Крейсер «Аврора» — символ российского флота

21 янв 2023, обновлено 13 окт 2024
Крейсер «Аврора» — символ российского флота
Солидный возраст и героическое прошлое дают «Авроре» право быть самым знаменитым и влиятельным кораблём военно‑морского флота России за всю историю. О крейсере ходит много слухов и легенд. Принято считать, что именно этот корабль сделал по Зимнему дворцу выстрел, который положил начало цепи победоносных событий и триумфу Октябрьской революции в 1917 году. Но это не совсем так. Рассказываем, чем знаменит крейсер «Аврора», и какие факты сделали его легендарным. Также вы узнаете режим работы крейсера, как до него добраться и сколько стоят билеты.

Крейсер «Аврора» на карте Санкт‑Петербурга

История крейсера

При проектировании корабль был рассчитан на 25 лет существования. Сегодня — это старейшее в России судно. По воде самостоятельно оно ходить уже не может, только с помощью буксиров.

1902 год. Первая кампания • 1903 год. Крейсер на испытаниях

Своё название корабль получил отнюдь не в честь римской богини утренней зари, как может показаться на первый взгляд. В ту эпоху было принято давать название новому судну в честь боевых кораблей‑героев. Присвоить имя мог только император. Именно Николай II является крёстным отцом крейсера, который выбрал для него имя «Аврора» в честь боевого фрегата-предшественника, сражавшегося за Россию в Крымской войне. По другой версии, этот корабль был назван в честь одной из первых красавиц Петербурга Авроры Карловны Демидовой‑Карамзиной.

Строительство корабля началось на судостроительной верфи в Санкт‑Петербурге в июне 1897 года и длилось три года. Торжественный спуск на воду судна водоизмещением более 67 300 тонн состоялось в присутствии Николая II.

1904 год. Схема размещения запаса угля • 1905 год. Схема размещения артиллерийского вооружения крейсера «Аврора»

Крейсер принимал участие в боевых сражениях русско‑японской войны (1905 год) и во время Первой мировой войны.

В 1941 году, когда над Ленинградом нависла угроза фашистской оккупации, девять боевых пушек сняли с судна и поставили неподалёку от Красного села. Демонтированные орудия держали оборону города. Сам крейсер подвергался атакам со стороны немцев на протяжении всей блокады Ленинграда.

Ещё по теме
 
Крейсер «Аврора»
1904 год. В составе Второй Тихоокеанской эскадры

После войны судно много лет выполняло функции тренировочной базы для кадетов. Здесь были оборудованы классы, где будущие моряки постигали азы военно‑морского дела.

В начале 50‑х годов прошлого века на крейсере стали собирать экспонаты для создания музейной экспозиции. С 1956 года на судне работает филиал Центрального военно‑морского музея.

В составе Императорского флота

Самое тяжёлое для «Авроры» сражение произошло в мае 1905 года рядом с японским островом Цусима. Судно выпустило по противнику более 600 снарядов различного калибра. В двухсуточном бою осколки шесть раз сбивали флаг, но экипаж возвращал его на место. В этом бою корпус и боевое снаряжение судна получили тяжёлые повреждения. Погиб командир Евгений Егорьев и 16 матросов, ещё 90 человек получили тяжёлые ранения.

После русско‑японской войны судно было восстановлено и продолжало служить в отечественном флоте. В годы Первой мировой войны крейсер участвовал в проведении десантных операций, активно помогал действиям войск на суше, поддерживая их огнём артиллерии. Несмотря на многочисленные атаки с воздуха, судно серьёзно не пострадало.

1905 год. Кормовой флаг крейсера после Цусимского сражения • 1905 год. Повреждения, полученные в Цусимском бою

Под советским флагом, превращение в музей

Во времена СССР все учебники истории рассказывали, что Октябрьская революция началась со знаменитого выстрела «Авроры» по Зимнему дворцу. Утверждали, что сейчас крейсер стоит на том месте, с которого этот выстрел был сделан.

Матросы, служившие тогда на судне, опровергали эти сведения: если бы по Зимнему стреляли боевыми снарядами, то дворец вряд ли бы уцелел.

25 октября Крейсер находился возле Благовещенского моста в Санкт‑Петербурге и в 21:40 сделал один холостой выстрел. Это было командой для революционных отрядов, ждавших на Васильевском острове. Услышав сигнал, они пошли на штурм Зимнего дворца.

1923 год. На ремонте в Кронштадте • 1925 год. Запись о практическом плавании на «Авроре» в служебной книжке краснофлотца

К моменту победы советской власти корабль технически устарел, обветшал и нуждался в серьёзном капитальном ремонте. Все понимали, что такое культовое судно, как крейсер «Аврора», нельзя отправлять на свалку истории. Его было решено отремонтировать и использовать как учебную базу. К 1923 году «Аврору» отреставрировали и включили в отряд учебных кораблей Балтийского флота.

В конце 1948 года крейсер перевели к месту окончательной стоянки возле Нахимовского училища. Долгое время его курсанты обучались здесь азам военно‑морского искусства.

Постепенно на судне стали создавать музейную экспозицию из исторических документов и фотографий, а также предметов корабельного быта. В 1960 году «Аврору» включили в список памятников, охраняемых государством.

1950–1955 годы. На судне • 1954 год. Марш у крейсера

После очередной реконструкции, завершённой в 2016 году, крейсер функционирует только как музей. Его экспозиция отражает историю событий, в которых судно принимало участие. За весь период существования музея в нём побывало более 30 миллионов человек.

