Эрмитаж: легендарный музей в самом сердце Санкт‑Петербурга
История, корпуса и главные шедевры из коллекцииИстория создания Эрмитажа
День рождения Эрмитажа отмечают 7 декабря, когда в стране принято чтить память святой Екатерины. Она считается покровительницей Екатерины Великой, которая стала инициатором создания музея.
В один из дней 1764 года из Берлина в столицу Российской империи прибыла первая партия из 225 картин. Среди них были работы голландских, французских, итальянских и других живописцев XVII века. Коллекцию шедевров для петербургской галереи императрица Екатерина Великая купила у короля Пруссии Фридриха II. Именно это событие принято считать началом знаменитого музея Эрмитаж.
В 60‑е и 70‑е годы XVII века собрание пополнилось бриллиантами живописи. В их числе такие легендарные картины, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта и «Святое семейство» Рафаэля.
Тогда же коллекцию пополнила и «Даная» Рембрандта, которая чуть не погибла в советское время. Один из посетителей в 1985 году плеснул на полотно серной кислотой. К счастью, фрагмент удалось спасти. Правда, на его восстановление понадобилось 12 лет.
Пополнение собрания не всегда шло гладко. Однажды Екатерина Великая приобрела коллекцию у недобросовестного перекупщика. Оказалось, что все картины — довольно грубые подделки. Расстроенная императрица продала их за «три копейки», а деньги пустила на благотворительность. В другой раз потерпел крушение корабль, на борту которого находилась крупная партия картин.
К концу своей жизни императрица обогатила коллекцию до почти 4000 картин. Последним её приобретением стал «Портрет старушки» Рембрандта. Сейчас эта картина находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а от самого екатерининского собрания в Эрмитаже осталось лишь 96 полотен. Часть из них выставлена в ГМИИ, часть — продана после Октябрьской революции.
При сыне Екатерины Великой, Павле I, пополнение коллекции приостановилось, а музей перестали содержать должным образом. В результате стало разрушаться здание Малого Эрмитажа. Зато внук легендарной императрицы, Александр I, отнёсся к духовному наследию бабушки более ответственно. Он распорядился ухаживать за полотнами, а саму экспозицию привёл в порядок, разделив её на тематические части.
При Николае I Эрмитаж стал полноценным музеем. Мало того, что император построил дополнительное здание для галерей, он ещё и сделал коллекцию музея доступной для граждан.
Императорский Эрмитаж сразу после революции, а именно 12 ноября 1917 года по новому стилю, стал государственным. Поскольку экспонаты имели большую ценность, а молодой республике нужно было золото, много картин продали в США. Так, из России уехала единственная работа ван Эйка, личные предметы Рафаэля и Боттичелли — всего страну покинуло 48 шедевров.
За счёт национализированного имущества дворян и богатых помещиков коллекция стала пополняться новыми шедеврами. В Эрмитаже публике представили работы современных мастеров: Пикассо, Матисса и других.
Почти сразу после национализации музея началось его реформирование. Бриллиантовая комната уехала в кремлёвский музей. ГМИИ пополнился работами великих голландцев и итальянцев.
Военные 1941–1945 годы.музей пережил в Свердловске. Всего на Урале было спрятано более миллиона экспонатов.
После взятия Германии в музее представили трофейные произведения искусства. Часть из них до 1958 года экспонировалась в галереях, потом их отправили обратно. Но после развала Советского Союза руководство Эрмитажа объявило, что в запасниках ещё находятся трофейные шедевры, и выставило их на обозрение.
В постсоветский период экспозиция активно пополнялась работами художников XX века. В начале 2000‑х в музее появилась одна из версий знаменитого «Чёрного квадрата» Казимира Малевича.
В 2006 году произошёл интересный случай. Обнаружили пропажу более 200 экспонатов. Как выяснилось позже, их украла одна из сотрудниц. Привлечь к ответственности её не смогли, потому что на момент обнаружения пропажи она уже умерла. К счастью, часть коллекции удалось вернуть.
Во время пандемии 2020 года в Эрмитаже заработали виртуальные экскурсии на нескольких языках.
