта достопримечательность русского архитектурного наследия стоит особого внимания. Летний кафедральный собор Рязанской епархии, построенный знаменитым русским зодчим Я. Г. Бухвостовым в конце XVII века. Это сооружение воистину монументально со своей высотой в 72 метра и площадью в 1600 м². Собор знаменит искусной резьбой по камню снаружи и великолепием внутри. Чего только стоит деревянный резной иконостас: семь ярусов и 27 метров в высоту. Однако история этого строения изобилует неприятными фактами. В процессе создания храм обрушился, уничтожив при падении надвратную церковь Варлаама Хутынского. Всего через несколько лет ветром сломало его центральную главу. А сто лет спустя храм совершенно обветшал, что нехарактерно для построек тех времён. Шанс на выживание собору предоставили купцы Гавриил Рюмин и Пётр Мальшин, выделив на реставрацию собственные средства.
Любителям русской поэзии Серебряного века известно, что в селе Константиново под Рязанью родилась местная достопримечательность — «похабник и скандалист» Сергей Есенин. Здесь же он провёл своё детство. Дом Есениных в Константинове стал музеем поэта в 1965 году. В самом городе же в 1975 году поставили памятник, приурочив его открытие к восьмидесятилетию Сергея Александровича. Примечательно, что основание монумента сделано из редкой зелёной разновидности гранита, добываемой исключительно на Памире. Сергей Есенин как бы врос в землю и, широко раскинув руки, застыл во вдохновенном порыве. Читает ли он свои стихи или собирается обнять воспетое им окское раздолье — решать путнику, посетившему это место. Смотрится красиво, поэтому не забудьте сделать пару фото, если решитесь пойти к поэту. Отыскать памятник можно на реке Трубеж, неподалёку от церкви Спаса на Яру.
Настоящее название этого представителя древней архитектуры — Спасо-Преображенский храм. Нужно отметить, на его месте ранее находились деревянные предшественники, регулярно страдавшие от пожаров. В конце XVII века, в соответствии с тогдашними тенденциями в архитектуре, церковь отстроена из камня и сохранилась до нашего времени. Храм в типичном старорусском стиле многие исследователи и гости города именуют «самым красивым». О вкусах, конечно же, не спорят, но строение действительно гармоничное. Любопытен факт, что, переживая советское время, церковь на какое-то время превращалась в инкубатор. Тут разводили… кур. Понятно, что внутреннее убранство не сохранилось, но старинная постройка не была разрушена, что уже великое достижение.
Этот интересный памятник духовной власти фактически разросся вместе с городом. Церковные историки относят время постройки монастыря к рубежу XIII и XIV веков, чего не отрицают историки светские. Когда после нашествия татаро-монголов Переяславль-Рязанский принял жителей Старой Рязани, стёртой с лица земли, основная нагрузка по помощи обездоленным легла на обитель, расположившуюся внутри Кремля. Но почему же «памятник духовной власти»? Очень просто: в источниках, рассказывающих об обители, больше информации о высоком положении местных настоятелей среди духовенства, чем сухих фактов о датах и архитектуре. Милостью великих князей в XV — начале XVI века монастырь получает сначала земли, а потом и целое село Гавриловское. В 1920 году обитель попала под повсеместные «санкции» в отношении религии и прекратила свою деятельность до 1996 года.
Если верить историкам, обитель основана в XII веке византийскими монахами-отшельниками. В полном соответствии с тогдашней традицией отшельничества, божьи старцы поселились в пещерах над Окой, сохранившихся до сих пор. К сожалению, пройти внутрь нельзя. Однако можно посетить сам монастырь, отстроенный в более поздние века на месте деревянного предшественника. В советские времена монастырь «перепрофилировали» несколько раз, в процессе разобрали колокольню, которая пыталась потягаться высотой (76 метров) с колокольней Ивана Великого в Москве. В лоно церкви комплекс вернулся в перестройку, в 1989 году. До 1917-го в обители хранилась икона, с которой связана любопытная легенда: якобы хан Батый, уходя после разорения Рязани, собирался разрушить и монастырь, но его остановил сам Иоанн Богослов. Представ перед ханом буквально из ниоткуда в облике, он велел татарскому вождю не трогать обители.
Интересное внушительное здание, построенное в самом начале XIX века, не является в полном смысле домом широко известного русского писателя-сатирика. Изначально это была часть усадьбы губернатора, именовавшаяся «домом Шишкиной», так как земля под строительство выделялась жене знатного чиновника. Сам же Михаил Евграфович проживал в съёмных апартаментах, пристроенных к зданию его новым владельцем, купцом Морозовым. Нужно отметить, что жилище имевшего довольно высокую должность вице-губернатора Салтыкова-Щедрина было более чем скромным. В дальнейшие годы в здании располагалась горком партии и областная научная библиотека. В настоящее время здание планируется включить в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник в качестве музея Солженицына. Справедливо такое решение или нет, решать вам, посетителям древнего города.
Хотя великий русский поэт Сергей Есенин имел «правильное» крестьянское происхождение, в качестве музея, посвящённого его творчеству, приспособили древнюю усадьбу на его малой родине, в селе Константиново.Свою историю усадьба ведёт с XVII века, когда село принадлежало царю, то есть государству. Далее, со времён правления Алексея Михайловича Тишайшего, что передал владение своему ближнему стольнику, усадьба побывала собственностью многих знатных государственных деятелей.Музей открыли уже в советское время, в конце шестидесятых. Комплекс включает в себя мемориальный дом поэта в его семейном деревенском доме, усадьбу Кашиной, а также церковь, где был крещён Есенин. Побывать в музее можно и с экскурсией. Вас довезут из Рязани на машине и покажут места, где русский поэт родился и вырос.
Этот долгожитель Кремля — ещё одна достопримечательность Рязани. Изначально это архиерейские палаты, но с тех пор, как на фасаде поместили резной герб с изображением князя Олега Ивановича, здание называют «Дворцом Олега». Интересный факт: здание строилось на протяжении трёх столетий. Сначала первые два этажа (XVII век), потом, примерно через полвека, третий этаж. Ещё через сто лет на месте дворца появилась пристройка, на удивление гармонично вписавшаяся в общий архитектурный ансамбль. Дворец отличается от своих соседей богато украшенными цветными наличниками из камня, сам же он, как водится, белокаменный.
Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина — детище творческой интеллигенции и неравнодушных ценителей начала XX века. Группа любителей современного искусства задумала эту галерею как выставку современных русских художников, а за основу экспозиции взяли работы И. П. Пожалостина, профессора Императорской Академии художеств, прожившего свои последние годы в Рязани. На протяжении более ста лет существования музея экспозиция постоянно пополняется работами русских и современных мастеров, а также находками с археологических раскопок. Некоторые зовут музей «Рязанской Третьяковкой», что вполне заслуженно. Местная экспозиция станет настоящим «пиром для глаз» увлечённого городским туризмом человека.
Посёлок в 25 километрах от областного центра по прихоти местной администрации официально считается частью Рязани. Наверное, это ещё одна особенность среднерусского быта, знакомство с которым приводит путешественника в Солотчу. Здесь этим самым бытом и красотой природы вдохновлялись такие люди, как Паустовский, Гайдар, Фраерман. Причём зачастую даже вместе. Домик, где они создавали свои знаменитые произведения, а Паустовский в шутку называл «банькой», — то, что можно посмотреть в Рязани. Для любителей церковной архитектуры открыт действующий женский Солотчинский Рождества Богородицы монастырь. Он, как и большинство подобных построек в Рязани, XVII века. И хотя в советские времена служил кинотеатром, внешний вид точно порадует ценителя. Особенное же раздолье ждёт здесь любителей природы: древние сосны растут даже в центре посёлка.
Константин Паустовский, известный советский писатель, знаменит в основном как истинный ценитель природы средней полосы России, хоть и имеет в своём багаже несколько писательских амплуа. В тридцатых годах XX века Константин Георгиевич некоторое время жил и работал в Солотче, посёлке в Рязанской области. Любимый маршрут прогулок писателя по территории нынешнего национального парка «Мещёрский» в 2019-2020 годах оборудовали в экологическую тропу. В зависимости от физической подготовки прогулка по древнему сосновому лесу может составить от 6 до 30 километров. Заблудиться не получится: трасса маркирована, на ней стоят информационные стенды. Зимой тут прокладывают лыжню, а у девятого стенда устроили тайник любители игры «Геокэшинг».
На скамеечке возле Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина круглый год, и в дождь, и в снег, и в летнюю жару корпят над конспектами герои прекрасного советского фильма Шурик и Лидочка. Этих усердных студентов подарили городу к столетию университета, в 2013 году. Любопытно, что скульптуры, если посмотреть с разных ракурсов, то похожи, то не похожи на знаменитых киногероев.
Традиция делать города так называемыми побратимами насчитывает не первый год. У Рязани этих побратимов целых шесть, один из которых — немецкий город Мюнстер. Основанный в средние века (XII век), позднее Мюнстер стал представителем «просвещённой Европы», ведь в нём находился Вестфальский Университет. Кусочек древнего немецкого города запросто отыщется в Рязани. Это — Мюнстерская улица. Самая короткая и в то же время самая оригинальная. Здесь в 2001 году построили квартал в немецком стиле. Дома, примыкающие друг к другу, окрашены в яркие цвета. Найти это забавное великолепие легко: нужно всего лишь зайти туда либо с Почтовой улицы, либо с Лыбедского бульвара.
Как и следует из названия, это набережная градообразующей реки Трубеж, оформленная как часть Кремлёвского парка. Когда ваши глаза устанут от архитектурного пиршества XV-XVII веков, просто выйдите из Кремля по Глебовскому мосту и поверните направо. Тенистая аллея порадует зеленью и тишиной. Здесь, в сонливом покое, можно осмотреть памятники героям Отечественной войны 1812 года и Гражданской войны, увидеть металлические деревья, хранящие «замочки верности» местных новобрачных. Если же захочется попутешествовать по Трубежу и Оке, к вашим услугам прогулка на пароходике, отходящем от пристани с этой красивой набережной. К сожалению, это приключение доступно только летом. Если же речная романтика не для вас, то в конце аллеи найдёте памятник Сергею Есенину и древний храм.
Столица одного из старейших на Руси Великого княжества Рязанского имеет богатую историю и обязательна к посещению для тех, кто любит путешествовать по России.
Современная Рязань — крупный областной центр Центрального федерального округа России, город интересный, вполне современный.
Однако Рязань, одна из немногих, сумела сохранить своё исконно русское лицо, которое с удовольствием покажет путнику.
Даже если вы приехали в город по делам всего на один день, найдите время просто прогуляться по столице одного из Великих княжеств Древней Руси, лучше всего — в компании опытного гида, который хорошо знает город и окрестности. Обязательно увезёте с собой нечто светлое и приятное. А возможно, вернётесь вновь. Чтобы пройтись по историческим местам, которых с каждым годом остаётся всё меньше и меньше в нашей стране.
Рязань, она же «Русская Троя»
Город получил современное название только при Екатерине II в 1778 году, а до того звался Переяславлем-Рязанским.
Старое городище, на котором ведутся раскопки, возникло, по мнению некоторых учёных, ещё в первом тысячелетии нашей эры, когда на земли рязанские пришли славяне-вятичи. Они вытеснили или ассимилировали местное население, которое историки относили к финно-угорской группе народов.
Впервые упоминание Старой Рязани в «Повести временных лет» относится к 1096 году. Если верить древнерусским летописям, город был одним из пограничных форпостов, отделявших поселения славян от кочевников Дикого поля. А древние рязанские воины славились невероятной отвагой.
Впрочем, город стал не просто военной достопримечательностью России, но и важным торговым узлом, через который проходили пути в Азию и Византию. Богатая на урожай земля позволяла не только кормить землепашцев, но и торговать с другими, менее удачливыми в земледелии княжествами.
Щедра на дары людям и природа Рязанского края: на Оке издревле добывали рыбу, а в окрестных густых лесах — зверя.
В XIII веке благоденствие большого богатого города прервалось нашествием хана Батыя, который в тяжёлой битве смёл Старую Рязань с лица земли.
Попытки великих князей возродить свою исконную столицу разбились о регулярные набеги Орды и собственные междоусобицы, в которых князья были большими мастерами.
Частые вопросы путешественников по достопримечательностям в Рязани