Внешний вид корабля

Облик легендарного судна — один из самых распространённых символов Санкт‑Петербурга, который изображают на памятных значках, медалях и открытках.

Палуба сделана из индийского тика, который не подвержен гниению. С момента спуска судна на воду пол на палубе перекладывали только один раз.

Два паровых катера, которые находятся на палубе, оборудованы пятиствольными пушками и аппаратами для метания мин.

Ещё по теме
 
Крейсер «Аврора»

В качестве музейного экспоната на палубе выставлена двухметровая лопасть. Раньше она находилась на одном из трёх винтов, которые приводили в движение огромный корабль.

На монорельсе, идущем через палубу крейсера, висят «беседки». Каждая из них имеет по 4 снаряда. По монорельсу они поставлялись к орудию, матросы их по одному заряжали и по команде «Пли!» делали выстрел по неприятелю. Огонь вели из 150‑миллиметровых трёхдюймовых пушек типа Канэ (по имени французского инженера-разработчика).


В носовой части установлено орудие, на которой есть памятный знак. На нём написано, что вечером 25 октября 1917 года из этого орудия был произведён выстрел, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца.

«Аврора» не просто так выбрана символом революции. В те времена это был самый мощный корабль на Неве, залп которого был слышен во всём городе.

Музейная экспозиция

В одном из залов хранится модель крейсера в масштабе 1:50. На ней можно подробно рассмотреть, что «Аврора», как судно передвигалось используя энергию парового двигателя, приводящего в движение винты. На палубе корабля установлены три трубы, по которым дым от сгоревшего угля отводился из котельной.

Также на ней есть мачты, поэтому в случае поломки парового оборудования можно было поднять паруса и передвигаться с помощью силы ветра.

Крейсер Аврора
Модель крейсера. Фото: «Услуга по покупке билета на крейсер

На стенах музея много картин, запечатлевших прошлое боевого судна. Например, в Цусимском сражении первого капитана «Авроры» убило осколком, попавшим через смотровую щель. И одна из картин иллюстрирует именно этот момент.

Здесь хранится полотно с изображением боевого фрегата, в честь которого Николай II и назвал знаменитый крейсер «Авророй».

В одном из залов есть бюст первого комиссара крейсера «Авроры» Александра Викторовича Белышева. Именно он отдал команде приказ о выстреле вечером 25 октября 1917 года.

Фото: «Услуга по покупке билета на крейсер

Интересна модель памятника, оригинал которого установлен в честь русских моряков в итальянском городе Мессина. В 1908 году там случилось разрушительное землетрясение. И «Аврора» находилась в этот момент неподалёку. Моряки высадились на берег и помогали местным жителям устранить последствия землетрясения. Впоследствии за свой героизм экипаж получил награды от правительства Италии, их хранят здесь в память об этом событии.

Наглядно представлены условия, в которых жили моряки. В кубрике, где располагались матросы, висят гамаки, на которых они спали. Столы подвешены и закреплены так, чтобы они не опрокидывались даже при сильной морской качке. На них установлена посуда, из которой матросы принимали пищу.

За годы работы сотрудниками музея собрано много информации о технических характеристиках «Авроры», а также кадровом составе рядового и офицерского состава. Одна часть этой коллекции представлено документами, другая — фотографиями и предметами.

Ещё по теме
 
Фото: «Групповая экскурсия на крейсер

Режим работы

Музей работает по графику: с 11 до 18 часов со среды по воскресенье. Понедельник и вторник — выходные дни.

Цена на билеты на «Аврору» в Санкт‑Петербурге

Базовая стоимость билета на одного взрослого составляет 500 рублей. Подробнее с ценами можно ознакомиться на сайте музея.

Купить билеты на крейсер «Аврора» удобнее всего онлайн на сайте организации. Одновременно музейные помещения могут вместить не более 250 человек. По этой причине рекомендуем приобретать билеты заранее и онлайн. Так, даже при большом наплыве посетителей, получится гарантировано попасть на борт.

Для детей, ветеранов и других категорий граждан предусмотрены скидки.

Крейсер Аврора
Фото: «Услуга по покупке билета на крейсер

Где находится крейсер «Аврора» и как добраться?

Адрес постоянного местонахождения судна: Санкт‑Петербург, Петроградская набережная. Ориентир — Нахимовский сквер, который находится на углу пересечения Петроградской и Петровской набережных.

Проще всего туда доехать на метро: ближайшие станции «Горьковская» и «Площадь Ленина». Трамвай №6 идёт к точке назначения от обеих станций.

Ещё по теме
 
Крейсер Аврора

Заключение

Крейсер «Аврора» имеет огромное значение для истории России. Именно с этого корабля был произведён главный «революционный залп», по одной из версий, послуживший сигналом для штурма Зимнего дворца.

Сегодня на корабле организована интереснейшая музейная экспозиция, в которой представлены документы, фото и настоящие предметы корабельного быта. Однако крейсер не только музей, а ещё и корабль, на котором несут боевое дежурство моряки ВМФ России. И отбор сюда также строг, как и в Президентский полк.

В общем, посещение крейсера «Аврора» в Санкт‑Петербурге — это не только историческое путешествие, но и возможность прикоснуться к настоящей морской жизни военных.

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Павловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии ФёдоровныПавловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии Фёдоровны Всё о роскошных залах и экспозициях музейного комплекса

Еще экскурсии по теме