Летний сад
Где находится и как устроен один из знаковых парков Санкт‑ПетербургаИстория
Старейший в Санкт-Петербурге сад появился в 1704 году во время правления Петра I и стал летней городской резиденцией императора. До основания столицы Российской империи в этом месте располагалась шведская усадьба майора Э. Б. фон Коноу с регулярным садом. Так что уже на освоенной территории Пётр I распорядился разбить цветники с изначально однолетними растениями, поэтому новый сад и стали называть Летним.
Первыми работами по обустройству паркового пространства занимался И. М. Угрюмов, при котором осушались болотистые участки, высаживались деревья и цветы, появились первые фонтаны. Согласно моде начала XVIII века, сад остался регулярным — то есть в основе планировки лежали правильные геометрические формы, деревья были ровно подстрижены, а аллеи пересекались под строго выверенным углом. Сад делился на боскеты — небольшие участки‑площадки, окружённые ровными зелёными стенами из растений.
Для осушения территории и декоративных целей были устроены Поперечный канал (он делил пространство на две практически равные части, но не сохранился), Лебяжий канал (соединяет Неву и Мойку) и Карпиев пруд. В результате Летний сад оказался на небольшом изолированном острове, окружённом водой со всех сторон.
К 1712 году для императора достроили каменный Летний дворец, который расположился на пересечении Невы и Фонтанки и сохранился до нашего времени. Летний сад украсили мраморные итальянские скульптуры, на них и сейчас можно полюбоваться, гуляя по аллеям. Также при Петре I появился лабиринт с фонтанами. Чуть позже возвели Людские покои, павильон «Грот» и дворец для супруги императора Екатерины I. Всё это великолепие, а также построенный Ф. Б. Растрелли в 1730‑е Летний дворец Анны Иоанновны, не сохранилось.
Общественным Летний сад стал ещё при правлении Елизаветы Петровны. Сначала его открыли только для представителей знати, а вскоре и многие обычные горожане смогли прогуливаться по тенистым аллеям, но обязательно в «приличной» одежде.
Первоначальный облик сада сильно пострадал после наводнения 1777 года: погибли деревья и кустарники, разрушились фонтаны и многие деревянные постройки. Восстановлением никто не занялся, и некогда регулярный сад стал постепенно превращаться в пейзажный парк. На место строгой геометрии и ровно стриженным кронам деревьев пришли свобода и естественность природных форм.
Однако конец XVIII века был отмечен не только утратами. К 1784 году для сада изготовили знаменитую чугунную ограду, украсившую вход со стороны Невы. Её выполнили по проекту Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова.
В 1824 году Летний сад пострадал от очередного наводнения, после которого велись активные работы по его восстановлению. На месте «Грота» был построен Кофейный домик по проекту К. И. Росси, где находилась кондитерская, а теперь — джазовое арт‑кафе. В 1827 году появился ещё один павильон — Чайный домик архитектора Л. И. Шарлеманя — единственное сохранившееся деревянное здание в Летнем саду. По проекту Шарлеманя была выполнена ограда с южной стороны парка, где протекает Мойка.
С 1934 года сад вместе с коллекцией скульптур и дворцом Петра I становится музеем. В годы Великой Отечественной войны вся территория довольно сильно пострадала в ходе обстрелов. Было уничтожено более 300 деревьев и столько же кустарников. Скульптуры удалось сохранить только потому, что их прятали в выкопанных в саду ямах‑укрытиях.
В 2000‑х была проведена масштабная реконструкция сада, при которой частично воссоздали первоначальную историческую планировку начала XVIII века. В 2012 году он вновь открылся для посетителей.
Что посмотреть в Летнем саду
Несмотря на такую непростую судьбу, и сегодня в этом парке можно увидеть элементы разных эпох. С момента своего основания Летний сад постоянно видоизменялся. Каждая историческая эпоха привносила в его облик что‑то новое. Поэтому роскошная петровская летняя резиденция начала XVIII века с регулярной планировкой и множеством фонтанов сильно отличалась от образа сада XIX и начала XX веков. Хотя именно таким, без былого великолепия, его запомнили и увековечили в своих произведениях Пушкин и Ахматова.
Летний дворец Петра I
Небольшое двухэтажное каменное здание, построенное по проекту Доменико Трезини в 1710–1712 годах. В нём император вместе с семьёй проводил тёплые месяцы (с мая по октябрь). Дворец интересен тем, что является одним из старейших архитектурных памятников Санкт‑Петербурга, а ещё его внешний вид и интерьеры не подвергались существенным перестройкам.
Фасады здания с большим количеством окон украшены 29 барельефами на сюжеты из античных мифов. В основном предпочтение отдавалось военной тематике. Так аллегорически прославлялись победы Российской империи в Северной войне, которая на момент завершения строительства была в самом разгаре. Дворец имеет двускатную крышу, которую венчает флюгер в виде медной фигуры Георгия Победоносца. Он соединён с богато декорированным резьбой механизмом внутри здания, по показаниям которого и сейчас можно отследить сильные порывы ветра.
Гуляя по изысканно обставленным интерьерам, можно своими глазами увидеть, как жили Пётр I и Екатерина I. Комнаты императора располагались на первом этаже. К ним относятся спальня, кабинет и столовая, а также две приёмные, секретарская, нижняя поварня и гардеробная. Помещения супруги Петра I находились на втором этаже. Среди них особенно выделяется Зелёный кабинет, где император держал свою коллекцию «редкостей» — необычных, ценных предметов. Именно эта комната положила начало образованию Кунсткамеры, где были выставлены многочисленные экспонаты, уже не помещавшиеся в небольшие витрины в Летнем дворце.
