Кунсткамера — первый музей России
Всё о детище Петра I в Санкт-ПетербургеЭкспозиция Кунсткамеры в Санкт‑Петербурге — большая, красочная и информативная. Лишь несколько помещений на втором этаже музея отведено под выставку отклонений в развитии человека и животных. Рассказываем историю Кунсткамеры, как добраться до музея и купить билеты, а также знакомим с коллекцией и главными залами.
Кунсткамера на карте Санкт‑Петербурга
История создания Кунсткамеры
Музей антропологии и этнографии появился в начале XVIII века благодаря первому российскому императору. Пётр I мечтал видеть Россию процветающей страной и многое для этого делал. Путешествуя по Голландии и Англии, государь бывал в кабинетах, где демонстрировались редкости и диковинки. И уже во время второго посещения Нидерландов русский царь задумал собственный проект и стал собирать коллекцию экспонатов для музея редкостей.
Создание постоянной экспозиции Кунсткамеры началось с распоряжения Петра I перевезти в Санкт‑Петербург свою библиотеку. Также в фонд музея из Аптекарской канцелярии передали книги и анатомические препараты. Канцелярия отвечала за медицинское дело в стране. Музей антропологии и этнографии был создан на базе петровской библиотеки в 1714 году. В нём стали собирать коллекцию редкостей, имеющих научную, историческую и этнографическую ценность.
После создания Российской академии наук в 1724 году Кунсткамера перешла в подчинение ведомства. Это вывело музей на новый уровень. Учёные стали систематизировать экспонаты, изучать и пополнять фонды. В работах принимал участие и М. В. Ломоносов, который составил описание музейной коллекции минералов. Кунсткамера на долгие годы стала научной базой Академии наук и в то же время осталась культурно-просветительским учреждением. Музей антропологии и этнографии в начале своей истории был общедоступным для всех желающих. Для активного пополнения экспозиции Пётр I издал указ: за деньги в Кунсткамеру принимали всё, что было «зело старо и необыкновенно».
В советские времена на базе музея функционировал Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо‑Маклая. С 1992 года Кунсткамера вновь стала музеем. На сегодняшний день Кунсткамера работает также как научно-исследовательский центр Академии наук, где изучается культурное наследие народов России.
Здание и интерьеры
Первый проект Кунсткамеры разрабатывали несколько архитекторов при участии Петра I. В настоящее время здание на Университетской набережной Санкт‑Петербурга считается старейшим в мире сооружением, которое было возведено специально для размещения музея. В центре главного корпуса установлена большая башня, вершину которой венчает символическая модель Солнечной системы — армиллярная сфера.
За 300 лет существования здание музея несколько раз перестраивали. В первоначальном варианте фасады украшали резные вазоны и 12 статуй, олицетворяющих науки. В 1747 году в Кунсткамере случился пожар: постройка была повреждена, проводились восстановительные работы. Свой современный облик музей приобрёл к 1950 году, когда достроили новую каменную башню взамен сгоревшей деревянной. Именно тогда на вершине появилась знаменитая армиллярная сфера. В 1993 году пришедшую в негодность первую сферу заменили новой, из титанового сплава.
Интерьеры здания не менее интересны, чем экспонаты в коллекции Кунсткамеры. В музее повсюду расставлены бюсты учёных и скульптурные композиции, отражающие важность науки в жизни людей.
Экспонаты Кунсткамеры
На сегодняшний день в фондах хранится полтора миллиона предметов, которые невозможно одновременно представить для осмотра в рамках постоянной экспозиции. Однако в музее проводят большую работу для желающих глубже изучить запасники: несколько раз в год организуют временные выставки и демонстрируют коллекции онлайн в интернете.
Экспозиция разделена на три направления:
- Этнографический раздел составлен из предметов быта, которыми пользовались коренные жители разных уголков Земли — Индии, Японии, Индонезии, Китая, Монголии, Африки, Северной и Латинской Америки, Ближнего Востока.
- В Анатомическом кабинете, занимающем один зал музея, собраны экспонаты с отклонениями в развитии жизненно важных органов.
- В разделе, посвящённом истории Кунсткамеры, представлены документы об основании Академии наук России. Там расположен музей М. В. Ломоносова, Готторпский глобус и астрономическая обсерватория.
Анатомический раздел
Первые экспонаты для этого зала музея Пётр I купил у голландского учёного Фредерика Рюйша. Император говорил, что предметы собирались не ради устрашения: основная цель их использования — популяризация медицины.
Рядом со входом в зал стоит скелет силача и великана Николая Буржуа, которого Пётр I в 1717 году привёз из Франции и взял на службу. Рост этого человека был 2 метра 27 сантиметров.
В экспозиции есть и небольшой стенд с инструментами для удаления зубов и человеческими зубами, которые вырывал у подданных лично государь.
Большую часть коллекции занимают мутации, в том числе несовместимые с жизнью. Посетителей музея встречают сросшиеся близнецы, животные с несколькими головами или лишними лапами, человеческие тела без конечностей или с хвостами. Эти экспонаты в своё время послужили основой для развития науки об аномалиях человеческого развития — тератологии.
Кроме того, при посещении этого зала музея можно увидеть посмертную маску Петра I и оттиск руки императора.
Раздел «История Кунсткамеры и русской науки в XVIII веке»
В 1949 году на третьем этаже башни для посещения открылся музей, посвящённый жизни и работе М. В. Ломоносова. Учёный 23 года руководил Российской академией наук, был профессором химии, почётным членом Шведской академии наук, создателем Московского университета.
В этой части экспозиции представлено множество интересных предметов: личные вещи учёного, книги, мебель, а также инструменты исследователей XVII-XVIII веков.
В центре воссозданного зала заседаний Академии наук XVIII века стоит стол. За ним учёный совет слушал доклады. Свои работы академики представляли на латыни — международном языке науки того времени. На столе — резное позолоченное трёхгранное зерцало с двуглавым орлом сверху и указами Петра I о правилах поведения в общественных местах. В шкафах стоят научные труды академиков того времени и самого М. В. Ломоносова.
На четвёртом этаже, в центральной башне, до середины XIX века размещалась обсерватория. Здесь можно увидеть рабочее место астронома XVIII века и раздвижную подзорную трубу. Она принадлежала М. В. Ломоносову.
В экспозиции представлен и Готторпский глобус диаметром три метра, который представляет собой планетарий. Сидя внутри, можно наблюдать за движением небесных светил, размещённых на внутренней поверхности сферы. Прибор был создан учёными по заказу герцога Фридриха III Гольштейн-Готторпского, в честь которого и получил своё название. В 1713 году глобус подарили Петру I, после чего разместили в Кунсткамере.
Этнографические разделы
Кунсткамера создавалась с культурно-просветительскими целями, поэтому основная часть экспозиции посвящена истории, обычаям и традициям России и других стран.
Первые залы рассказывают о первобытных племенах, живших в разных уголках планеты. Представлены их описания, предметы быта и охоты, украшения, маски и тотемы. Следом идут залы, посвящённые индейцам майя, японцам, китайцам, индонезийцам.
На первых двух этажах здания Музея антропологии и этнографии представлены удивительные произведения природы и человека. Третий этаж посвящён географическим открытиям.
Для сбора коллекций, дающих представление об этнографии, минералогии, ботанике разных частей света, Академия наук снаряжала экспедиции.
Первая большая коллекция предметов культуры и быта народов Сибири собрана в 1727 году членами экспедиции под руководством Д. Г. Мессершмидта. Научная экспедиция Ф. Л. Елачина привезла в 1756 году из Китая три сотни предметов быта. Океанический отдел пополнен в 1780 году благодаря коллекции Джеймса Кука из Австралии, стран Индонезии и Новой Зеландии.
Со времён Екатерины II кораблям, направляющимся в кругосветное плавание, поручали собирать предметы для Кунсткамеры. После вещи описывали в музейном каталоге и размещали в экспозиции.
В коллекции музея можно увидеть шлемы индейского народа тлинкитов и шляпы жителей Аляски алеутов, накидки и плащи гавайцев из птичьих перьев, бенинскую бронзу, изделия из слоновой кости и другие предметы декоративно-прикладного искусства.
В залах разрешено делать селфи на фоне экспонатов и фотографировать необычные предметы (без использования вспышки).
Режим работы Кунсткамеры в СПб
Музей принимает посетителей круглый год со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00. Санитарный день — последний вторник месяца. Билеты перестают продавать за час до закрытия. Планируя посещение музея, рекомендуем уточнить расписание работы на сайте. В праздничные дни график может меняться.
Цены на билеты в Кунсткамеру
Актуальную стоимость посещения музея необходимо уточнять на сайте. Билеты можно приобрести в кассе и онлайн. Для пенсионеров, студентов и школьников есть льготы.
Где находится Кунсткамера и как добраться
Музей редкостей расположен в центре Санкт‑Петербурга по адресу: Университетская набережная, 3.
От станции метро «Невский проспект» и метро «Адмиралтейская» довезут автобусы №7, 24, 191 и троллейбусы №1, 7, 10, 11. Прогулка пешком займёт 20 минут.
Заключение
Представление, что Кунсткамера — это исключительно «уроды в банках», ошибочно. Купив билет в Музей этнографии и антропологии, можно познакомиться с обычаями и традициями народов, живущих в различных уголках планеты. Большая часть коллекции составлена из предметов быта, одежды, восковых и гипсовых фигур. Узнать как можно больше интересного о Петербурге и Кунсткамере путешественникам помогут местные гиды и их авторские экскурсии.
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения
Познакомиться с двумя эпохами Российской империи за один день
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!