Здания Эрмитажа
Вид на Дворцовую набережную поражает своим великолепием, как и архитектура Эрмитажа, который напоминает легендарные венецианские дворцы. Застройка этого берега Невы началась ещё при Петре Великом. Несколько раз перестроенные здания обрели окончательный вид лишь в конце XVIII века.
Экспозиция музея размещена в нескольких зданиях. Главный музейный комплекс простирается от Дворцовой набережной до Эрмитажного театра. В советский период эти здания соединили между собой переходами, внутри которых также организована экспозиция. Автором идеи и проекта стал архитектор А. В. Сивков. Его именем назван переход между императорской резиденцией — Зимним дворцом — и Малым Эрмитажем.
Попасть в главный музей, где расположена основная коллекция, можно либо с Дворцовой площади, либо из Большого двора Зимнего дворца. Для тематических экспозиций Государственному Эрмитажу отданы историко‑культурные здания. Среди филиалов: Главный штаб на Дворцовой площади, Музей фарфорового завода и другие корпуса. Также в состав Эрмитажа входит фондохранилище «Старая Деревня», расположенное в Приморском районе города.
Зимний дворец
Величественное здание возводилось специально для императрицы Елизаветы Петровны — любительницы «всего французского» и барочной пышности. Она доверила проектирование и возведение дворца знаменитому Ф. Б. Растрелли. К тому времени на счету прославленного архитектора были Летний дворец Елизаветы, Смольный монастырь и другие сооружения. Пожить в «зимних апартаментах», которые Растрелли создал для императрицы, Елизавете Петровне не удалось: она умерла во время строительства. Принимал постройку Пётр III, муж будущей Екатерины II. Однако в результате дворцового переворота он был свергнут своей супругой. Она стала полноправной хозяйкой дворца в 1762 году.
Среди роскошных залов и интерьерных изысков здания отдельного рассказа заслуживает… лестница.Дворяне, собираясь на приём к государю, подъезжали ко входу на набережной, входили в слабо освещённый подъезд, ступали на лестницу — и попадали в просторное, роскошное, яркое помещение с колоннами, статуями, хрустальными люстрами и расписным плафоном размером 19х9 метров.
Сперва лестница называлась Парадной, потом стала Посольской. А вот название «Иорданская» за ней закрепилось из‑за того, что на Крещение императорская семья спускалась по ней к иордани — проруби в Неве напротив входа во дворец.
При пожаре в 1837 году дворец авторства Растрелли почти полностью выгорел, но Николай I распорядился восстановить его «по‑старому». Создавая проект, архитектор В. П. Стасов лишь немного изменил вид лестницы.
Сейчас вход с набережной закрыт, но пройти к лестнице можно с Большого двора. Там же начинается экспозиционный маршрут №1. В свою очередь, второй путь по залам открывается с Церковной лестницы. Она находится рядом с Малой церковью (в юго‑восточной части дворца).
Малый Эрмитаж
Здание Малого Эрмитажа построили Ю. М. Фельтен, помощник Ф. Б. Растрелли, и французский профессор архитектуры Ж.‑Б. Валлен‑Деламот. Самого великого архитектора к строительству не допустили: слишком затратны были его барочные завитушки, а в моду уже прочно вошёл классицизм.
По форме дворец представляет собой сильно вытянутый прямоугольник, короткие стороны которого выходят на Дворцовую набережную и Миллионную улицу.
Сначала построили Северный павильон Малого Эрмитажа с оранжереей, из которой можно было выйти в Висячий сад. Сад разбили на крыше одноэтажной пристройки с южной стороны дворца. Первыми здесь высадили розы и луковичные. Ограждением по периметру служили витые решетки в форме кленовых листьев. Позже построили фонтан, добавили античные скульптуры, изображающие римских и греческих богов.
На втором этаже Северного павильона Малого Эрмитажа разместили большой зал и два кабинета по бокам. На стенах кабинета в несколько рядов висели картины, с которых и началась знаменитая коллекция.
В 1858 году в Северном павильоне обустроили Павильонный зал. Главными элементами его оформления стали четыре фонтана и копия древнеримской мозаики на полу (оригинал — в Ватикане). Внутри здания Малого Эрмитажа, под садом, помещались конюшни. Через несколько лет с другой стороны Висячего сада пристроили Южный павильон, а вдоль стен возвели полноценные галереи. Таким образом, сад полностью скрыли от посторонних глаз.
В Южном павильоне расположилась библиотека, для которой в 1775 году перенесли книги из Зимнего дворца. Сначала библиотека включала личные книги императрицы. Позже из бюджета стали выделять деньги на покупку заграничных изданий. Так были приобретены библиотеки знаменитых французских писателей — Вольтера и Дидро. Сейчас книгохранилище называется Научной библиотекой Государственного Эрмитажа.
Большой (Старый) Эрмитаж
Скоро стало ясно, что для быстро растущей коллекции Эрмитажа одного здания не хватит. По этой причине в начале 70‑х годов XVII века с восточной стороны Малого Эрмитажа стали строить новое здание. Правда, в него коллекция переехала только в 1787 году.
Строение предназначалось не только для выставки музейных ценностей. Здесь, помимо парадных залов и галерей, были оборудованы покои для императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II.
Между залами и личными комнатами сделали Малахитовую гостиную, убранство которой полностью сохранилось с момента постройки. В ней из благородного уральского самоцвета выполнены колонны, камины, пилястры и другие предметы интерьера.
Эрмитажный театр
Екатерина Великая любила и понимала драматическое искусство. Также у неё был писательский талант, она даже сочинила либретто к комической опере и, по мнению филологов, под псевдонимом публиковалась в тогдашних толстых литературных журналах. Скорее всего, это увлечение и послужило толчком для создания театра.
Строительство было поручено архитектору Д. Кваренги. Трёхэтажное театральное здание спроектировали в одном стиле с императорской архитектурой на месте бывшего Зимнего дворца Петра I.
Зал представляет собой древнегреческий амфитеатр с мраморной отделкой и скульптурами античных богов. Всего здесь может разместиться 230 человек. Такое маленькое количество мест обусловлено тем, что театр Екатерины Великой строился как придворный, для дворянской знати.
Сегодня здесь показывают балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и другие.
Новый Эрмитаж
Это здание является детищем Николая I, построенным в середине XIX века. Оно стало первым публичным музеем России.
Правда, идея строительства нового здания зрела давно, потому что экспозиция продолжала разрастаться и ей требовалось всё больше площади. По этой причине император приказал построить Новый Эрмитаж, где сделали 60 новых залов и галерей для картин и других экспонатов.
Главная изюминка здания — это портик парадного входа. На нём посетителей музея встречают 10 гранитных фигур атлантов высотой 5 метров каждая. Сам фасад украшен скульптурами, изображающими художников, скульпторов и других мастеров. На Эрмитаже можно увидеть изображения Дюрера, Рембрандта и многих других.
Кстати, именно после открытия нового здания Большой Эрмитаж стали называть Старым.
Дворец Меншикова
Первый каменный дом в Санкт‑Петербурге был построен в 1710 году для государственного деятеля, графа Священной Римской империи и светлейшего князя Александра Меншикова — приближённого «любимчика» Петра I.
После того как царь отстранил Алексашку (прозвище Александра Меншикова) от управления городом, дворец также экспроприировали и отдали его военному учебному заведению.
В 1981 году дворец передали в ведомство Государственного Эрмитажа. Сейчас в нём расположена коллекция российских произведений искусства начала XVIII века.
Главный штаб Эрмитажа
Здание построили для нужд трёх министерств: военного, иностранных дел и финансов. Музей разместился здесь лишь в 2014 году. Сейчас в его залах, помимо прочего, располагаются выставочные экспозиции перечисленных ведомств.
Архитектурная группа по приказу Александра I построена в стиле Ф. Б. Растрелли, чтобы завершить ансамбль Дворцовой площади. Строение состоит из двух отдельно стоящих зданий. Если смотреть сверху со стороны Зимнего дворца — то их общий вид напоминает треугольник с выемкой в основании. Постройки соединены между собой Триумфальной аркой. Её возвели в ознаменование победы над наполеоновской армией в 1812 году.