Памятник И. А. Крылову
Находится недалеко от входа в сад слева от Главной аллеи. Бронзовый памятник баснописцу, выполненный скульптором П. К. Клодтом, открыли в 1855 году. Летний сад для его размещения выбрали не случайно: Крылов любил здесь гулять. Но есть и другая причина. В XVIII веке в петровской резиденции находился лабиринт, украшенный фонтанами с изображениями героев из произведений древнегреческого баснописца Эзопа. Весь ансамбль был утрачен после наводнения 1777 года, и в установлении в саду памятника Крылову прослеживается определённая преемственность.
Фигура баснописца в исполнении Клодта получилась довольно необычной для середины XIX века. В ней нет аллегоричности, античного влияния и какой‑либо идеализации. Перед нами — сидящий на камне в естественной позе человек в непарадной одежде. Ещё одна особенность памятника — гранитный постамент, декорированный рельефами на сюжеты из известных басен Крылова.
Скульптуры Летнего сада
Коллекция мраморных скульптур начала формироваться примерно с 1710 года. А к концу петровского правления аллеи украшало уже 118 произведений. Они приобретались сериями, поэтому и сейчас легко распознать тематические группы, к которым принадлежали памятники: бюсты римских императоров, античных философов, нимфы, музы, «военные» скульптуры, прославлявшие победы России в Северной войне.
В основном авторами произведений были венецианские мастера XVII–XVIII веков, так что среди скульптур Летнего сада есть настоящие шедевры. К ним относится композиция «Амур и Психея», выполненная одним из учеников Лоренцо Бернини. У Летнего дворца расположена скульптура Пьетро Баратты «Аллегория Ништадтского мира. Мир и Победа», которая была заказана в честь заключения мирного договора со Швецией в 1721 году.
Сейчас Летний сад украшают точные копии 38 статуй, 48 бюстов и 5 скульптурных групп (оригиналы выставлены в Михайловском замке).
Фонтаны Летнего сада
Их строительство было начато ещё первым архитектором сада Угрюмовым. По инициативе Петра здесь появилось огромное количество не только классических фонтанов, но и «шутих». Наводнение 1777 года уничтожило весь прежний ансамбль. После реконструкции 2000‑х было воссоздано восемь петровских фонтанов.
У Царицына фонтана в виде шахматной доски Екатерина I принимала дам. Он находится на первой площадке по Главной аллее. Фонтан «Пирамида» на четвёртой площадке со ступенчатыми очертаниями повторяет формы фонтана с тем же названием в Петергофе. А Коронный фонтан у Лебяжьего канала имеет множество струй, которые, соединяясь, образуют композицию, похожую на корону.
Невская ограда Летнего сада
Решение огородить сад со стороны Невы было принято при правлении Екатерины II. В тот же период берега реки были искусственно увеличены методом подсыпки, и их одели в гранит. Работа над масштабным проектом решётки началась в 1770 году и завершилась в 1784 году.
Монументальная ограда состояла из 36 массивных столбов из финского гранита и кованых металлических звеньев в виде копий с золочёными наконечниками, которые были изготовлены тульскими мастерами. Изначально решётка имела трое входных ворот, с которых начинались главные аллеи сада. Но после покушения на Александра II 4 апреля 1866 года на месте центральных ворот возвели часовню в честь чудесного спасения императора. Она простояла до 1930 года, а затем её было решено снести как «антихудожественную». Центральные ворота при этом не восстановили, а вместо часовни установили звено решётки. Исторический облик ограде вернули только после реставрации в 2000‑х. Теперь, заходя в Летний сад через центральные ворота, можно любоваться на ажурную ковку и силуэты античных ваз с золочёными цветами.
Режим работы Летнего сада
Как и у многих других парков Санкт‑Петербурга, у Летнего сада есть летний и зимний режимы работы. С начала мая по конец сентября он открыт с 10:00 до 22:00, а в холодное время года (с октября по конец марта) прогуляться по аллеям можно с 10:00 до 20:00. Выходной день — вторник. В период с 1 по 30 апреля сад закрыт на просушку.
Как добраться
Если вы гуляете по историческому центру города, то найти сад будет нетрудно. Он расположен рядом с Михайловским замком, а также Марсовым полем и храмом Спаса на Крови. Со стороны Невы можно зайти в парк через ту самую ограду. Вход расположен недалеко от Троицкого моста, который соединяет Петроградскую сторону с центром города.
Ближайшие станции метро к Летнему саду — «Гостиный Двор», «Невский проспект» и «Чернышевская».
Заключение
В Летнем саду находится такое большое количество достопримечательностей и просто приятных для прогулок мест, что провести в нём можно хоть целый день. А затем — прогуляться до Михайловского замка и полюбоваться на оригиналы мраморных скульптур, которые заказывал когда‑то для своей резиденции Пётр I.
В Санкт‑Петербурге и его окрестностях есть ещё множество садов и парков с не менее удивительной историей. А получить от прогулок максимум удовольствия и интересной информации помогут опытные гиды.
Автор: Анастасия Билибина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения