Босфор

20 ноя 2023, обновлено 30 сен 2024
Босфор
Древние крепости, роскошные дворцы султанов и завораживающие виды на море — всё это пролив Босфор. Рассказываем, чем он знаменит и почему сюда приезжают путешественники со всего мира. А ещё подскажем лучшие локации для фото и классные варианты досуга.

Пролив Босфор на карте

Где находится пролив

Босфор — одна из основных водных артерий Турции. Именно по нему проходит граница между Европой и Азией. Босфор соединяет Чёрное море с Мраморным, а по обоим его берегам располагаются районы Стамбула. Его глубина — 124 метра, длина — 30 километров, а ширина варьируется от 4 километров до 750 метров (что делает пролив Босфор самым узким проливом в мире и самым сложным для прохождения).

Где находится пролив
Фото: Shutterstock

В то же время ландшафт турецкого пролива — очень разнообразен: на его берегах встречаются и живописные леса, и старинные крепости, и курортные комплексы, и жилые районы Стамбула.

История

Согласно оценкам исследователей, пролив образовался в промежутке от 5 до 7,5 тысяч лет назад. Считается, что водные потоки сами пробили себе путь, когда уровень воды в морях поднялся до критической отметки.

Возникновение названия пролива связывают с древнегреческой легендой о возлюбленной Зевса, прекрасной девушке Ио. Бог грома превратил любимую в корову, чтобы скрыть её от глаз супруги Геры. Однако Гера прознала про любовные похождения мужа и уговорила Зевса подарить ей корову, в теле которой заточена Ио. Получив своё, жестокая богиня стала издеваться над девушкой. Например, наслала на неё овода. Корова, преследуемая кровожадным насекомым, пробежала несколько стран, а добравшись до Чёрного моря, переплыла пролив. Тогда‑то его и стали называть «бычий брод», то есть Боспор. Со временем название приобрело более привычное для нас звучание Босфор, а в современной Турции его и вовсе называют Стамбульским.

История Босфора
1635 и 1638 года. Питер Пауль Рубенс. Гермес, Аргус и Ио

История пролива неразрывно связана с историей создания Византии и города Константинополя. Первое значительное поселение в месте слияния Мраморного моря и Босфорского пролива появилось в 660 году до н. э. Основала его группа греков, бежавших от дорийцев, во главе с лидером по имени Бизас. Территорию стали называть в честь него — Византией. Уже через 100 лет поселение превратилось в крупный для того времени город, который стал лакомым кусочком для завоевателей из‑за отличного географического положения, позволяющего контролировать торговлю в Чёрном море.

Следующие века город переходил под контроль то персов, то афинян, то спартанцев. В итоге, опасаясь нового захвата, византийцы попросили защиты у Римской империи, а в 330 году город был избран императором Константином I в качестве новой столицы государства и назван Константинополем. Римская империя распалась в конце IV века, и город стал столицей Византийской империи, продолжая расширяться и процветать.

Следующей вехой, значимой для истории пролива, стало завоевание Константинополя османским правителем султаном Фатихом Мехметом. Он, вместе с войсками, вошёл в город в мае 1453 года. Византийская столица стала главным городом Османской империи, которому было дано новое название — Стамбул. Для его обороны начали строить крепости по берегам Босфора, многие из которых сохранились до наших дней, и это работало! Последний османский султан Мехмет VI потерял контроль над городом только после проигрыша империи в Первой мировой войне в 1918 году. Спустя пять лет Стамбул, вместе с входящим в его территорию Босфором, станет частью новой Турецкой республики, но уже не будет главным её городом, уступив этот титул Анкаре.

Мехмед II. Джентиле Беллини • Конец XV — начало XVI века. Падение Константинополя

Сейчас в Стамбуле проживает более 15 миллионов человек, часть из которых каждый день видит из окна своего дома воды пролива. Жить на берегу престижно, поэтому вдоль него расположилось множество особняков. На набережных всегда кипит жизнь: горожане и приезжающие любуются местными красотами с террас местных ресторанчиков. И, разумеется, виды Босфора хорошо знакомы каждому любителю турецких сериалов, ведь без кадров потрясающих пейзажей не обходится ни одна популярная мыльная опера.

Мосты через пролив Босфор

Раньше добраться из азиатской части Стамбула в европейскую и наоборот можно было только по воде, но в самых узких его частях со временем построили мосты. Сейчас в городе их три.

Босфорский мост

Первый современный мост через пролив открыли в 1973 году — к 50‑летнему юбилею с момента основания Турецкой республики. Сегодня подвесной Босфорский мост, соединяющий районы Ортакёй и Юскюдар, является одной из самых узнаваемых городских до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей. Изначально он проектировался только для пешеходов, но в итоге оказался полностью занят автомобильными полосами. Основной его пролёт, нависающий над водой, 1074 метров в длину, а общая протяжённость дорожного полотна — 1,5 километра. Именно этот мост находится ближе всего к центральным районам Стамбула.

Босфорский мост
Фото: Shutterstock

С 2016 года конструкция официально называется «Мост мучеников 15 июля» в память о жертвах попытки военного переворота. В этот день поздно вечером несколько подразделений военнослужащих перекрыли Босфорский мост и две другие переправы, ввели в Стамбул технику, захватили офисы местных телекомпаний и сделали заявление о захвате власти. Вскоре к народу обратился президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и призвал сторонников выйти на улицы в знак протеста. Так и произошло: тысячи мирных граждан вышли поддержать действующую власть, но этот шаг обернулся перестрелками и смертями среди горожан. Восстание удалось подавить, однако этот инцидент стал трагедией для множества турецких семей. Несмотря на это, новое название моста не прижилось среди жителей города: стамбульцы до сих пор называют его Босфорским.

Мост Султана Мехмеда Фатиха

На самом узком участке Босфора в 1988 году появился ещё один мост, названный в честь османского завоевателя Константинополя. Подвесной мост соединяет европейский район Хисарусту и азиатский Каваджика. Конструкция, габариты которой сопоставимы с размерами Босфорского моста, была построена для облечения городского трафика. Здесь тоже шесть основных полос движения, и для пешеходов мост закрыт — так же, как и Босфорский. Визуально мосты похожи, их даже проектировала одна компания. Правда, Второй Босфорский мост, как нередко называют мост Султана Мехмеда Фатиха, уступает более ранней переправе по критерию красоты. Тут и место не столь живописное, и по ночам иллюминация не такая красочная.

Мост Султана Мехмеда Фатиха
Фото: Shutterstock

Мост Султана Селима Явуза

Практически у берегов Чёрного моря располагается самый новый мост Стамбула через пролив Босфор, строительство которого завершилось в 2016 году. Эта гибридная вантовая подвесная конструкция носит имя султана Селима I, который правил Османской империей с 1512 по 1520 год. За этот короткий срок он смог значительно расширить границы государства, присоединив Сирию, Египет, Палестину и Хиджаз (часть современной Саудовской Аравии). Ещё больше Селим Явуз сделал для мусульманства, закрепив за страной статус главного центра этой религии, а за собой титул лидера исламского мира.

Мост, который ещё называют Третьим Босфорским, протянулся от района Гарипче в европейской части до района Пойразкёй в азиатской. Помимо полос для автомобилей на мосту предусмотрены дорожки для пешеходов. И при всём этом мост Селима Явуза считается одним из самых высоких на Земле — 322 метра. С одной его стороны открывается отличный обзор на море, а с другой — вид на отдалённые от центра районы Стамбула.

Мост Султана Селима Явуза
Фото: Shutterstock

Тоннели

Помимо мостов континенты соединяют два современных тоннеля.

Мармарай

Помочь разгрузить железные дороги и дать новые возможности для торговли с азиатскими странами — так звучали цели строительства железнодорожного тоннеля Мармарай, который начали прокладывать под Босфором в 2004 году (закончить должны были за пять лет, но в итоге объект открыли только в 2013‑м). В итоге тоннель получился масштабным: его общая протяжённость составляет 13,6 километра, из них 1,4 километра непосредственно под водой.

Фото: Ирина Ковалева

Тоннель часто называют «проектом века», поскольку первая идея о строительстве межконтинентального тоннеля под проливом была выдвинута ещё в 1860 году. Правда, в это время ещё не существовало технологий, позволяющих воплотить задумку, поэтому планы были отложены. Сейчас Мармарай — больше, чем просто подземная железная дорога. Это целая транспортная система, которая соединяет не только два материка, но и окружающие Стамбул посёлки с центром города. Всего к Мармараю относят 43 станции и почти 77 километров железнодорожных путей.

Евразия

В 2016 году в городе открылся уникальный транспортный объект: двухэтажный подземный автомобильный тоннель, аналогов которому нет не только в Турции, но и в мире. Его глубина достигает 106 метров от уровня морского дна! Трасса длиною 14,6 километра соединяет Казлычешме и Гёзтепе, однако протяжённость двухэтажного участка составляет лишь 5,4 километра. С появлением Евразийского тоннеля путь между отдалёнными районами стал занимать 15 минут вместо полутора часов. За время своей работы подземная дорога зарекомендовала себя в качестве безопасного варианта передвижения из Европы в Азию.

Тоннель Евразия
Фото: Юлия Донская

Порты на Босфоре

Недалеко от центра Стамбула можно насчитать с десяток портов и пристаней, расположенных по берегам. Большая часть сконцентрирована у выхода в Мраморное море и в месте слияния пролива с бухтой Золотой Рог. Путешественнику, прогуливающемуся около Босфорского моста, не составит труда организовать спонтанное морское путешествие, обратившись в один из портов. Однако лучше доверять водную прогулку проверенным гидам, которые не только покажут самые красивые локации Стамбула и Босфора, но и познакомят с историей города.

Порты на Босфоре
Фото: Shutterstock

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти на берегах Босфора

Крепости, музеи, мечети, исторические здания — всё это есть по обе стороны пролива Босфор в Стамбуле. Рассказываем о самых интересных.

Девичья башня

Загадочное строение, возвышающееся над водой, находится в азиатской части города на небольшом острове. Башня — настоящий символ города, популярное туристическое место, и это вполне оправданно. Мало того что строение выглядит фотогенично, оно ещё и обладает интересной историей. Точная дата появления башни на Босфоре неизвестна, однако исследователи утверждают, что она была возведена ещё во времена Древней Греции. В разное время она выполняла функцию форта, отдалённой от города тюрьмы, больницы, а сейчас внутри работает музей.

С башней связано множество легенд, каждая из которых рассказывает о прекрасной девушке, для которой её построили. Отсюда‑то и пошло название до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти. По вечерам пролив освещается яркими красками: начинается световое шоу об истории любви Девичьей и Галатской башен, которые никогда не встретятся из‑за разделяющего их Босфора — это ещё одна трогательная легенда города.

Башня открыта для посещения каждый день с 9:00 до 20:00. Шоу стартует в 21:00.

Ещё по теме
 
Девичья башня
Фото: Shutterstock

Дворец Долмабахче

На европейском берегу Босфора располагается самый роскошный дворец Турции, здание которого выполнено в европейском стиле в середине XVIII века во время правления султана Абдулмеджида I. Масштабы поражают: 285 комнат, 44 зала, 6 хамамов и 68 туалетов. Всё это отделано дорогими материалами. Одного только золота понадобилось около 14 тонн!

Фото: Shutterstock

Внутри есть деление на зоны: мужские покои, церемониальный зал и гарем. Посетив дворец, можно получить полноценное представление о жизни последних наложниц Османской империи. Что интересно, свою функцию резиденции первого лица страны Долмабахче выполнял до 1949 года. В качестве музейного объекта дворец стал работать только с 1984‑го.

Дворец открыт со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:00.

Мечеть Бююк Меджидие — Ортакёй

Изящная белокаменная мечеть, стоящая неподалёку от Босфорского моста, считается самой красивой мусульманской постройкой города. Её возвели по приказу султана Абдулмеджида I. Мечеть у правителя получилась не менее шикарная, чем дворец: большие окна, благодаря которым в солнечные дни молитвенный зал озаряется светом, отделка внутренней части мраморными панелями, роскошные хрустальные люстры под потолком.

Даже если вы не решитесь заглянуть внутрь мечети Бююк Меджидие, то всё равно не останетесь разочарованы: с набережной открывается открыточный вид. Можно даже в одном фото поймать в кадр мечеть, мост и пролив Босфор — всё как на картинках из путеводителей.

Мечеть Бююк Меджидие
Фото: Shutterstock

Крепость Румели

Самая крупная стамбульская крепость османского периода была построена в 1452 году всего за четыре месяца. Создать базу с мощным укреплением требовалось для контроля передвижения судов по Босфору и сбора налогов (судам, которые отказывались платить за перемещение по проливу, угрожали расстрелом из пушек), а также в целях обороны от Константинополя, ведь в то время город принадлежал Римской империи. Уже через год столица стала главным османским городом, а надобность в крепости исчезла. Сначала строение переделали под тюрьму, затем устроили в этом месте таможенный пункт, а потом внутри образовался жилой район.

В XXI веке возле крепости вырос мост Султана Мехмеда Фатиха, что сделало древнее оборонительное сооружение ещё более популярной локацией для путешественников. Сейчас здесь может прогуляться любой желающий со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:00.

Фото: Shutterstock

Экскурсии по проливу Босфор

Вариантов классного времяпрепровождения на проливе масса. Вот самые топовые варианты экскурсий для знакомства:

  • Прогулка на яхте (возможны варианты с выходом в Чёрное или Мраморное море). Посмотреть на основные до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти города с воды и подышать свежим воздухом моря — что может быть лучше? Гид расскажет турецкие легенды и реальные истории легендарного прошлого этих земель.
  • По проливу на каноэ. Интересный вариант для тех, кто любит эксперименты. Такие экскурсии проводятся в тандеме с опытными инструкторами в местах со спокойным течением.
  • Пешая межконтинентальная прогулка. Дойти из Европы в Азию за пару часов легко, если вы гуляете по Стамбулу. Попутно можно познакомиться с древними до­сто­при­ме­ча­тель­но­стями и сполна насладиться живописными видами пролива.
  • Всё за один день. Охватить главные туристические локации и успеть полюбоваться Босфором возможно, если обратиться к опытному гиду. Экспресс‑экскурсии идеальны для тех, кто в городе проездом.
  • Гастрономическое плавание. Совместить завтрак, обед или ужин от шеф‑повара с водной прогулкой — идеальный план. Романтично, вкусно и познавательно!

Как добраться до пролива Босфор

В городе хорошо развита транспортная система, поэтому доехать до воды на общественном транспорте можно из любой точки города.

Как добраться до пролива Босфор
Фото: Shutterstock

На европейской стороне пролива располагаются станции скоростного трамвая T1. Каждая остановка участка Чемберлиташ — Кабаташ находится вдоль набережной и охватывает территорию до Долмабахче. До Босфорского моста довезёт ветка метро M7, если выйти на остановках «Меджидиекёй», «Фулья» и «Йылдыз». Последняя станция располагается рядом с дворцом. Кроме того, в европейской части есть две станции метро, которые находятся недалеко от Второго Босфорского моста: «Этилер» и «Хисарюстю». Здесь же можно добраться до крепости Румели, а от неё — спуститься ближе к воде на фуникулёре и продолжить прогулку.

С другой стороны к проливу привозит метро (станции «Кадыкёй» и «Ускюдар»), а также метробус — скоростной автобус (остановка «15 Теммуз Шехитлер Кёпрюсю»).

Исторический трамвай Кадыкёй
Исторический трамвай Кадыкёй. Фото: Shutterstock

Где искать лучшие виды на Босфор

В городе есть множество локаций с отличными панорамными видами на пролив. Вот несколько из них:

  • Парк Гюльхане. Живописные картины Босфора среди зелёной растительности — идеально для размеренного отдыха и сочных фото. Рядом станция метро «Сиркеджи» (360 метров) и остановка автобуса «Гюльхане» (215 метров).
  • Галатапорт. Новая модная локация в Стамбуле в европейской части города в районе Каракёй. Дойти до сюда можно от Галатского моста пешком (около 15-20 минут) или доехать на трамвае линии T1 до остановки «Топхане».
  • Галатская башня. Со смотровой площадки виден весь город, включая знаменитый пролив. Тут останавливаются поезда метро (станция «Шишхане») и автобусы (остановка «Каракёй»).
  • Мечеть Сулеймание. Роскошное мусульманское здание располагается на возвышенности, позволяя полюбоваться окружающими районами и проливом. Легче всего добраться сюда на метро: станция «Везнеджилер».
  • Галатский мост. Считается, что именно он разграничивает Босфор и бухту Золотой Рог. У моста есть две действующие трамвайные остановки — «Эминёню» (со стороны района Фатих) и «Каракёй» (со стороны Бейоглу).
Парк Гюльхане • Галатапорт • Галатская башня • Мечеть Сулеймание • Фото: Shutterstock

Заключение

Босфор — это не только пролив, который отделяет европейскую часть Турции от азиатской и соединяет Чёрное море с Мраморным. Это важная часть Стамбула и его истории. А знакомство с проливом Босфор и его до­сто­при­ме­ча­тель­но­стями можно осуществить с местными гидами — так поездка будет намного более впечатляющей и запомнится надолго.

Автор: Мария Фёдорова

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Галатская башня: маяк, обсерватория и даже тюрьмаГалатская башня: маяк, обсерватория и даже тюрьма Всё об одной из топовых видовых точек Стамбула

Еще экскурсии по теме