Чем интересен железнодорожный вокзал в Кисловодске

Чем интересен железнодорожный вокзал в Кисловодске
С Кисловодского вокзала можно отправиться в путешествие по Кавказу, а можно ненадолго здесь задержаться, чтобы полюбоваться красотой исторических зданий и посетить небольшой музей железной дороги. Чем ещё интересен вокзал в Кисловодске, читайте в материале Tripster.

История и архитектура

О необходимости железнодорожной ветки Минеральные Воды — Кисловодск заговорили ещё в 1879 году, но работы были отложены из‑за войны с Турцией и сомнений в рентабельности проекта.

кисловодск вокзал
1880–1889 годы. Общий вид Кисловодска

В 1890‑м правление Владикавказской железной дороги (ВЖД) предложило возвести линию за свой счёт и получило одобрение Александра III. В 1892‑м началось строительство. Работы велись в сложных условиях, но менее чем через два года новая ветка протяжённостью более 60 километров была готова. Тогда же был возведён вокзальный комплекс в Кисловодске.

 XIX век: открытие вокзала

Торжественное открытие комплекса прошло в 1894‑м. На этом этапе вокзал состоял из главного пассажирского здания и дома для работников железной дороги.

Главное здание возвели в популярном на рубеже XIX–XX веков «кирпичном» стиле. Кирпич — недорогой материал, который не требует чистки и покраски, поэтому в то время его часто использовали в строительстве и декоре вокзальных комплексов.

кисловодск железнодорожный вокзал
1895–1896 годы. Здание вокзала

Облик постройки также отсылал к готической архитектуре. Главный вход выполнили в форме стрельчатой арки, над которой красовался ступенчатый щипец со старинной надписью «Кисловодскъ». Арочную форму придали и окнам вдоль фасадов. А по углам строения установили декоративные башенки, похожие на средневековые. Внутри разместили почтовое отделение и зал ожидания с выходом на платформу, укрытую ажурным навесом на чугунных столбах.

Дом для работников железной дороги тоже построили из кирпича и украсили рельефной кладкой. Оба сооружения эффектно выделялись на фоне местной застройки. Кроме того, по меркам начала XX века они были прекрасно оснащены: и в главное пассажирское здание, и в дом для работников железной дороги провели отопление и водоснабжение, обе постройки обеспечили системой вентиляции.

Курортный зал: 1896 год • 1898 год

В 1895 году ансамбль вокзального комплекса дополнило ещё одно здание — курортный зал, встречавший пассажиров при выходе в город. Парадный фасад в стиле французского неоренессанса поражал приезжую публику своей красотой. Сюда приходили, чтобы после долгого пути поесть в грузинском ресторане, послушать живую музыку в исполнении неаполитанского оркестра, поиграть в карты и бильярд, а также посмотреть выступления известных артистов.

Начало XX века: перестройка вокзала

Первая перестройка вокзального комплекса Кисловодска состоялась в 1905 году. Тогда рядом с главным пассажирским зданием возвели багажное отделение на каменном цоколе, украшенное наличниками и куполом со шпилем. Для удобства пассажиров до него продлили ажурный навес с платформы.

В 1910‑м на месте бакалейной лавки, жандармского кабинета и «ретирадника» (так в старину называли уличный туалет) появилось новое здание из кирпича с асимметричным фасадом в стиле модерн. Строение занимали буфет и столовая, а также несколько номеров для состоятельных путешественников.

1905–1910 годы. Железнодорожная станция • 1917–1918 годы. Курортный зал и станция железной дороги

В этот период движение на железной дороге было однопутным. Однако со временем курортный Кисловодск набирал всё большую популярность, а пассажиропоток увеличивался. Назрела необходимость увеличения количества рейсов. Для этого в 1912 году на всём протяжении железной дороги организовали двухпутное движение, а спустя ещё три года — в 1915‑м — расширили и сам вокзал. Главное пассажирское здание увеличили, а над железной дорогой соорудили мост, который сократил путь к дачам и особнякам курортников.

Советская реконструкция и современный вид

В 1950 году благоустроили привокзальную площадь, а к концу 1980‑х реконструировали и сам вокзальный комплекс. К нему пристроили 20‑метровую часовую башню, кассы и зал ожидания для пассажиров пригородных поездов.

Последний капитальный ремонт проводился в 2003 году, его приурочили к исторической дате — 200‑летию Кавказских Минеральных Вод. Тогда помимо построек на территории обновили тротуарную плитку, заменили инженерные сети и установили электронные табло, информирующие о прибытии и отправлении поездов и электричек.

Привокзальная площадь: 1959–1961 годы • 1985–1988 годы

Вокзал сегодня

Вокзальный комплекс Кисловодска сохранил свой исторический облик. Главное здание принимает пассажиров, как и 100 лет назад. А вот назначение некоторых других построек изменилось. Так, стены бывшего Курзала занимает филармония, а здание, где раньше были буфет и столовая, — администрация, часовня и мини‑музей.

Вокзальный комплекс Кисловодска • Здание филармонии (Курзал) • Фото: Shutterstock

Музей в бывшем здании буфета и столовой

Здесь можно узнать об истории железнодорожного транспорта. Самые впечатляющие экспонаты музея — макеты. Два из них — это уменьшенные копии исторических станций в Минеральных Водах и Кисловодске. Ещё один — это модель железной дороги с системой автоматического управления. Её длина составляет 26 метров!

Интересно взглянуть и на исторические экспонаты. Среди них, например, станционный колокол начала прошлого столетия и фонари того же периода. А ещё тут есть целая коллекция старинного обмундирования чиновников и инженеров путей сообщения: от будничных костюмов до парадной формы. Вход в музей свободный.

Здание выставочного зала «История развития железнодорожного транспорта» • Экспозиция музея • Фото: clastat, Владимир Дергачев, Сергей Олексенко

Интересные факты

Вот ещё несколько любопытных подробностей про железную дорогу и вокзал в Кисловодске.

  • Строительство железной дороги и кисловодского вокзала обошлось правлению ВЖД в три миллиона рублей, что в пересчёте на наши деньги равняется трём миллиардам рублей. Такая цена была обусловлена сложностью работ и необходимостью возведения большого количества инфраструктурных построек вдоль пути: мостов, пакгаузов, виадуков. Ещё в один миллион рублей обошлось строительство роскошного здания Курзала
  • Во времена, когда движение на железной дороге было однопутным, на территории кисловодского вокзала был оборудован поворотный круг системы Селлерса, который разворачивал 50‑тонные поезда для обратного следования. Его демонтировали лишь в середине XX века, когда движение на железной дороге стало двухпутным
  • В конце XIX — начале XX века на территории кисловодского вокзала работало самое известное в стране и крупнейшее на Кавказе экскурсионное бюро Григория Москвича, которое предлагало прогулки к местным до­сто­при­ме­ча­тель­но­стям и выпускало иллюстрированные путеводители по разным регионам России. Такие справочники стали настольными книгами во многих домах того времени. Один из сохранившихся экземпляров можно увидеть в Ставропольском музее‑заповеднике
1895 год. Строительство курортного зала • 1905–1910 годы. Поворотный круг • Путеводитель по Кавказу Григория Москвича • Фото: сайт Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея‑заповедника имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве

Основные направления

Кисловодский вокзал — это конечная станция железнодорожной ветки, которая начинается в Минеральных Водах. Круглый год он принимает поезда дальнего следования из Москвы, Санкт‑Петербурга, Нижнего Новгорода, Кирова, Перми, Тюмени, Архангельска, Адлера, Симферополя и ещё нескольких городов России. В зависимости от сезона поезда отправляются ежедневно или несколько раз в неделю. Кроме того, между Кисловодском, Краснодаром и Ростовом‑на‑Дону курсируют скоростные поезда «Ласточка». Актуальное расписание нужно уточнять на сайте РЖД. 

У вокзала также налажено пригородное сообщение с соседними курортами: Железноводском, Пятигорском, Ессентуками. Отправление и прибытие — каждые полчаса или час.

Привокзальная площадь • Перрон • Фото: Shutterstock

Где находится и как добраться

Вокзальный комплекс Кисловодска расположен по адресу: Вокзальная улица, 15. От центра города (Курортного бульвара) до него можно дойти пешком за 5–7 минут. Ближайшая к ж/д‑станции остановка общественного транспорта — «Железнодорожный вокзал Кисловодск».

Заключение

Железнодорожная ветка Минеральные Воды — Кисловодск пролегает через несколько известных курортов Кавказа. Среди них, например, Ессентуки и Железноводск. Осмотрев вокзал, можно купить билет и отправиться в эти города. В электричке обязательно садитесь у окна: за ним будут мелькать пакгаузы, виадуки и водонапорные башни. Многие из них даже признаны памятниками архитектуры Ставропольского края.

Автор: Инна Метелькова

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Гора Баран в КисловодскеГора Баран в Кисловодске Зачем на неё подниматься и что посмотреть в окрестностях

Ещё экскурсии по теме