Залы Эрмитажа
Не пытайтесь посмотреть все коллекции музея за одно посещение! Чтобы прогулка по музею доставила наслаждение, подумайте: что именно хочется посмотреть? Работы голландских мастеров, древнегреческие статуи, картины русских художников, современное искусство или археологические находки? А может быть, бриллиантовый фонд или Лоджии Рафаэля?
В Эрмитаже открыто столько залов, что, если тратить на посещение каждого один день, то на обход музея человеку понадобится целый год!
В Зимнем дворце более десятка парадных и камерных помещений: Большой и малый тронные залы, Гербовый и Белый залы, Малахитовая гостиная и другие. Здесь же, в Зимнем, находится зал с египетскими древностями. Одна из них — мумия возрастом более 2500 лет.
Главная достопримечательность Малого Эрмитажа — великолепные часы «Павлин». Они очень красивы: в стеклянной клетке на дубе сидит павлин из бронзы и серебра с позолотой. С правой стороны от него — петух, а с левой — сова в витой клетке. На ветках дуба сидят белочки.
Часам около 250 лет, но все механизмы работают исправно. Они были изготовлены в Англии во второй половине XVIII века Д. Коксом. В Россию их привёз и подарил Екатерине II князь Потёмкин.
В Старом Эрмитаже вас ожидают работы великих итальянцев: Леонардо да Винчи, Тициана и других мастеров.
В Новом Эрмитаже разместились произведения искусства Древних Греции и Рима. Также там есть особая достопримечательность — Большая Колыванская ваза из цельного куска яшмы. Она находится на первом этаже.
На втором этаже можно увидеть копии рафаэлевских лоджий, а в соседнем зале — его подлинные полотна. Там же «живёт» «Скорчившийся мальчик» Микеланджело, которому ни много ни мало — почти 500 лет. А ещё здесь находятся залы Рембрандта и Рыцарский зал с коллекцией оружия.
В Главном штабе располагаются работы известных импрессионистов и русских художников XIX и XX веков, произведения искусства из Африки. Здесь же расположена выставка Фаберже. Также в этом здании часто проходят временные выставки. Информацию об актуальных мероприятиях смотрите на официальном сайте.
Билеты
В советские времена, чтобы пройти в музей, каждому человеку необходимо было отстоять огромную очередь в несколько часов. Сегодня достаточно купить электронный билет и пройти внутрь в указанное в нём время. Приобрести входной билет и узнать точные адреса музеев можно онлайн — на сайте Государственного Эрмитажа.
Каждый третий четверг месяца в Главный музейный комплекс (ГМК) могут бесплатно попасть различные льготные категории граждан: пенсионеры, студенты, дети до 14 лет, многодетные семьи и другие (подробнее на сайте музея). Однако эта акция не распространяется на Зимний Дворец Петра I и Дворец Меншикова.
Режим работы
ГМК открыт с 11:00 ежедневно, кроме понедельников, 1 января и 9 мая. Но учтите, что в среду, четверг и воскресенье служители музея попросят вас выйти уже в 18:00, а во вторник, пятницу и субботу экспозицию можно осматривать до 20:00.
Главный штаб работает так же.
В Музей Императорского фарфорового завода можно зайти с 11:00 до 17:30 в любой день, а в субботу — до 18:30.
Зимний дворец Петра I и Дворец Меншикова можно посетить с 12:00. Двери первого здания закрываются — в 17:30, а второго — в 18:00.
Где находится и как добраться до Эрмитажа?
Ближе всего к Дворцовой площади расположена станция метро «Адмиралтейская».
Также до Дворцовой площади можно доехать на автобусах №7, 10, 24, 191 и троллейбусах №1, 7, 10, 11. Остановка называется «Дворцовая набережная / Дворцовая площадь».
Заключение
Эрмитаж — это музей в музее. Потому что ценна не только его коллекция, но и сами здания. Посетить этот музей должен каждый, чтобы воочию увидеть величие и красоту искусства и архитектуры!
Эрмитаж нельзя обойти за один день, поэтому для его посещения нужно выработать свою стратегию: или посвятить посещению музея больше времени, или идти на определённые экспозиции и художников. В любом случае, в Эрмитаже нужно побывать.
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Александро-Невская лавра, Иоанновский монастырь и часовня Ксении Блаженной за 1 день
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца