0. Протрите камеру перед тем, как делать снимок 😉
1. Да будет свет!
Качественные фотографии, на которых хорошо видно все детали, получаются при хорошем освещении.
Снимайте в ясную погоду с естественным мягким светом. Удачное время для съёмки — утренние и вечерние часы без яркого солнца или лёгкая облачность.. Следите за тем, чтобы на снимке не было слишком ярких, пересвеченных областей — или, наоборот, слишком тёмных, «плоских» теней.
Кадр слева сделан в облачную погоду: яркость и контрастность снимка низкая, кадр получился невыразительный. Кадр справа сделан при мягком при свете закатного солнца: появились мягкие тени, объём, увеличилась контрастность, фото стало атмосфернее.
Кадр слева пересвечен: светлые части получились слишком яркие. Выбирайте автоматический режим или экспериментируйте с настройками камеры, чтобы найти оптимальную контрастность снимка и избежать слишком светлых или тёмных пятен.
Доверяйте авторежиму съёмки — при хорошем освещении современная техника отлично справляется с настройками всех параметров.
Если вы снимаете кадр, в котором одновременно есть и слишком яркие, и слишком тёмные объекты, включите в настройках камеры функцию HDR. Эта технология позволяет сбалансировать яркость и передать мельчайшие детали, не жертвуя ни освещёнными, ни затемнёнными участками.
Однако не стоит использовать эту функцию, если вы хотите акцентировать внимание на ярких цветах, иначе они получатся блёклыми. Также не используйте HDR при съёмке движущихся объектов: фото будет размытым.
Кадр слева снят при высококонтрастном свете без функции HDR: тени слишком тёмные, а светлые части выбеленные, блёклые, деталей не разглядеть. На правом кадре освещение мягче, а функция HDR позволила сгладить контраст и проявить детали в светлых и тёмных областях.
2. Не забывайте, кто здесь главный
Фото — это визуальное сообщение. Помните о том, что вы хотите показать и рассказать с помощью фото.
Выделите главный объект съёмки. Сфокусируйте на нём камеру. Используйте композиционные приёмы, чтобы удачно расположить его в кадре:
- Если это крупный объект — пусть он занимает большую часть кадра, но оставьте по вокруг достаточно свободного пространства
Больше половины левого кадра занимает небо, пропорции здания искажены, не понятно, о чём снимок. На кадре справа суздальские Торговые ряды занимают большую часть кадра; колонны создают динамичный ритм, диагональ крыши уводит взгляд на задний план — к колокольне. Такое сочетание разных планов придаёт глубины снимку.
- Выбирайте формат в соответствии с тем объектом, который вы снимаете. Вертикальные объекты снимайте в вертикальном формате, горизонтальные — в горизонтальном.
- Чтобы придать динамики, живости снимку, располагайте линии объектов по диагоналям. Также обычно вертикальные снимки выглядят динамичнее, горизонтальные фото воспринимаются более статичные и спокойные.
- Возьмите объект в «рамку» из архитектурных или природных элементов, чтобы придать кадру объём.
- Используйте правило третей: разделите линиями кадр на три части по горизонтали и вертикали (включите «сетку» в настройках камеры) и поместите важные объекты вдоль линий сетки или на месте их пересечений
На левом кадре стена кремля делит кадр пополам, башня кремля находится почти у самого края. На остальных кадрах стена и башня кремля находятся на линии третей; в помимо кремля, акцент делается либо на петляющей реке, либо на бегущих облаках.
3. Не сводите глаз с горизонта
Держите смартфон или фотоаппарат ровно и следите, чтобы линия горизонта была параллельна горизонтальным линиям сетки.
На фото слева линия горизонта завалена, на фото справа — выровнена.
4. Думайте о перспективах
Соблюдайте пропорции и перспективу кадра.
Старайтесь не снимать геометрически правильные объекты на смартфон с небольшого расстояния: такая съёмка исказит очертания предметов в кадре. Чем ближе объект, тем больше «бочкообразные» искажения.
Снимая архитектуру, немного отойдите назад и сделайте небольшое приближение с помощью камеры (до 1.3×, чтобы не потерять качество, или на 2×, если у вас есть оптический зум): тогда стены зданий на фото сохранят вертикаль.
При необходимости вертикали можно выровнять позже при редактировании снимка.
На фото слева перспектива и линия горизонта немного завалены, здание и люди «падают». На фото справа перспектива и линия горизонта выровнены, здание и люди никуда не укатятся.
Причиной нарушения пропорций часто оказывается точка съёмки. Если объект, который вы снимаете, расположен невысоко, стоит наклониться или присесть. И чем он меньше, тем ниже следует расположить камеру.
5. Режьте людей правильно 🙃
Не обрезайте людей на фотографии по суставам. Не кадрируйте впритык: оставляйте немного воздуха вокруг человека.
На фото слева от каждого человека «отрезали по кусочку» — такое кадрирование выглядит как просчёт фотографа. На фото в центре оба человека помещены в кадре полностью; на фото справа — кадрирование проходит выше колен, акцент на эмоциях пары.
❗ Не бойтесь нарушать правила, если чувствуете, что так снимок станет атмосферным и уникальным. Главное — чтобы фотография вызывала эмоции.
6. Улучшите результат с помощью обработки
Используйте автокоррекцию на смартфоне или в программах для редактирования фото. Не перебарщивайте с ретушью и фильтрами. Обработка нужна, чтобы приблизить изображение к тому, что вы увидели в жизни.
Кадр слева перенасыщен светом и выглядит нереалистично. На кадре справа лёгкая цветокоррекция приближает изображение к реальности.
7. Обратитесь за помощью
Вы можете предложить друзьям, увлекающимся фотографией, прогуляться с вами на экскурсии и сделать для вас несколько снимков. Или выложить удачные снимки путешественников, получив их разрешение. Также можно нанять профессионального фотографа.
А вдохновение для съёмки ищите на ресурсах с живыми и яркими фотографиями::